Хамаева
Ольга Лопсоновна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка как иностранного
Институт филологии, иностранных языков и медиакоммуникации,
Иркутский государственный университет
664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 8
тел.: 8(3952)242597
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
- Аннотация. В статье рассматриваются некоторые проблемы преподавания литературы студентам-иностранцам. Актуальность обсуждения данной проблемы обусловлена несколькими факторами. Традиционно в методике преподавания русского языка как иностранного (РКИ) литература не изучалась как самостоятельная дисциплина, литературные тексты использовались в качестве средства обучения русскому языку, а также в целях формирования и развития такого вида речевой деятельности, как чтение. Внедрение профессионально-ориентированного обучения иностранных обучающихся в России привели к разработке и внедрению новых учебных планов подготовки будущих бакалавров и магистров, что и привело к изменению статуса такого учебного курса, как «Русская литература». В связи с этим рассмотрены наиболее актуальные проблемы, связанные с его изучением (чтение и понимание художественных текстов иностранными студентами), а также выявлены методические трудности в работе преподавателя, ведущего данный курс.
- Ключевые слова: методика преподавания русского языка как иностранного, художественный текст, русская литература, этапы и формы работы с текстом, комментирование художественного текста, глубина восприятия и понимания художественных текстов, методические основы обучения.
- Для цитирования: Хамаева О. Л. О некоторых проблемах преподавания курса «Русская литература» иностранным студентам-бакалаврам // Педагогический ИМИДЖ. 2018. № 1 (38). С. 145–152.
УДК: 378.14
DOI:
Список литературы:
1. Бабенко, Л. Г. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика : Учебник. Практикум : Учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Филология» / Л. Г. Бабенко, Ю. В. Казарин. ‒ М. : Флинта : Наука, 2003. – 496 с.
2. Бармина, Л. В. Затекстовый комментарий как компонент лингвокультурологического исследования художественного текста (на материале романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина») : дисс. … канд. филол. наук : 10.02.01 / Л. В. Бармина. ‒ М., 2011. – 224 с.
3. Винокур, Г. О. Филологические исследования : Лингвистика и поэтика / Г. О. Винокур ; [отв. ред. Г. В. Степанов, В. П. Нерознак]. ‒ М. : Наука, 1990. – 456 с.
4. Гореликова, М. И. Интерпретация художественного текста : Лингвистический анализ: Из русской прозы 70–90-х годов ХХ века : Уч. пособие для иностр. учащихся: Продвинутый этап / М. И. Гореликова. ‒ М. : Изд-во МГУ, 2002. – 224 с. – (Серия «Текст: от слова к смыслу»).
5. Гореликова, М. И. Лингвистический анализ художественного текста / М. И. Гореликова, Д. М. Магомедова. – М. : Русский язык, 1983. – 124 с.
6. Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному. Третий уровень. Общее владение / Т. А. Иванова [и др.]. ‒ М. ‒ СПб. : Златоуст, 1999. ‒ С. 13. – (Серия «Российская государственная система тестирования граждан зарубежных стран по русскому языку / М-во общ. и проф. образования Рос. Федерации»).
7. Кулибина, Н. В. Методика лингвострановедческой работы над художественным текстом / Н. В. Кулибина. ‒ М. : Русский язык, 1987. ‒ 143 с.
8. Кулибина, Н. В. Зачем, что и как читать на уроке. Художественный текст при изучении русского языка как иностранного / Н. В. Кулибина. ‒ СПб. : Златоуст, 2001. ‒ 264 с.
9. Лотман, Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек ‒ текст ‒ семиосфера ‒ история / Ю. М. Лотман. – М. : Языки русской культуры, 1999. ‒ 447 с.
10. Новикова, Н. С. Синяя звезда. Рассказы и сказки русских и зарубежных писателей с заданиями и упражнениями : Уч. пособие. / Н. С. Новикова, О. М. Щербакова. ‒ М. : Флинта : Наука, 2002. – 256 с.анов, В. П. Нерознак]. ‒ М. : Наука, 1990. – 456 с.
|