Восприятие классической музыки как педагогическая проблема

Автор(ы):

Наталья Витальевна Аникьева, старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин, https://orcid.org/0000-0003-3762-0142, Институт развития образования Иркутской области

664007, Россия, г. Иркутск, ул. Красноказачья, 10 а, тел.: +7 (3952) 500904, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. В статье исследуется проблема восприятия подростками камерной и симфонической музыки, рассматриваются педагогические технологии и методы активизации процесса восприятия как основного вида деятельности на уроках музыки.

Цель: выявить факторы, отрицательно влияющие на процесс восприятия подростками камерной и симфонической музыки, определить эффективные технологии и методы, направленные на их нейтрализацию.

Материалы и методы. Объектом проведённого исследования стали факторы, отрицательно влияющие на восприятие музыки в учебном процессе. В качестве эффективного инструментария рассматривались технологии и методы, способствующие развитию интереса и активизации процесса восприятия классической музыки подростками. Исследование проводилось на базе школ г. Иркутска. В ходе проведённого исследования использовались следующие методы: анализ методической литературы, педагогическое наблюдение, эксперимент.

Результаты исследования. Промежуточные результаты эксперимента показали эффективность применения технологии и методов, активизирующих процесс восприятия камерной и симфонической музыки подростками. Отмечена положительная динамика развития восприятия, повышение мотивации к учебному процессу. Частично нейтрализованы факторы, негативно влияющие на процесс восприятия классической музыки.

Заключение. Предложенные автором в статье технология и методы могут быть использованы в учебном процессе как наиболее эффективные, способствующие формированию устойчивого интереса к классической музыке подростков. Представленные результаты могут быть использованы учителями музыки и педагогами дополнительного образования с целью эффективного применения в учебном процессе.

Ключевые слова: восприятие, камерная, симфоническая музыка, классическая музыка, музыкально-творческая деятельность, музыкальное произведение, методы, слушатель

Для цитирования: Аникьева Н. В. Восприятие классической музыки как педагогическая проблема // Педагогический ИМИДЖ. 2021. Т. 15. № 4 (53). С. 398-407. DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-4-398-407

https://doi.org/10.32343/2409-5052-2021-15-4-398-407

УДК: 372.878

Дата поступления в редакцию: 18.10.2021

Список литературы:

1. Апраксина О. А., Методика развития музыкального восприятия : Учеб. пособие. М. : МГПИ, 1985 (1986). 60 с.

2. Медушевский В. В., Двойственность музыкальной формы и восприятие музыки [Электронный ресурс] // Открытый текст. 12 августа, 2019. URL: http://opentextnn.ru/ music/vosprijatie-muzyki/medushevskij-v-a-dvojstvennost-muzykalnoj-formy-i-vosprijatie-muzyki/ (дата обращения: 21.07.2021).

3. Белобородова В. К., Ригина Г. С., Алиев Ю. Б. Музыкальное восприятие школьников : сб. статей. М. : Педагогика, 1975. 160 с.

4. Кабалевский Д. Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы [Электронный ресурс] / Педагогические размышления. М., 1987. URL: https://roerich-lib.ru/index.php/kabalevskij/6679-pedagogicheskierazmyshleniya (дата обращения: 21.07.2021).

5. Как реализовать модульный принцип музыкального образования в школе [Электронный ресурс] : вебинар. 27 ноября 2019. Корпорация «Российский учебник». URL:https://www.youtube.com/watch?v=yx_dbL5XZQQ&t=1570s (дата обращения: 25.07.2021).

6. Сергеева Г. П. Актуальные проблемы преподавания музыки в образовательных учреждениях : учебное пособие. М. : Пед. акад., 2010. 171 с.

7. Хачатрян А. А. Активное восприятие учащимися музыкальных произведений на уроках музыки // Вестник науки и образования. № 1(104). Ч. 1. 2021. С. 72–75.

8. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта

основного общего образования [Электронный ресурс] : Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021. № 287. http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001202107050027 (дата обращения: 23.09.2021).

9. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. М. : Музыка, 1972. 383 с.

10. Мельникова Е. Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения // Образовательные технологии : сб. материалов. М. : Баласс, 2008. 160 с.

11. Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Программа «Музыка. 5–7 классы» / сборник рабочих программ. Музыка. Искусство. М. : Просвещение, 2016. 126 с.

12. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1, 2. Л. : Музыка, 1971. 376 с.

13. Музыкальное образование в школе: учеб. пособие / Л. В. Школяр, В. А. Школяр, Е. Д. Критская и др.; под ред. Л. В. Школяр. М. : Академия, 2001. 232 с.

14. Маслова Л. П. Педагогика искусства: теория и практика. Новосибирск : Изд-во НИПКиПРО 1997. 136 с.

 

Скачать статью в формате pdf


Просмотров: 62 | Скачиваний: 30