Автор(ы):
Шумовская Ольга Александровна
медицинский психолог, ORCID:https://orcid.org/00000002-1061-6322, Иркутская городская клиническая больница № 1, Поликлиника № 1
664046, г. Иркутск, ул. Волжская, 1, тел.: +7(3952)512362, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация. Введение. Известно, что акушерское направление в медицинской деятельности является особой областью, в которой психологическая компетентность специалистов влияет не только на деонотологические аспекты профессиональной деятельности, но и на эффективность лечебного процесса. При этом в настоящее время наблюдается противоречие между современными тенденциями в развитии здравоохранения, направленными на учёт психологических факторов в лечебном процессе, и системой профессионального образования специалистов данного профиля, не предусматривающей необходимой психологической подготовки. Методы и материалы. Для исследования данной проблемы был проведён анализ научно-теоретических аспектов формирования программы психологической готовности к профессиональной деятельности студентов специальности «Акушерское дело». Результаты исследования. В результате проведённого исследования было выявлено, что психологическая готовность как комплексное образование предусматривает системный подход к разработке программы по её формированию. Основные составляющие программы должны соответствовать основным компонентам психологической готовности. В результате анализа литературы на исследуемую тему была разработана программа формирования психологической готовности будущих акушеров(-к) с учётом современных научно-теоретических аспектов данной проблемы. Заключение. Системный подход к разработке программы психологической подготовки будущих акушеров(-к) позволяет включить дополнительные знания и навыки в уже существующую систему психологической подготовки будущих акушеров(-к), где раздел медицинской и перинатальной психологии логично будет следовать за разделом общей психологии и психологии общения, предусмотренный действующим образовательным стандартом.
Ключевые слова: психологическая готовность, компоненты психологической готовности, программа психологической подготовки, навыки психологической поддержки, студенты специальности «Акушерское дело»
Для цитирования: Шумовская О. А. К вопросу разработки программы формирования психологической готовности к профессиональной деятельности студентов специальности «Акушерское дело» // Педагогический ИМИДЖ. 2019. Т. 13. № 2 (43). С. 263-273. DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-2-263-273.
УДК: 159.9+618
DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-2-263-273
Дата поступления в редакцию: 14.11.2018
Список литературы:
1. Айламазян Э. К., Цвелев Ю. В. Медицинская этика, деонтология и юридическое право в работе акушера-гинеколога // Журнал акушерства и женских болезней. 2004. Т. LIII. Вып. 1. С. 111–115.
2. Гарданова Ж. Р., Есаулов В. И., Кектеева Ю. И. Особенности эмоционально-личностной сферы при развитии синдрома эмоционального выгорания у врачей акушеров-гинекологов [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6. URL: www.science-education.ru (дата обращения: 26.09.2018). 3. Глебова Т. К., Шапошникова Е. В. Биоэтические аспекты работы врача акушера-гинеколога // Медицинский альманах. 2017. № 6 (51). С. 21–24.
4. Добряков И. В. Перинатальная психология. СПб. : Питер, 2010. 272 с.
5. Емельяненко Л. М. Формирование у студентов-медиков мотивационной готовности к профессиональной деятельности // Среднее профессиональное образование. 2011. № 2. С. 35–38.
6. Жукова В. Ф. Психолого-педагогический анализ категории «психологическая готовность» // Известия Томского политехнического университета. 2012. Т. 320. № 6. С. 117–121.
7. Кашапов М. М. Психология творческого мышления профессионала : монография. М. : ПЕР СЭ, 2006. 688 с.
8. Комолкина О. И., Чернецкая Н. И. Профессиональные ценностные ориентации студентов и особенности их становления в процессе обучения в медицинском колледже // Российский психологический журнал. 2017. Т. 14. № 2. С. 105–117.
9. Криволапчук В. А. Концептуальные подходы к разработке программы формирования профессиональной психологической надежности сотрудников криминальной милиции МВД Украины // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. № 3 (54). С. 63–67.
10. Кучерявенко И. А. Проблема психологической готовности к профессиональной деятельности // Молодой ученый. 2011. № 12 (35). Т. 2. С. 60–62.
11. О методическом письме «Кесарево сечение в современном акушерстве» [Электронный ресурс] // Письмо Минздравсоцразвития РФ от 13 марта 2008 г. № 1813-ВС. URL: https://www.lawmix.ru/medlaw/9887 (дата обращения: 18.09.2018).
12. Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)» [Электронный ресурс] // Приказ Министерства здравоохранения от 1 ноября 2012 г. № 572н. URL: https://base.garant.ru/70352632/#friends (дата обращения: 10.10.2018).
13. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 31.02.02 Акушерское дело [Электронный ресурс] // Приказ Минобрнауки России от 11 августа 2014 г. № 969. URL: https://base.garant.ru/70737280/ (дата обращения: 25.09.2018).
14. Сорокина Н. Ю. Сестринский процесс в палатах «Мать и дитя» родильного дома // Медицинская сестра 2010. № 7. С. 17–20.
15. Хаджиделева Д., Гарнизов Т. Необходимость развития профессионального общения в акушерстве // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2015. № 2. С. 106–116.
16. Чернецкая Н. И. Особенности ценностно-смысловых ориентаций личности у представителей профессий системы «человек – человек» // Известия Иркутского государственного университета, серия : Психология. 2016. Т. 16. С. 57–66.
17. Шатилова Ю. А., Жаркин Н. А., Гумилевский Б. Ю. Прогнозирование течения и исхода родов при преждевременном излитии околоплодных вод // Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. 2012. № 1 (41). С. 78–81.
18. Dorrian J. Paterson J., Dawson D., Pincombe J., Grech C., Rogers A. E. Sleep, stress and compensatory behaviors in Australian nurses and midwives // Revista de Saúde Pública. 2011. Vol. 45. No 5. Pp. 922–930.
19. Kateby M. S., Khadivzadeh T., Shamloo Z. S., Esmaily H. Evaluating midwives communication skills from the perspective of parturient women attending to hospitals for delivery // Journal of Midwifery& Reproductive Health. 2017. 5(2). Pp. 882–889. DOI: 10.22038/ jmrh.2016.8019.
20. Patel S., Pelletier-Bui A., Smith S., Roberts M. B., Kilgannon H. J., Trzeciak S., Roberts B. W. Curricula and methods for physician compassion training: protocol for a systematic review [Electronic resource] // BMJ Open. 2018. Vol. 8. Issue 9. URL: https:// bmjopen.bmj.com/content/8/9/e024320 (mode of access: 25.09.2018). DOI: 10.1136/bmjopen-2018-024320.
21. Quail M., Brundage S. B., Spitalnick J., Allen P. J. Student self-reported communication skills, knowledge and confidence across standardised patient, virtual and traditional clinical learning environments [Electronic resource] // BMC Medical Education. 2016. 27 February. URL: www.bmcmededuc.biomedcentral.com (mode of access: 18.07.2018). DOI: 10.1186/s12909-016-0577-5.
Скачать статью в формате pdf
Автор(ы):
Сукнева Елена Александровна
аспирант факультета психологии, ассистент кафедры педагогической и возрастной психологии, ORCID: https://orcid.org/0000-00016302-7559, Иркутский государственный университет
664003, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1, тел.: +7(3952)241097, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Кедярова Елена Александровна
кандидат психологических наук, доцент, доцент базовой кафедры педагогической и возрастной психологии, ORCID:https://orcid.org/0000-00019124-9503, Иркутский государственный университет
664003, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1, тел.: +7(3952)241097, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Чернецкая Надежда Игоревна
доктор психологических наук, профессор базовой кафедры педагогической и возрастной психологии, ORCID:https://orcid.org/0000-00017082-5444, Иркутский государственный университет
664003, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1, тел.: +7(3952)241097, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация. Введение. Современные исследователи отмечают, что одной из важнейших задач образования является формирование потенциальных лидеров в сфере государственного управления. Однако комплексных программ по развитию лидерских качеств, учитывающих профессиональную специфику государственных служащих, не представлено. В результате исследования удалось доказать, что специально организованная программа с использованием социально-психологического тренинга способствует развитию лидерских качеств у будущих государственных служащих, что имеет существенное значение для практики их психологического сопровождения на всех этапах профессионализации. Материалы и методы. Исследование включало в себя следующие этапы: информационно-просветительский, диагностический, развивающий и оценочный. Был использован комплекс психодиагностических методик: «Диагностика лидерских способностей»; методика «КОС»; тест «Креативность». Результаты исследования. Установлено, что развитие лидерских качеств у студентов – будущих государственных служащих должно осуществляться в условиях, приближенных к реальным, при погружении в проблемные и нестандартные ситуации. Проведённое исследование развития лидерских качеств у будущих государственных служащих показало, что представленная программа способствует развитию таких составляющих лидерства, как лидерские способности, коммуникативные и организаторские склонности, эмпатия, творческое отношение к профессии. Заключение. Эффективность программы развития подтвердилась не только на основе данных психологической диагностики до и после реализации программы развития, но и по устным отзывам участников. Таким образом, можно констатировать, что цель исследования достигнута.
Ключевые слова: развитие лидерских качеств, лидерство, социально-психологический тренинг, государственные служащие, коммуникативные склонности, организаторские склонности, креативность.
Для цитирования: Сукнева Е. А., Кедярова Е. А., Чернецкая Н. И. Развитие лидерских качеств у будущих государственных служащих // Педагогический ИМИДЖ. 2019. Т. 13. № 2 (43). С. 240-250. DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-2-240-250.
УДК: 316.46
DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-2-240-250
Дата поступления в редакцию: 15.03.2019
Список литературы:
1. Бендас Т. В. Психология лидерства. СПб. : Питер, 2009. 447 с.
2. Гриненко Д. Н., Морозова И. С. Становление саморегуляции и когнитивно-стилевой организации личности в условиях психолого-образовательного сопровождения // Сибирский психологический журнал. 2017. № 64. С. 149–157.
3. Губин В. А., Медведев Д. А. Современная психопедагогика: взгляд на проблему личностно-ориентированного обучения через призму человеческой субъективности // Психопедагогика в правоохранительных органах. Омск : Омская академия МВД. 2006. № 1 (25). С. 52–60.
4. Деркач А. А., Ситников А. П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии. М. : Луч, 2006. 345 с.
5. Дрыгина И. В. Активизация лидерского потенциала личности студента в образовательном процессе вуза : дис. … канд. пед. наук : 13.00.01. Красноярск, 2004. 198 с.
6. Евтихов О. В. Стратегии и приемы лидерства: теория и практика. СПб. : Речь, 2007. 238 с.
7. Кашапов М. М. Теория и практика решения педагогической ситуации : учеб. пособие. Ярославль : Изд-во ЯрГУ, 1997. 100 с.
8. Кедярова Е. А. Волевая регуляция как фактор успешности учебной деятельности студентов // Изв. Иркут. гос. ун-та. Сер. Психология. 2012. № 1. С. 40–46.
9. Кипнис М. Тренинг лидерства. М. : Ось-89. 2004. 144 с.
10. Корникова А. И. Сущность и структура лидерских качеств студентов – будущих государственных служащих // Гуманитарные исследования. Журнал фундаментальных и прикладных исследований. 2012. № 1 (41). С. 207–214.
11. Корытова Г. С. Базисные стратегии совладания в профессиональном поведении // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. 2013. № 4 (132). С. 117–123.
12 Махина Т. В. Особенности использования социально-психологического тренинга в целях развития лидерских качеств студентов – будущих менеджеров : дис. …канд. психолог. наук : 19.00.05. М., 2003. 204 с.
13. Уманский А. Л. Педагогическое сопровождение лидерства во временных игровых объединениях подростков. Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2004. 120 с.
14. Чернецкая Н. И., Кедярова Е.А., Уварова М.Ю. Профессиональная деформация женщин в «мужской» профессии [Электронный ресурс] // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. 2015. № 7. URL: http:// www.emissia.org/offline/2015/2380.htm (дата обращения: 23.07.2018).
15. Brian R. Spisak, Allen E. Grabo, Richrd D. Arvey, Mark van Vugt. The age of exploration and explotation: Younger-looking leaders endorsed for change and older-looking leaders endorsed for stability // The Leadership Quarterly. 2014. Issue 25. Pp. 805–816.
16. Amirianzadeh Mozhgan, Jaafari Parivash, Ghourchean Nadergholi, Bahram Jowkar Student leadership competencies development // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2011. Issue 15. Pp. 1616–1620.
Скачать статью в формате pdf