Статьи журналов

Технология PROF.Navigator в контексте ведущих российских методов профориентации подростков

Автор(ы):

Олег Валерьевич Яценко, аспирант, https://orcid.org/0000-0002-9244-0155, Иркутский государственный университет

664003, Россия, г. Иркутск, ул. К. Маркса, тел.: +7 (3952) 521900, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация.

Введение. Профориентация подростков стала в последние несколько лет вновь одной из самых актуальных тем в психолого-педагогическом дискурсе, однако её качество в большей степени продолжает зависеть от индивидуальной квалификации профконсультанта, не обеспечивая при этом гарантированной эффективности её применения. В связи с чем автором была поставлена цель: разработка новой технологии профориентации PROF.Navigator, предполагающей более объективный, технологичный и результативный подход.

Материалы и методы. Объектом исследования является профориентация как технология сопровождения профессионального самоопределения подростков. Автором были исследованы основные применяемые типы технологий, в результате – выделены две ведущие российские технологии индивидуальной профориентации, выполнен их сравнительный анализ, на базе которого была разработана авторская технология профориентации PROF.Navigator, проходившая затем апробацию в Иркутской области в течение 8 лет

Результаты исследования. Описана новая авторская технология профориентации PROF.Navigator, показаны её отличия и преимущества, включающие в себя проблематизирующий опросник готовности подростка к выбору профессии, определение его индивидуально-типологических особенностей по методу соционической диагностики, экспертизу компетенций подростка, профессиональные пробы, применяемые при системном подходе.

Заключение. В статье приводится новая технология профориентации, повышающая объективность, технологичность и результативность профессионального самоопределения подростков. Данная технология подтвердила свою практическую значимость за многолетний период её применения и может быть предложена для широкого внедрения в школах России.

Ключевые слова: профориентация подростков, технологии профориентации, сравнительный анализ технологий профориентации, профессиональное самоопределение, профконсультирование, технология профориентации PROF.Navigator

Для цитирования: Яценко О. В. Технология PROF.Navigator в контексте ведущих российских методов профориентации подростков // Педагогический ИМИДЖ. 2022. Т. 16.

№ 1 (54). С. 102−112. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-1-102-112

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-1-102-112

УДК: 159.9.072; 37.048.45

Статья поступила в редакцию 27.11.2021, одобрена после рецензирования 02.03.2022, принята к публикации 03.03.2022.

Список источников:

1. Долгова В. И., Луткова А. М. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старших школьников // Современные научные исследования в сфере педагогики и психологии Сборник результатов научных исследований. Киров : МЦИТО, 2018. С. 916–926.

2. Кабаченко Т. С. Методы психологического воздействия: учебное пособие. М. : Педагогическое общество России, 2000. 539 с.

3. Серпионова Е. А. 8 способов помочь школьнику правильно выбрать профессию. Обзор основных видов профориентационных услуг, которые есть в России [Электронный ресурс]. М. : МЕЛ, 2017. URL: https://mel.fm/vybor_professii/538294-careerguidance (дата обращения: 12.08.2021).

4. Пряжников Н. С. Профориентология: учебник и практикум для академического бакалавриата. М. : Юрайт, 2019. 405 с.

5. Сергеев И. С., Блинов В. И., Есенина Е. Ю., Лопатина С. Д., Маренин Д. А., Махотин Д. А., Родичев Н. Ф., Сикорская-Деканова М. А. Ключевые тезисы концепции профессионального самоопределения в условиях постиндустриальной эпохи. М. : Перо,

2019. 20 с.

6. Плотникова Е. Е., Быстрова Н. В. Социально-педагогические условия профессиональной ориентации старшеклассников [Электронный ресурс]. // Вестник Мининского университета. 2017. № 2 (19). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-pedagogicheskie-

usloviya-professionalnoy-orientatsii-starsheklassnikov (дата обращения: 23.09.2021).

7. Леонов С. Д. Сравнительный анализ современных программ по профориентации и профессиональному самоопределению подростков // Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. Иваново : Научный мир. 2010. Т. 21. № 1. С. 28–37.

8. Шмелев А. Г., Серебряков А. Г. Психодиагностика в профориентации: принципы инфраструктурного обеспечения компьютеризированного тестирования // Психологическая диагностика. 2006. Т. 2. № 4. С. 16.

9. Киселев П. Б., Богдановская И. М. Методика исследования ценностных ориентаций молодых людей в контексте профессиональных сфер информационного общества // Теоретическая и экспериментальная психология. 2020. № 1. Т. 13. № 1.

С. 32–41. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-issledovaniya-tsennostnyh-orientatsiy-molodyh-lyudey-v-kontekste-professionalnyh-sfer-informatsionnogo (дата обращения: 21.12.2021).

10. Яценко О. В. К вопросу о создании новых технологий профориентации современных подростков // Проблемы теории и практики современной психологии: Материалы XIХ Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Иркутск, 23–24 апреля 2020 г. Иркутск : Изд-во ИГУ, 2020. С. 191–195.

11. Удалова Е. А. Соционика. Основы диагностики. Сер. Прикладная соционика. М. : [б. и.], 2011. 263 с.

 

Скачать статью в формате pdf

Ценностно-мотивационные компоненты в структуре профессиональной направленности будущих психологов

Автор(ы):

Ирина Сергеевна Бубнова, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии и социологии управления, https://orcid.org/0000-0001-9549-7248, Кубанский государственный университет

350058, Россия, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149, тел.: +7 (861) 2199502, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Рерке Виктория Игоревна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии, https://orcid.org/0000-0002-7722-8287, Педагогический институт, Иркутский государственный университет

664011, Россия, г. Иркутск, ул. Нижняя Набережная, 6, тел.: +7 (3952) 200739, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация.

Введение. Проблема исследования заключается в выявлении и описании структуры профессиональной направленности будущих психологов, обучающихся на заочном и очном отделениях по программам бакалавриата и магистратуры, а также определении в ней ценностно-мотивационных компонент. Цель данного исследования: изучение ценностных и мотивационных компонент в структуре профессиональной направленности будущих психологов, обучающихся на разных курсах и уровнях профессионального образования, а также при реализации различных форм обучения.

Материалы и методы. Методы исследования: методика «Мотивация обучения в вузе» Т. И. Ильина, «Мотивация профессиональной деятельности» (методика К. Замфир), методика диагностики ценностных ориентаций Ш. Шварца, методика «Якоря карьеры» Шейна; методы математико- статистической обработки и интерпретации данных.

Результаты исследования. Эмпирическое исследование профессиональной направленности будущих психологов, обучающихся на разных курсах и при реализации различных форм обучения, показало наличие специфики ценностно-мотивационных компонент в её структуре, а выявленная иерархия мотивов является содержательной характеристикой личности студента, обучающегося по направлению «Психология».

Заключение. Проведённое эмпирическое исследование позволило сформулировать вывод о значимости ценностно-мотивационных компонент в структуре профессиональной направленности личности будущих психологов, а также такой организации учебного процесса, при которой в мотивационной структуре студента доминировали профессиональные мотивы. Выявление взаимосвязи ценностно-мотивационных компонент профессиональной направленности будущих психологов с их трудоустройством является перспективным направлением наших дальнейших исследований.

Ключевые слова: ценности, мотивы, ценностно-мотивационные компоненты, направленность, профессиональная направленность, структура профессиональной направленности, бакалавры, магистры психологии

Для цитирования: Бубнова И. С., Рерке В. И. Ценностно-мотивационные компоненты в структуре профессиональной направленности будущих психологов // Педагогический ИМИДЖ. 2022. Т. 16. № 1 (54). С. 87101. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-1-87-101

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-1-87-101

УДК: 159.9+378

Статья поступила в редакцию 08.01.2022, одобрена после рецензирования 20.02.2022, принята к публикации 10.03.2022.

Список источников:

1. Волкова О. А. Проблема профессионального самоопределения старшеклассников // Молодой ученый. 2020. № 3 (293). С. 407–408.

2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды ; 3-е изд. М. : Изд-во МПСИ, 2001. 352 с.

3. Платонов К. К. Структура и развитие личности. М. : Наука, 1986. 255 с.

4. Реан А. А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК ; М. : ОЛМА Пресс, 2004. 407 с.

5. Масалимова А. Р., Терещенко А. Г., Бубнова И. С. Гуманистическая стратегия процесса современного обучения в высшей школе // Казанский педагогический журнал. 2019. № 5(136). С. 52–56.

6. Швецова В. А. Особенности профессионального самосознания современных студентов // Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. № 6. С. 194–199.

7. Neverkovich S. D., Bubnova I. S., Kosarenko N. N., Sakhieva R. G., Sizova Z. M., Zakharova V. L., Sergeeva M. G. Students’ internet addiction: study and prevention // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2018 Vol. 14 № 4. Pp. 1483–1495. DOI: 10.29333/ejmste/83723

8. Ященко Е. Ф., Ященко Э. В. Особенности смысложизненных ориентаций студентов с разным уровнем самоактуализации на завершающем этапе обучения в вузе // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2012. № 31 (289). С. 25–34.

9. Меламед Д. А. Социально-психологические особенности учебно-профессиональной мотивации студентов // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2011. Т. 3. № 2. С 1–16. URL: http://psyjournals.ru/ psyedu_ru/2011/n2/41673.shtml (дата обращения: 12.10.2021).

10. Пухарева Т. С. К вопросу о ценностях как нормативных идеалах студенческой молодежи // Известия высших учебных заведений, 2015. Т. 6. № 4. С. 274–277 с.

 

Скачать статью в формате pdf

Исследование обучающихся образовательных организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации на наличие профессионально важных качеств

Автор(ы):

Виктор Михайлович Жуков, старший преподаватель кафедры огневой подготовки, https://orcid.org/0000-0003-0790-9893, Омская академия МВД России

644092, Россия, г. Омск, пр-т Комарова, 7, тел.: +7 (3812) 750180, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Александр Михайлович Ворожцов, кандидат социологических наук, доцент, заместитель начальника кафедры огневой подготовки, https://orcid.org/0000-0002-4316-8386, Восточно-Сибирский институт МВД России

664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 110, тел.: +7 (3852) 410989, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация.

Введение. В статье рассматривается проблема осознания курсантами личностных качеств, необходимых для профессиональной деятельности полицейского. Проведённое исследование позволило объективно соотнести качества, фактически имеющиеся у курсантов и требуемые. Исследование было проведено с декабря 2019 года по февраль 2020 года. Задачи исследования: рассмотреть организацию образовательного процесса и определить влияние, которое она оказывает на осознание курсантами своего статуса и формирование профессионально важных качеств.

Материалы и методы. Основным методом при проведении исследования был констатирующий эксперимент, проведённый среди курсантов ведомственных образовательных организаций Министерства внутренних дел России. В ходе которого определялись присущие им профессионально важные качества. Выборку составили 390 обучающихся.

Результаты исследования. Выявлено, что большинство курсантов первого курса одновременно осознаёт себя в статусах обучающегося и сотрудника органов внутренних дел. На четвёртом – пятом курсах таких респондентов меньше на треть. Это происходит из-за существующей системы обучения и воспитания в ведомственных образовательных организациях, которая не способна укрепить эту внутреннюю осознанность.

Заключение. Результаты исследования показали их высокую практическую значимость и необходимость активизации работы по направлению исследования. Практические результаты исследования предполагается использовать при создании программ морально-психологической подготовки для переменного состава. При должном развитии профессионально важных качеств произойдёт снижение уровня текучести кадров, повысится показатель доверия населения к полицейским, у сотрудников появится удовлетворение от своей работы и т. п. Авторы планируют продолжить исследование.

Ключевые слова: профессиональная идентичность, профессиональная готовность, профессионально важные качества, курсанты, образовательная организация

Для цитирования: Жуков В. М., Ворожцов А. М. Исследование обучающихся образовательных организаций МВД России на наличие профессионально важных качеств // Педагогический ИМИДЖ. 2022. Т. 16. № 1 (54). С. 61−69. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-1-61-69

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-1-61-69

УДК: 331.44; 159.9; 378

Статья поступила в редакцию 13.12.2021, одобрена после рецензирования 08.02.2022, принята к публикации 15.02.2022.

Список источников:

1. Путин призвал МВД работать над укреплением доверия общества к полиции [Электронный ресурс] : РИА новости. 06.11.2019. 14:11 (обновлено: 17:17 03.03.2020). URL: https://ria.ru/20191106/1560634678.html (дата обращения 10.02.2022).

2. Андрианов А. С. Развитие личностно-профессиональных качеств сотрудников органов внутренних дел в процессе первоначальной подготовки в вузах МВД РФ : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.08. Красноярск, 2020. 24 с.

3. Кошелева Д. В. Развитие профессиональных качеств будущего сотрудника отдела внутренних дел в ходе ведения допроса [Электронный ресурс] // Концепт. 2014. Т. 20. С. 1526–1530. URL: http://e-koncept.ru/2014/54569.htm (дата обращения: 12.11.2021).

4. Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности: учеб. пос. для вузов ; 2-е изд. М. : ПЕР СЭ, 2001. 511 с.

5. Ворожцов А. М. Формирование личности сотрудника органов внутренних дел в вузе МВД России // Вестник Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел России. 2010. № 2 (53). С. 65–70.

6. Гвоздиков С. В., Серебровская Н. Е. Профессиональная пригодность государственных служащих как основа эффективной профессиональной деятельности // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 34. С. 341–345.

7. Русакова Н. Г. Присяга как юридико-символическое отражение культурных традиций // Юридическая техника. 2016. № 10. С. 453–456.

8. Ленева Ю. Б., Мусатова О. А., Николаева Ю. В. Формирование психологической готовности курсантов образовательных организаций МВД России к профессионально-служебной деятельности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 1(60). С. 24–26.

9. Корнеева Я. А., Симонова Н. Н. Профессиональная личностная деформация сотрудников органов внутренних дел // Организационная психология. 2020 Т. 10. № 2. С. 80–106.

 

Скачать статью в формате pdf

Прикладные аспекты начального обучения приёмам рукопашного боя в партере в соответствии со спецификой правоохранительной деятельности

Автор(ы):

Азат Хамитьянович Хасанов, тренер-преподаватель по стрельбе и рукопашному бою, соискатель, https://orcid.org/0000-0002-4117-503X, Спортивный клуб «Тропа»

450006, Россия, г. Уфа, ул. Бульвар Ибрагимова, 23, тел.: +7 (347) 2736549, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация.

Введение. Целью статьи является поиск прикладных аспектов начального профессионального обучения технико-тактическим приёмам рукопашного боя в партере в соответствии со спецификой правоохранительной деятельности.

Материалы и методы. Проведён широкий реферативный обзор как отечественных, так и зарубежных авторов касательно самообороны и различных спортивных единоборств. Проведен сравнительный анализ правил различных видов спорта, имеющих прикладное значение в подготовке сотрудников правоохранительных органов и рассматривающих в своём содержании борьбу в партере. С помощью анкетирования и проведённого педагогического тестирования выявлены основные технико-тактические действия начального обучения рукопашному бою в партере и их разновидности. По результатам проведённого исследования определены особенности начального профессионального обучения рукопашному бою в партере.

Результаты исследования. Выявлены степень освещённости проблемы на сегодняшний день и её актуальность. Определены основные (базовые) технико-тактические приёмы начального обучения сотрудников правоохранительных органов на примере арсенала бразильского джиу-джитсу и дана краткая характеристика их разновидностей. Сформулированы особенности начального обучения рукопашному бою в партере сотрудников правоохранительных органов с учётом особенностей их профессиональной деятельности.

Заключение. Определена актуальность изучения и развития направления позиционной борьбы как одной из сторон профессиональной подготовленности сотрудников правоохранительных органов к современным реалиям силового уличного противоборства – «Рукопашного боя в партере».

Ключевые слова: рукопашный бой, бразильское джиу-джитсу, единоборства, самооборона, правоохранительная деятельность, приемы борьбы, удержание в партере

Для цитирования: Хасанов А. Х. Прикладные аспекты начального обучения приёмам рукопашного боя в партере в соответствии со спецификой правоохранительной деятельности // Педагогический ИМИДЖ. 2022. Т. 16. № 1 (54). С. 7086. DOI: https://doi.

org/10.32343/2409-5052-2022-16-1-70-86

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-1-70-86

УДК: 377; 796.859

Статья поступила в редакцию 24.01.2022, одобрена после рецензирования 16.02.2022, принята к публикации 04.03.2022.

Список источников:

1. Ашкинази С. М., Кузьмин В. В. Инновации в развитии теории и практики обучения военнослужащих рукопашному бою (результаты исследований последних 20 лет) // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2008. № 7 (41). С. 6–11.

2. Ашкинази С. М. Вопросы теории и практики рукопашного боя в Вооруженных Силах Российской Федерации : монография / под ред. проф. В. Л. Марищука. СПб. : Воен. ин-т. физ. культуры, 2001. 242 с.

3. Ашихин А. В. Средства рукопашного боя, используемые в подготовке бойцов специального назначения // Наука-2020. 2019. № 1 (26). С. 79–82.

4. Ворожейкин А. В., Тюпа, П. И., Волков, А. П. Состояние и перспективные направления научных исследований по виду спорта «Рукопашный бой» на основе анализа научно-методической литературы // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2020. № 1 (17). С. 133–146.

5. Борисов А. А. «Рукопашный бой» как универсальное средство развития психофизических способностей военнослужащих // Военный инженер. 2019. № 2 (12). С. 46–56.

6. Дмитриева Г. Г. Морально-психологическая подготовка спортсменов-единоборцев: учебно-методическое пособие / под ред. проф. Г. Г. Дмитриева. СПб. : ВИФК, 2012. 158 с.

7. Евтушенко А. А., Силантьев В. С. Боевое самбо как служебно-прикладной вид спорта для сотрудника полиции [Электронный ресурс] // Научный компонент. 2020. № 3 (7). С. 128–133. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/boevoe-sambo-kak-sluzhebnoprikladnoy-vid-sportadlya-sotrudnika-politsii (дата обращения: 19.12.2021).

8. Коваленко В. Н., Янченков Ю. А., Селькин Ф. Е. Оценка уровня подготовленности

военнослужащих к рукопашному бою // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-4. С. 160–163.

9. Международная федерация бразильского джиу-джитсу IBJJF [Электронный ресурс] : сайт. URL: https://www.ibjjf.com (дата обращения 11.10.2021).

10. Новиков А. В. Технология развития координационных способностей у бойцов рукопашного боя : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04. Смоленск, 2018. 171 с.

11. Пардаев Д. У. Анализ соревновательной деятельности спортсменов-представителей рукопашного боя // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2009. № 4 (50). С. 75–78.

12. Павлов С. В., Мавлеткулова А. С., Абрамов В. А. Теория и методика единоборств : учебное пособие. Уфа : Баш ИФК, 2008. 108 с.

13. Сайт Министерства спорта Российской Федерации : Правила видов спорта Российской Федерации [Электронный ресурс] : сайт. URL: http://www.minsport.gov.ru/sport/high-sport/pravila-vidov-sporta/35578/ (дата обращения 19.09.2021).

14. Система самообороны армии США [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=uucEkEPsTPs&t=1s (дата обращения 03.11.2021).

15. Сысоева Н. Н. О целесообразности внедрения элементов бразильского джиу-джитсу в курс специальной физической подготовки курсантов образовательных учреждений системы МВД России в целях обучения навыкам обороны без оружия от действия противника, обладающего большей физической силой или габаритами // Правопорядок в России: проблемы совершенствования. XV Всероссийская конференция: сборник статей. Москва, 2021. С. 355–359.

16. Ренцо Г., Ройлер Г. Бразильское Джиу-Джитсу: теория и техника. Ростов н/Д : Феникс, 2005. 280 с.

17. Соломченко М. А., Ашихин А. В. Средства рукопашного боя в развитии физических и психических качеств у сотрудников спецподразделений // Наука-2020. 2019. № 2 (27). С. 116 –121.

18. Тедески М. Искусство борьбы в партере: практическое руководство. М. : Фаир-Пресс, 2005. 231 с.

19. Усков С. В. Сравнительный анализ профессиональной рукопашной подготовки учебных заведений полиции зарубежных стран и России // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2020. № 2. Т. 6. С. 59–73.

20. Хасанов А. Х., Гареева А. С. Анализ проявления техники борьбы в партере в соревновательных поединках высококвалифицированных спортсменов, занимающихся рукопашным боем // Физическая культура, спорт и здоровье: интеграция науки и практики. Региональные аспекты сервиса и туризма: сборник научных трудов науч.-практ. конф. Ч. II. Уфа : БИФК, 2017. С. 60–65.

21. Хасанов А. Х. Анализ проявления техники борьбы в соревновательных поединках высококвалифицированных спортсменов, занимающихся рукопашным боем [Электронный ресурс] // Universum: Психология и образование. 2016. № 9 (27). С. 32–35.

22. Paiva А. Brazilian Jiu-Jitsu: The Ultimate Guide to Dominating Brazilian Jiu-Jitsu and Mixed Martial Arts Combat. Tuttle Publishing, 2012.

23. Helio Gracie, Royler Gracie, Kid Peligro Gracie Submission Essentials: Grandmaster and Master Secrets of Finishing a Fight. Invisible Cities Press Llc, 2007. 250 p.

24. Staark O. Zen Jiu Jitsu. White to Blue. CreateSpace Independent Publishing Platform, 2013. 118 p.

25. Guillobel P. Mastering The 21 Immutable Principles of Brazilian Jiu-Jitsu: The Ultimate Handbook for Brazilian Jiu-Jitsu Students. CreateSpace Independent Publishing Platform, 2015. 112 p.

26. Gracie R. Brazilian Jiu-Jitsu Submission Grappling Techniques. Invisible Cities Press LLC. 2003. 215 p.

 

Скачать статью в формате pdf

Cамостоятельность здоровьесбережения как показатель физической культуры студентов университетов

Автор(ы):

Андрей Иванович Коробченко, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры «Физическая культура и спорт», https://orcid.org/0000-0002-9650-8081, Иркутский государственный университет путей сообщения

664074, Россия, г. Иркутск, ул. Чернышевского, 15, тел.: +7 (3952) 638399, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Геннадий Михайлович Голубчиков, преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, https://orcid.org/0000-0002-2546-3883, Российский государственный университет правосудия, Восточно-Сибирский филиал

664074, Россия, г. Иркутск, ул. И. Франко, 23-а, тел.: +7 (3952) 411283

Иркутский государственный университет, Физкультурно-оздоровительный центр

664003, Россия, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, тел.: +7 (3952) 243220, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Светлана Альбертовна Харченко, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики, https://orcid.org/0000-0002-2648-5961, Иркутский государственный университет

664003, Россия, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, тел.: +7 (3952) 243220, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Мариям Равильевна Арпентьева, доктор психологических наук, доцент, профессор РАЕ, член-корреспондент РАЕ, академик Международной академии образования, заслуженный деятель науки и образования РАЕ, свободный научный сотрудник, внештатный эксперт, https://orcid.org/0000-0003-3249-4941

Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Содействие»

248000, Россия, г. Калуга, ул. Достоевского, 44, тел.: +7 (4842) 575144, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация.

Во введении обоснована актуальность проблемы самостоятельности здоровьесбережения студентов вузов средствами физической культуры. Отмечается необходимость решения вопроса о том, как формировать и развивать самостоятельность, в чём она состоит на разных стадиях существования и развития студента как личности, партнёра и как профессионала.

Материалы и методы. Цель исследования – интегративный анализ исследований самостоятельности здоровьесбережения как показателя физической культуры студентов университетов. Самостоятельность здоровьесбережения рассматривается как показатель высокого развития, действенности, осознанности физической культуры

студентов университетов, их свободного и ответственного поведения и отношения к вопросам разработки, реализации и осуществления индивидуальной траектории здровьесбережения, включая индивидуализированный режим двигательной активности.

Результаты. Изучено состояние исследований и проблемы формирования и развития самостоятельности здоровьесбережения как критерия физической культуры студентов университетов в современной педагогической науке и практике. Суммируются результаты исследований самостоятельности здоровьесбережения как интегративного показателя физической культуры студентов университетов, делается вывод о важности использования самостоятельности здоровьесбережения как критерия оценки сформированности физической культуры.

Выводы: Выделены перспективы и направления развития самостоятельности здоровьесбережения как показателя физической культуры студентов университетов.

Ключевые слова: здоровьесбережение, мотивация, самостоятельная деятельность, физическая культура, самостоятельное здоровьесбережение, компетентностно- деятельностный подход, двигательный режим, самостоятельное формирование двигательного режима, индивидуальная траектория здоровьесбережения, учебная самостоятельность

Для цитирования: Коробченко А. И., Голубчиков Г. М., Харченко С. А., Арпентьева М. Р. Cамостоятельность здоровьесбережения как показатель физической культуры студентов университетов // Педагогический ИМИДЖ. 2022. Т. 16. № 1 (54). С. 5160. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-1-51-60

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-1-51-60

УДК: 796; 378

Статья поступила в редакцию 21.12.2021, одобрена после рецензирования 18.02.2022, принята к публикации 01.03.2022.

Список источников:

1. Education in Sport and Physical Activity. Future Directions and Global Perspectives / Ed. by K. Petry, J.de Jong. New York, London: Routledge, 2022. 260 p.

2. Ponzi D. An introduction to the Special Issue on “Sports Science: Evolutionary Perspectives and Biological Mechanisms [Electronic resource] // Adaptive Human Behavior and Physiology. 2022. Vol. 8. Pp. 1–9. URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s40750- 022-00187-7 (accessed: 12.08.2021); https://doi.org/10.1007/s40750-022-00187-7

3. Oliver M. D., Morton A. L., Baldwin D. R., Datta S. A pilot study exploring the relationship between wellness and physical fitness: an examination into autonomic health // Journal of American College Health. 2020. Vol. 68:7. Pp. 712–719; doi:10.1080/07448481.2019.1596919

4. Пахомов А. Н. Проблемные аспекты формирования в вузе компетентности в области здоровьесбережения // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-1. С. 224–227.

5. Balica M. Supporting student wellbeing in a digital learning environment. Evidence-based opportunities for innovation in learning and teaching during school closures related to the COVID-19 pandemic and beyond [Electronic resource] // The International Baccalaureate (IB). Switzerland, Genève: International Baccalaureate, 2021. Рp. 1–26. URL: https://ibo.org/globalassets/publications/ib-research/policy/supporting-student-wellbeing-in-a-digital-learning-environment-policy-paper-en.pdf (accessed: 21.12.2021).

6. Brooker A., Baik C., Larcombe W. Understanding academic educators’ work in supporting student wellbeing // Research and development in higher education: Curriculum transformation / R. G. Walker & S. B. Bedford (Eds.). – Hammondville, NSW: Higher Education Research and Development Society of Australasia, Inc., 2017. Vol. 40. Pp. 50–60.

7. Мальков О. А., Говорухина А. А. Персонифицированное здоровьесбережение: возможности образовательной среды // Вестник Набережночелнинского государственного педагогического университета. 2021. № S2 (31). С. 127–130.

8. Методы и технологии социальной работы в современном мире : коллективная монография / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск : Зебра, 2019. 218 с.

9. Chasteen St. How can I help students become more expert learners, so they engage in active learning? [Electronic resource] // PhysPort. 10 Recommendations are tagged with

“productive engagement”, University of Colorado Boulder. 2017/ 2021. P. 1. URL: https:// www.physport.org/recommendations/Search.cfm?T=productive%20engagement&Q= (accessed:

21.12.2021).

10. Phillipson N. Sh., Phillipson S. The Power of Expert Teaching. Lessons for Modern Education. New York, London : Routledge, 2020. 192 р.

11. Аршинова В. В., Арпентьева М. Р., Кузнецова Н. В., Новаков А. В. Вопросы психологического сопровождения в спорте, рекреационно-оздоровительной и лечебной практиках // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2019. Т. 4. № 1. С. 106–114.

12. Бабушкин Г. Д. Психологическое сопровождение физического воспитания и спорта : учебное пособие. Саратов : Вузовское образование, 2020. 449 с.

13. Бабушкин Г. Д., Яковлев Б. П. Спортивная психология. Психологические методики в системе подготовки спортсменов к соревнованиям : учебное пособие. Саратов : Вузовское образование, 2020. 213 с.

14. Болдов А. С., Илькевич К. Б., Карпов В. Ю., Гусев А. В. Проблемы мотивации в физкультурно-спортивной деятельности у студентов творческих специальностей и направлений подготовки // Наука и спорт: современные тенденции. 2020. Т. 8. № 4. С. 86–92.

15. Ridley M. Student Development (A Personal View). Exploring the Information Ecology. [Electronic resource]. Toronto, ON: ORION. November 15, 2012. P. 1. URL: https://www. orion.on.ca/news-events/blog/student-development-a-personal-view/ (accessed 21.12.2021).

16. Коробченко А. И., Голубчиков Г. М. Физическая культура и спорт: ключевые аспекты обучения, воспитания и развития. Иркутск : Аспринт, 2020. 132 с.

17. Лопатин В. А. Формирование здоровьесберегающих компетенций в вузе средствами физической культуры // Педагогика, психология, общество: новая реальность : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Чебоксары, 22 янв. 2021 г.) / под ред. Ж. В. Мурзиной. Чебоксары: Среда, 2021. С. 260–262.

18. Biddle St. J. H., Mutrie N., Gorely T., Faulkner G. Psychology of Physical Activity. Determinants, Well-Being and Interventions. New York, London: Routledge, 2021. 502 p.

19. Кузнецова Е. А. Психологическое сопровождение образовательного процесса в спортивной деятельности // Форум молодых ученых. 2020. № 5 (45). С. 233–238.

20. Physical Activity and Health. The Evidence Explained / D. J. Stensel, A. E. Hardman, J. M. R. Gill (eds.). New York, London : Routledge, 2021. 566 p. https://doi.org/10.4324/9780203095270

21. Baik Ch., Larcombe W.& Brooker A. How universities can enhance student mental wellbeing: the student perspective // Higher Education Research & Development, 2019. Vol. 38:4. Pp. 674–687. doi:10.1080/07294360.2019.1576596

 

Скачать статью в формате pdf