Развитие полимодального восприятия детей с ограниченными возможностям и здоровья в условиях инклюзии

Автор(ы):

Ирина Юрьевна Мурашова, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры комплексной коррекции нарушений детского развития, ORCID https://orcid.org/0000-0002-0001-5208, Иркутский государственный университет

664003, Россия, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1, тел.: +7 (3952) 521900 e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Валентина Ивановна Нодельман, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры комплексной коррекции нарушений детского развития, ORCID https://orcid.org/0000-0002-5878-1503, Иркутский государственный университет

664003, Россия, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1, тел.: +7 (3952) 521900 e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. Поиск путей повышения эффективности коррекционной работы в условиях инклюзии через развитие полимодального восприятия является актуальным в специальной психологии и педагогике. Чаще всего инклюзивным образованием бывают охвачены обучающиеся с тяжёлыми нарушениями речи и задержкой психического развития. Недостатки полимодального восприятия этих категорий детей отмечаются разными исследователями, рекомендации которых касаются в основном дифференцированного специального образования. Цель статьи – проанализировать и обобщить научные представления о проблеме развития полимодального восприятия у детей 6–11 лет при тяжелых нарушениях речи, а также при задержке психического развития и предложить адекватные подходы к её решению в условиях инклюзии.

Материалы и методы. В исследовании использованы авторские научные публикации, труды отечественных и зарубежных учёных, освещающие опытно-экспериментальные исследования сенсорно-перцептивной сферы человека в разном возрастном диапазоне. Для решения поставленных задач применялись общенаучные и сравнительно-исторические методы.

Результаты исследования. Проанализированы и обобщены выделенные в различных отдельных исследованиях негативные характеристики индивидуальной структуры полимодального восприятия детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья при сохранном интеллекте. Выделена общая закономерность, заключающаяся в том, что у обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи и задержкой психического развития в возрастном диапазоне 6–11 лет, несмотря на условно здоровые зрительный, слуховой и тактильно-кинестетический (чувственно-двигательный) анализаторы, когда медицинские и прочие обследования по отдельности не выявляют существенных патологий в их функционировании, зачастую обнаруживаются недостатки полимодального (совместного, взаимосвязанного) восприятия. Эти недостатки обусловливают неполноценность переработки получаемой информации и снижают качество образовательного процесса. Предложен мультисенсорный метод подачи учебной информации, наиболее полно реализующий принцип максимальной опоры на полимодальные афферентации, облегчающий восприятие программного содержания и одновременно способствующий его совершенствованию у детей с ограниченными возможностями здоровья. Показаны возможности применения этого метода в инклюзивном образовательном процессе.

Заключение. Статья может быть полезна специальным психологам, логопедам, дефектологам, другим педагогам, работающим с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи и задержкой психического развития.

Ключевые слова: полимодальное восприятие, тяжёлые нарушения речи, задержка психического развития, мультисенсорный метод подачи информации.

Для цитирования: Мурашова И. Ю., Нодельман В. И. Развитие полимодального восприятия детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 14. № 4 (49). С. 775–790. DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-4-775-790

DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-4-775-790

УДК: 59.9.072+376

Дата поступления в редакцию: 01.10.2020

Список литературы:

1. Айрес Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития; пер с англ. Ю. Даре. М. : Теревинф, 2017. 272 с.

2. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие / под редакцией Л.С. Цветковой. М. : Изд-во Московского психолого-социального института ; Воронеж : МОДЭК, 2006. 296 с.

3. Бандурка Т. Н. Полимодальность восприятия в обучении. Как раздвинуть границы познания: монография. Иркутск : Оттиск, 2005. 204 с.

4. Бурлакова М. С. Коррекционно-педагогическая работа при афазии: Кн. для логопедов. М. : Просвещение, 1991. 192 с.

5. Ванюхина Г. А. Использование полисенсорного восприятия в процессе коррекции связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03. Екатеринбург, 2003. 203 с.

6. Визель Т. Г. Как вернуть речь. М. : Секачев, 1998. 216 с.

7. Винарская Е. Н. Клинические проблемы афазии. М. : Медицина, 1971. 216 с.

8. Гриншпун Б. М. О принципах логопедической работы на начальных этапах фор-

мирования речи у моторных алаликов // Нарушения речи и голоса / Под. ред. С. С. Ля- пидевского, С. Н. Шаховской. М. : Просвещение, 1975. С. 71–80.

9. Жукова Н. С. Формирование устной речи. Учеб-метод, пособие. М. : Соц.-полит. журн., 1994. 96 с.

10. Ковшиков В. А. Экспрессивная алалия и методы ее преодоления: учебное пособие; 4-е изд., испр. и доп. СПб. : КАРО, 2018. 304 с.

11. Комментарии к ФГОС дошкольного образования Минобрнауки России от 28 февраля 2014 года No 08-249 [Электронный ресурс]. URL: https://mosmetod.ru/metodi- cheskoe-prostranstvo/doshkolnoe-obrazovanie/fgos/kommentarii-k-fgos-doshkolnogo-obra- zovaniya-minobrnauki-rossii-ot-28-fevralya-2014-god-08-249.html (дата обращения: 02.10.2020).

12. Логопедия. Методическое наследие // под ред. Л. С. Волковой: в 5 кн. Кн. III. Системные нарушения речи. Алалия. Афазия. М. : ВЛАДОС, 2007. 311 с.

13. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. Учеб пособие. М. : Академия, 2003. 384 с.

14. Лурия А. Р. Травматическая афазия: клиника, семиотика и восстановительная терапия [Электронный ресурс]. М. : Изд-во Академии медицинских наук СССР. 1947. 367 с. URL: http://nauka.x-pdf.ru/17meditsina/560665-1-a-luriya-travmaticheskaya-afaziya- klinika-semiotika-vosstanovitelnaya-terapiya-izdatelstvo-akademii-nauk-sssr-moskva.php (дата обращения: 02.10.2020).

15. Мурашова И. Ю. Полимодальное восприятие дошкольников: как повысить эффективность преодоления недоразвития речи: монография. Ставрополь : Логос, 2018. 248 с.

16. Мурашова И. Ю. Психокоррекция нарушений речевого развития с использованием инновационных подходов: учебное пособие. М. : Знание-М, 2020. 104 с.

17. Нодельман В. И., Мурашова И. Ю. Особенности структуры полимодального восприятия у дошкольников с недостатками речи и их учет в коррекционно-развивающей работе / Сибирский педагогический журнал. 2010. № 5. С. 382–394.

18. Нодельман В. И. Анализ механизмов трудностей развития письменной речи ; изд. 2-е, стереотип. Иркутск : Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2006. 86 с.

19. Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» [Электронный ресурс] // Постановление главного государственного сани- тарного врача России от.10.07.2015 No 26 URL: http://docs.cntd.ru/document/420292638 20. Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» // Постановление главного государственного санитарного врача России от.15.05.2013 № 26 (с изм. от 27.08 2015 г.) URL: http://docs.cntd.ru/ document/499023522 (дата обращения: 02.10.2020).

21. Об утверждении и введении в действие федерального государственного обра- зовательного стандарта начального общего образования [Электронный ресурс] : Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373. URL: http://base.garant.ru/197127/ (дата обращения 02.10.2020).

22. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс] : Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013. № 1155. URL: http://base.garant. ru/70512244/#friends (дата обращения: 02.10.2020).

23. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] : Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014. No 1598. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/b903f8ab 3dee1dc5e0835ee9f10b59a9/ (дата обращения 02.10.2020).

24. Оппель В. В. Восстановление речи после инсульта. Ленинград: Медицина, Ленинград. отд.1972. 152 с.

25. Орфинская В. К. Сравнительный анализ нарушений речи при афазии и алалии : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ленинград, 1960. 26 с.

26. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, образовательным программам дошкольного образования [Электронный ресурс] : Приказ Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202009010021 (дата обращения 02.10.2020).

27. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования [Электронный ресурс] : Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015 URL: https://base.garant.ru/70466462/

28. Практикум по дошкольной логопедии / под ред. В. И. Селиверстова. М. : Просвещение, 1988. 222 с.

29. Соботович Е. Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной алалией: Учеб. пособие. Киев : КГПИ, 1981. 150 с.

30.Трауготт Н. Н. К вопросу организации и методике речевой работы с моторными алаликами / Логопедия. Методическое наследие // под ред. Л. С. Волковой: в 5 кн. Кн. III. М.и: ВЛАДОС, 2007. Системные нарушения речи. Алалия. Афазия. С. 7–29.

31. Цветкова Л. С. Афазия и восстановительное обучение: учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. М.: Просвещение. 1988. 207 с.

32. Цветкова Л. С. Групповые занятия и восстановление речи при афазии. Принципы и методы обучения при афазии / Логопедия. Методическое наследие // под ред. Л. С. Волковой: в 5 кн. Кн. III. М. : ВЛАДОС, 2007. Системные нарушения речи. Алалия. Афазия. С. 265–270.

33. Цветкова Л. С. Нейропсихология и восстановление высших психических функций. М. Изд-во Московский государственный университет, 1990. 70 с.

34. Шкловский В. М., Визель Т. Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. М. : Ассоциация дефектологов, В. Секачев, 2000. 96 с.

35. Kaluger G., Kolson C.J. Reading and learning disabilities. 2ed. Columbus, 1978. 494 p.

36. Nekrasova E. D. Experimental Study of Multimodal Perception of Verbal Stimuli in the Study of a Foreign Language / Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 215. Pp. 196–201. DOI https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.11.620.

 

Скачать статью в формате PDF


Просмотров: 14 | Скачиваний: 11