год 2018, № 1

 

 

С.

 ОТ РЕДАКЦИИ

6

 РАЗДЕЛ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ»

 

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

 

Гаращенко Л. В.

Организация учебного процесса в частных гимназиях Иркутска в начале XX века 

7

 Кузнецова М. В., Власов А. Ф. 

Обучение экскурсоведению и развитие туристско-экскурсионно­го дела в Иркутске и Прибайкалье в XIX – первой половине XX века

17

 ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

 

 Арская Ю. А., Мамедов А. А.

Способы предупреждения и корректировки интерференцион­ных ошибок при обучении русскому языку как иностранному и как неродному

29

 ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

 

 Зыкова А. П., Воробьёва Е. В. 

Физическая подготовка гимнасток в спортивной аэробике на тренировочном этапе

39

 Очиров И. М., Ёлгина Л. С., Очирова А. И.

Современные формы и виды формирования здорового образа жизни студентов в Республике Бурятия

49

 ТЕОРИЯ, МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬ­НО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 Гордина О. В.

 Социокультурная деятельность школы малого города как про­странство формирования обучающегося сообщества детей и взрослых

61

Федосова И. В.

«Социокультурные контексты современного детства»: роль и место авторского курса в личностно-профессиональной подготов­ке будущего педагога

69

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Ильясова И. С.

Проектирование как способ интеграции учебной и практиче­ской деятельности студентов педагогического вуза

83

Коломиец О. М.

Структура и содержание программы подготовки педагога к пре­подавательской деятельности в контексте психологической теории усвоения социального опыта

91

Наумова О. С., Клименко Т. Н.

Интегрированная модель итогового государственного экзамена бакалавра педагогического образования в области иностранного языка

104

Никитина Т. В.

Диагностика сформированности профессиональной коммуни­кативной компетенции курсантов вузов Федеральной службы ис­полнения наказаний

125

Трухина Н. В., Гаврилюк Б. В.

Организационные и методические проблемы внедрения 3D-принтеров в учебный процесс

135

Хамаева О. Л.

 О некоторых проблемах преподавания курса «Русская литера­тура» иностранным студентам-бакалаврам

145

Шерстяных И. В.

Овладение речевыми жанрами как один из путей формирования речевой компетенции студентов

153

Мащенко О. Н.

Теоретическое обоснование понятий «самообразование», «про­фессиональное образование» будущего учителя начальных классов

163

Русинова Н. П.

Условия подготовки студентов педагогического вуза к реализа­ции проектной технологии

173

РАЗДЕЛ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ»

 

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

Терехова Т. А.

Оценка психологической компетентности руководителя с по­мощью модульного обучения

183

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

Большедворская М. В.

Исследование смысловой реальности современных студентов

194

Сергеева И. А., Варыханова К. В.

Психологические особенности участников команды КВН с разным опытом игры

207

 

 

С.

 ОТ РЕДАКЦИИ

6

 РАЗДЕЛ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ»

 

 ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

 

 Гаращенко Л. В.

Организация учебного процесса в частных гимназиях Иркутска в начале XX века

7

Аннотация. В статье на основе анализа разноплановых истори­ко-педагогических источников рассматривается обра­зовательная практика частных гимназий, существо­вавших в Иркутске в начале XX в. Даются сведения о содержании образования, материально-техническом оснащении школ, особенностях организации учебного процесса. Многие факты впервые вводятся в научный оборот.

 

Ключевые слова:  история образования, частная гимназия, обучение, со­держание образования, учебный план, оснащение учеб­ного процесса.

 

 Кузнецова М. В., Власов А. Ф.

 Обучение экскурсоведению и развитие туристско-экскурсионно­го дела в Иркутске и Прибайкалье в XIX – первой половине XX века

17

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы обучения экскур­соведению и развития туристско-экскурсионного дела и краеведения в городе Иркутске и Прибайкалье. Осве­щена деятельность энтузиастов и научных обществ в XIX в. Представлены организации, стоявшие у истоков развития туризма и экскурсионного дела в Иркутской области в советский период. Уделено внимание процес­су трансформации управления туристским движением в 20–30-е гг. XX в. и проблемам развития обучения и экскурсионной деятельности в так называемый период «золотого десятилетия» отечественного краеведения. Обозначена эволюция взглядов на туристско-экскурси­онную деятельность: от способа проведения досуга и метода познания в XIX в. к средству развития обще­ственной активности и идеологического воспитания человека в советский период.

 

Ключевые слова: humanitarian management strategy; the head of educational organization; stages of mastering; reflective, theoretical, and projective.

 

 ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

 

 Арская Ю. А., Мамедов А. А.

 Способы предупреждения и корректировки интерференцион­ных ошибок при обучении русскому языку как иностранному и как неродному

29

Аннотация. Данная работа посвящена анализу опыта обучения русскому языку как иностранному и как неродному. В центре внимания находятся проблемные в аспекте ин­терференции участки фонетической системы, обнару­живающиеся как при обучении носителей языка, близ­кородственного по отношению к русскому (польский), так и тех, родной язык которых не является таковым (армянский, киргизский, таджикский, чеченский). Пред­лагается система упражнений для предупреждения и корректировки интерференционных ошибок.

 

Ключевые слова: интерференция, инофоны, билингвы, фонетические ошибки, методика преподавания русского языка как иностранного.

 

 ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

 

 Зыкова А. П., Воробьёва Е. В.

 Физическая подготовка гимнасток в спортивной аэробике на тренировочном этапе

39

Аннотация. В статье представлен разработанный план физи­ческой подготовки гимнасток в годичном цикле под­готовки на тренировочном этапе. В основу плани­рования было заложено трёхцикловое планирование годичного цикла. Первый макроцикл был основан на теории Л. П. Матвеева, второй и третий – на те­ории Ю. В. Верхошанского. Исходя из чего в первом макроцикле планирование строилось с применением линейно восходящей формы динамики тренировочной нагрузки. Во втором и третьем макроциклах плани­рование строилось на основе «блоковой периодиза­ции». При построении планирования за основу была взята интенсивность тренировочной нагрузки.

 

Ключевые слова: физическая подготовка, спортивная аэробика, интен­сивность тренировочной нагрузки.

 

 Очиров И. М., Ёлгина Л. С., Очирова А. И.

Современные формы и виды формирования здорового образа жизни студентов в Республике Бурятия

49

Аннотация. В статье рассматривается проблема сохранения здо­ровья представителей студенческой молодёжи как будущих высококвалифицированных и востребованных специалистов. Настоящее исследование основано на анализе широкого круга научной литературы, посвя­щённой вопросам определения категорий «здоровье» и «здоровый образ жизни». Феномен здоровья в силу своей универсальности оказывается предметом исследования медиков, философов, педагогов. В последние годы – специ­алистов, работающих в области социальных наук.

В данной статье отмечается необходимость взаимо­действия в решении задач пропаганды здорового образа жизни, помощь педагогики и психологии в решении дан­ной проблемы, так как все основные «факторы риска» (в том числе курение, употребление алкоголя и нарко­тиков) имеют поведенческую основу.

Особое внимание в статье уделяется инновационным формам и методам пропаганды здорового образа жиз­ни. Внедрение новых форм культурно-спортивно-массо­вых мероприятий, таких как флэшмоб, квесты и другие, будет способствовать более активному привлечению студенческой молодёжи к здоровому образу жизни.

Результаты исследования носят информативный ха­рактер и могут составить базу для дальнейшего иссле­дования факторов, формирующих здоровый образ жиз­ни студенческой молодёжи. Результаты исследования могут быть использованы для разработки инноваци­онных методов формирования здорового образа жизни студентов Федерального государственного бюджет­ного образовательного учреждения высшего образова­ния «Бурятский государственный университет».

 

Ключевые слова: студенческая молодёжь, здоровый образ жизни, про­паганда здорового образа жизни, инновации, воспита­тельная работа, анкетирование.

 

 ТЕОРИЯ, МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬ­НО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 Гордина О. В.

 Социокультурная деятельность школы малого города как про­странство формирования обучающегося сообщества детей и взрослых

61

Аннотация. В статье исследуется процесс формирования город­ского обучающегося сообщества как социально-педаго­гический феномен, наблюдаемый в реальной практике. Определяются пути развития данной образовательной модели в российском образовательном пространстве. В фокусе внимания находятся роль и возможности школы малого города как инициатора и активного участника данного процесса. В качестве эффективной социальной технологии организации обучающегося сообщества рассматривается сетевое взаимодействие широкого круга социальных партнёров.

 

Ключевые слова: социокультурная деятельность, непрерывное образо­вание, обучающееся сообщество, сетевое взаимодей­ствие.

 

Федосова И. В.

«Социокультурные контексты современного детства»: роль и место авторского курса в личностно-профессиональной подготов­ке будущего педагога

69

Аннотация. В статье обоснована необходимость включения в про­цесс личностно-профессиональной подготовки будущих педагогов в условиях вуза специальной целенаправленной работы по формированию готовности к работе с раз­ными категориями обучающихся на основе определения ведущей роли социокультурного контекста развития детства и его влияния на процессы формирования обра­за мира, стиля поведения и деятельности современного ребёнка. Представлен опыт автора в данном направ­лении, включающий разработку и внедрение в учебный процесс специального курса для студентов педагогиче­ского вуза.

 

Ключевые слова: ребёнок, дети, детство, социокультурные факторы развития, социокультурные контексты, психолого-пе­дагогическое сопровождение.

 

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Ильясова И. С.

Проектирование как способ интеграции учебной и практиче­ской деятельности студентов педагогического вуза

83

Аннотация. В статье проведён анализ проектной деятельности студентов вуза. Представлены особенности интегра­ции учебной и практической деятельности студентов через реализацию проектов как в образовательной де­ятельности, так и в период прохождения практики. Предложен пример построения и организации проекта в процессе практики студентов в целях получения опы­та профессиональной деятельности.

 

Ключевые слова: учебная деятельность, проектная деятельность, про­ект, интеграция, практическая готовность студентов бакалавриата к педагогической деятельности.

 

Коломиец О. М.

Структура и содержание программы подготовки педагога к пре­подавательской деятельности в контексте психологической теории усвоения социального опыта

91

Аннотация. Целью работы является раскрыть суть «психологиза­ции» профессиональной подготовки педагога к препо­давательской деятельности в свете содержания но­вого профессионального стандарта педагога. Новизна исследования состоит в раскрытии сущности препо­давательской деятельности и условий её организации в контексте психологической теории усвоения социаль­ного опыта, использование которой обеспечивает вы­сокий уровень образовательных результатов. В статье представлена обучающая программа подготовки педа­гога к преподавательской деятельности, описаны её структура и содержание, технологии, способы, сред­ства и формы организации в образовательном процес­се. Представлены учебно-методические материалы для педагога и обучающегося как средства организации и управления индивидуальной учебно-исследовательской, учебно-практической и самостоятельной деятельно­стью, которые обеспечивают на практике психологи­ческие процессы интериоризации и экстериоризации. Описаны результаты применения данной программы в повышении квалификации педагогов высшей школы.

 

Ключевые слова: преподавательская деятельность, психологическая те­ория усвоения социального опыта, интериоризация, эк­стериоризация, опорная таблица и опорная карта.

 

Наумова О. С., Клименко Т. Н.

Интегрированная модель итогового государственного экзамена бакалавра педагогического образования в области иностранного языка

104

Аннотация. Статья посвящена проблеме оценивания образователь­ных достижений выпускников вуза – бакалавров педаго­гического образования профиля «Образование в области иностранного языка» на итоговом государственном экзамене. Оценивание образовательных достижений выпускников вуза – сложный, многоэтапный процесс, направленный на выявление уровня профессиональной подготовки выпускников и повышение качества образо­вательного процесса в соответствии с требованиями образовательного стандарта высшего образования, а также работодателей, спецификой региона; предопре­деляющий создание инновационной технологии оценива­ния. Недостаточно разработанные критерии, слабая нормативная, методологическая и методическая база проведения интегрированных экзаменов с применением компетентностного подхода не позволяют качествен­но решить проблему оценивания образовательных до­стижений студентов, определения их соответствия образовательным запросам работодателей. В данной статье предлагается комплексная технология оценки, отражённая в интегрированной междисциплинарной модели итогового государственного экзамена, разрабо­танная на основе компетентностного и интегратив­ного подходов.

В современном профессиональном образовании компе­тентностный подход занимает ведущее место в оце­нивании образовательных достижений студентов, а также интегративный подход к профессионально-лич­ностному становлению будущего педагога. Предла­гаемая модель итогового государственного экзамена (ИГЭ) разработана на основе компетентностного и интегративного подходов, носит междисциплинарный и интегрированный характер и направлена на выявле­ние уровня профессионально-личностной готовности к педагогической деятельности, сформированности про­105

фессиональных компетенций у выпускников – бакалав­ров педагогического образования в области иностран­ного языка, связанных с проектной, исследовательской и культурно-просветительской деятельностью буду­щих учителей. В предлагаемой модели авторы с пози­ций системно-деятельностного подхода раскрывают её целевой, содержательный, организационно-деятель­ностный и аналитико-результативный компоненты. Даётся подробная характеристика особенностей ор­ганизации и проведения итогового государственного экзамена.

Педагогическая деятельность будущих учителей ино­странного языка является ведущей и предполагает прочные знания не только иностранного языка, но и психолого-педагогических основ обучения и воспитания. Педагог должен уметь использовать современные тех­нологии преподавания иностранного языка с учётом возрастных особенностей школьников, прогнозировать возможности, потребности и достижения учеников, осуществлять взаимодействие с образовательными организациями и родителями, решать другие професси­ональные задачи. Авторы надеются, что разработан­ные различные виды заданий и критерии их оценивания позволят объективно решить проблему оценивания образовательных достижений выпускников, выявить уровень сформированности профессиональной компе­тентности будущих учителей иностранного языка, позволят проверить возможности будущих учителей иностранного языка в области педагогической, проект­ной и научно-исследовательской деятельности, прове­рить валидность практико-ориентированного подхода современной системы образования на данной ступени обучения. В помощь выпускникам – будущим учителям иностранного языка коллектив авторов Забайкальского государственного университета разработал учебное пособие «Итоговый государственный экзамен бакалав­ра педагогического образования», анализ которого под­робно представлен в настоящей статье.

 

Ключевые слова: бакалавр педагогического образования, итоговый госу­дарственный экзамен (ИГЭ), компетентностная оцен­ка бакалавров, педагогическая деятельность, уровень профессионально-личностной готовности, федераль­ный государственный образовательный стандарт выс­шего образования, инновационная технология оценки, интегрированная междисциплинарная модель, компе­тентностный подход, интегративный подход, учитель иностранного языка.

 

Никитина Т. В.

Диагностика сформированности профессиональной коммуни­кативной компетенции курсантов вузов Федеральной службы ис­полнения наказаний

125

Аннотация. Данная статья посвящена проблеме формирования про­фессиональной коммуникативной компетенции курсан­тов в ведомственном вузе. Цель работы – определить уровень сформированности профессиональной комму­никативной компетенции курсантов вузов Федеральной службы исполнения наказаний на основе интерпрета­ции данных контрольного среза. Для реализации иссле­довательских задач использовались следующие методы исследования: анализ и обобщение педагогической и воспитательной деятельности, анкетирование, обоб­щение педагогического опыта.

 

Ключевые слова: профессиональная коммуникативная компетенция, ве­домственный вуз, курсант, анкетирование, констати­рующий эксперимент.

 

Трухина Н. В., Гаврилюк Б. В.

Организационные и методические проблемы внедрения 3D-принтеров в учебный процесс

135

Аннотация. Статья посвящена организационным и методическим проблемам внедрения 3D-технологий в учебный про­цесс. Рассмотрены факторы, которые необходимо учесть при организации учебных занятий с применени­ем 3D-принтера. На примере преподавания дисципли­ны «Начертательная геометрия и инженерная графи­ка» показано, что применение 3D-принтера позволяет упростить процесс понимания соответствия плоских графических изображений с его реальными прототи­пами. Это сокращает затраты времени на формиро­вание профессиональных компетенций. Сделан вывод, что применение 3D-принтеров на практических заня­тиях по техническим дисциплинам позволяет не огра­ничиваться формальным описанием функционирования технических систем и доводит процесс обучения до соз­дания реально работающих объектов.

 

Ключевые слова: 3D-технологии, 3D-принтер, технические дисциплины, инженерная графика, графическое изображение, меха­низм.

 

Хамаева О. Л.

 О некоторых проблемах преподавания курса «Русская литера­тура» иностранным студентам-бакалаврам

145

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые проблемы преподавания литературы студентам-иностранцам. Актуальность обсуждения данной проблемы обуслов­лена несколькими факторами. Традиционно в мето­дике преподавания русского языка как иностранного (РКИ) литература не изучалась как самостоятельная дисциплина, литературные тексты использовались в качестве средства обучения русскому языку, а также в целях формирования и развития такого вида речевой деятельности, как чтение.

Внедрение профессионально-ориентированного обуче­ния иностранных обучающихся в России привели к раз­работке и внедрению новых учебных планов подготовки будущих бакалавров и магистров, что и привело к из­менению статуса такого учебного курса, как «Русская литература».

В связи с этим рассмотрены наиболее актуальные про­блемы, связанные с его изучением (чтение и понимание художественных текстов иностранными студента­ми), а также выявлены методические трудности в ра­боте преподавателя, ведущего данный курс.

 

Ключевые слова: методика преподавания русского языка как иностран­ного, художественный текст, русская литература, этапы и формы работы с текстом, комментирование художественного текста, глубина восприятия и пони­мания художественных текстов, методические осно­вы обучения.

 

Шерстяных И. В.

Овладение речевыми жанрами как один из путей формирования речевой компетенции студентов

153

Аннотация. В статье обосновывается подход к речевым жанрам как методическому средству, служащему основой для создания не только обучающей, но и развивающей рече­вой среды. В работе утверждается, что при коммуни­кативном подходе ключевой единицей обучения являют­ся жанры речи. В статье предлагается дидактический материал, основу которого составляют речевые жан­ры. Именно в процессе работы с речевыми жанрами происходит формирование речевой компетенции. Пред­ставленные задания, с помощью которых студентам предъявляются соответствующие знания и формиру­ются основные коммуникативные умения, могут ис­пользоваться на таких речеведческих дисциплинах, как педагогическая риторика, аргументативная риторика, стилистика, культура речи.

 

Ключевые слова:  речевая компетенция, коммуникативный подход, жан­ровое мышление, речевой жанр.

 

Мащенко О. Н.

Теоретическое обоснование понятий «самообразование», «про­фессиональное образование» будущего учителя начальных классов

163

Аннотация. В современных условиях приобретает особое значение вопрос профессионального самообразования учителя начальных классов, что обусловлено спецификой его деятельности в изменяющихся условиях функциониро­вания образовательных организаций, сложившейся со­циокультурной ситуацией, требованиями рынка труда. Он должен быть готов к выполнению разнообразных видов профессиональной деятельности, ряд из которых зафиксирован в профессиональном стандарте. Иссле­дователи неоднократно возвращались к изучению про­блемы профессионального самообразования учителей. В рамках статьи даётся обоснование понятий «само­образование», «профессиональное самообразование» с позиции психолого-педагогического знания. На основе теоретического обобщения литературы уточняется понятие «профессиональное самообразование». Пока­зана роль самообразования в профессионально-личнос­тном развитии учителя начальных классов.

 

Ключевые слова: непрерывное образование, самообразование, професси­ональное самообразование, самость, профессиональ­но-личностное развитие.

 

Русинова Н. П.

Условия подготовки студентов педагогического вуза к реализа­ции проектной технологии

173

Аннотация. Статья посвящена подготовке студентов к реали­зации проектной технологии на примере организации обучения проектной деятельности в педагогическом вузе. Проблема изучена с учётом необходимости пере­смотра требований к подготовке будущих педагогов в свете федерального государственного образовательно­го стандарта.

В статье рассматривается опыт организации про­ектной деятельности студентов в рамках изучения дисциплины «Основы декоративно-прикладного искус­ства» под руководством преподавателей кафедры изо­бразительного искусства и методики Педагогического института Иркутского государственного университе­та.

Реализация проектной технологии в высшем обра­зовании направлена на обеспечение достижения инно­вационных образовательных целей вуза, формирование компетентных специалистов, достигающих потенци­ала творчества и самообразования, обладающих про­фессиональной и социальной мобильностью.

 

Ключевые слова: компетенция, компетентность, проектная техноло­гия, исследовательская деятельность, проект, проект­ная деятельность.

 

РАЗДЕЛ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ»

 

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

Терехова Т. А.

Оценка психологической компетентности руководителя с по­мощью модульного обучения

183

Аннотация. В статье представлен практический аспект формиро­вания психологической компетентности руководителя с помощью модульного обучения. Построена программа обучения в рамках модульно-компетентностного под­хода, ключевой особенностью которой являются про­блемы и задачи из реальной производственной и управ­ленческой деятельности руководителя.

 

Ключевые слова: психологическая компетентность руководителя, ком­петентностный подход, модульное обучение, формиру­ющий эксперимент.

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

Большедворская М. В.

Исследование смысловой реальности современных студентов

194

Аннотация. В статье систематизируются данные теоретических исследований феноменов «смысл» и «смысловая реаль­ность», методики измерения смысловой реальности человека. Проанализированы данные эмпирического исследования смысловой реальности студентов вуза. Сделан вывод о смысловой реальности молодёжи (сту­дентов) посредством определения степени осмыслен­ности жизни, локус-контроля, смысловых жизненных ориентаций, ценностей личности.

 

Ключевые слова: смысл, смысловая реальность, молодёжь, студенты.

 

Сергеева И. А., Варыханова К. В.

Психологические особенности участников команды КВН с разным опытом игры

207

 

Аннотация. В статье представлены эмпирические исследования психологических особенностей участников команд КВН с разным опытом игры. Выявлены различия в личностных чертах, доминирующей мотивации, уров­не развития креативности респондентов. Показано, что участники КВН, имеющие опыт игры более 3 лет, характеризуются умением слаженно работать в ко­манде, креативностью, а также способностью более глубоко понимать социальные проблемы и осознавать «границы» своего поведения, по сравнению с начина­ющими игроками. Начинающие игроки часто пере­оценивают себя и свои способности, не всегда могут контролировать эмоции и поведение и склонны к им­пульсивному принятию решений.

 

Ключевые слова: КВН, креативность, личность, мотивация, психоло­гические особенности, самоактуализация, творческое мышление, юмор.