Статьи выпуска № 4, год 2020

Развитие полимодального восприятия детей с ограниченными возможностям и здоровья в условиях инклюзии

Автор(ы):

Ирина Юрьевна Мурашова, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры комплексной коррекции нарушений детского развития, ORCID https://orcid.org/0000-0002-0001-5208, Иркутский государственный университет

664003, Россия, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1, тел.: +7 (3952) 521900 e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Валентина Ивановна Нодельман, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры комплексной коррекции нарушений детского развития, ORCID https://orcid.org/0000-0002-5878-1503, Иркутский государственный университет

664003, Россия, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1, тел.: +7 (3952) 521900 e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. Поиск путей повышения эффективности коррекционной работы в условиях инклюзии через развитие полимодального восприятия является актуальным в специальной психологии и педагогике. Чаще всего инклюзивным образованием бывают охвачены обучающиеся с тяжёлыми нарушениями речи и задержкой психического развития. Недостатки полимодального восприятия этих категорий детей отмечаются разными исследователями, рекомендации которых касаются в основном дифференцированного специального образования. Цель статьи – проанализировать и обобщить научные представления о проблеме развития полимодального восприятия у детей 6–11 лет при тяжелых нарушениях речи, а также при задержке психического развития и предложить адекватные подходы к её решению в условиях инклюзии.

Материалы и методы. В исследовании использованы авторские научные публикации, труды отечественных и зарубежных учёных, освещающие опытно-экспериментальные исследования сенсорно-перцептивной сферы человека в разном возрастном диапазоне. Для решения поставленных задач применялись общенаучные и сравнительно-исторические методы.

Результаты исследования. Проанализированы и обобщены выделенные в различных отдельных исследованиях негативные характеристики индивидуальной структуры полимодального восприятия детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья при сохранном интеллекте. Выделена общая закономерность, заключающаяся в том, что у обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи и задержкой психического развития в возрастном диапазоне 6–11 лет, несмотря на условно здоровые зрительный, слуховой и тактильно-кинестетический (чувственно-двигательный) анализаторы, когда медицинские и прочие обследования по отдельности не выявляют существенных патологий в их функционировании, зачастую обнаруживаются недостатки полимодального (совместного, взаимосвязанного) восприятия. Эти недостатки обусловливают неполноценность переработки получаемой информации и снижают качество образовательного процесса. Предложен мультисенсорный метод подачи учебной информации, наиболее полно реализующий принцип максимальной опоры на полимодальные афферентации, облегчающий восприятие программного содержания и одновременно способствующий его совершенствованию у детей с ограниченными возможностями здоровья. Показаны возможности применения этого метода в инклюзивном образовательном процессе.

Заключение. Статья может быть полезна специальным психологам, логопедам, дефектологам, другим педагогам, работающим с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи и задержкой психического развития.

Ключевые слова: полимодальное восприятие, тяжёлые нарушения речи, задержка психического развития, мультисенсорный метод подачи информации.

Для цитирования: Мурашова И. Ю., Нодельман В. И. Развитие полимодального восприятия детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 14. № 4 (49). С. 775–790. DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-4-775-790

DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-4-775-790

УДК: 59.9.072+376

Дата поступления в редакцию: 01.10.2020

Список литературы:

1. Айрес Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития; пер с англ. Ю. Даре. М. : Теревинф, 2017. 272 с.

2. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие / под редакцией Л.С. Цветковой. М. : Изд-во Московского психолого-социального института ; Воронеж : МОДЭК, 2006. 296 с.

3. Бандурка Т. Н. Полимодальность восприятия в обучении. Как раздвинуть границы познания: монография. Иркутск : Оттиск, 2005. 204 с.

4. Бурлакова М. С. Коррекционно-педагогическая работа при афазии: Кн. для логопедов. М. : Просвещение, 1991. 192 с.

5. Ванюхина Г. А. Использование полисенсорного восприятия в процессе коррекции связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03. Екатеринбург, 2003. 203 с.

6. Визель Т. Г. Как вернуть речь. М. : Секачев, 1998. 216 с.

7. Винарская Е. Н. Клинические проблемы афазии. М. : Медицина, 1971. 216 с.

8. Гриншпун Б. М. О принципах логопедической работы на начальных этапах фор-

мирования речи у моторных алаликов // Нарушения речи и голоса / Под. ред. С. С. Ля- пидевского, С. Н. Шаховской. М. : Просвещение, 1975. С. 71–80.

9. Жукова Н. С. Формирование устной речи. Учеб-метод, пособие. М. : Соц.-полит. журн., 1994. 96 с.

10. Ковшиков В. А. Экспрессивная алалия и методы ее преодоления: учебное пособие; 4-е изд., испр. и доп. СПб. : КАРО, 2018. 304 с.

11. Комментарии к ФГОС дошкольного образования Минобрнауки России от 28 февраля 2014 года No 08-249 [Электронный ресурс]. URL: https://mosmetod.ru/metodi- cheskoe-prostranstvo/doshkolnoe-obrazovanie/fgos/kommentarii-k-fgos-doshkolnogo-obra- zovaniya-minobrnauki-rossii-ot-28-fevralya-2014-god-08-249.html (дата обращения: 02.10.2020).

12. Логопедия. Методическое наследие // под ред. Л. С. Волковой: в 5 кн. Кн. III. Системные нарушения речи. Алалия. Афазия. М. : ВЛАДОС, 2007. 311 с.

13. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. Учеб пособие. М. : Академия, 2003. 384 с.

14. Лурия А. Р. Травматическая афазия: клиника, семиотика и восстановительная терапия [Электронный ресурс]. М. : Изд-во Академии медицинских наук СССР. 1947. 367 с. URL: http://nauka.x-pdf.ru/17meditsina/560665-1-a-luriya-travmaticheskaya-afaziya- klinika-semiotika-vosstanovitelnaya-terapiya-izdatelstvo-akademii-nauk-sssr-moskva.php (дата обращения: 02.10.2020).

15. Мурашова И. Ю. Полимодальное восприятие дошкольников: как повысить эффективность преодоления недоразвития речи: монография. Ставрополь : Логос, 2018. 248 с.

16. Мурашова И. Ю. Психокоррекция нарушений речевого развития с использованием инновационных подходов: учебное пособие. М. : Знание-М, 2020. 104 с.

17. Нодельман В. И., Мурашова И. Ю. Особенности структуры полимодального восприятия у дошкольников с недостатками речи и их учет в коррекционно-развивающей работе / Сибирский педагогический журнал. 2010. № 5. С. 382–394.

18. Нодельман В. И. Анализ механизмов трудностей развития письменной речи ; изд. 2-е, стереотип. Иркутск : Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2006. 86 с.

19. Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» [Электронный ресурс] // Постановление главного государственного сани- тарного врача России от.10.07.2015 No 26 URL: http://docs.cntd.ru/document/420292638 20. Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» // Постановление главного государственного санитарного врача России от.15.05.2013 № 26 (с изм. от 27.08 2015 г.) URL: http://docs.cntd.ru/ document/499023522 (дата обращения: 02.10.2020).

21. Об утверждении и введении в действие федерального государственного обра- зовательного стандарта начального общего образования [Электронный ресурс] : Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373. URL: http://base.garant.ru/197127/ (дата обращения 02.10.2020).

22. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс] : Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013. № 1155. URL: http://base.garant. ru/70512244/#friends (дата обращения: 02.10.2020).

23. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] : Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014. No 1598. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/b903f8ab 3dee1dc5e0835ee9f10b59a9/ (дата обращения 02.10.2020).

24. Оппель В. В. Восстановление речи после инсульта. Ленинград: Медицина, Ленинград. отд.1972. 152 с.

25. Орфинская В. К. Сравнительный анализ нарушений речи при афазии и алалии : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ленинград, 1960. 26 с.

26. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, образовательным программам дошкольного образования [Электронный ресурс] : Приказ Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202009010021 (дата обращения 02.10.2020).

27. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования [Электронный ресурс] : Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015 URL: https://base.garant.ru/70466462/

28. Практикум по дошкольной логопедии / под ред. В. И. Селиверстова. М. : Просвещение, 1988. 222 с.

29. Соботович Е. Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной алалией: Учеб. пособие. Киев : КГПИ, 1981. 150 с.

30.Трауготт Н. Н. К вопросу организации и методике речевой работы с моторными алаликами / Логопедия. Методическое наследие // под ред. Л. С. Волковой: в 5 кн. Кн. III. М.и: ВЛАДОС, 2007. Системные нарушения речи. Алалия. Афазия. С. 7–29.

31. Цветкова Л. С. Афазия и восстановительное обучение: учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. М.: Просвещение. 1988. 207 с.

32. Цветкова Л. С. Групповые занятия и восстановление речи при афазии. Принципы и методы обучения при афазии / Логопедия. Методическое наследие // под ред. Л. С. Волковой: в 5 кн. Кн. III. М. : ВЛАДОС, 2007. Системные нарушения речи. Алалия. Афазия. С. 265–270.

33. Цветкова Л. С. Нейропсихология и восстановление высших психических функций. М. Изд-во Московский государственный университет, 1990. 70 с.

34. Шкловский В. М., Визель Т. Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. М. : Ассоциация дефектологов, В. Секачев, 2000. 96 с.

35. Kaluger G., Kolson C.J. Reading and learning disabilities. 2ed. Columbus, 1978. 494 p.

36. Nekrasova E. D. Experimental Study of Multimodal Perception of Verbal Stimuli in the Study of a Foreign Language / Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 215. Pp. 196–201. DOI https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.11.620.

 

Скачать статью в формате PDF

Психологические предпосылки и препятствия для самопрезентации слабовидящих школьников

Автор(ы):

Надежда Викторовна Заиграева, кандидат психологических наук, доцент кафедры комплексной коррекции нарушений детского развития, ORCID https://orcid.org/0000-0003-3382-7090, Педагогический институт, Иркутский государственный университет

664003, Россия, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1, тел.: +7 (3952) 240700, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Любовь Сергеевна Хацкевич, педагог-психолог, ORCID https://orcid.org/0000-0001-9778-6342, школа № 8, г. Иркутска

664049, Россия, м/р Юбилейный, 37, тел.: +7 (3952) 462660, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. В статье рассматриваются результаты исследования о предпосылках и препятствиях самопрезентации слабовидящих школьников. На этот вид самовыражения человека влияет множество факторов: самооценка, коммуникативные способности, социометрический статус, пол, соблюдение социальных норм поведения и др. Все эти факторы могут быть рассмотрены как психологические предпосылки, позволяющие успешно представить себя аудитории, или же могут быть препятствиями, затрудняющими самопрезентацию.

Материалы и методы. Предметом проведённого исследования стали вербальные и невербальные компоненты в самопрезентации слабовидящих подростков в сравнении с группой нормально видящих сверстников. Для решения задач исследования и проверки выдвинутой гипотезы применялись анализ социально-психологической литературы, эмпирические методы (социометрия, опросник), методы наблюдения, контент-анализа, качественного и количественного анализа результатов с последующим применением программы STATISTICA 6.1.

Результаты исследования. Анализ результатов исследования показал, что самопрезентация сопоставимых групп существенно не различается, то есть слабовидящие школьники, обучающиеся в условиях коррекционной школы, способны представить себя наравне со своими нормально развивающимися сверстниками. Различия обнаруживаются по критерию «полнота рассказа». В обеих сравниваемых группах выявлены различия по полу, также имеются школьники как с успешной, так и с менее успешной самопрезентацией. Личностные характеристики обучающихся выступили как в качестве предпосылок, так и в качестве препятствий для самопрезентации.

Заключение. Практическая значимость исследования заключается в том, что при благоприятных психолого-педагогических условиях у слабовидящих школьников формируются умения для успешной самопрезентации, что повышает шанс их социализации и адаптации в обществе.

Ключевые слова: самопрезентация, слабовидящие школьники, вербальные и невербальные компоненты самопрезентации.

Для цитирования: Заиграева Н. В., Хацкевич Л. С. Психологические предпосылки и препятствия для самопрезентации слабовидящих школьников // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 14. № 4 (49). С. 760–774. DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-4-760-774

DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-4-760-774

УДК: 37.015.3+376.3

Дата поступления в редакцию: 14.10.2020

Список литературы:

1. Акимова М. К., Борисова Е. М., Дубровина Е. М. Рабочая книга школьного психолога / под ред. И. В. Дубровиной. М. : Просвещение, 1991. 303 с.

2. Бороздина Г. В. Психология делового общения. М. : Гардарики, 2007. 274 с.

3. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М. : «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2000. 304 с.

4. Гудонис В. П. Основы и перспективы социальной адаптации лиц с пониженным зрением. М. ; Воронеж : МОДЭК, 1999. 276 с.

5. Денискина В. З. О формировании правильного отношения к дефекту // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2012. № 1. С. 55–61.

6. Денискина В. З. Этическое воспитание лиц с нарушением зрения // Дефектология. 2002. № 1. С. 61–66.

7. Корягина Н. А. Проблемы исследования социально-психологических факторов самопрезентации // Модернизация российского образования: тренды и перспективы: монография. Кн. 3. Краснодар: Центр социально-политических исследований «Премьер», 2012. С. 24–44.

8. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб. : Питер, 2003. С. 234–235.

9. Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. СПб. : КАРО, 2006. 336 с.

10. Михайлова Е. В. Самопрезентация: теория, исследования, тренинг. СПб. : Речь, 2007. 224 с.

11. Панасенко К. Е. Развитие способности к самопрезентации у дошкольников как условие успешной социализации-индивидуализации [Электронный ресурс] // Педагогический опыт: теория, методика, практика : материалы VIII Междунар. на- уч.-практ. конф. Чебоксары : Интерактив плюс, 2016. № 3 (8). С. 327–330. URL: https:// interactiveplus.ru/ru/article (дата обращения: 23.02.2019). doi:10.21661/r-111620

12. Панасенко К. Е. Самопрезентация дошкольников с нарушением речи: психолингвистический анализ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2015. № 54. С. 54–60. [Электронный ресурс] URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=23797926& (дата обращения: 23.02.2019).

13. Пикулева О. А. Теоретические подходы к пониманию самопрезентации личности через призму осознанности – неосознанности процесса [Электронный ресурс] // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. № 4. Т. 10. С. 158–172. URL: https://psy-journal.hse.ru/2013-10-4/104760398.html (дата обращения: 08.03.2019).

14. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2 т. Т. 1. М. : ВЛАДОС, 1999. 312 с.

15. Психология воспитания детей с нарушением зрения / под ред. Л. И. Солнцевой, В. З. Денискиной. М. : Налоговый вестник, 2004. 320 с.

16. Семенова Л. Э. Особенности вербальной самопрезентации детей с ЗПР как гендерных субъектов // Дефектология. 2008. № 4. С. 25–32.

17. Солнцева Л. И. Тифлопсихология детства. М. : Полиграф-сервис, 2000. 250 с.

18. Чекалина А. А. Об особенностях самопрезентации женщин-учителей [Электронный ресурс] // Теория и практика общественного развития. 2012. № 3. С. 85–88. URL: http://cyberleninka.ru/article/ob-osobennostyah-samoprezentatsii-zhenschin-uchiteley (дата обращения: 15.02.2019).

19. Шкуратова И. П. Самопредъявление личности в общении. Ростов н/Д. : изд-во ЮФУ, 2009. 192 с.

20. Goffman E. The presentation of self in everyday life. London: Penguin, 1990. 87 p. 21. Lee S.-J., Quigley B. M., Nesler M. S., Corbett A. B., Tedeschi J. T. Development of a self-presentation tactics scale [Electronic resource] // Personality and individual differences. 1999. Vol. 26. No 4. Pp. 701–722. URL: https://www.academia.edu/14876481/Development_of_a_self_presentation_tactics_scale (mode of access: 04.11.2019).

22. Levine S. P., Feldman, R. S. Self-Presentational Goals, Self-Monitoring, and Nonverbal Behavior [Electronic resource] // Basic and Applied Social Psychology, 1997: 19 (4). Pp. 505–518. URL: http://www.ffri.hr/~ibrdar/komunikacija/seminari/Feldman,%20 1997%20-%20Self%20presentation%20and%20nonverbal%20behavior.pdf (mode of access: 04.11.2019).

 

Скачать статью в формате PDF

Особенности социально-психологической адаптации школьников с разной гендерной идентичностью

Автор(ы):

Анастасия Игоревна Коротаева, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии начального обучения, ORCID https://orcid.org/0000-0002-8647-9109, Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского

150000, Россия, г. Ярославль, ул. Республиканская, 108/1, тел.: +7 (4852) 305661, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Михаил Юрьевич Кузьмин, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии, ORCID https://orcid.org/0000-0002-7538-8375, Иркутский государственный университет

664003, Россия, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, тел.: +7 (3952) 243244, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. В статье рассмотрена проблема социально-психологической адаптации младших школьников и подростков с разной гендерной идентичностью. Целью исследования являлось изучение особенности социально-психологической адаптации

школьников с разной гендерной идентичностью.

Материалы и методы. В исследовании приняли участие 153 учащихся (4-е и 6-е классы общеобразовательной школы, включающие как девочек, так и мальчиков, как классы с раздельным обучением, так и с параллельным). Кроме того, привлекалась группа классных руководителей (6 испытуемых). Использовались: тест школьной тревожности Филлипса, схема наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся Э. М. Александровской и Ст. Громбаха, опросник А. И. Захарова «Идентификация ребёнка с родителями». Для обработки применялись коэффициент корреляции r Спирмена, критерий χ2 Пирсона, U-критерий Манна-Уитни.

Результаты. Установлено, что в разном возрасте для испытуемых с разной гендерной идентичностью будут свои условия более успешной социально-психологической адаптации. Выявлены различия в связях между гендерной идентичностью и социально-психологической адаптацией, характерные для младших школьников и подростков, обучающихся как в классах с раздельным, так и параллельным обучением.

Заключение. Полученные в ходе исследования результаты могут использоваться при проектировании индивидуальных образовательных маршрутов в средней школе.

Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, гендерная идентичность, младшие школьники, подростки.

Для цитирования: Коротаева А. И., Кузьмин М. Ю. Особенности социально-психологической адаптации школьников с разной гендерной идентичностью // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 14. № 4 (49). С. 729–742. DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-4-729-742

DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-4-729-742

УДК: 159.923.2

Дата поступления в редакцию: 27.03.2020

Список литературы:

1. Барканова О. В., Петрищев В. И. Особенности социально-психологической адаптации подростков из семей мигрантов // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2013. № 2(24). С. 151–159.

2. Бауэр Е. А. Научно-практические основы психолого-педагогического сопровождения социально-психологической адаптации подростков-мигрантов : автореф. ... дис. д-ра психол. наук. : 19.00.07. Н. Новгород. 2012. 60 с.

3. Василенко Е. А. Особенности социально-психологической адаптации детей и подростков, воспитывающихся в неполных семьях // IV Междунар. науч.-практ. конф. «Новое слово в науке: перспективы развития». 2015. Вып. 2(4). C. 168–170.

4. Васильева Н. Л., Журавлева И. И. Особенности социально-психологической адаптации старших подростков с разными характеристиками личностного развития // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. 2011. № 1(30). С. 7–19

5. Веселкова К. Е. Оптимизация социально-психологической адаптации подростков с физическими травмами в условиях стационара : автореф. ... дис. канд. психол. наук : 19.00.05. М., 2012. 24 с

6. Григорьева В. А., Зорина Д. А. Гендерные особенности социально-психологической адаптации старшеклассников, обучающихся в классах с разным профилем // Современные научные исследования и разработки. 2016. № 7 (7). С. 84–85.

7. Захаров А. И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей [Электронный ресурс] // Вопросы психологии. 1982. № 1. С. 59–68. URL: http://www. voppsy.ru/issues/1982/821/821059.htm (дата обращения: 23.10.2019).

8. Здравомыслова Е., Темкина А. Понятийное поле исследования гендерных отношений // Гендерные отношения в современной России: исследования 1990-х годов. Сборник научных статей / под ред. Л. Н. Попковой, И. Н. Тартаковской. Самара: Самарский университет, 2003. С. 10–23.

9. Клецина И. С. Психология гендерных отношений: теория и практика. СПб. : Алетейя, 2004. 403 с.

10. Коротаева А. И. Динамика развития гендерной идентичности младших школьников // Ярославский педагогический вестник (Психолого-педагогические науки). 2011. Т. II. № 4. С. 241–244.

11. Коротаева А. И. Гендерные особенности проявления агрессивности у правонарушителей младшего школьного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-1. С. 322–330.

12. Лебеденко О. А., Глухова Е. А. Особенности социально-психологической адаптации младших подростков с различным уровнем тревожности // Теория и практика науки третьего тысячелетия: сб. статей Междунар. науч.-практ. конф. 2014. С. 306–310.

13. Литвиненко Н. В. Школьная тревожность как показатель нарушения адаптации школьников к образовательной среде // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. С. 627.

14. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. М. : Сфера, 1998 240 с.

15. Рекунова Е. В. Гендерные особенности социально-психологической дезадаптации подростков // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: Материалы VIII Всерос. студен. науч.-практ. конф. с междунар. участием. В 2 ч. Ч. 2. 2019. С. 303–304

16. Шамсутдинов А. В. Исследование взаимосвязи коммуникативных установок и социально-психологической адаптации у подростков // Академическая публицистика. 2017. № 5. С. 131–134.

17. Шматова С. А. Зависимость социально-психологической адаптации подростков от стратегий совладающего поведения // Электронный научный журнал. 2015. № 3(3). С. 230–238.

18. Aoyagi, K., Santos, C. E., & Updegraff, K. A. Longitudinal Associations between Gender and Ethnic-Racial Identity Felt Pressure from Family and Peers and Self-Esteem among African American and Latino/a Youth. Journal of Youth and Adolescence. 2017. 47(1). Pp. 207–221. DOI:10.1007/s10964-017-0750-0

19. Cook R. E., Nielson M. G., Martin C. L., DeLay D. (2019). Early Adolescent Gender Development: The Differential Effects of Felt Pressure from Parents, Peers, and the Self. Journal of Youth and Adolescence. 2019. 48. Pp. 1912–1923. DOI: 10.1007/s10964-019- 01122-y

20. DeLay D., Martin C. L., Cook R. E., Hanish L. D. The Influence of Peers During Adolescence: Does Homophobic Name Calling by Peers Change Gender Identity? Journal of Youth and Adolescence. 2018. 47(3). Pp. 636–649. DOI: 10.1007/s10964-017-0749-6

 

Скачать статью в формате PDF

Психологическое консультирование дизайнеров-фрилансеров с разным уровнем профессиональной адаптации

Автор(ы):

Елена Александровна Кедярова, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогической и возрастной психологии, ORCID https://orcid.org/0000-0001-9124-9503, Иркутский государственный университет

664003, Россия, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1, тел.: +7 (3952) 240700, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Мария Андреевна Тингаева, магистрант 2 курса, ORCID https://orcid.org/0000-0001-8627-9855, Иркутский государственный университет

664003, Россия, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1, тел.: +7 (3952) 240700, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Маргарита Юрьевна Уварова, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической и возрастной психологии, ORCID https://orcid.org/0000-0002-1597-9093, Иркутский государственный университет

664003, Россия, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1, тел.: +7 (3952) 240700, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Надежда Игоревна Чернецкая, профессор кафедры педагогической и возрастной психологии, ORCID https://orcid.org/0000-0001-7082-5444, Иркутский государственный университет

664003, Россия, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1, тел.: +7 (3952) 240700, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. В данном исследовании рассматривается проблема профессиональной адаптации дизайнеров-фрилансеров, имеющая особую актуальность в связи с недостаточной проработанностью данного вопроса, ежегодным увеличением числа фрилансеров в дизайнерской среде, спецификой профессиональной адаптации фрилансеров, занимающихся дизайном интерьера, и отсутствием специально разработанных программ психологического консультирования дизайнеров-фрилансеров с разным уровнем профессиональной адаптации. Цель данной работы состояла в исследовании профессиональной адаптации дизайнеров-фрилансеров, разработке и апробации программы психологического консультирования дизайнеров-фрилансеров с разным уровнем профессиональной адаптации.

Материалы и методы. В ходе исследования для каждой группы участников была составлена и реализована отдельная программа психологического консультирования дизайнеров-фрилансеров с разным уровнем профессиональной адаптации, содержащая моделирующие, развивающие, обучающие и аналитические методы. Результаты реализации программы приведены в данной работе и подтверждают изменение показателей профессиональной адаптации дизайнеров-фрилансеров с разным уровнем профессиональной адаптации.

Результаты исследования. В результате проведённого в данном исследовании анализа авторам удалось подтвердить предположение, что профессиональная адаптация дизайнеров-фрилансеров имеет разные уровни: высокий, средний и низкий. Каждому уровню в данной работе присвоена определённая характеристика, содержащая соответствующие показатели.

Заключение. Как показал анализ, представленный в данной работе, на профессиональную адаптацию фрилансеров невозможно воздействовать при помощи традиционных приёмов. В этом ключе психологическое консультирование представляется одним из наиболее эффективных методов работы.

Ключевые слова: профессиональная дезадаптация, удовлетворённость работой, профессиональный стресс, программа психологического консультирования, адаптированность фрилансеров.

Для цитирования: Кедярова Е. А., Тингаева М. А., Уварова М. Ю., Чернецкая Н. И. Психологическое консультирование дизайнеров-фрилансеров с разным уровнем профессиональной адаптации // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 14. № 4 (49). С. 743–759. DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-4-743-759

DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-4-743-759

УДК: 159.9.07

Дата поступления в редакцию: 27.02.2020

Список литературы:

1. Ахметшина Е. Р., Клюева Т. В., Полетаева О.В. Образ жизни и социальное самочувствие свободно занятых работников: межрегиональное сравнение // Вестник Московского университета Серия 18. Социология и политология. 2016. Т. 22. № 4. С. 172– 193. DOI https://doi.org/10.24290/1029-3736-2016-22-4-172-193

2. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л. : Наука, 1988. 270 с.

3. Бодров В. А. Психологические основы профессиональной деятельности. Хрестоматия. М. : ПЕР СЭ, 2007. 855 с.

4. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С., Борисова Е. В. Изучение стрессогенных ситуаций в деятельности специалистов по подбору персонала в аспекте профилактики профессиональной дезадаптации // Психическая и социально-психологическая адаптация: проблемы теории и практики: Тематический сборник научных трудов / Отв. ред. М. А. Беребин. Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2005. С. 50–53.

5. Володина Н. А. Адаптация персонала. Российский опыт построения комплексной системы. М. : Эксмо, 2010. 240 с.

6. Гастев А. К. Как надо работать. Практическое введение в науку организации труда. М. : Экономика, 1972. 478 с.

7. Голенкова З. Т., Голиусова Ю. В. Прекариат как новая группа наемных работников // Уровень жизни населения регионов России. 2015. № 1 (195). С. 47–57.

8. Голиусова Ю. В., Голенкова З. Т. Проблемы формирования человеческого капитала у прекаризированных наемных работников // Развитие человеческого потенциала как условие и фактор модернизации России и ее регионов: сб. ст. Всерос. науч.-практ. конф. (Уфа, 19–20 ноября 2015 г.). Уфа, 2015. С. 7–72.

9. Дизель П. М. Поведение человека в организаци. М. : Фонд «За экон. Грамотность», 1993. 269 с.

10. Дикая Л. Г. Адаптация: методологические проблемы и основные направления исследований // Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы и перспективы / Отв. ред. Л. Г. Дикая, А. Л. Журавлев. М. : Институт психо- логии РАН, 2007. C. 17–41.

11. Долженко Р. А., Половинко В. С. Новые ориентиры развития трудовых отношений в инновационной экономике. Омск : Изд-во ОмГУ, 2017. 363 с.

12. Занковский А. Н. Организационная психология: учебное пособие для вузов. М. : Форум, 2009. 646 с

13. Зеер Э. Ф. Психология профессий. М. : Академический Проект; Екатеринбург : Деловая книга. 2003. 336 с.

14. Иванова Е. М. Психология профессиональной деятельности. М. : ПЕР СЭ, 2006. 382 с.

15. Исмагилова Ф. С. Основы профессионального консультирования. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999. 238 с.

16. Карелина И. М. Профессиональная адаптация работников // Организационная психология / под. ред. П. К. Власова, С. А. Маничева, Г. В. Суходольского. СПб. : Изд- во Санкт-Петербург. гос. ун-та, Харьков : Гуманитарный центр, 2008. 469 с.

17. Кедярова Е. А., Тингаева М. А. К вопросу об актуальности психологического консультирования по профессиональной адаптации дизайнеров-фрилансеров // LINGVO-SCIENCE. 2018. № 16. С. 11–12.

18. Кошелев А. А. Специфика организации труда фрилансера: по результатам соци- ологического исследования // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 63-5. С. 126–128.

19. Медведев В. И. Адаптация человека. СПб. : Институт мозга человека РАН, 2003. 584 с.

20. Налчаджян А. А. Психологическая адаптация. Механизмы и стратегии. М. : Эксмо, 2010. 368 с.

21. Панов А. М. Понятие «неустойчивая занятость» в трудах отечественных и зарубежных исследователей // Сб. трудов конф. ФГБУН. Институт социально-экономического развития территорий РАН. Вологда, 2016. С. 186–192.

22. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие / ред., сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Бахрах-М, 2001. 672 с.

23. Пузиков В. Г. Технология ведения тренинга. СПб. : Речь, 2007. 224 с.

24. Реан А. А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. СПб. : Прайм-Еврознак, 2006. 479 с.

25. Стребков Д. О., Шевчук А. В., Спирина М. О. Развитие русскоязычного рынка удаленной работы, 2009–2014 гг. (по результатам Переписи фрилансеров) // Научное издание Серии «Аналитика ЛЭСИ». Вып. 16 / Отв. ред. сер. В. В. Радаев. М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. 225 с.

26. Тюлькина Ю. С. Сущность и принципы адаптации персонала // Вестник ВГУ, Серия: Экономика и управление. 2008. № 1. С. 109–113.

27. Федорова Н. В., Минченкова О. Ю. Управление персоналом. М. : КНОРУС, 2013. 432 с.

28. Шиняева О. В., Полетаева О. В. Свободно занятые работники в социально-профессиональном пространстве: методология и методика исследования // Азимут науч- ных исследований. 2015. № 2. С. 148–152.

29. Mohr A., Puck J., Rygl D. An Empirical Analysis of Managers’ Adjustment to Work- ing in Multi-National Project Teams in the Pipeline and Plant Construction Sector [Electronic resource] // The International Journal of Human Resource Management. 2008. Vol. 19. Issue 12. Pp. 2252–2267. URL: https://www.tandfonline.com/toc/rijh20/19/12 (mode of access: 04.06.2019). DOI https://doi.org/10.1080/09585190802479488

 

Скачать статью в формате PDF

Сопровождение самообразования в дистанционной программе профессиональной переподготовки тьюторов

Автор(ы):

Татьяна Александровна Климова, младший научный сотрудник Научно-образовательного центра, ORCID https://orcid.org/0000-0002-4146-7155, Институт инноваций в образовании, Томский государственный университет

634050, Россия, г. Томск, пр. Ленина, 34 а, тел.: +7 (3822) 529852, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. В статье рассматривается проблема сопровождения слушателей программы переподготовки, полностью реализующейся в дистанционном формате, который предъявляет особые требования к развитию способности к самообразованию. Целью исследования является установление условий организации сопровождения самообразования в цифровой образовательной среде.

Материалы и методы. На основе предлагаемой Г. Н. Прозументовой методики реконструкции инновационного опыта были проанализированы рефлексивные текстовые материалы «Бортового журнала» слушателей программы переподготовки, выделены точки напряжения, непонимания, разрывов, переходов в ходе обучения и сделано аналитическое обобщение.

Результаты исследования. Выявлены категории сложностей в самообразовательной деятельности, с которыми столкнулись слушатели программы, а также установлены условия, необходимые для сопровождения самообразования: «точки самоопределения», «профессиональные пробы», «точки рефлексии» и «индивидуальный образовательный маршрут».

Заключение. В условиях ограничительных мер во время пандемии и перехода образовательного процесса в дистанционный режим особенно важными становятся self skills, связанные с самообразованием: самоорганизация, самостоятельность, самоопределение. Эти навыки являются предметом работы особой педагогической позиции – тьютора. Однако, прежде чем тьютор станет способен сопровождать другого, ему необходимо сформировать self skills у себя. В программах дополнительного профессионального образования этому будут способствовать установленные условия. При этом требуются дополнительные исследования, более подробно раскрывающие индивидуальное движение человека в данных условиях для построения модели сопровождения развития способности к самообразованию, а также устанавливающие способы осредствления тьюторов для обеспечения сопровождения этого движения.

Ключевые слова: самообразование, самоопределение, индивидуальный образовательный маршрут, профессиональная переподготовка, тьютор, цифровая среда, self skills.

Для цитирования: Климова Т. А. Сопровождение самообразования в дистанционной программе профессиональной переподготовки тьюторов // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 14. № 4 (49). С. 719–728. DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-4-719-728

DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-4-719-728

УДК: 378.046.4 +37.041

Дата поступления в редакцию: 28.07.2020

Список литературы:

1. Карастелев В. Е. В чем состоит современная культура вопрошания? Как научить ставить собственные вопросы, а не заимствовать чужие? [Электронный ресурс] // Современное образование. М. : 2018. № 4. С. 104–118. URL: https://nbpublish.com/ library_read_article.php?id=28457 (дата обращения: 23.04.2019). DOI: 10.25136/2409- 8736.2018.4.28457.

2. Ковалева Т. М. Индивидуализация как принцип непрерывности образования // Работа с будущим в контексте непрерывного образования. Сб. науч. статей по материалам II Междунар. науч.-практ. конф. (г. Москва, 18–19 апреля 2019 года). М. : МГПУ, 2019. С. 31–36.

3. Ковалева Т. М. Создание образовательных ситуаций в работе тьютора и формирование self skills // Тьюторство в открытом образовательном пространстве: образовательная ситуация и тьюторская деятельность: Материалы XII Междунар. науч.-практ. конф. (XXIV Всерос. науч.-практ. конф.). М., 2019. С. 11–16.

4. Ковалева Т. М., Якубовская Т. В. Тьюторская деятельность как антропопрактика: между индивидуальной образовательной траекторией и индивидуальной образовательной программой // Человек.RU: Гуманитарный альманах. Новосибирск НГУЭУ, 2017. № 12. С. 85–94.

5. Минякова И. В. Становление и развитие категории самообразования в зарубежной

и отечественной философии [Электронный ресурс] // Universum: психология и образование. Электрон. науч. журнал. 2018. № 7 (49). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/stanovlenie-i-razvitie-kategorii-samoobrazovaniya-v-zarubezhnoy-i- otechestvennoy-filosofii (дата обращения: 5.05.2020).

6. Переход к Открытому образовательному пространству. В 2 ч. Ч. 2. Типологизация образовательных инноваций / под ред. Г. Н. Прозументовой. Томск : ТГУ, 2009. 448 с.

7. Шуклина Е. А. Социология самообразования: предпосылки, методология, методика. Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999. 215 с.

8. Щедровицкий П. Г. Педагогика в поисках человека: Введение в философию самоопределения // Введение в философскую и педагогическую антропологию. Работы 1981–1996 гг. М. : Политическая энциклопедия, 2018. 359 с.

9. Blaschke L. M. Heutagogy and Lifelong Learning: A Review of Heutagogical Practice and Self-Determined Learning [Electronic resource] // The International Review of Research in Open and Distance Learning, 2012. Vol. 13. N 1. Pp. 56–71. URL: https://files.eric.ed.gov/ fulltext/EJ979639.pdf (mode of access: 21.04.2020).

10. Rothstein D., Santana L. Make Just One Change: Teach Students To Ask Their Own Questions. Harvard Education Press, 2011. 176 p.

 

Скачать статью в формате PDF