Оценка эффективности использования мобильного приложения для снижения уровня профессионального выгорания педагогических работников

Автор(ы):

Анастасия Андреевна Киселева, преподаватель кафедры начального и дошкольного образования, https://orcid.org/0000-0002-1131-2654, Институт развития образования

Иркутской области

664007, Россия, г. Иркутск, ул. Красноказачья, 10А, тел.: +7 (3952) 500904, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Михаил Юрьевич Кузьмин, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии, https://orcid.org/0000-0002-7538-8375, Иркутский государственный университет

664003, Россия, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, тел.: +7 (3952)243244

доцент кафедры начального и дошкольного образования, Институт развития образования

Иркутской области

664007, Россия, г. Иркутск, ул. Красноказачья, 10А, тел.: +7 (3952) 500904, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Аннотация

Введение. В статье рассмотрена проблема апробации мобильной версии программы снижения уровня профессионального выгорания на основе осознанности «ОсНОВА» для педагогических работников.

Материалы и методы. В исследовании приняли участие 60 педагогических работников с разным стажем педагогической деятельности и разных специальностей. Использовались: тест выгорания Маслач, методика изучения копинг-стратегий Лазаруса и Фолкман, Опросник депрессии Бека (BDI), Шкала воспринимаемого стресса PSS-10, опросник SF-12, опросники Five Facet Mindfulness Questionnaire и Шкала MAAS для изучения осознанности. Для обработки результатов применялся t-критерий Стьюдента.

Результаты. Подтверждено, что средний балл обучающихся по дисциплине, преподаваемой педагогическим работником, демонстрирующим высокий уровень выгорания, значимо ниже, чем средний балл обучающихся по предмету, который ведёт педагог с низким уровнем выгорания. При реализации программы снижения уровня профессионального выгорания у педагогических работников, представленной в мобильном формате, установлено его значимое снижение у тех испытуемых, у которых изначально показатель профессионального выгорания был высоким. Этот процесс сопровождается ростом осознанности (прежде всего таких её компонентов, как «безоценочность», «наблюдение» и «осознанность действий»), преобладанием продуктивных копинг-стратегий. У педагогических работников с относительно низким уровнем выгорания произошло улучшение ряда показателей, отражающих уровень выгорания, а также повышение качества жизни. Достигнутый эффект сохранялся по крайней мере один месяц после окончания активного пользования мобильным приложением «ОсНОВА».

Заключение. Мобильное приложение с онлайн-версией программы «ОсНОВА» может использоваться для профилактики профессионального выгорания педагогических работников. Планируется дополнительная работа по его совершенствованию.

Ключевые слова: выгорание, качество жизни, осознанность, мобильное приложение, педагогические работники

Для цитирования: Киселева А. А., Кузьмин М. Ю. Оценка эффективности использования мобильного приложения для снижения уровня профессионального выгорания педагогических работников // Педагогический ИМИДЖ. 2024. Т. 18, № 2. C. 259–279. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-2-259-279

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-2-259-279

УДК: 159.923.2

Статья поступила в редакцию 18.03.2024, одобрена после рецензирования 29.04.2024, принята к публикации 02.05.2024.

Список источников:

1. Егорова С. Ю. Роль личности педагога и культура его общения в образовательном процессе [Электронный ресурс] // Обучение и воспитание: методики и практика. 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-lichnosti-pedagoga-i-kultura-ego-obscheniya-v-obrazovatelnom-protsesse (дата обращения: 23.02.2024).

2. Гусева Ю. Е., Николаева К. М. Личность педагога и психологический климат в коллективе [Электронный ресурс] // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2020. № 1 (42). С. 58–70. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnost-pedagoga-i-psihologicheskiy-klimat-v-kollektive (дата обращения: 20.03.2024).

3. Salmela-Aro K., Upadyaya K., Hakkarainen K., Lonka K., Alho K. The Dark Side of Internet Use: Two Longitudinal Studies of Excessive Internet Use, Depressive Symptoms, School Burnout and Engagement Among Finnish Early and Late Adolescents // Journal of Youth end Adolescence. 2017. Vol. 46(2). Pp. 343–357. DOI: 10.1007/s10964-016-0494-2

4. Кондратьева О. Г. Структура синдрома эмоционального выгорания у педагогов в зависимости от стажа профессиональной деятельности [Электронный ресурс] // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6, № 3 (20). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-sindroma-emotsionalnogo-vygoraniya-u-pedagogov-v-zavisimosti-ot-stazha-professionalnoy-deyatelnosti (дата обращения: 22.04.2024).

5. Кашапов М. М., Сурина Н. В. Особенности ресурсности мышления профессионалов социономического типа [Электронный ресурс] // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2023. Т. 12. № 1 (45). С. 40–48. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-resursnosti-myshleniya-professionalov-sotsionomicheskogo-tipa (дата обращения: 12.03.2024).

6. Кашапов М. М., Сурина Н. В. Психология ресурсности мышления педагогических работников // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28, № 3. С. 84–92. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/psihologiya-resursnosti-myshleniya-pedagogicheskih-rabotnikov (дата

обращения: 14.02.2024).

7. Косаренко, Ю. А. Копинг-стратегии как фактор профессионального выгорания педагогов школы и дошкольных учреждений // Молодёжь третьего тысячелетия : сб. науч. статей (Омск, 10–28 апреля 2017 года). Омск : Омский гос. ун-т им. Ф. М. Достоевского, 2017. 1561-1566. URL: https://elibrary.ru/item.asp?edn=zthwsd (дата обращения: 12.03.2024).

8. Первитская А. М. Анализ связей показателей эмоционального выгорания и копинг-стратегий у педагогов с разным стажем работы // Новый университет. Серия: Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук. 2013. № 1 (22). С. 24–27.

9. Киселева А. А., Кузьмин М. Ю., Козлов В. В. Особенности совладающего поведения педагогов различного стажа и специальности // Интеграция образования. 2020. Т. 24. № 4. 641–655. DOI 10.15507/1991-9468.101.024.202004.641-655

10. Киселева А. А. Особенности профессионального выгорания педагогических работников и роль осознанности в его профилактике // Педагогический ИМИДЖ. 2023. Т. 17. № 2(59). 238-260. DOI 10.32343/2409-5052-2023-17-2-238-260

11. Мерзлякова Д. Р. Опыт проведения программы профилактики и коррекции психического выгорания у учителей начальных классов // Начальная школа плюс До и После. 2013. № 3. С. 81–86.

12. Водопьянова Н. Е, Густелева А. Н., Минин Д. С., Ихия А. Опыт психологического консультирования, ориентированного на коррекцию и профилактику профессионального выгорания учителей арабских школ Израиля // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2018. № 2. С. 56–69.

13. Киселева А. А., Козлов В. В. Групповое психологическое консультирование как способ развития продуктивных копинг-стратегий у педагогов // Учитель создает нацию : сб. мат-лов III междунар. науч.-практ. конф. Грозный. 2018. С. 486–494.

14. Латина А. А. Производственная гимнастика как способ коррекции профессионального выгорания учителей в условиях общеобразовательных школ // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2009. № 9. С. 71–75.

15. Строкова Т. А. Нужен ли современной школе учитель-исследователь? // Образование и наука. 2016. № 7(136). С. 11–25. DOI 10.17853/1994-5639-2016-7-11-25

16. Петров Е. Н., Беликов В. А., Романов П. Ю., Васева Н. С. Исследование отношения педагогов и обучающихся к цифровой трансформации образовательной среды // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2023. Т. 15, № 4. С. 69–81. DOI 10.14529/ped230406

17. Ditton E., Knott B., Hodyl N., Horton G., Oldmeadow C., Walker F. R., Nilsson M. Evaluation of an App-Delivered Psychological Flexibility Skill Training Intervention for Medical Student Burnout and Well-being: Randomized Controlled Trial // JMIR Mental Health. 2023. Vol. 10. Pp.: e42566. DOI: 10.2196/42566

18. Godia J., Pifarré M., Vilaplana J., Solsona F., Abella F., Calvo A., Mitjans A., Gonzalez- Olmedo M. P. A Free App for Diagnosing Burnout (BurnOut App): Development Study // JMIR Med Inform. 2022. Vol. 10(9). Pp. :e30094. DOI: 10.2196/30094

19. Gómez-Gascón T., Martín-Fernández J., Gálvez-Herrer M., Tapias-Merino E., Beamud- Lagos M., Mingote-Adán J. C.; Grupo EDESPROAP-Madrid. Effectiveness of an intervention for prevention and treatment of burnout in primary health care professionals // BMC

Fam Pract. 2013. Vol. 14. P. 173. DOI: 10.1186/1471-2296-14-173

20. Lebares C. C., Hershberger A. O., Guvva E. V., Desai A., Mitchell J., Shen W., Reilly L. M., Delucchi K. L., O’Sullivan P. S., Ascher N. L., Harris H. W. Feasibility of Formal Mindfulness-Based Stress-Resilience Training Among Surgery Interns: A Randomized Clinical Trial // JAMA Surg. 2018. Vol. 153(10). P. e182734. DOI: 10.1001/jamasurg.2018.2734

21. Luken M., Sammons A. Systematic Review of Mindfulness Practice for Reducing Job Burnout // Am J Occup Ther. 2016. Vol. 70(2). 7002250020p1–7002250020p10. DOI: 10.5014/ajot.2016.016956

22. Taylor S. G., Roberts A. M., Zarrett N. A Brief Mindfulness-Based Intervention (bMBI) to Reduce Teacher Stress and Burnout // Teach Teach Educ. 2021. Vol. 100. P. 103284. DOI: 10.1016/j.tate.2021.103284

23. Лозинская Е. И. Системный индекс синдрома перегорания (на основе теста MBI) : методические рекомендации. СПб. : СПб. науч.-исслед. психоневрол. ин-т им. В. М. Бехтерева. 2007. 19 с.

24. Вассерман Л. И., Иовлев Б. В., Исаева Е. Р., Трифонова Е. А., Щелкова О. Ю., Новожилова М. Ю. Методика для психологической диагностики способов совладания со стрессовыми и проблемными для личности ситуациями : пособие для врачей и медицинских психологов. СПб. : НИПНИ им. Бехетерева. 2009. 38 с.

25. Абабков В. А., Барышникова К., Воронцова-Венгер О. В., Горбунов И. А., Капранова С. В., Пологаева Е. А., Стуклов К. А. Валидизация русскоязычной версии опросника «Шкала воспринимаемого стресса-10» // Вестник СПбГУ. Серия 16: Психология. Педагогика. 2016. № 2. С. 6–15. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/validizatsiya-russkoyazychnoy-versii-oprosnika-shkala-vosprinimaemogo-stressa-10 (дата обращения: 23.04.2024). DOI: 10.21638/11701/spbu16.2016.202

26. Hoffmann C., McFarland B. H., J., Kinzie J. D., Bresler L., Rakhlin D., Wolf S., Kovas A. E. Psychometric properties of a Russian version of the SF-12 Health Survey in a refugee population // Comprehensive Psychiatry. 2005. № 46 (5). Рр. 390–397. DOI:10.1016/j. comppsych.2004.12.002

27. Голубев А. М, Дорошева Е. А. Особенности применения русскоязычной версии пятифакторного опросника осознанности // Сибирский психологический журнал. 2018. № 69. С. 46–68. DOI: 10.17223/17267080/69/3

28. Кузьмин М. Ю., Сутурина Л. В. Развитие стратегий совладающего поведения: основные подходы // Acta Biomedica Scientifica (East Siberian Biomedical Journal). 2020. Vol. 5. № 6. Pp. 188–193. DOI 10.29413/ABS.2020-5.6.22

29. Kuzmin M. Yu., Tyumentseva D. P., Rashidova M. A., Sholokhov L. F., Marianian A. Yu. Subjective Assessment of Stress and its Relationship with Neuroendocrine Mechanisms of its Development in Obstetricians-Gynecologists against the Background of Professional Burnout // International Journal of Biomedicine. 2021. Vol. 11. No. 4. 551-557. DOI 10.21103/Article11(4)_OA25

30. Gold E., Smith A., Hopper I., Herne D., Tansey G., Hulland C. Mindfulness-Based Stress Reduction (MBSR) for Primary School Teachers // Journal of Child and Family Studies. 2010. Vol. 19 (2). Pp. 184–189. DOI: 10.1007/s10826-009-9344-0

31. Anderson V., Levinson E., Barker W., Kiewra K. The Effects of Meditation on Teacher Perceived Occupational Stress, State and Trait Anxiety, and Burnout // School Psychology Quarterly. 1999. Vol. 14 (1). № 3. DOI: 10.1037/h0088995

32. Dowling M., Rickwood D. Online Counseling and Therapy for Mental Health Problems: A Systematic Review of Individual Synchronous Interventions Using Chat // Journal of Technology in Human Services. 2013. Vol. 31(1). Pp. 1–21. DOI:10.1080/15228835.2012.728508

33. Heber E., Lehr D., Ebert D. D., Berking M., Riper H. Web-Based and Mobile Stress Management Intervention for Employees: A Randomized Controlled Trial // J Med Internet Res. 2016. Vol. 18(1). P. e21. DOI: 10.2196/jmir.5112

34. Fainstad T., Mann A., Suresh K., Shah P., Dieujuste N., Thurmon K., Jones C. D. Effect of a Novel Online Group-Coaching Program to Reduce Burnout in Female Resident Physicians: A Randomized Clinical Trial // JAMA Netw Open. 2022. Vol. 5(5). Р. e2210752. DOI: 10.1001/jamanetworkopen.2022.10752

Скачать статью в формате pdf.

 


Просмотров: 27 | Скачиваний: 7