Глубинные феномены воспитания духовности личности в «философии сердца» В. А. Сухомлинского
Автор(ы):
Юлия Владимировна Андреева, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры отечественной и всеобщей истории, https://orcid.org/0000-0003-0377-8427, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
450057, Россия, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 55, тел. : +7 (347) 2462447, andreevaЭтот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Михаил Викторович Богуславский, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, главный научный сотрудник лаборатории сравнительного образования и истории педагогики, https://orcid.org/0000-0002-3035-0090, Институт стратегии развития образования
101000, Россия, г. Москва, ул. Жуковского, 16, тел. : +7 (495) 6213374, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация
На основе социально-философского анализа трудов В. А. Сухомлинского предложена педагогическая интерпретация и реконструкция феномена «сердечного созерцания», в рамках которого рассмотрена радость познания как творческая методология с экстраполяцией на труды Иммануила Канта и Ивана Александровича Ильина. Предпринята попытка переосмысления опыта теории познания и практики воспитывающего обучения В. А. Сухомлинского.
Методология исследования. Гносеология И. Канта; феноменологический метод И. А. Ильина; теория ценностей и теория воспитания и обучения В. А. Сухомлинского.
Результаты исследования. Сердечное созерцание и педагогическое наставление представлены как форма и метод познания. Движущей силой (мотивом) к познанию признана радость. Установлено, что радость познания – личностно значимый феномен растущей личности, который обнаруживает себя в ситуации успеха.
Обсуждение. Педагогика В. А. Сухомлинского складывалась под влиянием идей И. Канта. Тома философа хранятся до сих пор в библиотеке музея Павлышской школы. В педагогике В. А. Сухомлинского, в практике его воспитания, был активно задействован категорический императив И. Канта, а также идеи сердца, близкие христианской традиции И. Ильина: воспитание, идущее от сердца, всегда будет иметь положительный воспитывающий эффект, если не будет навязано извне, а будет связано с внутренней свободой личности. Внутренняя осознанная свобода растущей личности предполагает её ответственность за выбор и учебный результат, что тренирует умение личности поступать по совести, по зову сердца, а не из страха наказания.
Заключение. Глубинным феноменом воспитания в философии сердца В. А. Сухомлинского выступает феномен радости познания (радости обучения), ценностный смысл которого раскрывается в проявлении силы воли, направленной на преодоление учебных трудностей и осознанные действия на пути к успеху; в пробуждении чувств любви и совести, в способности разума к утешению. Сердечное созерцание как форма познания расставляет новые акценты в философии образования и в практической педагогике.
Ключевые слова: В. А. Сухомлинский, сердце, радость познания, учебный труд, воспитание, философия сердца
Для цитирования: Андреева Ю. В., Богуславский М. В. Глубинные феномены воспитания духовности личности в «философии сердца» В. А. Сухомлинского // Педагогический ИМИДЖ. 2024. Т. 18, № 1. C. 3–15. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-1-3-15
DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-1-3-15
УДК: 371.4
Статья поступила в редакцию 23.11.2023, одобрена после рецензирования 15.03.2024, принята к публикации 20.03.2024.
Список источников:
1. Хвастунова Ю. В. Российская традиция философии сердца и западная теория эмоциональной культуры // Вестник Томского государственного университета. 2008. № 310. С. 19–26. URL: https://elibrary.ru/item.asp id=11520416
2. Хвастунова Ю. В. Познавательные способности сердца: религиозно-философская традиция и современные интерпретации [Электронный ресурс] : автореф. дис. … канд. филос. наук : 09.00.01. Барнаул : 2005. 22 с. URL: https://elibrary.ru/item.aspid=30294785 (дата обращения: 24.07.2023).
3. Богуславский М. В. В. А. Сухомлинский: уроки радости познания. Тверь : Золотая буква, 2005. 112 с.
4. Гончаров С. З. Акмеология сердечного созерцания в культуре и его креативные возможности в образовании (по работам И. А. Ильина) [Электронный ресурс] // Образование и наука. Известия УРО РАО. 2005. № 5 (35). С. 78–89. URL: https://www. elibrary.ru/item.asp?id=11160936 (дата обращения: 22.08.2023).
5. Гончаров С. З., Крылов М. А. Аксиология сердца в культуре (по работам И. А. Ильина) // Культура как вид человеческого бытия и познания : сб. мат-лов всерос. науч. конф. с междунар. участием (6 июля 2015 г., г. Ишим). Ишим : Ишимский пед. ун-т им. П. П. Ершова, 2015. С. 13–20. URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=25746762&pff =1 (дата обращения: 23.09.2023).
6. Емельянова И. Н. Любовь как категория духовно-нравственного воспитания // Философия образования. 2022. Т. 22, № 1. С. 119–133. DOI: https:// doi.org/10.15372/PHE20220108
7. Паскаль Б. Мысли. М. : Азбука, 2023. 352 с.
8. Шелер М. Избранные произведения. М. : Гнозис, 1994. 490 с.
9. Кант И. Критика чистого разума: монография. М. : АСТ, 2022. 224 с.
10. Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта: монография. М. : АСТ, 2006. 586 с.
11. Ильин И. Поющее сердце : монография. М. : АСТ, 2022. 256 с.
12. Андреева Ю. В. Философия воспитания духовно-верного оптимизма в концепции Ивана Ильина // Архонт. 2021. № 5 (26). C. 99–106. URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=47503924 (дата обращения: 21.09.2023).
13. Тихомирова Е. С. Взгляд на духовно-нравственное воспитание в современном российском обществе // Философия образования. 2021. Т. 21, № 3. С. 164–180. DOI: https://doi.org/10.15372/PHE20210311
14. Андреева Ю. В. Педагогическая реновация идеи завтрашней радости в отечественной педагогике XX века [Электронный ресурс] // Инновации в образовании. 2023. № 3. С. 72–79. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=gkpplk&ysclid=ltzl0wk-4jt396706468 (дата образования: 23.11.2023).
15. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. М. : Педагогика, 1990. 288 с.
16. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. М. : Концептуал, 2019. 320 с.
17. Сухомлинский В. А. Письма к сыну. М. : Концептуал, 2018. 148 с.
18. Яковлева И. В., Кучинская И. А. Эмоциональное отражение действительности в содержании художественного творчества (ценностно-образовательный аспект) // Философия образования. 2022. Т. 22, № 1. С. 103–118. DOI: https://doi.org/10.153.72/
PHE20220107
19. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. М. : Концептуал, 2018. 344 с.
20. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. М. : Педагогика, 1989. 286 с.
21. Сухомлинский В. А. Избранные произведения: в 5 т. Т. 2. Киев : Рад. Школа, 1980. 383 с.