Развитие творческого потенциала студентов в процессе подготовки к педагогической деятельности
Автор(ы):
Комарова Мария Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры русского языка и общеобразовательных дисциплин, ORCID: https://orcid.org/00000003-1266-8238, Институт лингвистики и межкультурной коммуникации, Иркутский национальный исследовательский технический университет
664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83, тел.: +7(3952)405204, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация. Введение. В настоящее время одной из важнейших задач является подготовка педагогов, обладающих высоким профессионализмом и социальной адаптивностью, способных комплексно оценивать педагогическую ситуацию на разных уровнях, гибко сочетать традиционные и инновационные подходы к обучению и воспитанию, способных сформулировать проблему и быстро принять решение. Данная статья посвящена вопросу развития профессионально-личностных качеств у современного педагога, которые можно определить как «творческий потенциал».
Материалы и методы. В данной статье рассматриваются основные компоненты творческого потенциала личности: интеллектуальный, мотивационный, коммуникативный и креативный, а также их развитие через систему специальных учебных занятий в рамках внеаудиторной деятельности. Педагогический отряд как одна из форм внеаудиторной деятельности студентов является наиболее благоприятной учебно-социальной средой, обладающей повышенными коммуникативными и мотивирующими характеристиками, которые способствуют развитию творческого потенциала студентов. В исследовании были применены такие методы, как теоретическое моделирование, теоретико-методологический анализ психолого-педагогической, философско-методологической литературы и исследований по проблеме теории творчества, педагогическое наблюдение, индивидуальные и групповые беседы со студентами, самодиагностика, метод экспертного анализа, методы математической теории принятия решений, методы математической статистики. Целью формирующего эксперимента по развитию творческого потенциала было создание системы занятий, направленных, в первую очередь, на развитие творческого и коммуникативного компонентов личности. Анализ уровней сформированности компонентов творческого потенциала проводился путём их сравнения на входе и выходе эксперимента.
Результаты исследования. Сравнительный анализ результатов, полученных на стадии констатирующего и формирующего экспериментов, доказал продуктивность учебно-педагогического воздействия на развитие творческого потенциала, особенно его креативного компонента.
Заключение. В процессе исследования была обнаружена тенденция к взаимозависимости и взаимодействию отдельных компонентов творческого потенциала. Это открывает новые перспективы для исследования в области педагогического творчества, потребность в развитии которого обусловлена задачами и тенденциями современной школы.
Ключевые слова: творчество, творческий потенциал, креативность, креативное мышление, креативное поведение.
Для цитирования: Комарова М. Ю. Развитие творческого потенциала студентов в процессе подготовки к педагогической деятельности // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 14. № 2 (47). С. 249–261. DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-2-249-261
DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-2-249-261
УДК: 37.036.5
Дата поступления в редакцию: 10.02.2020
Список литературы:
1. Абдуллина О. А. Проблема педагогических умений в теории и практике высшего педагогического образования // Советская педагогика. 1976. № 1. С. 3–8.
2. Азизходжаева Н. Н. Формирование активной профессиональной позиции студента в процессе внеаудиторной работы : дис. … канд. пед. наук. Ташкент, 1979, 180 с.
3. Брякова И. Е. Готовность студентов к развитию творческих способностей учеников как аспект формирования креативной компетентности будущих учителей-словесников : монография. Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2008. 200 с.
4. Бурков В. Н., Новиков Д. А. Как управлять проектами: Научно-практическое издание. М. : СИНТЕГ-ГЕО, 1997. 188 с.
5. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. М. : Прогресс, 1965. 534 с.
6. Комарова М. Ю. Теория и практика творческой деятельности в сфере профессиональных коммуникаций: Учеб. пособие. Иркутск : Изд-во ИРНИТУ, 2017. 120 с.
7. Николаева Е. И. Психология детского творчества : Учеб. пособие. СПб. : Питер, 2019. 256 c.
8. Пономарев Я. А. Фазы творческого процесса // Исследование проблем психологии творчества. : сб. статей. М. : Наука, 1983 235 с.
9. Психогимнастика в тренинге / под ред. Н. Ю. Хрящевой. С-Пб. : Речь, 2014, 272 с.
10. Роджерс К. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. 1990. № 3. С. 165.
11. Роу Алан Дж. Креативное мышление. М. : NT PRESS, 2007. 176 с.
12. Шумилин А. Т. Теория творчества и современность. VI семинар по проблемам методологии и теории творчества. Симферополь, 1989. 48 с.
13. Gilford J.P. McGraw-Hill The nature of human intelligence N. Y., 1967. P. 67.
14. Lubart, T. L, & Sternberg, R. J. «An investment approach to creativity : Theory and data», in S. M, Smith, Т. В. Ward & R. A. Finke (eds.), The creative cognition approach. Cambridge (MA), MIT Press. 1995. Pp. 269–302.