Формирование психологической готовности студентов к журналистской деятельности на начальном этапе обучения

Автор(ы):

Вероника Петровна Дзвоник, аспирант, https://orcid.org/0000-0002-4322-2442, Кемеровский государственный университет

650000, Россия, г. Кемерово, ул. Красная, 6, тел.: +7 (3842) 583885, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ирина Станиславовна Морозова, доктор психологических наук, профессор, директор Института образования, заведующий кафедрой педагогики и психологии,  https://orcid.org/0000-0002-0862-7225, Кемеровский государственный университет

650000, Россия, г. Кемерово, ул. Красная, 6, тел.: +7 (3842) 583885, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация

Введение. В статье рассматривается проблематика психологической готовности к будущей профессиональной деятельности как интегрального образования, динамические трансформации содержательных характеристик которого осуществляются в процессе специально организованного воздействия. Анализ современных исследований позволяет констатировать наличие позитивных изменений изучаемого феномена под влиянием игровых технологий на различных этапах обучения в вузе, которые обеспечивают осознание собственных возможностей студентов и обогащают их опыт адекватного оценивания выбранных способов достижения цели.

Материалы и методы. Участниками исследования стали 82 студента первого курса направления «Журналистика» Кемеровского государственного университета (г. Кемерово), Российского государственного гуманитарного университета (г. Москва), Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта (г. Калининград). В качестве диагностического инструментария были использованы анкета оценки личностных качеств, необходимых для осуществления журналистской деятельности, методика «Мотивация профессиональной деятельности» К. Замфир в модификации А. А. Реана, методика на определение уровня эмоционального интеллекта, разработанная Н. Холлом, методика «Профессиональная готовность» А. П. Чернявской. Полученные данные были проанализированы с использованием программы Statistica 10.0. Для проведения формирующего эксперимента разработана настольная профориентационная игра «Игра в зачёт», сочетающая в себе элементы тестовой сдачи зачёта по учебной дисциплине «Техника и технология телевидения» и игровые вставки телепроектов «Слабое звено» и «Кто хочет стать миллионером?».

Результаты исследования. Представлен анализ подходов к сущности и структурным компонентам психологической готовности к профессиональной деятельности в психологии: описана специфика, рассмотрены интерпретации исследователями содержательных характеристик компонентов готовности будущих журналистов, определены возможности воздействия профориентационных игр на содержательные характеристики готовности. Приведены обобщённые результаты экспериментального исследования использования игровых технологий в процессе формирования психологической готовности к журналистской деятельности студентов на начальном этапе обучения. Обсуждение и заключение. Обосновано, что формирование психологической готовности студентов-журналистов к будущей профессиональной деятельности обеспечивается посредством использования игровых технологий, вариативность содержания и технологического обеспечения которых определяются этапом овладения профессиональными компетенциями и обогащения опыта практической деятельности студентов на начальный период обучения в вузе.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, журналистика, готовность к профессиональной деятельности, профориентационная игра, психологическая готовность, компоненты готовности, игровые технологии

Для цитирования: Дзвоник В. П., Морозова И. С. Формирование психологической готовности студентов к журналистской деятельности на начальном этапе обучения // Педагогический ИМИДЖ. 2024. Т. 18, № 2. C. 228–240. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-2-228-240

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-2-228-240

УДК: 159.9

Статья поступила в редакцию 17.04.2024, одобрена после рецензирования 06.05.2024, принята к публикации 10.05.2024.

Список источников:

1. Дзвоник В. П., Морозова И. С. Роль проектной деятельности в формировании представлений о будущей профессии у студентов-журналистов (на примере спецпроекта КемГУ «Прямая линия с ректором») // Профессиональное образование в России и за рубежом. Кемерово. 2021. № 2 (42). С. 77–86.

2. Ухтомский А. А. Избранные труды. Л. : Наука, Ленинградское отделение, 1978. 369 с.

3. Труд и развитие личности : сб. статей / ред.-сост. А. Г. Здравомыслов, В. А. Ядов. Л. : Лениздат, 1965. 192 с.

4. Мясищев В. Н. Психология отношений. Избранные психологические труды /под ред. А. А. Бодалева. Воронеж : изд-во Института практической психологии ; МОД ЭК,

1995. 356 с.

5. Maslow A. Self-actualizing and Beyond // Challenges of Humanistic Psychology. New York, 1967. 300 p.

6. Белогай К. Н., Варакина Т. Е., Морозова И. С., Бугрова Н. А., Крецан З. В. Готовность к образовательному выбору в разных группах студентов вуза: к постановке проблемы // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 11 (103). С. 60–71. DOI: 10.24158/spp.2022.11.9k-

7. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения ; 4-е изд. М. : Академия, 2010. 304 с.

8. Hirschi A., Laege D. The Relation of Secondary Students’ Career-Choice Readiness to a Six-Phase Model of Career Decision Making // Journal of Career Development. 2007. № 34(2). Pp. 164–191. DOI:10.1177/0894845307307473

9. Узнадзе Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси : Изд-во АН ГрузССР, 1961. 210 с.

10. Нерсесян Л. С., Пушкин В. Н. Психологическая структура готовности оператора к экстренному действию // Вопросы психологии. 1969. № 5. С. 60–69.

11. Санжаева Р. Д. Готовность и ее психологические механизмы // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2016. № 2. С. 3–12.

12. Щербаков Ю. И., Могилевская В. Ю. Теоретический анализ феномена психологической готовности студентов к педагогической деятельности // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 5 (60). С. 299–301.

13. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Смысл, 2005. 431 с.

14. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск : Изд-во БГУ, 1976. 175 с.

15. Boitzova A.V., Simonova, N. N. “Psychological readiness”. Definition and approaches // Proceedings of the II International Scientific-Practical Conference «Psych

16. Шестеркина Л. П., Николаева, Т. Д. Методика телевизионной журналистики : учеб. пособие для студентов вузов. М. : Аспект Пресс, 2012. 224 с.

17. Fowler-Watt K., Allan S. Journalism: New Challenges. Centre for Journalism & Communication Research. Routledge, 2015. 352 с.

18. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики : учебник для студентов вузов : 8-е изд., испр. и доп. М. : Аспект Пресс, 2011. 351 с.

19. Цвик В. Л. Телевизионная журналистика : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030601 «Журналистика» ; 2-е изд. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 495 c.

20. Зверева Н. В. Школа тележурналиста. Н. Новгород : Изд. дом Минакова, 2009. 270 c.

21. Запорожец А. В. Избранные психологические труды. В 2 т. Т. 1. Психическое развитие ребенка. М. : Педагогика, 1986. 320 с.

22. Устюгова С. В. Игра как средство воспитания: от А. С. Макаренко до наших дней // А. С. Макаренко – человек, педагог, ученый, писатель: СССР, Россия, Урал : мат-лы 10-х Всерос. Макаренковских студенческих педагогических чтений (Екатеринбург, 18 апреля 2013 г.), Екатеринбург : Раритет, 2013. С. 259–263.

23. Авилов Г. М., Серый А. В., Яницкий М. С. Ролевая игра : теория, методология, практика: учебное пособие. Кемерово : Кузбассвузиздат, 2008. 107 с.

24. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М. : Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. 490 с.

25. Чернявская А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М. : Владос-Пресс, 2004. 96 с.

26. Попов Л. М., Пучкова И. М., Устин П. Н. Психологическая готовность к профессиональной деятельности и методы ее формирования // Ученые записки Казан. Ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2015. № 4. С. 215–224.

27. Ганичева И. А., Мирук А. В. Развитие психологической готовности студентов к будущей профессиональной деятельности // Russian Journal of Education and Psychology. 2016. № 3-2 (59). С. 325–241. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-psihologicheskoy-gotovnosti-studentov-k-buduschey-professionalnoy-deyatelnosti (дата обращения: 04.16.2024).

28. Захарова Е. А., Ежова Ю. М. Мотивационная готовность как компонент психологической готовности к профессиональной деятельности студентов-медиков // Медицинский альманах. 2018. № 1 (52). С. 14–18.

29. Ожогова Е. Г. Проблема психологической готовности будущих учителей начальных классов к профессиональной деятельности // Вестник практической психологии образования. 2023. Т. 20. № 1. С. 18–26. DOI: 10.17759/bppe.2023200102

Скачать статью в формате pdf.

 


Просмотров: 23 | Скачиваний: 16