Анализ сформированности математических знаний и умений у учащихся с задержкой психического развития на I ступени общего среднего образования

Автор(ы):

Наталья Владимировна Крюковская, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики специального образования, https://orcid.org/0000-0001-8044-3378, Гродненский государственный университет имени Янки Купалы

230023, Республика Беларусь, г. Гродно, ул. Ожешко, 22, тел.: +375 (152) 754903, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.,

Аннотация. Введение. В статье представлены результаты изучения сформированности математических знаний и умений у учащихся с задержкой психического развития на I ступени общего среднего образования. Цель исследования: выявить уровень сформированности математических знаний и умений у учащихся с задержкой психического развития на I ступени общего среднего образования и причины их несформированности.

Материалы и методы. В качестве основного метода исследования использовался констатирующий эксперимент. Выборку составил 201 учащийся с задержкой психического развития, обучающийся на I ступени общего среднего образования. Результаты исследования. Выявлены трудности при выполнении математических заданий, определена недостаточность компонентов деятельности у учащихся с задержкой психического развития, выделены направления дальнейшего углублённого обследования учащихся данной категории.

Заключение. Для организации процесса обучения на уроках математики необходимо создавать специальные условия и проводить работу по устранению причин, приводящих к трудностям в усвоении математических знаний и приобретении умений, выявление которых возможно на основе полноценно проведённого обследования учащихся.

Ключевые слова: задержка психического развития, математические знания и умения, компоненты деятельности, коррекционно-педагогическая работа

Для цитирования: Крюковская Н. В. Анализ сформированности математических знаний и умений у учащихся с задержкой психического развития с опорой на нейропсихологический подход // Педагогический ИМИДЖ. 2021. Т. 15. № 4 (53). С. 418-428. DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-4-418-428

https://doi.org/10.32343/2409-5052-2021-15-4-418-428

УДК: 376.42+372.851

Дата поступления в редакцию: 25.10.2021

Список литературы:

1. Афанасьева Ю. А. Методика преподавания математики в начальной школе для детей с нарушениями речи: курс лекций в схемах и таблицах : учеб.-метод. пособие. М. : Логомаг, 2018. 79 с.

2. Баряева Л. Б. Интегративная модель математического образования дошкольников с задержкой психического развития : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.03. М., 2005. 41 с.

3. Давидович A. A. Нейропсихологическая структура интеллектуальной деятельности счета в младшем школьном возрасте // Психологический журнал. 2006. № 1 (9). С. 58–63.

4. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта ; 4-е изд. М. : Просвещение, 2011. 269 с.

5. Ипполитова М. В. Особенности усвоения состава числа детьми с задержкой психического развития // Дефектология. 1972. № 5. С. 29–34.

6. Ипполитова М. В. Изучение трудностей решения арифметических задач у детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1974. № 1. С. 3–10.

7. Капустина Г. М. Формирование элементарных математических знаний и представлений у детей дошкольного возраста // Дефектология. 1998. № 2. С. 22–29.

8. Кондратьева С. Ю. Актуальные вопросы профилактики дискалькулии у детей с нарушениями речи в системе дошкольного и начального школьного образования // Теория и практика общественного развития. 2013. № 11. С. 255–257.

9. Особенности усвоения математики учащимися с трудностями в обучении : учеб.-метод. пособие / авт.-сост. Ю. А. Костенкова; под ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. М. : РУДН, 2008. 67 с.

10. Белопольская Н. Л., Клейменова Н. П. Исследование зоны ближайшего эмоционального развития у детей с задержкой психического развития // Дефектология. 2011. № 2. С. 36–43.

11. Болгарова М. А. Своеобразие развития познавательного интереса у учащихся с задержкой психического развития младшего школьного возраста // Специальное образование. 2007. № 8. С. 23–29.

12. Инденбаум Е. Л. К проблеме компенсации задержки психического развития в период начального образования // Дефектология. 2019. № 3. С. 3–12

13. Инденбаум Е. Л. Коррекция познавательной деятельности младших школьников с нарушениями интеллектуального развития во внеклассной работе с позиций функционально-уровневого подхода // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2010. № 5. С. 50–59.

14. Ульенкова У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. М. : Педагогика, 1990. 180 с.

 

Скачать статью в формате pdf


Просмотров: 31 | Скачиваний: 15