Автор(ы):
Азат Хамитьянович Хасанов, тренер-преподаватель по стрельбе и рукопашному бою, соискатель, https://orcid.org/0000-0002-4117-503X, Спортивный клуб «Тропа»
450006, Россия, г. Уфа, ул. Бульвар Ибрагимова, 23, тел.: +7 (347) 2736549, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация.
Введение. Целью статьи является поиск прикладных аспектов начального профессионального обучения технико-тактическим приёмам рукопашного боя в партере в соответствии со спецификой правоохранительной деятельности.
Материалы и методы. Проведён широкий реферативный обзор как отечественных, так и зарубежных авторов касательно самообороны и различных спортивных единоборств. Проведен сравнительный анализ правил различных видов спорта, имеющих прикладное значение в подготовке сотрудников правоохранительных органов и рассматривающих в своём содержании борьбу в партере. С помощью анкетирования и проведённого педагогического тестирования выявлены основные технико-тактические действия начального обучения рукопашному бою в партере и их разновидности. По результатам проведённого исследования определены особенности начального профессионального обучения рукопашному бою в партере.
Результаты исследования. Выявлены степень освещённости проблемы на сегодняшний день и её актуальность. Определены основные (базовые) технико-тактические приёмы начального обучения сотрудников правоохранительных органов на примере арсенала бразильского джиу-джитсу и дана краткая характеристика их разновидностей. Сформулированы особенности начального обучения рукопашному бою в партере сотрудников правоохранительных органов с учётом особенностей их профессиональной деятельности.
Заключение. Определена актуальность изучения и развития направления позиционной борьбы как одной из сторон профессиональной подготовленности сотрудников правоохранительных органов к современным реалиям силового уличного противоборства – «Рукопашного боя в партере».
Ключевые слова: рукопашный бой, бразильское джиу-джитсу, единоборства, самооборона, правоохранительная деятельность, приемы борьбы, удержание в партере
Для цитирования: Хасанов А. Х. Прикладные аспекты начального обучения приёмам рукопашного боя в партере в соответствии со спецификой правоохранительной деятельности // Педагогический ИМИДЖ. 2022. Т. 16. № 1 (54). С. 70−86. DOI: https://doi.
org/10.32343/2409-5052-2022-16-1-70-86
DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-1-70-86
УДК: 377; 796.859
Статья поступила в редакцию 24.01.2022, одобрена после рецензирования 16.02.2022, принята к публикации 04.03.2022.
Список источников:
1. Ашкинази С. М., Кузьмин В. В. Инновации в развитии теории и практики обучения военнослужащих рукопашному бою (результаты исследований последних 20 лет) // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2008. № 7 (41). С. 6–11.
2. Ашкинази С. М. Вопросы теории и практики рукопашного боя в Вооруженных Силах Российской Федерации : монография / под ред. проф. В. Л. Марищука. СПб. : Воен. ин-т. физ. культуры, 2001. 242 с.
3. Ашихин А. В. Средства рукопашного боя, используемые в подготовке бойцов специального назначения // Наука-2020. 2019. № 1 (26). С. 79–82.
4. Ворожейкин А. В., Тюпа, П. И., Волков, А. П. Состояние и перспективные направления научных исследований по виду спорта «Рукопашный бой» на основе анализа научно-методической литературы // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2020. № 1 (17). С. 133–146.
5. Борисов А. А. «Рукопашный бой» как универсальное средство развития психофизических способностей военнослужащих // Военный инженер. 2019. № 2 (12). С. 46–56.
6. Дмитриева Г. Г. Морально-психологическая подготовка спортсменов-единоборцев: учебно-методическое пособие / под ред. проф. Г. Г. Дмитриева. СПб. : ВИФК, 2012. 158 с.
7. Евтушенко А. А., Силантьев В. С. Боевое самбо как служебно-прикладной вид спорта для сотрудника полиции [Электронный ресурс] // Научный компонент. 2020. № 3 (7). С. 128–133. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/boevoe-sambo-kak-sluzhebnoprikladnoy-vid-sportadlya-sotrudnika-politsii (дата обращения: 19.12.2021).
8. Коваленко В. Н., Янченков Ю. А., Селькин Ф. Е. Оценка уровня подготовленности
военнослужащих к рукопашному бою // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-4. С. 160–163.
9. Международная федерация бразильского джиу-джитсу IBJJF [Электронный ресурс] : сайт. URL: https://www.ibjjf.com (дата обращения 11.10.2021).
10. Новиков А. В. Технология развития координационных способностей у бойцов рукопашного боя : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04. Смоленск, 2018. 171 с.
11. Пардаев Д. У. Анализ соревновательной деятельности спортсменов-представителей рукопашного боя // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2009. № 4 (50). С. 75–78.
12. Павлов С. В., Мавлеткулова А. С., Абрамов В. А. Теория и методика единоборств : учебное пособие. Уфа : Баш ИФК, 2008. 108 с.
13. Сайт Министерства спорта Российской Федерации : Правила видов спорта Российской Федерации [Электронный ресурс] : сайт. URL: http://www.minsport.gov.ru/sport/high-sport/pravila-vidov-sporta/35578/ (дата обращения 19.09.2021).
14. Система самообороны армии США [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=uucEkEPsTPs&t=1s (дата обращения 03.11.2021).
15. Сысоева Н. Н. О целесообразности внедрения элементов бразильского джиу-джитсу в курс специальной физической подготовки курсантов образовательных учреждений системы МВД России в целях обучения навыкам обороны без оружия от действия противника, обладающего большей физической силой или габаритами // Правопорядок в России: проблемы совершенствования. XV Всероссийская конференция: сборник статей. Москва, 2021. С. 355–359.
16. Ренцо Г., Ройлер Г. Бразильское Джиу-Джитсу: теория и техника. Ростов н/Д : Феникс, 2005. 280 с.
17. Соломченко М. А., Ашихин А. В. Средства рукопашного боя в развитии физических и психических качеств у сотрудников спецподразделений // Наука-2020. 2019. № 2 (27). С. 116 –121.
18. Тедески М. Искусство борьбы в партере: практическое руководство. М. : Фаир-Пресс, 2005. 231 с.
19. Усков С. В. Сравнительный анализ профессиональной рукопашной подготовки учебных заведений полиции зарубежных стран и России // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2020. № 2. Т. 6. С. 59–73.
20. Хасанов А. Х., Гареева А. С. Анализ проявления техники борьбы в партере в соревновательных поединках высококвалифицированных спортсменов, занимающихся рукопашным боем // Физическая культура, спорт и здоровье: интеграция науки и практики. Региональные аспекты сервиса и туризма: сборник научных трудов науч.-практ. конф. Ч. II. Уфа : БИФК, 2017. С. 60–65.
21. Хасанов А. Х. Анализ проявления техники борьбы в соревновательных поединках высококвалифицированных спортсменов, занимающихся рукопашным боем [Электронный ресурс] // Universum: Психология и образование. 2016. № 9 (27). С. 32–35.
22. Paiva А. Brazilian Jiu-Jitsu: The Ultimate Guide to Dominating Brazilian Jiu-Jitsu and Mixed Martial Arts Combat. Tuttle Publishing, 2012.
23. Helio Gracie, Royler Gracie, Kid Peligro Gracie Submission Essentials: Grandmaster and Master Secrets of Finishing a Fight. Invisible Cities Press Llc, 2007. 250 p.
24. Staark O. Zen Jiu Jitsu. White to Blue. CreateSpace Independent Publishing Platform, 2013. 118 p.
25. Guillobel P. Mastering The 21 Immutable Principles of Brazilian Jiu-Jitsu: The Ultimate Handbook for Brazilian Jiu-Jitsu Students. CreateSpace Independent Publishing Platform, 2015. 112 p.
26. Gracie R. Brazilian Jiu-Jitsu Submission Grappling Techniques. Invisible Cities Press LLC. 2003. 215 p.
Скачать статью в формате pdf
Автор(ы):
Андрей Иванович Коробченко, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры «Физическая культура и спорт», https://orcid.org/0000-0002-9650-8081, Иркутский государственный университет путей сообщения
664074, Россия, г. Иркутск, ул. Чернышевского, 15, тел.: +7 (3952) 638399, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Геннадий Михайлович Голубчиков, преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, https://orcid.org/0000-0002-2546-3883, Российский государственный университет правосудия, Восточно-Сибирский филиал
664074, Россия, г. Иркутск, ул. И. Франко, 23-а, тел.: +7 (3952) 411283
Иркутский государственный университет, Физкультурно-оздоровительный центр
664003, Россия, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, тел.: +7 (3952) 243220, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Светлана Альбертовна Харченко, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики, https://orcid.org/0000-0002-2648-5961, Иркутский государственный университет
664003, Россия, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, тел.: +7 (3952) 243220, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Мариям Равильевна Арпентьева, доктор психологических наук, доцент, профессор РАЕ, член-корреспондент РАЕ, академик Международной академии образования, заслуженный деятель науки и образования РАЕ, свободный научный сотрудник, внештатный эксперт, https://orcid.org/0000-0003-3249-4941
Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Содействие»
248000, Россия, г. Калуга, ул. Достоевского, 44, тел.: +7 (4842) 575144, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация.
Во введении обоснована актуальность проблемы самостоятельности здоровьесбережения студентов вузов средствами физической культуры. Отмечается необходимость решения вопроса о том, как формировать и развивать самостоятельность, в чём она состоит на разных стадиях существования и развития студента как личности, партнёра и как профессионала.
Материалы и методы. Цель исследования – интегративный анализ исследований самостоятельности здоровьесбережения как показателя физической культуры студентов университетов. Самостоятельность здоровьесбережения рассматривается как показатель высокого развития, действенности, осознанности физической культуры
студентов университетов, их свободного и ответственного поведения и отношения к вопросам разработки, реализации и осуществления индивидуальной траектории здровьесбережения, включая индивидуализированный режим двигательной активности.
Результаты. Изучено состояние исследований и проблемы формирования и развития самостоятельности здоровьесбережения как критерия физической культуры студентов университетов в современной педагогической науке и практике. Суммируются результаты исследований самостоятельности здоровьесбережения как интегративного показателя физической культуры студентов университетов, делается вывод о важности использования самостоятельности здоровьесбережения как критерия оценки сформированности физической культуры.
Выводы: Выделены перспективы и направления развития самостоятельности здоровьесбережения как показателя физической культуры студентов университетов.
Ключевые слова: здоровьесбережение, мотивация, самостоятельная деятельность, физическая культура, самостоятельное здоровьесбережение, компетентностно- деятельностный подход, двигательный режим, самостоятельное формирование двигательного режима, индивидуальная траектория здоровьесбережения, учебная самостоятельность
Для цитирования: Коробченко А. И., Голубчиков Г. М., Харченко С. А., Арпентьева М. Р. Cамостоятельность здоровьесбережения как показатель физической культуры студентов университетов // Педагогический ИМИДЖ. 2022. Т. 16. № 1 (54). С. 51−60. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-1-51-60
DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-1-51-60
УДК: 796; 378
Статья поступила в редакцию 21.12.2021, одобрена после рецензирования 18.02.2022, принята к публикации 01.03.2022.
Список источников:
1. Education in Sport and Physical Activity. Future Directions and Global Perspectives / Ed. by K. Petry, J.de Jong. New York, London: Routledge, 2022. 260 p.
2. Ponzi D. An introduction to the Special Issue on “Sports Science: Evolutionary Perspectives and Biological Mechanisms [Electronic resource] // Adaptive Human Behavior and Physiology. 2022. Vol. 8. Pp. 1–9. URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s40750- 022-00187-7 (accessed: 12.08.2021); https://doi.org/10.1007/s40750-022-00187-7
3. Oliver M. D., Morton A. L., Baldwin D. R., Datta S. A pilot study exploring the relationship between wellness and physical fitness: an examination into autonomic health // Journal of American College Health. 2020. Vol. 68:7. Pp. 712–719; doi:10.1080/07448481.2019.1596919
4. Пахомов А. Н. Проблемные аспекты формирования в вузе компетентности в области здоровьесбережения // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-1. С. 224–227.
5. Balica M. Supporting student wellbeing in a digital learning environment. Evidence-based opportunities for innovation in learning and teaching during school closures related to the COVID-19 pandemic and beyond [Electronic resource] // The International Baccalaureate (IB). Switzerland, Genève: International Baccalaureate, 2021. Рp. 1–26. URL: https://ibo.org/globalassets/publications/ib-research/policy/supporting-student-wellbeing-in-a-digital-learning-environment-policy-paper-en.pdf (accessed: 21.12.2021).
6. Brooker A., Baik C., Larcombe W. Understanding academic educators’ work in supporting student wellbeing // Research and development in higher education: Curriculum transformation / R. G. Walker & S. B. Bedford (Eds.). – Hammondville, NSW: Higher Education Research and Development Society of Australasia, Inc., 2017. Vol. 40. Pp. 50–60.
7. Мальков О. А., Говорухина А. А. Персонифицированное здоровьесбережение: возможности образовательной среды // Вестник Набережночелнинского государственного педагогического университета. 2021. № S2 (31). С. 127–130.
8. Методы и технологии социальной работы в современном мире : коллективная монография / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск : Зебра, 2019. 218 с.
9. Chasteen St. How can I help students become more expert learners, so they engage in active learning? [Electronic resource] // PhysPort. 10 Recommendations are tagged with
“productive engagement”, University of Colorado Boulder. 2017/ 2021. P. 1. URL: https:// www.physport.org/recommendations/Search.cfm?T=productive%20engagement&Q= (accessed:
21.12.2021).
10. Phillipson N. Sh., Phillipson S. The Power of Expert Teaching. Lessons for Modern Education. New York, London : Routledge, 2020. 192 р.
11. Аршинова В. В., Арпентьева М. Р., Кузнецова Н. В., Новаков А. В. Вопросы психологического сопровождения в спорте, рекреационно-оздоровительной и лечебной практиках // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2019. Т. 4. № 1. С. 106–114.
12. Бабушкин Г. Д. Психологическое сопровождение физического воспитания и спорта : учебное пособие. Саратов : Вузовское образование, 2020. 449 с.
13. Бабушкин Г. Д., Яковлев Б. П. Спортивная психология. Психологические методики в системе подготовки спортсменов к соревнованиям : учебное пособие. Саратов : Вузовское образование, 2020. 213 с.
14. Болдов А. С., Илькевич К. Б., Карпов В. Ю., Гусев А. В. Проблемы мотивации в физкультурно-спортивной деятельности у студентов творческих специальностей и направлений подготовки // Наука и спорт: современные тенденции. 2020. Т. 8. № 4. С. 86–92.
15. Ridley M. Student Development (A Personal View). Exploring the Information Ecology. [Electronic resource]. Toronto, ON: ORION. November 15, 2012. P. 1. URL: https://www. orion.on.ca/news-events/blog/student-development-a-personal-view/ (accessed 21.12.2021).
16. Коробченко А. И., Голубчиков Г. М. Физическая культура и спорт: ключевые аспекты обучения, воспитания и развития. Иркутск : Аспринт, 2020. 132 с.
17. Лопатин В. А. Формирование здоровьесберегающих компетенций в вузе средствами физической культуры // Педагогика, психология, общество: новая реальность : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Чебоксары, 22 янв. 2021 г.) / под ред. Ж. В. Мурзиной. Чебоксары: Среда, 2021. С. 260–262.
18. Biddle St. J. H., Mutrie N., Gorely T., Faulkner G. Psychology of Physical Activity. Determinants, Well-Being and Interventions. New York, London: Routledge, 2021. 502 p.
19. Кузнецова Е. А. Психологическое сопровождение образовательного процесса в спортивной деятельности // Форум молодых ученых. 2020. № 5 (45). С. 233–238.
20. Physical Activity and Health. The Evidence Explained / D. J. Stensel, A. E. Hardman, J. M. R. Gill (eds.). New York, London : Routledge, 2021. 566 p. https://doi.org/10.4324/9780203095270
21. Baik Ch., Larcombe W.& Brooker A. How universities can enhance student mental wellbeing: the student perspective // Higher Education Research & Development, 2019. Vol. 38:4. Pp. 674–687. doi:10.1080/07294360.2019.1576596
Скачать статью в формате pdf