К вопросу о лингвокраеведческой направленности обучения русскому языку как иностранному
Автор(ы):
Любовь Цыреновна Тарчимаева, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры русского языка как иностранного, директор Центра подготовки и тестирования граждан зарубежных стран по русскому языку, ORCID https://orcid.org/0000-0002-8552-625X, Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова
670000, Россия, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 а, тел.: +7 (3012) 213651, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация. Введение. Формирование социокультурной компетенции в условиях поликультурной среды является актуальной темой для современного иноязычного образования. Цель исследования – раскрыть особенности обучения иностранных студентов русскому языку в региональном российском вузе.
Материалы и методы. Объектом исследования является методика формирования социокультурной компетенции в процессе обучения русскому языку с лингвокраеведческой направленностью. Материалом исследования послужили краеведческие тексты о традициях, истории и культуре бурятского народа, которые адаптированы в учебных целях и дополнены авторскими разработками лексико-грамматических заданий. Научно-методический материал представлен на основе описательного метода исследования и анализа собственного педагогического опыта.
Результаты исследования. Научная новизна заключается в рассмотрении практических форм работы по формированию социокультурной компетенции с учётом национально-регионального компонента на примере обучения иностранцев русскому языку в Бурятском государственном университете. В результате исследования представлен фрагмент урока по страноведению, разработанный в рамках лингвокраеведческой направленности обучения русскому языку в регионах России.
Заключение. В перспективе планомерное использование в учебном процессе страноведческого материала с краеведческой направленностью позволит расширить продуктивные формы работы по формированию социокультурной компетенции для иностранцев, приехавших на языковую стажировку в региональный российский вуз.
Ключевые слова: русский язык как иностранный, лингвострановедение, национально-региональный компонент, лингвокраеведение, социокультурная компетенция, языковая стажировка, Бурятия.
Для цитирования: Тарчимаева Л. Ц. К вопросу о лингвокраеведческой направленности обучения русскому языку как иностранному // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 14. № 4 (49). С. 597–606. DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-4-597-606
DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-4-597-606
УДК: 811.161.1.06
Дата поступления в редакцию: 30.09.2020
Список литературы:
1. Бабуева В. Д. Материальная и духовная культура бурят: Учеб. пособие для школьников и студ. Улан-Удэ : Министерство образования и науки Республики Бурятия, 2004. 225 с.
2. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура: Лингвострановедение в пре- подавании русского языка как иностранного. М. : Русский язык, 1990. 246 с.
3. Воробьев В. В. Лингвокультурология. Теория и методы. М. Изд-во РУДН, 1997. 331 с.
4. Гудков Д. Б. Межкультурная коммуникация: проблемы обучения. М. : Изд-во МГУ, 2000. 120 с.
5. Здравствуй, Бурятия: учебное пособие / Н. Н. Алексеева, А. А. Лазарева, Л. Ц. Тарчимаева, Г. В. Улазаева. Улан-Удэ : Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2011. 120 с.
6. Какая она, Бурятия: учебное пособие / Г. В. Улазаева, И. А. Феоктистова. Улан-Удэ : Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2016. 103 с.
7. Корниенко П. А. Краеведческие материалы как средство обучения иностранному языку в средней школе. // Иностранные языки в школе, 2004. № 6. С. 28–31.
8. Малофеева Т. С. Использование краеведческого материала в обучении английскому языку // Иностранные языки в школе, 2002. № 3. С. 47–52.
9. Маслова В. А. Лингвокультурология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : Академия, 2001. 208 с.
10. Пассов Е. И., Кузовлева Н. Е. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования: методическое пособие для преподавателя. М. : Русский язык. Курсы, 2010. 568 с.
11. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. Учеб. пособие для аспирантов и соискателей по специальности «Лингвистика и межкультурная коммуни- кация». М. : Слово, 2000. 262 с.
12. Шалькевич Л. Использование краеведческого материала на уроках иностранного языка // Технология педагогического труда. Чебоксары, 2002. С. 20–23.
14. Byram M., Zarate G., Neuner G. Sociocultural competence in language learning and teaching: studies towards a common European framework of reference for language learning and teaching. Strasbourg: Council of Europe, 1997. 122 p.
13. Sinnigen J. H. Foreign language education, intercultural communication, and the Conditions of Globalization //ADFL Bulletin. 2000. No 31 (3). Pp. 21–26.
14. Zarate G., Neuner G. Sociocultural competence in language learning and teaching: studies towards a common European framework of reference for language learning and teaching.Strasbourg: Council of Europe, 1997. 122 p.