Изучение словаря обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) на уроках изобразительного искусства
Автор(ы):
Шилова Елена Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой логопедии ORCID:https://orcid.org/0000-0002-4579-5631, Московский государственный областной университет
141014, Россия, Московская область, г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 2, тел.: +7(495)7800943, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация.
Введение. Развитие речевых умений и навыков является одной из главных задач обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья. В структуре системного недоразвития речи учащихся с интеллектуальными нарушениями выделяются трудности владения словарём. Существенные недостатки отчётливо прослеживаются как в понимании специальных терминов, так и при использовании их в речи на различных уроках, в том числе на уроках рисования. Целью исследования является изучение особенностей словаря обучающихся с интеллектуальными нарушениями при изучении предметной области «Изобразительная деятельность».
Материалы и методы. Исследовательскую выборку составили 84 школьника образовательных комплексов г. Москвы с заключением «нарушение познавательной деятельности в лёгкой степени». Методы исследования. Индивидуальное обследование речи школьников, наблюдения за речевой активностью учащихся на уроках изобразительного искусства и во внеурочное время. Результаты экспериментального исследования обрабатывались с помощью программы Microsoft Office Excel (Excel).
Результаты исследования. Обследование словаря позволило уточнить картину речевого развития учащихся младших классов с нарушениями интеллекта в предметной области «Изобразительная деятельность». Школьники лучше понимают и в большей степени правильно называют существительные, обозначающие графические элементы. Достаточно владеют прилагательными, характеризующими цвет и величину предметов. Глагольный словарь умственно отсталых школьников, связанный с изобразительной деятельностью, беден и ограничен.
Заключение. Полученные результаты расширяют представления о речевых возможностях обучающихся с умственной отсталостью в контексте изучения словаря в предметной области «Изобразительная деятельность» и могут быть использованы педагогами образовательныхорганизаций при определении задач обучения учащихся с нарушением интеллектуального развития, разработке содержания тематики уроков рисования, определении объёма словаря, подборе дидактических заданий.
Ключевые слова: умственно отсталые дети, обучающиеся с нарушением интеллекта, развитие речи, словарь, изобразительная деятельность.
Для цитирования: Шилова Е. А. Изучение словаря обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) на уроках изобразительного искусства // Педагогический ИМИДЖ. 2019. Т. 13. № 3 (44). С. 410–420. DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-3-410-420
УДК: 376.1
DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-3-410-420
Дата поступления в редакцию: 13.03.2019
Список литературы:
1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте : психол. очерк : кн. для учителя [3-е изд.]. М.: Просвещение. 2012. 93 с.
2. Грошенков И. А. Занятие изобразительном искусством во вспомогательной школе : кн. для учителя. М. : Просвещение, 1993. 175 с.
3. Закрепина А. В., Стребелева Е. А. Развитие речи и обучение альтернативной коммуникации: основные компоненты рабочей программы (вариант 2) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2017. № 2. С. 33–42.
4. Екжанова Е. А. Изобразительная деятельность в системе воспитания и обучения дошкольников с умственной недостаточностью : автореф. … д-ра пед. наук : 13.00.03. М., 2003 48 с.
5. Петрова В. Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. М. : Педагогика, 1977. 200 с.
6. Стребелева Е. А., Закрепина А. В. Методика педагогического обследования первоклассников с умственной отсталостью // Дефектология. 2017. № 6. С. 56–65
7. Стребелева Е. А., Закрепина А. В. Развитие речи и обучение альтернативной коммуникации первоклассников с умственной отсталостью (основные компоненты содержания рабочей программы варианта 2) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2017. № 5. С. 9–19
8. Стребелева Е. А., Закрепина А. В. Выбор варианта адаптированной основной общеобразовательной программы обучения детей с нарушением интеллекта // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2016. №. 4. С. 3–7
9. Стребелева Е. А., Закрепина А. В. Поиск педагогических оснований для индивидуализации обучения первоклассников с выраженными интеллектуальными нарушениями (умеренная и тяжелая умственная отсталость) // Дефектология. 2018. № 2. С. 65–75.
10. Шилова Е. А., Квашнин А. Ю. Подготовка бакалавров-логопедов с использованием авторской электронной обучающей программы / Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2017. № 3. C. 120–131. DOI: 10.18384/2310-7219-2017-3-120-131.
11. Eggers K., Van Eerdenbrugh S. Speech disfluencies in children with Down Syndrome // Journal of Communication Disorders. 2018. Vol. 71. Pp. 72–84.