Особенности проявлений агрессии у подростков с лёгкой умственной отсталостью

Автор(ы):

Людмила Александровна Самойлюк, кандидат психологических наук, доцент кафедры комплексной коррекции нарушений детского развития, ORCID https://orcid.org/0000-0002-4259-6661, Иркутский государственный университет

664003, Россия, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1, тел.: +7 (3952) 243437, e-mail: lyuda1221@rambler.ru

Кристина Геннадьевна Логунова, старший преподаватель кафедры комплексной коррекции нарушений детского развития, ORCID https://orcid.org/0000-0002-8069-8511, Иркутский государственный университет

664003, Россия, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1, тел.: +7 (3952) 243437, e-mail: kristiana-irk@yandex.ru

Анна Эдуардовна Юшкова, магистр по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование», профиль: психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования, учитель, ORCID https://orcid.org/0000-0001-6686-0626, Средняя общеобразовательная школа № 11

665852, г. Ангарск, м-н Китой, ул. Трактовая, 15, тел.: +7 (3955) 500001, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. В статье представлены результаты сравнительного анализа проявлений агрессивного поведения у подростков с лёгкой умственной отсталостью с учётом его природы: как черты личности или поведения, обусловленного органическим поражением головного мозга.

Материалы и методы. Использовались методы экспертной оценки (педагогическая оценка нарушений поведения с помощью «Учительского опросника для выявления детей с нарушениями поведения», составлен Е. Л. Инденбаум); наблюдения, психодиа- гностический (проективная методика «Детский Апперцептивный Тест» (С. Беллак) (картинка 7); изучение медицинской документации и документов о микросоциальной ситуации развития подростков; метод математической статистики.

Результаты исследования. Проявления агрессивного поведения у подростков с органическим поражением головного мозга характеризуются грубыми нарушениями эмоциональной саморегуляции, неадекватностью проявлений силе раздражителя, ригидностью аффекта, длительным выходом из негативного состояния. Психологическими особенностями агрессивного поведения подростков с наличием агрессивности как устойчивой черты личности является ситуативно обусловленное проявление агрессии, возможность её само- и внешней регуляции.

Заключение. Результаты исследования показали, что у подростков с лёгкой умственной отсталостью существуют внутригрупповые различия в проявлениях агрессивного поведения в зависимости от его природы.

Ключевые слова: агрессивное поведение, проявления агрессии, подростки с ум- ственной отсталостью, агрессивность как черта характера, агрессия, обусловленная органическим поражением головного мозга.

Для цитирования: Самойлюк Л. А., Логунова К. Г., Юшкова А. Э. Особенности проявлений агрессивности у подростков с лёгкой умственной отсталостью // Педагогический ИМИДЖ. 2021. Т. 15. № 2 (51). С. 247–259. DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-2-247-259

DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-2-247-259

УДК: 376.4

Дата поступления в редакцию: 08.02.2021

Список литературы:

1. Бажукова О. А. Влияние фрустрации на поведение умственно отсталых учащихся подросткового возраста // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2011. № 139. С. 53–59.

2. Бажукова О. А. Коррекция дезадаптивного поведения подростков с интеллектуальной недостаточностью : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.10. Махачкала, 2006. 218 с.

3. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М. : Эксмо-Пресс, 2016. 512 с.

4. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. М. : АСТ ; СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. 811 с.

5. Васильченко Н. А. Особенности агрессивности и образа родителей у подростков : автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01. Краснодар, 2005. 22 с.

6. Воробьева К. А. Генезис агрессивных установок личности подростков из полных и неполных семей : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01. М., 2012. 24 с.

7. Глуздова О. В. Психологические особенности вербальной агрессии в подростковом возрасте : автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13. Н. Новгород, 2002. 20 с.

8. Григорьева А. С. Коррекция дезадаптивного поведения подростков с легкой степенью умственной отсталости, воспитывающихся в условиях детского дома : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.10. СПб., 2014. 192 с.

9. Дозорцева Е. Г. Аномальное развитие личности у подростков с противоправным поведением. М. : ГНЦ ССП им. В. П. Сербского, 2004. 352 с.

10. Дроздов А.Ю. Агрессивность как системное свойство личности // Вестник Полоцкого государственного университета. 2019. № 15. С. 36–43.

11. Елашкина Н. М. Психологические факторы и формы проявления агрессии у подростков с девиантным поведением : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13. М., 2012. 27 с.

12. Ениколопов С. Н. Актуальные проблемы исследования агрессивного поведения // Прикладная юридическая психология. 2010. № 2. С. 37–47.

13. Инденбаум Е. Л. Школьники с легкими формами интеллектуальной недостаточности: психолого-педагогическая диагностика и характеристики психосоциального развития: монография. Иркутск : ВСГАО, 2012. 180 с.

14. Исаев Д. Н. Психическое недоразвитие у детей. Л. : Медицина, Ленингр. отд-ние, 1982. 224 с.

15. Козырева Е. В. Дифференциально-психологические аспекты ауто- и гетероагрессивности в подростково-юношеском возрасте и в период ранней взрослости : автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13. СПб., 2006. 25 с.

16. Коннор Д. Агрессия и антисоциальное поведение у детей и подростков. Исследования и терапевтические стратегии. СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК ; М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2005. 286 с.

17. Коренева А. А. Взаимосвязь семейного воспитания и агрессивности в подрост- ковом возрасте : автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. М., 2004. 16 с.

18. Коробейников И. А. Нарушения развития и социальная адаптация. М. : Perse, 2002. 191 с.

19. Налчаджян А. А. Агрессивность человека. СПб. : Питер, 2007. 734 с.

20. Николаенко Я. Н. Агрессивное поведение подростков с нарушением интеллекта : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.10. СПб., 2009. 26 с.

21. Польская Н. А. Феноменология и функции самоповреждающего поведения при нормативном и нарушенном психическом развитии : дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.04. М., 2017. 423 с.

22. Реан А. А. Профилактика агрессии и асоциальности несовершеннолетних // На- циональный психологический журнал. 2018. № 2 (30). С. 3–12.

23. Реан А. А. Социальные установки и асоциальное поведение детей и подростков // Российский психологический журнал. 2015. № 1. Т. 12. С. 29–40.

24. Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М. : Флинта, 1998. 96 с.

25. Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста (клиника олигофрении). В 3 т. Т. 3. М. : Медицина, 1974. 320 с.

26. Токарская Л. В. Психологические особенности агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью : автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.10. Екатеринбург, 2008. 24 с.

27. Guedes M., Santos A. J., Ribeiro O., Freitas M., Rubin K., Verissimo M. Perceived attachment security to parents and peer victimization: Does adolescent’s aggressive behaviour make a difference? // Journal of Adolescence. 2018. No. 65. Pp. 196–206. June 2018 DOI:10.1016/j.adolescence.2018.03.017

28. Jiménez T.I., Estévez E. School aggression in adolescence: Examining the role of individual, family and school variables // International Journal of Clinical and Health Psychology. 2017. No. 17 (3). Pp. 251–260. DOI:10.1016/j.ijchp.2017.07.002

Скачать статью в формате pdf


Просмотров: 30 | Скачиваний: 38