Статьи выпуска № 1, год 2020

Дифференциация понятий «общее недоразвитие речи» и «системное недоразвитие речи»

Автор(ы):

Мурашова Ирина Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры комплексной коррекции нарушений детского развития, ORCID https://orcid.org/0000-0002-0001-5208, Педагогический институт, Иркутский государственный университет

664003, Россия, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1, тел.: +7(3952)521900, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. Различение трактовок логопедических заключений при системных речевых расстройствах у обучающихся с умственной отсталостью, задержкой психического развития, нарушениями слуха, в отличие от детей с нормальным слухом и интеллектом, является актуальным в логопедии и логопсихологии. Цель статьи – обозначить проблему дифференциации понятий и формулировок логопедических заключений при системных речевых расстройствах вследствие схожей симптоматики, проявляемой в экспрессивной речи, и предложить пути её решения.

Материалы и методы. В исследовании использованы научно-методические публикации отечественных и зарубежных учёных в области специальной психологии и коррекционной педагогики. Для решения поставленных задач применялись общенаучные и сравнительно-исторические методы исследования.

Результаты исследования. Выделены основные дифференцирующие признаки в симптоматике системных речевых расстройств при общем недоразвитии речи и системном недоразвитии речи, проявляемых в импрессивной речи. Также выявлено, что когда специалисты используют логопедические заключения из психолого-педагогической классификации (по Р. Е. Левиной) в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья с системными речевыми расстройствами, имеющих сохранный интеллект и нормальный биологический слух, то это считается оправданным. Когда применяют их к лицам с недостаточным интеллектуальным развитием или с нарушенным слухом, это противоречит самому понятию общего недоразвития речи. Предложены современные трактовки логопедических заключений при системных речевых расстройствах, позволяющие дифференцировать первичность или вторичность речевых нарушений у обучающихся с нарушениями интеллекта, задержкой психического развития, нарушениями слуха.

Заключение. Статья может быть полезна логопедам и логопсихологам, специалистам, работающим в образовательных учреждениях, центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, психолого-медико-педагогических комиссиях и других организациях.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи (ОНР), системное недоразвитие речи (СНР), системные речевые расстройства, логопедическое заключение.

Для цитирования: Мурашова И. Ю. Дифференциация понятий «общее недоразвитие речи» и «системное недоразвитие речи» // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 14. № 1 (46). С. 78–91 DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-1-78-91

DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-1-78-91

УДК: 159.9.072+376.37

Дата поступления в редакцию: 09.10.2019

 

Список литературы:

1. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях ДОУ : сборник методических рекомендаций / сост. В. П. Балобанова, Л. Г. Богданова, Л. В. Венедиктова, Т. Т. Воробей, Р. И. Лалаева и др. СПб. : Детство-пресс. 2002. 240 с.

2. Баулина М. Е. Образовательная траектория и нейропсихологическое сопровождение детей после кохлеарной имплантации // Интеграция образования. Т. 22, № 4. 2018. С. 696–711.

3. Богданова Т. Г. Сурдопсихология. М. : Академия, 2002. 224 с.

4. Борякова Н. Ю. О некоторых особенностях построения речевого высказывания шестилетних детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1983. № 3. С. 9–15.

5. Грибова О. Е. Технология организации логопедического обследования. Методическое пособие. М. : Айрис-пресс, 2005. 96 с.

6. Грибова О. Е., Батяева С. В. К проблеме определения понятия «тяжелые нарушения речи» // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. 2015. № 1 (39). С. 59–74.

7. Егжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: программа дошкольный образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. М. : Просвещение. 2005. 272 с.

8. Ершова В. В., Попова М. Р. Психологическая адаптация детей с нарушениями слуха после кохлеарного имплантирования // Вестник АГУ, 2016. Вып. 2 (178). С. 79–84.

9. Жукова О. С. Логопедическая реабилитация детей после кохлеарной имплантации // Тезисы докладов. Всерос. конгресс по кохлеарной имплантации с междунар. участием. СПб., 30 сентября – 1 октября 2010 года. СПб. 2010. С. 48–49.

10. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург : АРД ЛТД. 1998. 320 с.

11. Королева И. В. Абилитация детей младшего возраста с кохлеарными имплантами: общее и различия в сравнении с глухими и слабослышащими детьми со слуховыми аппаратами // Два века российской сурдопедагогики: Мат-лы Всерос. конгресса сурдопедагогов. СПб. : Наука-Питер, 2006. С. 329–339.

12. Лалаева Р. И. Нарушение речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников. М. : Академия, 1988. 250 с.

13. Левина Р. Е., Никашина Н. А. Характеристика общего недоразвития речи у детей // Основы теории и практики логопедии / под ред. Р. Е. Левиной. М. : Просвещение. 1968. С. 67–166.

14. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р. Е. Левиной. М. : Просвещение, 1968. 367 с.

15. Леонгард Э. И. Слухоречевая и языковая абилитация детей-инвалидов по слуху после кохлеарной имплантации // Кохлеарная имплантация как метод реабилитацииинвалидов по слуху : тезисы докладов Всерос. конгресса по кохлеарной имплантации с междунар. участием. 30 сентября – 1 октября 2010 г. СПб., 2010. С. 46–47.

16. Лопатина Л. В., Голубева Г. Г., Калягин В. А. и др. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей. Сб. метод. рек. СПб., М. : САГА : ФОРУМ. 2006. 272 с.

17. Лубовский В. И., Лонина В. А, Басилова Т. А., Левченко И. Ю. и др. Специальная психология. В 2 т. / под ред. В. И. Лубовского. 7-е изд., перераб. и доп. М. : Юрайт, 2014. 1 т. 428 с. 2 т. 274 с.

18. Мальцева Е. В. Особенности нарушения речи у детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1990. № 6. С. 10–18.

19. Мальцева Е. Р. Недостатки речи у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03. М. 1991. 23 c.

20. Михалина Ю. И., Евтушенко И. В. Особенности развития речи младших школьников с кохлеарным имплантом в условиях инклюзивного обучения // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 10. Ч. 4. С. 639–642.

21. Морозова В. В. Структура речевого дефекта у дошкольников с задержкой психического развития церебрально-органического генеза // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2010. № 2. Т. 3. С. 73–82.

22. Мурашова И.Ю. Проблема диагностики речевых нарушений детей с вторичным системным недоразвитием речи / Education & Science. 2017: Мат-лы III Междунар. науч.-практ. конф. для работников науки и образования / науч. ред. : Е. Ю. Бобкова, Т. А. Магсумов, Я. А. Максимов. St. Louis, Missouri, USA: Science and Innovation Center Publishing House, 2017. С. 65–67.

23. Мурашова И. Ю. Дифференциация видов логопедической диагностики // Дошкольное воспитание, 2017. № 7. С. 64–70.

24. Мурашова И. Ю. Проблема постановки логопедических заключений у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья с вторичными тяжелыми нарушениями речи // Дошкольное воспитание. 2018. № 6. С. 67–73.

25. Мурашова И. Ю. Организация и содержание развивающей работы логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие. Ставрополь : Логос, 2018. 87 с.

26. Саблева А. С. Проблемы речевого развития глухих школьников после кохлеарной имплантации в возрасте старше 3 лет // Ярославский педагогический вестник. 2014 № 4. Т. II. С. 153–159.

27. Серебрякова Н. В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. М. : Книга по Требованию, 2003. 304 c.

28. Синельникова Д. Д. Особенности слухового и речевого развития у детей после кохлеарной имплантации [Электронный ресурс] // Молодой учёный. 2018. № 24. С. 322–324. URL: https://moluch.ru/archive/210/51522/ (дата обращения: 10.12.2019).

29. Соколовская Т. А. Особенности речевого развития детей после кохлеарной имплантации // Специальное образование. 2013. № 2 (30). С. 91–97.

30. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии: учеб. пособие. М. : Просвещение, 1989. 223 с. 31. Хватцев М. Е. Логопедия. Пособие для студентов педагогических институтов и учителей специальных школ. Изд. 5-е. М. : Учпедгиз. 1959. 476 с.

32. Шматко Н. Д., Пелымская Т. В. Если малыш не слышит… : пособие для учителя. 2-е изд., перераб. М. : Просвещение, 2003. 204 с.

33. Nikolopoulos T. P., O’Donoghue G.M., Archbold S. Age at implantation: its importance in pediatric cochlear implantation. Laryngoscope 109. 1999 (4). Pp. 595–599 (In Eng.).

34. Miyamoto R. T., Robbins A. M., Osberger M. J., Todd S. L., Riley A. I., Kirk K. I. Comparison of multichannel tactile aids and multichannel cochlear implants in children withprofound hearing impairments. Am J Otol. 1995. 16 (1). Pp. 16: 8–13 (In Eng.).

35. Osberger, M., & Fisher, L. Preoperative predictors of postoperative implant performance in children. Annals of Otology, Rhinology and Laryngology, 2000, рр. 44–46. (In En g.) DOI:10.1177/0003489400109s1218.

36. Kirk, K. I. Challenges in the clinical investigation of cochlear implant outcomes. In J. K. Niparko, K. I. Kirk, N. K., Mellon, A. M. Robbins, D. L. Tucci, & B. S. Wilson (Eds.). Cochlear implants, principles & practices. 2000. pp. 225–259 (In Eng.).

37. Geers A., Nicholas J., Tye-Murray N., Uchanski R., Brenner, C., Davidson, L., et al. Effects of communication mode on skills of long-term cochlear implant users. Annals of Otology, Rhinology & Laryngology, 109 (12). 2000. Pp. 89–92 (In Eng.).

 

Скачать статью в формате pdf

Об изучении зоны ближайшего развития детей дошкольного возраста методом наблюдения

Автор(ы):

Стародубцева Галина Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, ORCID https://orcid.org/0000-0002-5626-916X, Институт развития образования Иркутской области

664007, Россия, г. Иркутск, ул. Красноказачья, 10 А, тел.: +7(3592)500904, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. В данной статье описываются вопросы определения зоны ближайшего развития ребёнка в дошкольной образовательной организации через основной педагогический метод – метод наблюдения.

Исследовательская проблема состоит в том, что педагогам (воспитателям) необходимо определить индивидуальный уровень развития ребёнка, в том числе с помощью педагогического наблюдения, однако на практике им сложно качественно реализовать и применить данный метод в силу разных причин. Цель статьи заключается в изучении возможности выявления у детей дошкольного возраста зоны ближайшего развития методом наблюдения и определения конкретных индикаторов или показателей этой зоны.

Задачи, решаемые в статье: прояснить теоретические положения культурно-исторической концепции Л. С. Выготского и его последователей в изучении уровней актуального и ближайшего развития ребёнка, а также на примерах результатов частных наблюдений за детьми в дошкольной организации раскрыть возможности измерения зоны ближайшего развития. В статье анализируются теоретические положения психологии и педагогики классиков и современных авторов по исследуемой проблеме. Использованы материалы записей по результатам наблюдений педагогов за детьми в дошкольных образовательных организациях.

Результаты исследования. Делается вывод о возможности выявления конкретных индикаторов зоны ближайшего развития (но не самой зоны) ребёнка дошкольного возраста при использовании метода наблюдения. Такими индикаторами могут быть такие показатели, как столкновение ребёнка с трудным заданием или проблемной ситуацией, его негативные эмоциональные проявления (ситуация драмы) в поведении либо речи, появление другой границы зоны ближайшего развития (зона актуально недоступного) в случае возникновения трудностей при решении совместных заданий ребёнка и взрослого; при этом сама зона ближайшего развития ребёнка может быть описана только через включённое наблюдение при сотрудничестве детей и взрослых.

Заключение. Результаты проведённого анализа позволят расширить возможности использования педагогического наблюдения для разработки технологии диагностики зоны ближайшего развития ребёнка-дошкольника.

Ключевые слова: зона актуального развития ребёнка, зона ближайшего развития, индикаторы зоны ближайшего развития, культурно-историческая концепция, сотрудничество ребёнка и взрослого, педагогическая и психологическая оценка индивидуального развития ребёнка, метод наблюдения, дошкольная образовательная организация.

Для цитирования: Стародубцева Г. А. Об изучении зоны ближайшего развития детей дошкольного возраста методом наблюдения // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 14. № 1 (46). С.62–77 DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-1-62-77

DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-1-62-77

УДК: 373.2+371.315.1

Дата поступления в редакцию: 11.04.2019

 

Список литературы:

1. Бурлакова И. А., Клопотова Е. Е., Ягловская Е. К. Программа «Успех»: мониторинг результатов освоения образовательной программы [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2011. Т. 3. № 1. URL: https://psyjournals.ru/ psyedu_ru/2011/n1/39949.shtml (дата обращения: 12.05.2019).

2. Вересов Н. Н., Смолка А. Л., Парадиз Р. Развивая культурно-историческую теорию: четвертое поколение приходит? // Культурно-историческая психология. 2013. Т. 9. № 3. С. 46–54.

3. Вересов Н.Н. Экспериментально-генетический метод и психология сознания: в поисках утраченного (статья вторая) // Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11. № 1. С. 117–126.

4. Выготский Л. С. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 4. / гл. ред. А. В. Запорожец. М. : Педагогика, 1984. Т. 4. 433 с.

5. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3. М. : Педагогика, 1984. 432 с.

6. Выготский Л. С. Лекции по педологии. Ижевск : Изд-во Удмуртского университета, 2001. 303 с.

7. Зарецкий В. К. Зона ближайшего развития: о чем не успел написать Выготский…// Культурно-историческая психология. 2007. № 3. С. 96–104.

8. Клопотова Е. Е., Ягловская Е. К. К вопросу поддержки инициативы дошкольников [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2019. Т. 11. № 4. С. 90–98. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2019/n4/Klopotova_Yaglovskya.shtml (дата обращения: 23.06.2019).

9. Котляр И. А. Зона ближайшего развития как проблема современной психологии. Сообщение 1 // Психологическая наука и образование. 2002. Т. 7. № 1. С. 42–50.

10. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс] : Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 30.03.2019).

11. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс] : Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 6 декабря 2013 г. № 30550н // Справочник кодов общероссийских классификаторов. URL: https://classinform.ru/profstandarty/01.001-pedagog-vospitateluchitel.html (дата обращения: 30.03.2019).

12. Михайлова-Свирская Л. В. Педагогические наблюдения: пособие для педагогов ДОО. М. : Просвещение, 2016. 127 с.

13. Смирнова Е. О., Солдатова Ю. С. Особенности проявления инициативы современных дошкольников [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2019. Т. 11. № 1. С. 12–26. URL: https://psyedu.2019110102 (дата обращения: 30.03.2019).

14. Стародубцева Г. А., Фролова О. П. Педагогическое наблюдение дошкольников: вопросы профессионального применения исследовательского метода на практике // Человеческий фактор: социальный психолог. 2018. № 1 (35). С. 382–390.

15. Минсон В. Д., Хаммер М., Вересов Н. Переоценивая оценки: разработка нового инструмента оценивания с опорой на зону ближайшего развития в традиции культурно-исторической психологии // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. № 3. С. 338–345.

16. Цукерман Г. А., Билибина Т. М., Виноградова О. М., Обухова О. Л., Шибанова Н. А. О критериях деятельностной педагогики [Электронный ресурс] // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15. № 3. С. 105–116. URL: https://psyjournals.ru/ kip/2019/n3/Zuckerman_Bilibina_Vinogradova_O.shtml (дата обращения: 30.03.2019).

17. Юдина Е. Г. Психолого-педагогическая диагностика в системе дошкольного образования: проблемы и перспективы // Психологическая наука и образование. 2000. № 4. С. 95–103

18. Daniels H., Downes E. Identity and Creativity: The Transformative Potential of Drama. Dramatic Interactions in Education: Vygotskian and Sociocultural Approaches to Drama. S. Davis, H. G. Clemson, B. Ferholt, S.-M. Jansson, A. Marjanovic-Shane (eds). Bloomsbury Academic. 2015. Pp. 97–114. DOI: 10.5040 / 9781472593429.ch-005.

 

Скачать статью в формате pdf

Формирование профессиональной мотивации обучающихся в социокультурной среде техникума

Автор(ы):

Рерке Виктория Игоревна, кандидат, психологических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии, ORCID https://orcid.org/ 0000-0002-7722-8287, Педагогический институт, Иркутский государственный университет

664011, Россия, г. Иркутск, ул. Нижняя Набережная, 6, тел.: +7(3952)200739, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Бубнова Ирина Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии и социологии управления, ORCID https://orcid.org/ 0000-0001-9549-7248, Кубанский государственный университет

350040, Россия, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149, тел.: +7(861)2199502, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Демаков Владимир Иванович, кандидат технических наук, доцент кафедры физического воспитания, ORCID https://orcid.org/ 0000-0001-8684-2329, Иркутский государственный медицинский университет

664003, Россия, г. Иркутск, ул. Красного Восстания, 1, тел.: +7(3952)243825, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. Проблема исследования заключается в выявлении и описании общих и конкретных психолого-педагогических условий, способствующих формированию профессиональной мотивации студентов и её активизации в социокультурной среде техникума.

Материалы и методы. Представлены результаты компьютерного заключения по программе «Эффектон студио» – анкетирование, опрос, педагогический эксперимент (N=60). Методы исследования: методика определения профессионального типа личности (по Е. А. Климову, Дж. Холланду), опросник «Мотивы выбора профессии» (Р. В. Овчарова), опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши (модификация Г. В. Резапкиной); методы математико-статистической обработки и интерпретации данных (критерий χ2 Пирсона ).

Результаты исследования. Выявлены и обобщены критерии и показатели сформированности профессиональной мотивации обучающихся, а именно: показатель – профессиональный тип личности, критерий – предпринимательский тип личности; показатель – мотив выбора профессии, критерии: внутренние индивидуально значимые мотивы, внутренние социально значимые мотивы, внешние положительные мотивы; показатель – профессиональная склонность, критерий – склонность к практическим видам деятельности; показатель – профессиональная компетентность, критерии: анализ объекта производства и разработка технологических процессов изготовления деталей машин. Формирование профессиональной мотивации у обучающихся в социокультурной среде техникума включает в себя несколько взаимосвязанных блоков: содержательный, операционно-деятельностный, ценностный, личностный.

Заключение. Проведённый эксперимент показал адекватность разработанной программы и её практическую применимость к обозначенной проблеме. Перспективы дальнейшей разработки проблемы связаны с более глубоким изучением условий психолого-педагогического становления профессиональной мотивации обучающихся в социокультурной среде техникума.

Ключевые слова: профессиональная мотивация, социокультурная среда техникума, профессиональный тип личности, мотив выбора профессии, профессиональная склонность, профессиональная компетентность, формирование.

Для цитирования: Рерке В. И., Бубнова И. С., Демаков В. И. Формирование профессиональной мотивации обучающихся в социокультурной среде техникума // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 14. № 1 (46). С. 33–48 DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-1-33-4

DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-1-33-4

УДК: 37.013.42+377.5

Дата поступления в редакцию: 18.10.2019

 

Список литературы:

1. Андреева Ю. В. Педагогическая поддержка мотивации студентов на профессиональное саморазвитие // Образование и саморазвитие. 2008. № 4 (10). С. 3–10.

2. Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности : учебное пособие для вузов. М. : ПЕР СЭ, 2001. 511 с.

3. Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. № 4. С. 29–36.

4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы : учебное пособие. СПб. : Питер, 2002. 512 с.

5. Куприянов Е. А. Взаимозависимость личностных конструктов и профессиональной мотивации у специалистов в области информационных технологий : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.03. М., 2007. 26 с.

6. Рерке В. И., Годунова А. А. Изучение взаимосвязи ценностных и карьерных ориентаций у обучающихся высших учебных заведений // Казанский педагогический журнал. 2017. № 4 (123) . С. 133–137.

7. Скакун В. А. Организация и методика профессионального обучения. М. : Инфра-М, 2012. 336 с.

8. Эльконин Д. Б. Проблема обучения и развития в трудах Л. С. Выготского // Избранные психологические труды. М. : Педагогика, 1989. С. 460–468.

9. Яницкий М. С., Серый А. В., Браун О. А. и др. Система ценностных ориентаций «поколения Z»: социальные, культурные и демографические детерминанты // Сибирский психологический журнал. 2019. №. 72. С. 46–67. DOI http://dx.doi. org/10.17223/17267080/72/3.

10. Locke E. A., Latham G. P. A theory of goal setting and task performance. New York : Englewood Cliffs; Prentice-Hall, 1990. 375 p.

 

Скачать статью в формате pdf

Развитие гуманитарного знания в системе современного дополнительного профессионального образования педагога

Автор(ы):

Буланкина Надежда Ефимовна, доктор философских и педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой иноязычного образования, профессор, ORCID https://orcid.org/ 0000-0001-2345-6789, Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

630007, Россия, г. Новосибирск, Красный проспект, 2, тел.: +7(383)2236667, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Умбрашко Константин Борисович, доктор исторических наук, профессор, ректор, ORCID https://orcid.org/ 0000-0002-1501-1402, Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

630007, Россия, г. Новосибирск, Красный проспект, 2, тел.: +7(383)2231257, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. Цель статьи – представить расширенный анализ особенностей гуманитарного знания с позиций компетентностного и коммуникативного подходов к развитию культурно-ориентированной личности современного педагога в контексте теории культурного самоопределения.

Материалы и методы. Концепции и примерные программы учебно-методических комплексов по социально-гуманитарным дисциплинам («Отечественная история», «Филология» и «Иностранные языки») для общеобразовательной школы; модульные дополнительные профессиональные образовательные программы для педагогов, формирующие технологическую содержательность культурного полилога/диалога с участниками образовательного процесса; тексты перечисленных источников изучаются в рамках гуманитарных практик на предмет эффективности с помощью таких методов, как-то: контент-анализ, лонгитюдный эксперимент, анкетирование, интервьюирование, лингвистическое тестирование, констатирующие и формирующие срезы.

Результаты исследования. Характеристика ценностно-развивающих культурно-ориентированных практик в искомой системе, а также актуализация региональных особенностей информационно-образовательного пространства в аспекте обновлённых ценностей отечественной системы образования.

Заключение. На основе анализа активных методик и форм повышения квалификации и профпереподготовки, а также обучения педагогических работников показаны перспективы культурного самоопределения личности учителя; ставится перспективная задача изменения содержательной технологичности и расширения границ культурно-ориентированной личности обучающихся в осмыслении и понимании современных глобальных процессов в мире на региональном уровне.

Ключевые слова: глобальные процессы, философия образования, поликультурный мир, культурное самоопределение личности, федеральный проект «Учитель будущего», предметные концепции.

Для цитирования: Буланкина Н. Е., Умбрашко К. Б. Развитие гуманитарного знания в системе современного дополнительного профессионального образования педагога // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 14. № 1 (46). С. 49-61 DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-1-49-61

DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-1-49-61

УДК: 371.398+009

Дата поступления в редакцию: 10.01.2019

 

Список литературы:

1. Буланкина Н. Е., Малахова Н. Н. Некоторые проблемы совершенствования способностей студентов в соответствии с особенностями трактовки рекуррентного образования // КАNT. 2019. № 2. С. 32–37.

2. Вестник образования. 2014. № 13.

3. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Педагогические подходы к реализации концепции единого учебника по истории: пособие для учителей общеобразовательных организаций. М. : Просвещение, 2015. 78 с.

4. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории [Электронный ресурс]. URL: http://rushistory.org/proekty/kontseptsiya-novogo-uchebno-metodicheskogo-kompleksa-po-otechestvennoj-istorii.html (дата обращения: 27.03.2019).

5. Нелюбов С. А. Самореализация человека в условиях развития социальной сферы Новосибирской области. Сибирский учитель. 2018. № 5 (120). С. 5–9.

6. Олейников И. В., Федина Н. Г. «Трудные вопросы» истории России первой половины XX века: учебно-методическое пособие / под ред. А. В. Запорожченко Новосибирск : Изд-во НИПКиПРО, 2018. 184 с.

7. Президент подписал Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс] : сайт. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/57425 (дата обращения: 27.03.2019).

8. Теория и практика индивидуализации образования: сборник лекций. / под общ. ред. Л. И. Ситниковой; науч. ред. А. Н. Вырщиков, Г. А. Ястребова. Волгоград : Принт, 2013. 324 с.

9. Нелюбов С. А., Умбрашко К. Б. От гражданской войны к гражданскому миру: уроки национального самосознания и патриотизма // Сибирский учитель. 2019. № 1 (122). С. 19–24.

10. Филонов Г. Н. Рефлексивный потенциал социальных трансформаций // Педагогика. 2013. № 7. С. 43–50.

11. Michal Cerny. The way to Open Education through the modern technology // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 174. Pp. 3194–3198. 12. Rubdy R., Willis J. A Framework for Task-Based Learning. Essex, England: Longman, 1996. Pp. 183.

Скачать статью в формате pdf

Ассистивные технологии для детей с нарушениями слуха: анализ барьеров применения

Автор(ы):

Миронова Марина Владимировна, кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной работы, ORCID https://orcid.org/ 0000-0001-8524-911Х, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина

620002, Россия, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19, тел.: +7(343)3754444, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Дьяконова Елена Александровна, студентка 4 курса кафедры социальной работы, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина

620002, Россия, г Екатеринбург, ул. Мира, 19, тел.: +7(343)3754444, e-mail: lena.dyakonovaaa@yandex. ru

Аннотация. Введение. В современном мире одним из важных и эффективных механизмов социальной инклюзии детей со слуховыми нарушениями является применение ассистивных технологий. Данная статья посвящена изучению барьеров, затрудняющих использование вспомогательных средств и приспособлений для данной категории детей.

Материалы и методы. В статье представлен первый этап исследовательского модуля, посвящённого анализу причин, способствующих снижению возможностей использования слуховых протезов как разновидности ассистивных технологий детьми с нарушениями слуха. Эмпирическую базу исследования составили результаты анкетного опроса 53 родителей, воспитывающих детей с расстройствами слухового восприятия, и интервьюирования 10 педагогов, воспитателей и специалистов, осуществляющих свою деятельность в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении Свердловской области «Центр психолого-медико-социального сопровождения “Эхо”», где обучаются дети с нарушениями слуха.

Результаты исследования позволили выявить причины ограничений в использовании ассистивных технологий вне стен образовательного учреждения. Выделены проблемы, связанные с незаинтересованностью родителей в использовании детьми вспомогательных технологий. Рассмотрены барьеры со стороны общества и государства, препятствующие более эффективному использованию ассистивных технологий для социальной инклюзии детей с особенностями слуха.

Заключение: полученные результаты расширили представления о вспомогательных технологиях, а также проблемах, связанных с их применением детьми с нарушенным слухом, и могут быть использованы педагогами при определении задач в сфере образовательной деятельности в отношении детей, имеющих ограниченные возможности слухового восприятия. Представленные материалы могут быть полезны при планировании совместной деятельности социального педагога с семьёй ребёнка, имеющего нарушения слуха.

Ключевые слова: дети с нарушениями слуха, ассистивные технологии, доступность ассистивных технологий, барьеры, препятствующие применению ассистивных технологий.

Для цитирования: Миронова М. В., Дьяконова Е. А. Ассистивные технологии для детей с нарушениями слуха: анализ барьеров применения // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 14. № 1 (46). С. 20–32. DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-1-20-32

DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-1-20-32

УДК: 376.33

Дата поступления в редакцию: 21.10.2019

 

Список литературы:

1. Ассистивные технологии [Электронный ресурс] // сайт : Всемирная организация здравоохранения. 18 мая 2018 г. URL: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/ detail/assistive-technology (дата обращения: 13.01.2019).

2. Барашко Е. Н., Храпцов Д. А. Программные средства и устройства для повышения социальной адаптации людей с ограниченными возможностями: // Исследования и разработки молодых ученых: наука и практика : сб. трудов конф. 2017. С. 140–146.

3. Бузни В. А. Использование ассистивных технологий в обучении детей с особыми образовательными потребностями // Проблемы современного педагогического образования. Педагогика и психология : сб. науч. трудов. Ялта : РИО ГПА, 2018. Вып. 58. Ч. 1. С. 40–44.

4. Довыденков В. Н. Обзор современных аппаратных и программных средств экранного доступа для незрячих пользователей компьютерной техники [Электронный ресурс] // Материалы международной научно-практической конференции «Реализация современных подходов к реабилитации инвалидов в процессе общего профессионального образования», апрель 2013 г. URL: http://gutcmsriz.ksp.gov.spb. ru/nauchno-metodicheskaja-rabota/dovydenkov-vn-obzor-sovremennyh-apparatnyh-iprogrammnyh-sredstv-jekra/ (дата обращения: 24.03.2019).

5. Карпов А. А. Ассистивные информационные технологии на основе аудиовизуальных речевых интерфейсов [Электронный ресурс] // Труды СПИИРАН. 2013. № 4 (27). С. 114–128. URL: http://proceedings.spiiras.nw.ru/index.php/sp/article/view/1721 DOI: https://doi.org/10.15622/sp.27.10

6. Кошечкина Т. В. Ассистивные технологии в формировании устноречевой коммуникации // Технологии реабилитации: наука и практика : мат-лы междунар. науч. конф. Санкт-Петербург, 25–26 апреля, 2018. С. 99–100.

7. Кулакова Е. В. К вопросу об использовании ассистивных технологий в практике инклюзивного обучения детей с нарушенным слухом // Цивилизация знаний: российские реалии : труды пятнадцатой Международной научной конференции. Русский новый университет. Ч. 2. 2014. С. 232–235.

8. Кулакова Е. В. Применение ассистивных технологий в практике инклюзивного обучения детей с нарушенным слухом // Специальное образование. 2014. № 2 (34). С. 21–29.

9. Молодцова И. А. Технические средства коррекции нарушений слуха у детей как необходимое условие развития коммуникативных способностей [Электронный ресурс] // Грани познания. 2013. № 1 (21). С. 38–41. http://grani.vspu.ru/files/publics/1368528175. pdf (дата обращения: 23.03.2019).

10. Набокова Л. А. Современные ассистивные устройства для лиц с нарушениями двигательного аппарата // Дефектология. 2009. № 4. С. 73–80.

11. Нигматуллина А. А. Ассистирующие технологии в поддержке профессионального образования студентов с ограниченными возможностями здоровья // Инновации в медицине, психологии и педагогике : мат-лы VII междунар. науч.-практ. конф. Вьетнам, Муй Нэ, 27 апреля – 7 мая 2016 г. Новосибирск, 2016. С. 184–187.

12. Распределение признанных инвалидами детей в возрасте до 18 лет по преимущественным основным видам стойких нарушений функций организма человека [Электронный ресурс] // сайт : Федеральная служба государственной статистики. Таблица 8.6 URL:  http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/ disabilities/# (дата обращения: 10.11.2018).

13. Создание специальных условий для детей с нарушениями слуха в общеобразовательных учреждениях / под редакцией Е. В. Самсоновой; отв. ред. С. В Алехина. М. : МГППУ, 2012. 56 с.

14. Соловьева И. Л. Инклюзивное образование обучающихся с нарушениями слуха // Инклюзия в образовании. 2016. № 3 (3). С. 163–173.

15. Численность детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, получающих социальные пенсии по субъектам Российской Федерации [Электронный ресурс] // сайт : Федеральная служба государственной статистики. Таблица 8.1. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/# (дата обращения: 08.11.2018).

16. Ярская-Смирнова Е. Р. Социокультурный анализ нетипичности. Саратов : СГТУ, 1997. 268 с.

17. Ярская В. Н., Ярская-Смирнова Е. Р. Инклюзивная культура социальных сервисов // Социологические исследования. 2015. № 12. С. 133–140.

 

Скачать статью в формате pdf