Динамика и содержание гендерной идентичности младших школьников
Автор(ы):
Коротаева Анастасия Игоревна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии начального обучения, ORCID https://orcid.org/ 0000-0002-8647-9109, Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского
150000, Россия, г. Ярославль, ул. Республиканская, 108/1, тел.: +7(4852)305661, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Кузьмин Михаил Юрьевич, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии, ORCID https://orcid.org/ 0000-0002-7538-8375, Иркутский государственный университет
664003, Россия, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, тел.: +7(3952)243244, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация. Введение. В статье анализируются подходы к проблеме динамики гендерной идентичности и её содержания в младшем школьном возрасте.
Материалы и методы. На двух различных выборках младших школьников (г. Иркутск: 302 испытуемых; г. Ярославль: 236 испытуемых) показаны место гендерной идентичности в системе идентичности в целом и особенности её развития.
Результаты исследования. Определено место гендерной идентичности среди других компонентов идентичности. Рассмотрены детерминанты становления гендерной идентичности в различные периоды младшего школьного возраста. Определены её характерные особенности: у мальчиков с возрастом дифференцируется представление о себе как о представителе определённого пола, которое, однако, становится менее значимым в структуре идентичности, чем у девочек. При этом если на ранних этапах развития гендерной идентичности основным образцом для неё служил родитель, то к концу периода речь идёт уже о самоидентификации ребёнка.
Заключение. Выявлены доминирующие идентификации младших школьников. Полученные результаты могут быть использованы при сопровождении развития и взросления учащихся.
Ключевые слова: идентичность, гендерная идентичность, младший школьный возраст.
Для цитирования: Коротаева А. И., Кузьмин М. Ю. Динамика и содержание гендерной идентичности младших школьников // Педагогический ИМИДЖ. 2019. № 4 (45). С. 655–663. DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-4-655-663
DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-4-655-663
УДК: 159.923.2
Дата поступления в редакцию: 10.10.2019
Список литературы:
1. Богданова Н. А. Психологические трудности развития Я-идентичности младших школьников : дис. … канд. психол. наук : 19.00.13. Тула, 2000. 172 с.
2. Гармаева Т. В. Особенности этнической идентичности младших школьников и подростков, проживающих в мегаполисе [Электронный ресурс] // Психологические исследования : электрон. науч. журн. 2010. № 2 (10). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 12.08.2018).
3. Захаров А. И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей // Вопросы психологии. 1982. № 1. С. 59–68.
4. Ковалева Н. П. Особенности развития половой идентичности в младшем школьном возрасте // Экология человека. 2014. № 2. С. 25–32
5. Корнеева Е. Н., Коротаева А. И. Содержание учебно-методических комплексов как средство конструирования гендерной идентичности младших школьников // Ярославский педагогический вестник (Психолого-педагогические науки). 2015. № 1. Т. II. С. 106–110.
6. Коротаева А. И. Динамика развития гендерной идентичности младших школьников // Ярославский педагогический вестник (Психолого-педагогические науки). 2011. Т. II. № 4. С. 241–244.
7. Кузьмин М. Ю. Сравнение идентичности и ее динамики у младших школьников, подростков и лиц юношеского возраста // Российский психологический журнал. 2017. Т. 14. № 2. С. 67–89.
8. Микляева А. В., Румянцева П. В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования : монография. СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. 118 с.
9. Перегудина В. А. Особенности становления мужской и женской гендерной идентичности в возрастном диапазоне от старшего дошкольного до юношеского возраста : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.13. Белгород. 2011. 23 с.
10. Савина О.О. Психологический анализ становления идентичности в подростковом и юношеском возрасте (условия, структура, динамика, типология) : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.01. М. 2003. 28 с.
11. Солдатова Е. Л. Нормативные кризисы развития личности взрослого человека : дис. … д-ра психол. наук : 19.00.01. Екатеринбург. 2007. 375 с.
12. Трандина Е. Е. Становление профессиональной идентичности у студентов юридического вуза : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07. Ярославль, 2006. 215 с.
13. Флотская Н. Ю. Психологические особенности развития половой идентичности в дошкольном возрасте // Вестник Поморского университета : Серия : Гуманитарные и социальные науки. 2011. № 3. С. 147–152.