Готовность педагогов и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья к взаимодействию в условиях инклюзивного образования как проблема: психологический аспект
Автор(ы):
Сидоренко Оксана Александровна
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой общей и специальной педагогики и психологии, ORCID:https://orcid.org/0000-00023576-6386, Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
660079, г. Красноярск, ул. Матросова, 19, тел.: +7(3912)2364296, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Хабарова Ирина Викторовна
кандидат биологических наук, доцент кафедры общей и специальной педагогики и психологии, ORCID:https://orcid.org/0000-0002-9745-2374, Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
660079, г. Красноярск, ул. Матросова, 19, тел.: +7(3912)2364296, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Чиганова Елена Анатольевна
кандидат педагогических наук, ректор, доцент кафедры общей и специальной педагогики и психологии, ORCID:https://orcid.org/0000-00021479-728X, Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
660079, г. Красноярск, ул. Матросова, 19, тел.: +7(3912)2364296, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация. Актуальность. В условиях инклюзивного образования требуется взаимодействие педагогов с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья, совместная деятельность в разработке и обеспечении детского образовательного маршрута. Целью статьи определено выявление проблем и трудностей в поведении и действиях родителей. (Данные сложности препятствуют построению конструктивных отношений с педагогами и специалистами образовательных организаций.) А также описание проблем готовности педагогов и специалистов образовательных организаций к взаимодействию с родителями таких детей. Материалы и методы. На основе обобщения представлений об особенностях работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья, о ключевых направлениях и содержании такой работы подготовлена анкета, проведено исследование. Результаты исследования. Представлены данные исследования, иллюстрирующие отдельные параметры готовности педагогов к взаимодействию с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья, рассматриваются профессиональные трудности, выделяются проблемы в поведении и действиях родителей, препятствующие более продуктивному образовательному движению ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, построению конструктивных отношений с педагогами образовательных организаций. Выводы. Результаты исследования показали, что обе стороны взаимодействия: и родители, и педагоги – пока недостаточно готовы к реализации стратегии сотрудничества.
Ключевые слова: инклюзивное образование, взаимодействие педагогов с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья, профессиональные трудности педагогов.
Для цитирования: Сидоренко О. А., Хабарова И. В., Чиганова Е. А. Готовность педагогов и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья к взаимодействию в условиях инклюзивного образования как проблема: психологический аспект // Педагогический ИМИДЖ. 2019. т. 13. № 2 (43). С. 274-285. DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-2-274-285.
УДК: 376+159.9
DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-2-274-285
Дата поступления в редакцию: 11.02.2019
Список литературы:
1. Алёхина C. В., Алексеева М. Н., Агафонова Е. Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании. Психологическая наука и образование, 2011, № 1. С. 83–92.
2. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / сост. Н. Д. Соколова, Л. В. Калинникова. М. : Аспект, 2005. 456 с.
3. Колосова Т. А. Отношение родителей к своему умственно отсталому ребенку в контексте успешности его социально-психологической адаптации // Психология обучения. 2016. № 8. С. 85–94.
4. Мизина Н. М. Родительская компетентность: психологический аспект проблемы // Психологическое сопровождение личности в педагогическом процессе : сборник научных трудов в 2 ч. Ч. 2. Курган, 2002. С. 146–151.
5. Поташова И. И. Современные аспекты психолого-педагогической работы с семьями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2011. № 3. URL: http://psyjournals. ru/files/47082/ psyedu_ru_2011_3_Potacheva.pdf (дата обращения: 05.02.2019).
6. Сидоренко О. А., Чиганова Е. А., Бутенко В. Н. Формирование профессиональной компетентности педагогов в области инклюзивного образования в процессе повышения квалификации // Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика : Мат-лы II Всерос. науч.-практ. конф., 19–21 мая 2016 года. Ялта : РИО ГПА, 2016. С. 280–285.
7. Стребелева Е. А., Закрепина А В. Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии // Дефектология. 2005. № 1. С. 3–10. 9. Ткачева В. В. Работа психолога с матерями, воспитывающими детей с тяжелыми двигательными нарушениями // Дефектология. 2005. № 1. С. 25–35.
8. Хитрюк В. В. Готовность педагогов к работе в условиях инклюзивного образования // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2013. № 3 (79). С. 189–193.
9. Heiman T. Parents of children with disabilities: resilience, coping, and future expectations // Journal of developmental and physical disabilities. 2002. Vol. 14. № 2. Pp. 159–171. DOI: 10.1023/A:1015219514621.
10. Millar R. Barr O., Parents of children with intellectual disabilities: their expectations and experience of genetic counselling // Journal of Applied Research in Intellectual Disabilities. 2003. Vol. 16. № 3. Pp. 189–204.