Региональный методический актив: подходы к формированию и обеспечению деятельности
Автор(ы):
Надежда Павловна Эпова, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры организационной и прикладной психологии, https://orcid.org/0009-0006-5790-8863, SPIN-код 2665-4755, Южный федеральный университет
344006, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Нагибина, 13, тел. : +7 (961) 2969202;
доцент кафедры педагогики, Ростовский государственный медицинский университет
344022, Россия, г. Ростов-на-Дону, пер. Нахичеванский, 29, тел.: +7 (863) 2504065, nepova@sfedu.ru
Аннотация
Введение. В статье обосновывается актуальность исследования процессов формирования региональных методических активов как новых субъектов единой системы научно-методического сопровождения педагогов. Целью исследования является выявление теоретико-методологических оснований рассмотрения регионального методического актива как психолого-педагогического феномена современного этапа развития методической службы и определение содержания подхода к формированию и обеспечению его деятельности.
Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили акмеологический, субъектный, средовой и ресурсный подходы, а также концепция профессионального развития личности педагога. В целях исследования применялись анализ, систематизация, обобщение и проектирование.
Результаты исследования. В результате исследования автор рассматривает методический актив: 1) как профессиональное сообщество педагогов, оказывающих методическую помощь коллегам с профессиональными дефицитами, построенную на основе гуманитарной стратегии межличностного контекста, обеспечивающей доверие участников профессиональных методических взаимодействий, понимание практики региональных методистов и опыта работы с различными группами обучающихся; 2) как сообщество профессионалов, ориентированных на собственное непрерывное развитие и совершенствование профессионального мастерства, испытывающих чувство удовлетворения при выполнении наставнических функций и сопричастности к организации профессионального обучения своих коллег; 3) как психолого-педагогический феномен современного этапа развития методической службы, требующий особого изучения с позиций человеческого капитала, анализа акмеологических инвариантов в структуре профессионализма региональных методистов и выявления условий формирования профессионализма; 4) как инструментально-методический ресурс развития региональной системы научно-методического сопровождения педагогов, который требует особого подхода с точки зрения организации, учёта, создания условий для развития, например нормативно-правовых и организационно-методических – концепция, положение, регламенты, процедуры и др. Автор обосновал актуальность учёта трендов непрерывного образования, цифровой трансформации образования, развития сетевых профессиональных коммуникаций педагогических работников, особенностей функционирования действующих систем методического сопровождения педагогов по типу распределённых сетей, оказывающих значимое влияние на определение форм деятельности методического актива. Методический актив и его вариативная сеть коммуникаций обладают свойствами генеративных систем, способствует достижению новых научно-методических задач и может расширяться за счёт открытости и доступности. Идея методического актива может быть перенесена в другие сферы, например, в медицину. Подобно организованные методические активы могут функционировать в медицинской сфере и состоять из врачей, способных и готовых оказывать профессиональную и методическую помощь своим коллегам, а также использовать возможности нахождения в профессиональном сообществе для собственного профессионально-личностного развития. Автор определяет ключевые идеи, составляющие суть подхода к формированию и обеспечению деятельности методического актива как «методического ресурса» и «человеческого капитала системы образования» с учётом личностных ресурсов педагогов, их мотивации и создания атмосферы психологического благополучия при формировании и организации деятельности. Даёт описание результатов оценки компетенций педагогов, получивших статус регионального методиста, характеристику состава методического актива и примеры профилей актива в муниципальных образованиях. Демонстрирует особенности формирования актива с учётом региональных дефицитов и раскрывает перспективные направления изучения исследуемого вопроса.
Ключевые слова: региональный методический актив, региональный методист, профессиональное сообщество, научно-методическое сопровождение, профессиональное мастерство, человеческий капитал, методический ресурс, цифровые платформы профессиональных коммуникаций
Для цитирования: Эпова Н. П. Региональный методический актив: подходы к формированию и обеспечению деятельности // Педагогический ИМИДЖ. 2024. Т. 18, № 1. C. 104–122. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-1-104-122
DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-1-104-122
УДК: 37.08
Статья поступила в редакцию 15.01.2024, одобрена после рецензирования 18.02.2024, принята к публикации 23.02.024.
Список источников:
1. Сираева М. Н. О соотношении понятий «гуманизация образования» и «гуманитаризация образования» // Вопросы методики преподавания в вузе. 2022. Т. 11, № 3. С. 8-21. DOI:10.57769/2227-8591.11.3.01
2. Азаренко С.Ф. Профессиональная компетентность как условие развития мастерства педагога. Актуальные вопросы развития профессионализма педагогов в современных условиях. Материалы Международной электронной научно-практической конференции. В 5 т. Т. 2 / под ред. А. И. Чернышева, Т. Б. Волобуевой, Ю. А. Романенко [и др.]. (2–31 октября 2017 г., Донецк). Донецк : Истоки, 2017. С. 13–17.
3. Акимжанова Н. А. Профессионализм и педагогическое мастерство современного педагога // Наука, техника и образование. 2016. № 3 (21). С. 190–191.
4. Астахова М. И. Педагогическое мастерство как профессионализм педагога // Вестник науки и образования. 2021. № 14-3 (117). С. 37–40.
5. Вертий И. А. Педагогическая компетентность и педагогическое мастерство как деятельностные составляющие профессионализма педагога // Вопросы науки и образования. 2018. № 7 (19). С. 229–231.
6. Волкова О. В. Акмеологический аспект в профессиональной деятельности педагогов // Современное образование Витебщины. 2014. № 4 (6). С. 14–17.
7. Лекерова Г. Ж., Нурбекова А. М., Исабаева А. С., Кидирбаева Х. К., Оразимбетова К. Ш. Психологические аспекты структуры педагогического мастерства // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2916. № 3-3. С. 477–482.
8. Сенаторова О. Ю, Чвякин В. А. Педагогическое мастерство современного педагога в структуре профессиональной компетентности // Педагогическое образование в России. 2019. № 8. С. 20–26.
9. Голуб Л. В., Голуб В. В. История и современность в науке и практике непрерывного профессионального образования. Теоретический аспект. Ч. 1 : монография. Ростов н/Д., 2014, 186 с.
10. Напсо М. Д. Тренды современного образования: некоторые актуальные аспекты // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования, 2023, № 4 (41). С. 187–190. DOI:10.36809/2309-9380-2023-41-187-190
11. Савиных Г. П., Кладова И. С. Муниципальные методические службы: смена парадигмы. От агрегатора формальной отчетности – к субъекту аналитической адресной работы с педагогом [Электронный ресурс] // Аккредитация в образовании. 2021. № 2 (126). URL: https://akvobr.ru/new/publications/269 (дата обращения: 10.01.2024).
12. Бучек А. А., Модестова Т. В. Распределенная система методического сопровождения педагогов: аналитико-прогностический обзор // Социально-гуманитарные исследования и технологии 2023. Т. 12, № 3 (44). С. 17–26. DOI: 10.12737/2306-1731-2023-12-3-17-26
13. Куликова С. В., Кузибецкий А. Н., Гончарук О. В., Карпова О. С. Управление деятельностью муниципальных методических служб в условиях развития региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров // Известия ВГПУ. Педагогические науки. 2023. № 10 (183). С. 16–23.
14. Асмолов А. Г., Асмолов Г. А. Интернет как генеративное пространство: историко-эволюционная перспектива // Вопросы психологии. 2019. № 4. С. 1–26.
15. Иванова Т. Ю, Функциональная роль личностных ресурсов в обеспечении психологического благополучия : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.01. М., 2016. 18 с.
16. О внесении изменений в Концепцию создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров [Электронный ресурс] : Распоряжение Минпросвещения России от 15.12.2022 № Р-303, утв. распоряжением Министерства просвещения РФ от 16 декабря 2020 г. № Р-174. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/3fc484bc2dcf592bee7e324ca2bfda90/?ysclid=lu5karw4s50429989 (дата обращения: 22.09.2023).