Реальность и перспективы развития современного воспитательного процесса

Автор(ы):

Олимпиада Александровна Лапина, профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии и педагогики начального образования, https://orcid.org/0000-0003-3415-2558, Педагогический институт, Иркутский государственный университет

664003, Россия, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1, тел.: +7 (3952) 426417, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Стремительный прогресс в науке, технике, технологии, безусловно, оказывает влияние и на политику современного воспитания: она сегодня более активна, смелее реагирует на всё новое.

Но природа становления человека имеет свои особенности, требует осторожности и научного изучения влияния социального контекста, социальных реформ на жизнь детей и подростков, на развитие их мышления, на их поступки и отношения.

Цель статьи: показать актуальность обращения к ценностям и смыслам современного воспитания, к анализу идей реформирования в области воспитания, определить их характер и разумность (с точки зрения социологии, педагогики и психологии). Выделить факторы, ставшие причиной негативных проявлений в воспитании. В ходе исследования использовались следующие методы: обобщающий анализ научной и научно-методической литературы по проблемам современного воспитания, изучение направленности концепций и исследовательских позиций, изменяющих воспитательные традиции.

Результаты исследования. Выявлены отдельные точки зрения (как тренды воспитания в современных условиях) по таким проблемам, как:

– «проектное воспитание», ориентированное на своеобразный педагогический «само-заказ», на основе которого выстраивается «вероятностная модель социального и индивидуального поведения»;

– «переход от дискурса коллективизма к дискурсу заботы о себе»;

– «личностный рост и восхождение к собственной свободе»;

– новая виртуальная реальность являются причиной другого мышления, импульсивного поведения, нацеленности на достижение быстрого индивидуального успеха и т.д.

Обсуждение и заключение. Анализ теоретических позиций позволяет сделать вывод, что социальные реформы и научно-технический прогресс существенно изменили условия, стиль жизни и ценностные ориентиры в сфере воспитания. При этом ускоряется время внедрения новой культуры отношений между поколениями, изменяется восприятие действительности, сокращаются периоды социального

развития детей и подростков. Всё это вызывает стремление найти пути идеального соотношения времени и задач воспитания, чтобы сохранить национальный культурный код с его неизменными традиционными основами развития «внутреннего человека».

Ключевые слова: воспитательная стратегия и тактика, цифровая среда как пространство воспитания, современные технологии воспитания, контрасты воспитания, опыт социального самоопределения, ценностно-смысловая сфера личности, воспитанность как культура

Для цитирования: Лапина О. А. Реальность и перспективы развития современного воспитательного процесса // Педагогический ИМИДЖ. 2022. Т. 16. № 1 (54). С. 5–13. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-1-5-13

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-1-5-13

УДК: 37.013 32

Статья поступила в редакцию 19.08.2021, одобрена после рецензирования 25.10.2021, принята к публикации 12.03.2022.

Список источников:

1. Тихонова Н.Е. Социальная структура России: теории и реальность: монография. М. : Новый хронограф: Ин-т социологии РАН, 2014. 408 с.

2. Степанов П. В. Современная теория воспитания: словарь-справочник / Под ред. Н. Л. Селивановой. М. : Педагогический поиск, 2016. 48 с.

3. Карманчиков А. И. Прогностическая логистика в системе образования. Монография. Ижевск : Удмуртский университет, 2012. 225 с.

4. Изменяющаяся теория воспитания: проблемы и перспективы развития: монография / под ред. Н. Л. Селивановой и П. В. Степанова. М. : Педагогический поиск, 2017. 108 с.

5. Mobilis in mobili. Личность в эпоху перемен / под общ. ред. Александра Асмолова. М. : ЯСК, 2018. 538 c.

6. Гусаковский М. А Тренды воспитания в современных условиях: от дискурса коллективизма к дискурсу заботы о себе // Известия Саратовского ун-та Новая серия. Серия: Акмеология образования. 2019. Т. 8. Вып. 2 (30). С. 169-175. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-2-169-175.3

7. Селиванова Н. Л. Предпосылки создания перспективных моделей воспитания // Сибирский педагогический журнал, 2013. № 3. С. 25–29.

8. Артемьева В. А., В., Утюмова Е. А., Артемьева В. В. Воспитание подрастающего поколения в условиях цифровизации образования // Воспитание как стратегический национальный приоритет: международный научно-образовательный форум. Ч. 2. Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет. 2021. С. 21–25. DOI: 10.26170/Kvnp-2021-02-03

9. Халперн Д. Психология критического мышления ; изд. 4-е ; пер. с англ. Н. Малыгина и др. СПб. : Питер. 289 с.

10. Латун В. В., Задорожная О. В., Окунева И. А. Антипедагогика как попытка радикального поворота и ее идейно-теоретические истоки [Электронный ресурс] // Мир науки. 2017. Т. 5. № 1. С. 64. URL: http://mir-nauki.com/PDF/68PDMN117 (дата обращения: 15.08.2021).

11. Буева Л.П. Человек, культура и образование в кризисном социуме // Alma mater. 1997. № 4. C. 11–17.

12. Лихачев Д. С. Прошлое – будущему. Статьи и очерки. Ленинград: Наука, Ленинградское отделение, 1985. 575 с.

13. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика. Учебное пособие. М. : Академия, 2010. 252 с.

14. Бедарева А. В., Саволайнен Г. С. Развитие гуманитарной компетентности студентов вуза в процессе профессиональной подготовки // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2011. № 1. С. 13–18.

15. Берулава М. Н. Еще раз о воспитании в современном информационном обществе // Вестник Университета Российской Академии образования, 2012. № 2(60). С. 8–13.

16. Логинова С. В. Взаимосвязь индивидуальных особенностей и поведенческих проблем детей: опосредующая роль родительского воспитания // Психологический журнал, 2018. Т. 39. № 5. С. 26–36. DOI 10.31857/S020595920000068-0

 

Скачать статью в формате pdf


Просмотров: 136 | Скачиваний: 72