Программа литературного образования В. Г. Маранцмана как методический феномен
Автор(ы)
Терентьева Нина Павловна
доктор педагогических наук, профессор кафедры литературы и методики обучения литературе, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический
университет
454080, г. Челябинск, пр. Ленина, 69, тел.: +7(351)2165601, e-mail: terninapavl@yandex.ru
Аннотация. Программа литературного образования В. Г. Маранцмана анализируется в статье как методический феномен. Программа квалифицируется как уникальное явление в методике. Фундаментальной, базовой в программе является идея литературного развития школьников. Соотнесение понятий «литературное развитие», «компетенции», «грамотность» – задача современной методики. Инновационный аспект программы – её смыслоцентризм. Преодолено противоречие между логикой науки и гуманитарным знанием через ценностно-смысловую ориентацию компонентов анализа литературного произведения, а также методов и приёмов их интерпретации в аннотациях к изучению литературных произведений. Автор статьи показывает возможности привнесения в аннотации смысловой составляющей (ключевые бытийные, духовно-нравственные понятия, мотивы, проблемы) с ориентацией на своеобразие художественного мира писателя. Вектор воспитания обращён в сферу формирования ценностных ориентаций личности. Программа литературного образования вписана в контекст педагогической аксиологии. Достижением программы является система интерпретационных творческих работ разных видов и жанров для каждого из классов. Диалог культур представлен в программе как культурологический базис курса литературы. Программа В. Г. Маранцмана задаёт методологические ориентиры, которые позволят корректировать современные стратегии литературного образования.
Ключевые слова: образовательная программа, литературное образование, традиция,
инновация, литературное развитие, знаниевая парадигма, культуросообразная парадигма, смыслоцентризм, смысл, диалог, интерпретация, воспитание, ценностные ориентации.
Для цитирования: Терентьева Н. П. Программа литературного образования В. Г. Маранцмана как методический феномен // Педагогический ИМИДЖ. 2018. Т. 11. № 3 (40). С. 48–55. DOI: 10.32343/2409-5052-2018-11-3-48-55.
УДК: 371.214.115
DOI: 10.32343/2409-5052-2018-11-3-48-55
Дата поступления статьи в редакцию: 02.08.2018.
Список литературы:
1. Литература: программа для 5–9 классов: основное общее образование / Т. В. Рыжкова, И. Н. Сухих, И. Н. Гуйс и др. ; под ред. И. Н. Сухих. М. : Академия, 2013. 176 с.
2. Программа литературного образования. 5–9 классы / под ред. В. Г. Маранцмана. М. : Просвещение, 2008. 214 с.
3. Программа литературного образования. 10–11 классы / под ред. В. Г. Маранцмана. М. : Просвещение, 2008. 174 с.
4. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5–11 классы (базовый и профильный уровни) / под ред. В. Я. Коровиной. М. : Просвещение, 2008. 256 с.
5. Программа по литературе для 9–11 классов средней школы (вариант для обсуждения с преподавателями вуза и студентами) / под ред. В. Г. Маранцмана. Ленинград, 1990. 64 с.
6. Романичева Е. С., Сосновская И. В. Введение в методику обучения литературе : учеб. пособие. М. : ФЛИНТА : Наука, 2012. 208 с.
7. Садовничий В. Ректор МГУ: Мы заменили фундаментальное образование компетенциями [Электронный ресурс] // Аргументы и факты. 07.03.2018. URL: http://www.chr.aif.ru/voronezh/people/rektor_mgu_my_
zamenili_fundamentalnoe_obrazovanie_kompetenciyami (дата обращения: 12.03.2018).
8. Сосновская И. В. Литературное развитие учащихся 5–8 классов в процессе анализа художественного произведения : автореф. дис. … докт. пед. наук : 13.00.02. М. 2004. 44 с.
9. Терентьева Н. П. Концепция аксиологизации литературного образования : монография. Челябинск : Изд-во ЧГПУ. 2013. 352 с.
10. Терентьева Н. П. Литература в школе (1985–2003) : тематический библиографический указатель для учителя-словесника. Челябинск : Взгляд, 2005. 207 с.
11. Фрумин И., Добрякова М., Баранников К., Реморенко И. Универсальные компетентности и новая грамотность. Чему учить сегодня для успеха завтра [Электронный ресурс] // Учительская газета. 24.07.2018. № 30. URL: http://www.ug.ru/archive/75388 (дата обращения: 30.07.2018).
12. Хуторской А. В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. СПб. : Питер, 2004. 541 с. (Серия «Учебное пособие»).