Исследование обучающихся образовательных организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации на наличие профессионально важных качеств

Автор(ы):

Виктор Михайлович Жуков, старший преподаватель кафедры огневой подготовки, https://orcid.org/0000-0003-0790-9893, Омская академия МВД России

644092, Россия, г. Омск, пр-т Комарова, 7, тел.: +7 (3812) 750180, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Александр Михайлович Ворожцов, кандидат социологических наук, доцент, заместитель начальника кафедры огневой подготовки, https://orcid.org/0000-0002-4316-8386, Восточно-Сибирский институт МВД России

664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 110, тел.: +7 (3852) 410989, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация.

Введение. В статье рассматривается проблема осознания курсантами личностных качеств, необходимых для профессиональной деятельности полицейского. Проведённое исследование позволило объективно соотнести качества, фактически имеющиеся у курсантов и требуемые. Исследование было проведено с декабря 2019 года по февраль 2020 года. Задачи исследования: рассмотреть организацию образовательного процесса и определить влияние, которое она оказывает на осознание курсантами своего статуса и формирование профессионально важных качеств.

Материалы и методы. Основным методом при проведении исследования был констатирующий эксперимент, проведённый среди курсантов ведомственных образовательных организаций Министерства внутренних дел России. В ходе которого определялись присущие им профессионально важные качества. Выборку составили 390 обучающихся.

Результаты исследования. Выявлено, что большинство курсантов первого курса одновременно осознаёт себя в статусах обучающегося и сотрудника органов внутренних дел. На четвёртом – пятом курсах таких респондентов меньше на треть. Это происходит из-за существующей системы обучения и воспитания в ведомственных образовательных организациях, которая не способна укрепить эту внутреннюю осознанность.

Заключение. Результаты исследования показали их высокую практическую значимость и необходимость активизации работы по направлению исследования. Практические результаты исследования предполагается использовать при создании программ морально-психологической подготовки для переменного состава. При должном развитии профессионально важных качеств произойдёт снижение уровня текучести кадров, повысится показатель доверия населения к полицейским, у сотрудников появится удовлетворение от своей работы и т. п. Авторы планируют продолжить исследование.

Ключевые слова: профессиональная идентичность, профессиональная готовность, профессионально важные качества, курсанты, образовательная организация

Для цитирования: Жуков В. М., Ворожцов А. М. Исследование обучающихся образовательных организаций МВД России на наличие профессионально важных качеств // Педагогический ИМИДЖ. 2022. Т. 16. № 1 (54). С. 61−69. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-1-61-69

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-1-61-69

УДК: 331.44; 159.9; 378

Статья поступила в редакцию 13.12.2021, одобрена после рецензирования 08.02.2022, принята к публикации 15.02.2022.

Список источников:

1. Путин призвал МВД работать над укреплением доверия общества к полиции [Электронный ресурс] : РИА новости. 06.11.2019. 14:11 (обновлено: 17:17 03.03.2020). URL: https://ria.ru/20191106/1560634678.html (дата обращения 10.02.2022).

2. Андрианов А. С. Развитие личностно-профессиональных качеств сотрудников органов внутренних дел в процессе первоначальной подготовки в вузах МВД РФ : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.08. Красноярск, 2020. 24 с.

3. Кошелева Д. В. Развитие профессиональных качеств будущего сотрудника отдела внутренних дел в ходе ведения допроса [Электронный ресурс] // Концепт. 2014. Т. 20. С. 1526–1530. URL: http://e-koncept.ru/2014/54569.htm (дата обращения: 12.11.2021).

4. Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности: учеб. пос. для вузов ; 2-е изд. М. : ПЕР СЭ, 2001. 511 с.

5. Ворожцов А. М. Формирование личности сотрудника органов внутренних дел в вузе МВД России // Вестник Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел России. 2010. № 2 (53). С. 65–70.

6. Гвоздиков С. В., Серебровская Н. Е. Профессиональная пригодность государственных служащих как основа эффективной профессиональной деятельности // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 34. С. 341–345.

7. Русакова Н. Г. Присяга как юридико-символическое отражение культурных традиций // Юридическая техника. 2016. № 10. С. 453–456.

8. Ленева Ю. Б., Мусатова О. А., Николаева Ю. В. Формирование психологической готовности курсантов образовательных организаций МВД России к профессионально-служебной деятельности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 1(60). С. 24–26.

9. Корнеева Я. А., Симонова Н. Н. Профессиональная личностная деформация сотрудников органов внутренних дел // Организационная психология. 2020 Т. 10. № 2. С. 80–106.

 

Скачать статью в формате pdf


Просмотров: 42 | Скачиваний: 20