Содержание требований к личностным результатам обучающихся начальной школы в Российской Федерации и Монголии
Автор(ы):
Александра Ивановна Улзытуева, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики дошкольного и начального образования, ORCID https://orcid.org/ 0000-0003-0998-0327, Забайкальский государственный университет
672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30, тел.: +7 (3022) 416444, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Светлана Анатольевна Базарова, магистрант, ORCID https://orcid.org/ 0000-0001-5557-339X, Забайкальский государственный университет
672000, Россия, г. Чита, ул. Бабушкина, 129, тел.: +7 (3022) 416444, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация. Введение. В статье авторы актуализируют проблему оценки качества образования в мире, в частности в России и Монголии. Обосновано обращение к работам учёных, исследующих компаративистский, системный подходы.
Материалы и методы. Рассмотрены нормативный, содержательный и организационный компоненты оценки качества образования в России и Монголии, выполнен сравнительный анализ требований к личностным результатам младших школьников в этих странах. Представлены планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования в России и анализ этапов модернизации начального образования в Монголии.
Результаты исследования. Как в России, так и в Монголии основополагающей целью начальной школы является становление личности младшего школьника, освоение им умения учиться, его духовно-нравственное развитие. Важной задачей начальной школы обоих государств является формирование у младших школьников структурных компонентов учебной деятельности и универсальных учебных действий, а также сохранение национальной культуры.
Заключение. Резюмируя тенденции модернизации содержания образования в начальной школе Российской Федерации и Монголии, авторы отмечают, что изменения в структурировании содержания начального общего образования связаны со способами организации его усвоения и ориентацией на конечные результаты.
Ключевые слова: начальное общее образование, личностные результаты обучающихся, начальное образование в Монголии, управление качеством образования.
Для цитирования: Улзытуева А. И., Базарова С. А. Содержание требований к личностным результатам обучающихся начальной школы в Российской Федерации и Монголии // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 14. № 4 (49). С. 525–535. DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-4-525-535
DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-4-525-535
УДК: 372.4
Дата поступления в редакцию: 20.07.2020
Список литературы:
1. Аванесов B. C. Методологические и теоретические основы тестового педагогического контроля : дис. ... д-ра. пед. наук : 13.00.01. М., 1994. 339 с.
2. Бабанский Ю. К., Поташник М. М. Оптимизация педагогического процесса: (В вопросах и ответах) ; пер. Д. Орозалиев. Фрунзе : Мектеп, 1984. 224 с.
3. Бариушанов Н. Этапы реформирования начальной школы Монголии // Наука и школа. 2017. № 2. С. 156–162.
4. Бариушанов Н. Сравнительный анализ модернизации содержания начального об- разования в России и Монголии в конце XX – начале XXI века : дис. ... канд.. пед. наук : 13.00.01. М., 2017. 186 с.
5. Богуславский М. Моделирование процесса развития отечественной педагогики ХХ века // Історико-педагогічний альманах. 2009. Випуск 1. С. 4–14.
6. Боловсролтой холбогдох тогтоол, тушаал, дурэм, журмын эмхтгэл. III (Сборник правил, приказов и постановлений об образовании, Вып. III). –Улаанбаатар : Гэгээр- лийняам, 1997. 232 p.
7. Будаева Т.Ч., Намсараев С.Д. Об особенностях дошкольного и общего образова- ния Монголии // БГЖ. – 2017. – № 4(21). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ob-osobennostyah-doshkolnogo-i-obschego-obrazovaniya- mongolii (дата обращения: 24.11.2020).
8. Бэхбаатар Батсайхан. Теория и практика становления и развития педагогиче- ского образования в Монголии в XX веке : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. М., 2004. 22 с.
9. Вохминова Л. В., Савченко А. П. Проблемы качества начального образования // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 5. С. 148–156.
10. Греченко Е. Ю. Формирование личностных результатов школьников в процессе преподавания русского языка по программе «Гармония» // Теория и практика образо- вания в современном мире : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). СПб. : Реноме, 2012. С. 67–70.
11. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. М. : Просвещение, 2008. 151 с.
12. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон М. : Проспект, 2019. 192 с.
13. Оюунтуяа Д., Бэгз Н. Роль проблемно-ориентированных информационно-вычислительных систем для развития национальных образовательных систем и нацио- нальных научных школ // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: информатизация образования. 2017. Т. 14. № 1. С. 100–107.
14. Панасюк В. П. Педагогическая система внутришкольного управления качеством образовательного процесса : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01. СПб., 1998. 49 с.
15. Селезнева Н. А. Качество высшего образования как объект системного исследования: лекция-докл. М.: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2004. 95 с.
16. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М. : Академия, 2013. 576 с.
17. Субетто А. И. Квалиметрия: малая энциклопедия. Вып. 1. СПб. : ИПЦ СЗИУ – фил. РАНХиГС, 2015. 244 с.
18. Супрунова Л. Л., Свиридченко Ю. С. Поликультурное образование: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / под ред. Л. Л. Супруновой. М. : Академия, 2013. 240 c.
19. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf7 41eb2d1ecc4ddb4c33/#friends (дата обращения: 12.07.2020).
20. Шамова Т. И., Давыденко Т. М., Шибанова Г. Н. Управление образовательными системами. М. : Академия, 2007. 382 с.