Особенности профессионализации будущих специалистов в условиях современных вызовов

Автор(ы):

Татьяна Содномовна Базарова, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории социальной работы, https://orcid.org/0000-0002-3335-7765, Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова

670000, Россия, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, тел.: +7 (3012) 212649, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Галина Николаевна Фомицкая, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры общей педагогики, https://orcid.org/0000-0001-6989-2164, Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова

670000, Россия, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, тел.: +7 (3012) 212649, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Современная социальная ситуация обусловливает стремление современной молодёжи приспосабливаться к изменяющейся реальности, выбирать наиболее приемлемые стратегии адаптации. В этих условиях актуализируются проблемы профессиональной социализации студентов в образовательном процессе вуза. Цель статьи: охарактеризовать особенности профессионализации будущих специалистов социальной работы; выделить факторы, влияющие на профессиональное становление личности в условиях вузовской подготовки. В ходе исследования использовались следующие методы: комплекс диагностических процедур, основанных на педагогических, психологических и социологических методах исследования (опрос, анкетирование, тестирование и др.)

Результаты исследования. Содержание статьи опирается на результаты мониторинговых исследований студенческой молодёжи Бурятии, проведённых автором в 2011–2022 годах. Выделяются такие особенности профессионального становления личности студента, как недостаточная осознанность абитуриентов в выборе будущей профессии, низкий уровень их профессиональной мотивации, обусловленные получением диплома как приоритетной цели. Отмечаются факторы, определяющие отношение студентов к избранной профессии: низкий престиж профессии в обществе, работа вызывает физическое перенапряжение, недостаточный уровень оплаты труда. Сравнительный анализ мониторингового исследования позволил представить характеристики социальной активности студенческой молодёжи как одного из факторов, влияющих на их профессионализацию.

Обсуждение и заключение. Констатируется, что успешность вузовского образовательного процесса обусловлена определением реализации жизненных целей студентов, их способностей и возможностей в процессе профессионально-личностного развития. Подчёркивается необходимость исследования повышения роли общества в организации профессиональной подготовки будущих специалистов.

Ключевые слова: профессионализация, направленность личности, профессиональное самоопределение, социальная работа, социальная активность, личностно ориентированное образование

Для цитирования: Базарова Т. С., Фомицкая Г. Н. Особенности профессионализации будущих специалистов в условиях современных вызовов // Педагогический ИМИДЖ. 2022. Т. 16. № 3 (56). С. 308-316. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-3-308-316

 

DOI: 10.32343/2409-5052-2022-16-3-308-316

УДК: 378.147

 

Статья поступила в редакцию 25.04.2022, одобрена после рецензирования 27.07.2022, принята к публикации 30.07.2022.

Список источников:

1. Ядова М. А. Жизненные траектории молодежи в ХХI веке: риски и возможности // Социологические исследования. 2022. № 2. С. 83–93

2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения Ростов-н/Д. : Феникс. 1996. 509 с.

3. Бондаревская Е. Б., Кульневич Е. И. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. М. – Ростов-н/Д. : Творч. центр «Учитель», 1999. 560 с.

4. Базарова Т. С. Динамика социального самочувствия студенов в условиях изменяющегося общества // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2014. № 4(57). С. 6–9.

5. Базарова Т. С. О готовности будущего специалиста социальной работы к профессиональной деятельности // Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: Материалы VII Междунар. конф. Улан-Удэ : Вост.-Сиб. гос. ун-т технологий и управления. 2018. С. 37–38

6. Б. Э. Маюрова, Т. С. Базарова. Сравнительный анализ влияния социальной активности на социализацию студенческой молодежи // Евразийство и мир. 2022. № 1.

С. 41–46

7. Потехина Н. В., Жеребятникова Г. В., Полковникова Е. Ю. Педагогические условия формирования профессионального самоопределения будущих педагогов // Учёные записки Забайкальского государственного университета. 2020. Т. 15. № . С. 6–13

8. Самсоненко А. Молодые россияне назвали желаемую зарплату после окончания вуза [Электронный ресурс] // RT на русском. 29 марта 2022. URL: https://ru.rt.com/I1wu (дата обращения 15 апреля 2022 г.)

9. Семёнов В. Е. Ценностные ориентации современной молодёжи // Социс. 2007. № 4. С. 37-43.

10. Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Образовательная неуспешность российского студенчества: социологическая интерпретация проблемы // Социологические исследования. 2021. № 3. С. 17–27.

11. Мухаметзянова Ф. Г., Лушпаева И. Г., Хайрутдинов Р. Р. Феномен субъектности личности: теоретико-методологические ориентиры [Электронный ресурс] : статьи Междунар. науч. конф. Майкоп, 25–26 сентября 2020. URL: https://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/159842 (дата обращения 21 апреля 2022 г.)

 

Скачать статью в формате pdf


Просмотров: 62 | Скачиваний: 35