Педагогическое сопровождение подростков группы риска в общественном объединении в период пандемии COVID-19
Автор(ы):
Елена Николаевна Сухоленцева, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры технологий психолого-педагогического и специального образования, ORCID https://orcid.org/0000-0001-5403-2540, Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
302026, Орловская область, г. Орёл, ул.Комсомольская, 95, тел.: +7 (4862) 751318, e-mail: suholenceva@mail.ru
Аннотация. Введение. В статье представлена авторская позиция по вопросам педагогического сопровождения подростков группы риска в детском общественном объединении в период пандемии COVID-19. Описываются направления педагогического сопровождения подростков группы риска, нацеленные на формирование социальной ответственности, ответственного отношения к своему будущему, будущему нашей страны, здоровью нации в период пандемии COVID-19. В статье отражён опыт реализации системы педагогического сопровождения подростков группы риска в общественном объединении в период пандемии коронавируса; представлены результаты эмпирического исследования, посвящённого формированию социальной ответственности у подростков группы риска в период пандемии COVID-19.
Материалы и методы. При проведении исследования были использованы ретроспективный и сравнительные виды анализа научных источников, тестирование подростков группы риска, опрос родителей, контент-анализ документов общественных объединений и образовательных организаций, анализ опыта деятельности общественных объединений.
Результаты исследования. В исследовании уточняется понятие «педагогическое сопровождение подростков группы риска в общественном объединении», описываются направления педагогического сопровождения подростков группы риска в общественном объединении в период пандемии коронавируса. Научная новизна данного исследования заключается в разработке системы педагогического сопровождения подростков группы риска в общественном объединении, направленной на нивелирование рисков в отношении их здоровья и формирование социальной ответственности, ответственного отношения к своему будущему, будущему нашей станы, здоровью нации, особенно в период пандемии COVID-19. Данная система может успешно использоваться руководителями общественных объединений как в офлайн, так и так в дистанционном формате.
Заключение. Апробированная система педагогического сопровождения позволила сформировать социальную ответственность, ответственное отношение у подростков группы риска к своему будущему, будущему нашей станы, здоровью нации. Материалы исследования могут быть полезны вожатым, педагогам-организаторам, психологам, заместителям директоров по воспитательной работе образовательных организаций, студентам, научному и педагогическому сообществу для организации педагогического сопровождения подростков группы риска.
Ключевые слова: пандемия COVID-19, коронавирус, педагогическое сопровожде- ние, подростки группы риска, общественные объединения.
Для цитирования: Сухоленцева Е. Н. Педагогическое сопровождение подростков группы риска в общественном объединении в период пандемии COVID-19 // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 14. № 4 (49). С. 556–567. DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-4-556-567
DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-4-556-567
УДК: 376.6
Дата поступления в редакцию: 02.06.2020
Список литературы:
1. Алиева Л. В. Общественное воспитание – социальный заказ и объект деятельности современного педагога // Педагогические искусство. 2017. № 2. С. 94–99.
2. Волохов А. В. Теория и методика социализации ребенка в детских общественных организациях : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. Ярославль, 1999. 467 с.
3. Литвак Р. А. Социокультурное развитие личности в системе общественных отно- шений // ЦИТИСЭ. № 2(15). 2018. http://ma123.ru/wp-content/uploads/2018/08/%D0%A 1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F-%D0%9B%D0%B8%D1%82%D0%B2 %D0%B0%D0%BA.pdf (дата обращения: 12.06.2020).
4. Макаренко А. С. О воспитании молодежи. Сборник избранных педагогических произведений. 2-е изд. М. : Учпедгиз, 1951. 396 с.
5. Мудрик А. В. Детские и юношеские организации как социокультурный феномен // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. 2008. № 7. С. 111.
6. Прядеин В. П. Психодиагностика личности. Практикум. Избранные психологические тесты. Сургут : Сургут. гос. пед. ун-т, 2014. 215 с.
7. Сидорова Т. Н. Особенности социальной ответственности у старшеклассников // Вопросы психологии. 1987. № 5. С. 56–62.
8. Сухоленцева Е. Н. Свобода в системе педагогического сопровождения в общественном объединении // Известия Воронежского государственного педагогического университета. № 4 (285). 2019. С. 101–104.
9. Фришман И. И. Неформальное образование ребенка в детских общественных объединениях // Формирование успешности ребенка – целевая функция дополнительного образования: материалы межрегиональной научно-практической конференции, Кострома. 21 мая 2019 г., Кострома : КГУ, 2019. С. 162–164.
10. Chadbourne R. What makes middle schools and middle schooling distinctive, if anything? [Electronic resource] // Queensland Journal of Educational Research. 2003. Vol. 19. No 1. Pp. 3-12. URL: http://www.iier.org.au/qjer/qjer19/chadbourne.html (mode of access: 21.04.2020).
11. Dunn H.K., Pearlman D.N., Beatty A. Psychosocial Determinants of Teens’ On-line Engagement in Drug Prevention Social Media Campaigns: Implications for Public Health Organizations // The Journal of Primary Prevention. 2018. Vol. 39(9). Pp. 469–481. DOI: 10.1007/s10935-018-0522-y
12. Laidlaw E. Corporate social responsibility in cyberspace // Regulating Speech in Cyberspace: Gatekeepers, Human Rights and Corporate Responsibility. Cambridge University Press. 2015. Pp. 58–115. doi:10.1017/CBO9781107278721.004
13. Raty L., Vehkakovski T., Pirttimaa R. Documenting pedagogical support measures in Finnish IEPs for students with intellectual disability // European Journal of Special Needs Education. 2018. Pp. 35–49. doi: 10.1080/08856257.2018.1435011
14. Reicher H., Matischek-Jauk M. Depressive adolescents at risk of social exclusion: The potentials of social-emotional learning in schools // Improving Schools. 2019. Vol. 22(1). Pp. 43–54. https://doi.org/10.1177/1365480218763845
15. Thomas J. K. Re-engagement of Students After an Alternative Education Program. PhD thesis [Electronic resource]. University of Tasmania. 2016. 328 p. URL: https://eprints. utas.edu.au/23489/ (mode of access: 21.04.2020).