Педагогические идеи А. А. Брянцева в период реформирования советской школы (1920-е годы)

Автор(ы):

Никита Анатольевич Дроздов, аспирант кафедры теории и истории педагогики, https://orcid.org/0000-0002-3861-2382, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

191186, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Набережная реки Мойки, 48, тел.: +7 (812) 3124492, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. В статье рассмотрены основные педагогические идеи основателя первого театра юных зрителей А. А. Брянцева, которые получили своё распространение в период реформирования системы образования в 1920-е годы.

Цель статьи: в результате проведения исследования выявить педагогические идеи первого художественного руководителя театра – А. А. Брянцева.

Материалы и методы. Методология исследования основывается на социокультурном подходе с использованием биографического метода. Были рассмотрены и проанализированы материалы архива и музея Санкт-Петербургского Театра юных зрителей им. А. А. Брянцева, Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга, автобиография и статьи А. А. Брянцева, биография, посвящённая художественному руководителю Театра юных зрителей С. Д. Зельцер, научные работы по истории советской школы 1920-х годов Е. М. Колосовой, Н. М. Федоровой.

Результаты исследования. Перечислены основные нормативные документы, а также события, укреплявшие значимость связи театра со школами города. Описание последствий реформ даёт возможность определить особенности и возможности деятельности А. А. Брянцева и педагогов Ленинградского Театра юных зрителей в исследуемый период. По задумке основателей, Ленинградский Театр юных зрителей создавался как театр педагогической направленности. Рассмотрены педагогические принципы Ленинградского Театра юных зрителей. В статье прослежены основные вехи развития театра в 1920-е годы, а именно показ первого спектакля «Конёк-горбунок», организация педагогической части, основание Делегатского собрания. Перечислены основные задачи, стоящие перед педагогической частью театра и делегатами Театра юных зрителей в качестве основных связующих звеньев между театром и школой. Приведены роль и значимость спектакля в воспитательной работе театра и требования к спектаклю со стороны художественного руководителя Театра юных зрителей. Рассмотрены доказательства того, что главная опора в создании, отборе и показе спектаклей делается на зрителя.

Выводы. Идеи А. А. Брянцева находят своё отражение в организации педагогической части и делегатского собрания при Театре юных зрителей, претворении в жизнь концепции «театра-дома» для ребёнка, привлечении для обсуждения вопросов образования разных социальных групп, а также всесоюзном распространении позитивного опыта Ленинградского Театра юных зрителей.

Ключевые слова: педагогические идеи, А. А. Брянцев, Ленинградский ТЮЗ, советская школа, 1920-е годы

Для цитирования: Дроздов Н. А. Педагогические идеи А. А. Брянцева в период реформирования советской школы (1920-е годы) // Педагогический ИМИДЖ. 2022. Т. 16. № 3 (56). С. 268–277. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-3-268-277

DOI: 10.32343/2409-5052-2022-16-3-268-277

УДК: 37.4

Статья поступила в редакцию15.07.2022, одобрена после рецензирования 05.09.2022, принята к публикации 20.09.2022.

Список источников:

1. Колосова Е. М. Демократизация образования в советской школе в 20-х годах (на материалах Петрограда-Ленинграда 1917–1929 гг.): дисс. ... канд. пед. наук : 13.00.01. СПб., 1993. 267 с.

2. Народное образование в СССР: Общеобразовательная школа: Сборник документов. 1917–1973 гг. / сост. А. А. Абакумов и др. М. : Педагогика, 1974. 559 с.

3. Декрет об учреждении государственной комиссии по просвещению от 9 (22) ноября 1917 г. // Исторический факультет Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/DEKRET/kompros.htm (дата обращения: 12.04.2020).

4. Постановление Народного Комиссариата Просвещения. О Центральном Театральном Отделе Народного Комиссариата Просвещения (Положение) / Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917–1918 гг. Управление делами Совнаркома СССР. М., 1942. С. 934–937. URL: http://istmat.info/node/31500 (дата обращения: 23.01.2022).

5. Основные принципы единой трудовой школы. От Гос. комис. по просвещению. М. : [б. и.], 1918. 14 с.

6. Брянцев А. А. Театр юного зрителя (К организации при Секторе Социального Воспитания особого театра для детей и подростков) // Жизнь искусства. 1921 (13 сентября). № 808. С. 2.

7. Федорова Н. М. Самоуправление в советской школе (20-е – 30-е годы ХХ века) // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. № 52. С. 109–116.

8. Федорова Н. М. Становление государственно-общественного управления школьным образованием в России: монография. СПб. : Лема, 2010. 265 с.

9. Брянцев А. А. Воспоминания и статьи, выступления, дневники, письма / под ред. А. Н. Гозенпуда. М. : Всерос. театр. о-во, 1979. 296 с.

10. Ленинградский театр юных зрителей. Задачи и организация. Ленинград : [Тюз], 1929. 49 с.

11. Зельцер С. Д. А. А. Брянцев. М. : Всерос. театр. о-во, 1962. 292 с.

12. Театр юных зрителей. 1922–1927. Опыт работы театра для детей и юношества: сборник статей / под общ. литературной ред. А. И. Пиотровского и под худож. ред. В. И. Бейера. Ленинград : Academia, 1927. 143 с.

13. Народное образование в СССР / под ред. И. А Каирова, Н. К. Гончарова, Н. А. Константинова, Ф. Ф. Королева, М. П. Малышева, В. З. Смирнова. М. : Изд-во Акад. пед. наук, 1957. 783 с.

14. Дмитриевский В. Н. Театр юных поколений. Творческий путь Ленинградского государственного театра юных зрителей. Ленинград: Искусство, 1975. 214 с.

15. Производственный план, сметы и штаты ТЮЗ’а на 1931 г. // ЦГАЛИ СПб. Ф. 334. Оп. 1. Дело 41.

16. Положение о Ленинградском театре Гостеатре «Юных зрителей» 1927 г. // ЦГАЛИ СПб. Ф. 334. Оп. 1. Дело 17. Л. 1, 2, 3.

17. Всем фабзавместкомам, зав. клубами, домам культуры, редакциям фабрично-зводских газет, культурполномоченным фабрик, заводов и учреждений // ЦГАЛИ СПб. Фонд 334. Опись 1. Ед. хр. № 67. Л. 2.

18. Дроздов Н.А. Социальное партнерство школы и детского театра (на материале работы Ленинградского ТЮЗа им. А. А. Брянцева): дисс. … канд. пед. наук : 13.00.01. СПб, 2022. 365 с.

Скачать статью в формате pdf


Просмотров: 39 | Скачиваний: 20