Особенности притязания на социальное признание у подростков с задержкой психического развития в оценке психологических механизмов социализации

Автор(ы):

Анна Алексеевна Гостар, кандидат психологических наук, доцент кафедры комплексной коррекции нарушений детского развития, https://orcid.org/0000-0001-8117-1191, Иркутский государственный университет

664003, Россия, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1 тел.: +7 (3952) 243437, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Арина Сергеевна Щербатова, педагог-психолог, магистрант кафедры комплексной коррекции нарушений детского развития, https://orcid.org/0000-0001-9604-8348

Иркутский государственный университет 664003, Россия, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1 тел.: +7 (3952) 200739, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Оценка психологических механизмов социализации может включать в себя определение характеристик притязания на социальное признание подростков с нарушениями развития. С учётом этого может строиться психологическая помощь подросткам с задержкой психического развития. В данной статье представлены результаты исследования особенностей притязания на социальное признание как одного из компонентов в оценке психологических механизмов социализации подростков 13–15 лет с задержкой психического развития.

Интерес представляют не только сведения о том, на что в социуме претендуют обучающиеся с лёгкими формами интеллектуальной недостаточности, но и насколько они понимают, как, по их мнению, оценивают эти притязания их близкое окружение (друзья, родители, педагоги). Представлены эмпирические данные об особенностях притязаний на социальное признание подростков с задержкой психического развития, полученные на основе беседы и модифицированной методики «Как меня оценивают?». Выборка испытуемых была верифицирована с помощью оценки уровня интеллектуального развития испытуемых по детскому тесту Д. Векслера. В качестве контрольной группы рассматривались подростки с нормальным развитием. Результаты исследования были подвергнуты качественному и количественному анализу. Получены достоверные различия (по t-критерию Стьюдента) между подростками целевой и контрольной группы по уровню притязаний на социальное признание, а также по отдельным параметрам проведённых методик. Корреляционный анализ Пирсона позволил выявить взаимосвязь между уровнем интеллектуального развития испытуемых и их уровнем притязаний на социальное признание. Чем выше вербальный интеллектуальный показатель, тем более адекватные притязания на социальное признание обнаруживаются у подростков.

Полученные результаты позволили сделать выводы о недостаточной адекватности уровня притязаний на социальное признание подростков с задержкой психического развития по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками. Это свидетельствует о недостаточной реализации рефлексивного механизма социализации. Появление такого рода данных может способствовать уточнению психокоррекционной работы с подростками, имеющими задержку психического развития.

Ключевые слова: притязания на социальное признание, социальное признание, психологические механизмы социализации, социальная компетентность, аутопсихологическая компетентность, социализация, подростки с задержкой психического развития

Для цитирования: Гостар А. А., Щербатова А. С. Особенности притязания на соци- альное признание у подростков с задержкой психического развития в оценке психоло- гических механизмов социализации // Педагогический ИМИДЖ. 2021. Т. 15. № 4 (53). С. 536-546. DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-4-536-546

https://doi.org/10.32343/2409-5052-2021-15-4-536-546

УДК: 316.6+376.4

Дата поступления в редакцию: 05.07.2021

Список литературы:

1. Белопольская Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. М. : Изд-во УРАО, 1999. 147 с.

2. Инденбаум Е. Л., Бабкина Н. В., Коробейников И. А. Дети с задержкой психического развития. М. : Просвещение, 2019. 47 с.

3. Инденбаум Е. Л. Школьники с легкими формами интеллектуальной недостаточности: психолого-педагогическая диагностика и характеристики психосоциального развития: монография. Иркутск : Изд-во Вост.-Сиб. гос. акад. образования, 2012. 180 с.

4. Конева И. А. Особенности образа Я младших подростков с задержкой психического развития: дис... канд. психол. наук : 19.00.10. Нижний Новгород, 2002. 217 с.

5. Коробейников И. А. Нарушения развития и социальная адаптация. М. : PerSe, 2002. 191 с.

6. Моисеева О. А. Социальное признание как цель стратегии социального самоутверждения старшеклассников // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2010. № 8(50). С. 79–80.

7. Мудрик А. В. Социально-педагогические проблемы социализации: монография. М. : МПГУ, 2016. 256 с.

8. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития ; 17-е изд. М. : Академия, 2019. 656 с.

9. Сидоров К. Р. Уровень притязаний школьников и ожидания, требования их родителей // Открытая школа : новые подходы и практики взаимодействия с родителями : Материалы городской научно-практической конференции. Ижевск, 2015. С. 37–43.

10. Столяренко Л. Д., Столяренко В. Е. Социальная психология ; 4-е изд. М. : Юрайт, 2020. 219 с.

 

Скачать статью в формате pdf


Просмотров: 160 | Скачиваний: 92