Cамостоятельность здоровьесбережения как показатель физической культуры студентов университетов

Автор(ы):

Андрей Иванович Коробченко, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры «Физическая культура и спорт», https://orcid.org/0000-0002-9650-8081, Иркутский государственный университет путей сообщения

664074, Россия, г. Иркутск, ул. Чернышевского, 15, тел.: +7 (3952) 638399, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Геннадий Михайлович Голубчиков, преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, https://orcid.org/0000-0002-2546-3883, Российский государственный университет правосудия, Восточно-Сибирский филиал

664074, Россия, г. Иркутск, ул. И. Франко, 23-а, тел.: +7 (3952) 411283

Иркутский государственный университет, Физкультурно-оздоровительный центр

664003, Россия, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, тел.: +7 (3952) 243220, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Светлана Альбертовна Харченко, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики, https://orcid.org/0000-0002-2648-5961, Иркутский государственный университет

664003, Россия, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, тел.: +7 (3952) 243220, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Мариям Равильевна Арпентьева, доктор психологических наук, доцент, профессор РАЕ, член-корреспондент РАЕ, академик Международной академии образования, заслуженный деятель науки и образования РАЕ, свободный научный сотрудник, внештатный эксперт, https://orcid.org/0000-0003-3249-4941

Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Содействие»

248000, Россия, г. Калуга, ул. Достоевского, 44, тел.: +7 (4842) 575144, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация.

Во введении обоснована актуальность проблемы самостоятельности здоровьесбережения студентов вузов средствами физической культуры. Отмечается необходимость решения вопроса о том, как формировать и развивать самостоятельность, в чём она состоит на разных стадиях существования и развития студента как личности, партнёра и как профессионала.

Материалы и методы. Цель исследования – интегративный анализ исследований самостоятельности здоровьесбережения как показателя физической культуры студентов университетов. Самостоятельность здоровьесбережения рассматривается как показатель высокого развития, действенности, осознанности физической культуры

студентов университетов, их свободного и ответственного поведения и отношения к вопросам разработки, реализации и осуществления индивидуальной траектории здровьесбережения, включая индивидуализированный режим двигательной активности.

Результаты. Изучено состояние исследований и проблемы формирования и развития самостоятельности здоровьесбережения как критерия физической культуры студентов университетов в современной педагогической науке и практике. Суммируются результаты исследований самостоятельности здоровьесбережения как интегративного показателя физической культуры студентов университетов, делается вывод о важности использования самостоятельности здоровьесбережения как критерия оценки сформированности физической культуры.

Выводы: Выделены перспективы и направления развития самостоятельности здоровьесбережения как показателя физической культуры студентов университетов.

Ключевые слова: здоровьесбережение, мотивация, самостоятельная деятельность, физическая культура, самостоятельное здоровьесбережение, компетентностно- деятельностный подход, двигательный режим, самостоятельное формирование двигательного режима, индивидуальная траектория здоровьесбережения, учебная самостоятельность

Для цитирования: Коробченко А. И., Голубчиков Г. М., Харченко С. А., Арпентьева М. Р. Cамостоятельность здоровьесбережения как показатель физической культуры студентов университетов // Педагогический ИМИДЖ. 2022. Т. 16. № 1 (54). С. 5160. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-1-51-60

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-1-51-60

УДК: 796; 378

Статья поступила в редакцию 21.12.2021, одобрена после рецензирования 18.02.2022, принята к публикации 01.03.2022.

Список источников:

1. Education in Sport and Physical Activity. Future Directions and Global Perspectives / Ed. by K. Petry, J.de Jong. New York, London: Routledge, 2022. 260 p.

2. Ponzi D. An introduction to the Special Issue on “Sports Science: Evolutionary Perspectives and Biological Mechanisms [Electronic resource] // Adaptive Human Behavior and Physiology. 2022. Vol. 8. Pp. 1–9. URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s40750- 022-00187-7 (accessed: 12.08.2021); https://doi.org/10.1007/s40750-022-00187-7

3. Oliver M. D., Morton A. L., Baldwin D. R., Datta S. A pilot study exploring the relationship between wellness and physical fitness: an examination into autonomic health // Journal of American College Health. 2020. Vol. 68:7. Pp. 712–719; doi:10.1080/07448481.2019.1596919

4. Пахомов А. Н. Проблемные аспекты формирования в вузе компетентности в области здоровьесбережения // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-1. С. 224–227.

5. Balica M. Supporting student wellbeing in a digital learning environment. Evidence-based opportunities for innovation in learning and teaching during school closures related to the COVID-19 pandemic and beyond [Electronic resource] // The International Baccalaureate (IB). Switzerland, Genève: International Baccalaureate, 2021. Рp. 1–26. URL: https://ibo.org/globalassets/publications/ib-research/policy/supporting-student-wellbeing-in-a-digital-learning-environment-policy-paper-en.pdf (accessed: 21.12.2021).

6. Brooker A., Baik C., Larcombe W. Understanding academic educators’ work in supporting student wellbeing // Research and development in higher education: Curriculum transformation / R. G. Walker & S. B. Bedford (Eds.). – Hammondville, NSW: Higher Education Research and Development Society of Australasia, Inc., 2017. Vol. 40. Pp. 50–60.

7. Мальков О. А., Говорухина А. А. Персонифицированное здоровьесбережение: возможности образовательной среды // Вестник Набережночелнинского государственного педагогического университета. 2021. № S2 (31). С. 127–130.

8. Методы и технологии социальной работы в современном мире : коллективная монография / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск : Зебра, 2019. 218 с.

9. Chasteen St. How can I help students become more expert learners, so they engage in active learning? [Electronic resource] // PhysPort. 10 Recommendations are tagged with

“productive engagement”, University of Colorado Boulder. 2017/ 2021. P. 1. URL: https:// www.physport.org/recommendations/Search.cfm?T=productive%20engagement&Q= (accessed:

21.12.2021).

10. Phillipson N. Sh., Phillipson S. The Power of Expert Teaching. Lessons for Modern Education. New York, London : Routledge, 2020. 192 р.

11. Аршинова В. В., Арпентьева М. Р., Кузнецова Н. В., Новаков А. В. Вопросы психологического сопровождения в спорте, рекреационно-оздоровительной и лечебной практиках // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2019. Т. 4. № 1. С. 106–114.

12. Бабушкин Г. Д. Психологическое сопровождение физического воспитания и спорта : учебное пособие. Саратов : Вузовское образование, 2020. 449 с.

13. Бабушкин Г. Д., Яковлев Б. П. Спортивная психология. Психологические методики в системе подготовки спортсменов к соревнованиям : учебное пособие. Саратов : Вузовское образование, 2020. 213 с.

14. Болдов А. С., Илькевич К. Б., Карпов В. Ю., Гусев А. В. Проблемы мотивации в физкультурно-спортивной деятельности у студентов творческих специальностей и направлений подготовки // Наука и спорт: современные тенденции. 2020. Т. 8. № 4. С. 86–92.

15. Ridley M. Student Development (A Personal View). Exploring the Information Ecology. [Electronic resource]. Toronto, ON: ORION. November 15, 2012. P. 1. URL: https://www. orion.on.ca/news-events/blog/student-development-a-personal-view/ (accessed 21.12.2021).

16. Коробченко А. И., Голубчиков Г. М. Физическая культура и спорт: ключевые аспекты обучения, воспитания и развития. Иркутск : Аспринт, 2020. 132 с.

17. Лопатин В. А. Формирование здоровьесберегающих компетенций в вузе средствами физической культуры // Педагогика, психология, общество: новая реальность : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Чебоксары, 22 янв. 2021 г.) / под ред. Ж. В. Мурзиной. Чебоксары: Среда, 2021. С. 260–262.

18. Biddle St. J. H., Mutrie N., Gorely T., Faulkner G. Psychology of Physical Activity. Determinants, Well-Being and Interventions. New York, London: Routledge, 2021. 502 p.

19. Кузнецова Е. А. Психологическое сопровождение образовательного процесса в спортивной деятельности // Форум молодых ученых. 2020. № 5 (45). С. 233–238.

20. Physical Activity and Health. The Evidence Explained / D. J. Stensel, A. E. Hardman, J. M. R. Gill (eds.). New York, London : Routledge, 2021. 566 p. https://doi.org/10.4324/9780203095270

21. Baik Ch., Larcombe W.& Brooker A. How universities can enhance student mental wellbeing: the student perspective // Higher Education Research & Development, 2019. Vol. 38:4. Pp. 674–687. doi:10.1080/07294360.2019.1576596

 

Скачать статью в формате pdf


Просмотров: 41 | Скачиваний: 19