Накопительная балльно-рейтинговая система как фактор, сопровождающий учебный процесс

Автор(ы):

Галина Михайловна Борщенко, старший преподаватель кафедры иностранных языков, аспирант Высшей школы лингводидактики и перевода, https://orcid.org/0000-0002-0399-2813, Гуманитарный институт, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого,

195251, Россия, Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29, тел.: +7 (911) 9093592, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. Повышение эффективности образовательного процесса – одна из приоритетных задач образовательных организаций, для решения которой разрабатываются новые подходы. Однако в погоне за инновациями часто остаётся без внимания внутренняя среда образовательной организации, в которой предполагается их внедрение. Цель исследования заключается в выявлении факторов, сопровождающих учебный процесс и влияющих на эффективность освоения учебных дисциплин и развития компетенций.

Материалы и методы. Участниками эксперимента стали студенты 1 и 2 курса и преподаватели кафедры иностранных языков Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Анкетирование участников эксперимента проводилось в дистанционном формате с помощью инструмента Google Forms. Для последующей обработки полученных данных применялись аналитические методы и инструменты (MO Excel, Google Forms). Сравнение результатов текущей экзаменационной сессии проводилось с аналогичными показателями 2018–2019 и 2019–2020 учебных годов, полученными из отчётной документации кафедры иностранных языков Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.

Результаты исследования: большинство студентов (72,5 %) и преподавателей (63,6 %) отметили положительное влияние экспериментальной системы оценивания с точки зрения психологических факторов; противоречие было выявлено во мнениях об изменении отношения к экзаменам.

Заключение. Изменения, внесённые в алгоритм выставления итоговой аттестации по дисциплине, способствовали проявлению внутренних тенденций, связанных с распределением усилий при изучении дисциплины и подготовке к аттестации, а также стали общим подходом к работе и психологическим комфортом во время похождения аттестации.

Ключевые слова: академическая успеваемость студента, мотивация, учебная среда, оценивание успеваемости, английский язык как иностранный, балльно-рейтинговая система

Для цитирования: Борщенко Г. М. Накопительная балльно-рейтинговая система как фактор, сопровождающий учебный процесс // Педагогический ИМИДЖ. 2022. Т. 16. № 3 (56). С. 317-335. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-3-317-335

DOI: 10.32343/2409-5052-2022-16-3-317-335

УДК: 378.14.015.62

Статья поступила в редакцию 04.07.2022, одобрена после рецензирования 05.09.2022, принята к публикации10.09.2022.

Список источников:

1. Golovin N. M., Skripnuk D. F., Klochkova E. S., Alasas B. M., Chernyshov M. O., Kireev V. V. Evaluation of interaction between Russian universities and foreign universities. Proceedings of 2017 IEEE 6th Forum Strategic Partnership of Universities and Enterprises of Hi-Tech Branches (Science. Education. Innovations), SPUE 2017. Pp. 134–136. doi:10.1109/ IVForum.2017.8246072

2. Monroy García F.A.; Llamas-Salguero F.; Fernández-Sánchez M.R.; Carrión del Campo J. L. Digital Technologies at the Pre-University and University Levels. Sustainability 2020. 12. 10426. doi:10.3390/su1224104263. Zhurakovskaya V., Sichinava A., Simakova T., Olicheva O., Rykov S., Valeeva, J., Kulachinskaya A., Ilyashenko S. Innovations in Education-The Development of a New Pedagogical Technology of a Combinational Type, Focused on the Development of Personality of Students. J. Open Innov. Technol. Mark. Complex. 2020, 6 (4), 123. doi: 10.3390/joitmc6040123

4. Winks L., Green N., Dyer S. Nurturing innovation and creativity in educational practice: principles for supporting faculty peer learning through campus design. Higher Education 2020. 80. Pp. 119–135. doi:10.1007/s10734-019-00468-3

5. Odinokaya M. A., Barinova D. O., Sheredekina O. A., Kashulina E. V., Kaewunruen S. The Use of e-Learning Technologies in the Russian University in the Training of Engineers of the XXI Century. Materials Science and Engineering 2020. 940(1). 012131. doi:10.1088/1757-899X/940/1/012131

6. Rubtsova A. Socio-linguistic innovations in education: Productive implementation of intercultural communication. Materials Science and Engineering 2019. 497(1). 012059. https://doi.org/10.1088/1757-899X/497/1/012059

7. Sneyers E., De Witte K. Interventions in higher education and their effect on student success: A meta-analysis. Educational Review 2018. 70(2). 208–228. https://doi.org/10.108 0/00131911.2017.1300874

8. Orlov A. A., Pazukhina S. V., Yakushin A. V., Ponomareva T. M. A Study of first-year students’ adaptation difficulties as the basis to promote their personal development in university education. Psychology in Russia: State of the Art 2018. 11(1). Pp. 71–84. http://dx.doi. org/10.11621/pir.2018.0106

9. Klochkova E. S., Bolsunovskaya M. V., Shirokova S. V. The significance of humanities for engineering education. Proceedings of 2018 17th Russian Scientific and Practical Conference on Planning and Teaching Engineering Staff for the Industrial and Economic Complex of the Region, PTES 2018. Pp. 265–268. doi:10.1109/PTES.2018.8604199

10. Pokrovskaia N. N., Petrov M. A., Gridneva M. A. Diagnostics of professional competencies and motivation of the engineer in the knowledge economy. Proceedings of the 3rd International Conference Ergo-2018: Human Factors in Complex Technical Systems and Environments, Ergo 2018. Pp. 28–31. doi:10.1109/ERGO.2018.8443851

11. Popova N. V., Almazova N. I., Evtushenko T. G., Zinovieva O. V. Experience of intrauniversity cooperation in the process of creating professionally-oriented foreign language

textbooks. Vysshee Obrazovanie v Rossii. 2020. 29(7). Pp. 32–42. doi:10.31992/0869-3617- 2020-29-7-32-42

12. Borschenko G. Streaming Of EFL Students: Evaluation Of Effectiveness. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS 2020. Vol. 98. Pp. 99–108. doi:10.15405/epsbs.2020.12.03.10

13. Baranova T., Khalyapina L., Kobicheva A., Tokareva E. Evaluation of students’ engagement in integrated learning model in a blended environment. Education Sciences 2019. 9(2). P. 138. doi: 10.3390/educsci9020138

14. Voronova L., Karpovich I., Stroganova O., Khlystenko V. The Adapters Public Institute as a Means of First-Year Students’ Pedagogical Support During the Period of Adaptation to Studying at a University. In Integrating Engineering Education and Humanities for Global Intercultural Perspectives, Proceedings of the Conference “Integrating Engineering Education and Humanities for Global Intercultural Perspectives”, St. Petersburg, Russia, 25–27 March. 2020. Pp. 641–651. doi:10.1007/978-3-030-47415-7_68

15. Odinokaya M. A., Karpovich I. A., Mikhailova O. Ju., Piyatnitsky A. N., Klimova B. Interactive technology of pedagogical assistance as a means of adaptation of foreign firstyear students. Proceedings of the IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2020. 940(1). doi:10.1088/1757-899X/940/1/012130

16. Bylieva D., Lobatyuk V., Safonova A., Rubtsova A. Correlation between the PracticalAspect of the Course and the E-Learning Progress. Educ. Sci. 2019. 9(3). 167. https://doi.org/10.3390/educsci9030167

17. Kogan M. S., Gavrilova A. V., Nesterov S. A. Training engineering students for understanding special subjects in English: The role of the online component in the experimental ESP course. Proceedings of the 2018 4th International Conference on Information Technologies in Engineering Education, Inforino. 2018. doi:10.1109/INFORINO.2018.8581837

18. Gonta Iu., Bulgak A. The adaptation of students to the academic environment in university. Revista Romaneasca pentru Educatie Multidimensionala. 2019, 11(3). Pp. 34–44. http://dx.doi.org/10.18662/rrem/137

19. Vitasari P., Wahab M., Othman A., Herawan T., Sinnadurai S. The relationship between study anxiety and academic performance among engineering students. Procedia – Social and Behavioral Sciences 2010. Vol. 8. Pp. 490–497. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2010.12.067

20. Odinokaya M., Krepkaia T., Karpovich I., Ivanova T. Self-regulation as a basic element of the professional culture of engineers [Electronic resource] // Education Sciences. 2019. Vol. 9. Iss. 3. URL: https://www.mdpi.com/2227-7102/9/3/200 (accessed: 20.05.2022). DOI:10.3390/educsci9030200

21. Mo X. Beliefs About Teachers’ Roles. In Teaching Reading and Teacher Beliefs, 1st ed.; Springer International Publishing, Springer Nature Switzerland AG, 2020. Pp. 141–153. DOI:10.1007/978-3-030-47170-5_7

22. Pedler M., Yeigh T., Hudson S. The Teachers’ Role in Student Engagement: A Review [Electronic resource] // Australian Journal of Teacher Education. 2020, Vol. 45. Iss. 3. Pp. 48–62. URL: https://ro.ecu.edu.au/ajte/vol45/iss3/4/ (accessed: 25.04.2022). DOI: 10.14221/ajte.2020v45n3.4

23. Latipov Z. A., Galchenko N. А., Rozova N. K., Ikonnikova A. N., Filippova S. V. Digital educational environment as a tool of system changes in the teacher’s professional activity [Electronic resource] // Humanities and Social Sciences Reviews. 2019. Vol. 7. № 6. Pp. 549–553. URL: https://mgesjournals.com/hssr/article/view/hssr.2019.7685 (accessed: 15.06.2022). DOI:10.18510/hssr.2019.7685

24. Karpovich I. A., Krepkaia T. N., Voronova L. S., Combarros-Fuertes P. Novice university educators: Professional, psychological and motivational spheres of adaptation. Proceedings of the IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2020. 012136. DOI: 10.1088/1757-899X/940/1/012136

25. Stroganova O. A., Bozhik S. L., Voronova L. S., Antoshkova N. A. Investigation into the Professional Culture of a Foreign Language Teacher in a Multicultural Classroom from Faculty and International Students’ Perspectives. Education Sciences. 2019. 9(2). P. 137. https://doi.org/10.3390/educsci9020137

26. Sergeeva, S.; Vagaeva, O.; Dianova, Yu.; Denisov, M.; Voskrekasenko, O. Professionalism as a personal priority of a higher school teacher and a condition for highquality training of a graduate. SHS Web of Conferences 2021. Vol. 98. DOI:10.1051/shsconf/20219801027

27. Кирк Я. Г., Кулинская Е. В. Модель расчета балльно-рейтинговой системы оценивания по дисциплине // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 4. Вып. 3. С. 39–45. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-rascheta-ballno-reytingovoysistemy-

otsenivaniya-po-distsipline (дата обращения: 01.08.2022).

28. Мартынова Ю. В. Методические аспекты применения балльно-рейтинговой системы оценивания знаний студентов-бакалавров (на примере направления «педагогическое образование») // Вестник СИБИТа. 2018. № 2 (26). С. 135–140. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-aspekty-primeneniya-ballno-reytingovoy-sistemyotsenivaniya-znaniy-studentov-bakalavrov-na-primere-napravleniya (дата обращения:

01.08.2022).

29. Стариченко Б. Е. Балльно-рейтинговая система оценивания учебной деятель-Aspect of the Course and the E-Learning Progress. Educ. Sci. 2019. 9(3). 167. https://doi.org/10.3390/educsci9030167

17. Kogan M. S., Gavrilova A. V., Nesterov S. A. Training engineering students for understanding special subjects in English: The role of the online component in the experimental ESP course. Proceedings of the 2018 4th International Conference on Information Technologies in Engineering Education, Inforino. 2018. doi:10.1109/INFORINO.2018.8581837

18. Gonta Iu., Bulgak A. The adaptation of students to the academic environment in university.

Revista Romaneasca pentru Educatie Multidimensionala. 2019, 11(3). Pp. 34–44.

http://dx.doi.org/10.18662/rrem/137

19. Vitasari P., Wahab M., Othman A., Herawan T., Sinnadurai S. The relationship between study anxiety and academic performance among engineering students. Procedia – Social and Behavioral Sciences 2010. Vol. 8. Pp. 490–497. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2010.12.067

20. Odinokaya M., Krepkaia T., Karpovich I., Ivanova T. Self-regulation as a basic element of the professional culture of engineers [Electronic resource] // Education Sciences. 2019. Vol. 9. Iss. 3. URL: https://www.mdpi.com/2227-7102/9/3/200 (accessed: 20.05.2022). DOI:10.3390/educsci9030200

21. Mo X. Beliefs About Teachers’ Roles. In Teaching Reading and Teacher Beliefs, 1st ed.; Springer International Publishing, Springer Nature Switzerland AG, 2020. Pp. 141–153. DOI:10.1007/978-3-030-47170-5_7

22. Pedler M., Yeigh T., Hudson S. The Teachers’ Role in Student Engagement: A Review [Electronic resource] // Australian Journal of Teacher Education. 2020, Vol. 45. Iss. 3. Pp. 48–62. URL: https://ro.ecu.edu.au/ajte/vol45/iss3/4/ (accessed: 25.04.2022). DOI: 10.14221/ajte.2020v45n3.4

23. Latipov Z. A., Galchenko N. А., Rozova N. K., Ikonnikova A. N., Filippova S. V. Digital educational environment as a tool of system changes in the teacher’s professional activity [Electronic resource] // Humanities and Social Sciences Reviews. 2019. Vol. 7. № 6. Pp. 549–553. URL: https://mgesjournals.com/hssr/article/view/hssr.2019.7685 (accessed: 15.06.2022)

DOI:10.18510/hssr.2019.7685

24. Karpovich I. A., Krepkaia T. N., Voronova L. S., Combarros-Fuertes P. Novice university educators: Professional, psychological and motivational spheres of adaptation. Proceedings of the IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2020. 012136. DOI: 10.1088/1757-899X/940/1/012136

25. Stroganova O. A., Bozhik S. L., Voronova L. S., Antoshkova N. A. Investigation into the Professional Culture of a Foreign Language Teacher in a Multicultural Classroom from Faculty and International Students’ Perspectives. Education Sciences. 2019. 9(2). P. 137. https://doi.org/10.3390/educsci9020137

26. Sergeeva, S.; Vagaeva, O.; Dianova, Yu.; Denisov, M.; Voskrekasenko, O. Professionalism as a personal priority of a higher school teacher and a condition for highquality training of a graduate. SHS Web of Conferences 2021. Vol. 98. DOI:10.1051/shsconf/20219801027

27. Кирк Я. Г., Кулинская Е. В. Модель расчета балльно-рейтинговой системы оценивания по дисциплине // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 4. Вып. 3. С. 39–45. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-rascheta-ballno-reytingovoysistemy-otsenivaniya-po-distsipline (дата обращения: 01.08.2022).

28. Мартынова Ю. В. Методические аспекты применения балльно-рейтинговой системы оценивания знаний студентов-бакалавров (на примере направления «педагогическое образование») // Вестник СИБИТа. 2018. № 2 (26). С. 135–140. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-aspekty-primeneniya-ballno-reytingovoy-sistemyotsenivaniya-znaniy-studentov-bakalavrov-na-primere-napravleniya (дата обращения:

01.08.2022).

29. Стариченко Б. Е. Балльно-рейтинговая система оценивания учебной деятельности студентов: вопросы назначения // Педагогическое образование в России. 2017. № 5. С. 116–125. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ballno-reytingovaya-sistemaotsenivaniya-

uchebnoy-deyatelnosti-studentov-voprosy-naznacheniya (дата обращения: 01.08.2022).

30. Федотова А. А. Балльно-рейтинговая система оценивания как средство стимулирования самостоятельной работы студентов // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ballno-reytingovaya-sistemaotsenivaniya-kak-sredstvo-stimulirovaniya-samostoyatelnoy-raboty-studentov (дата обращения: 01.08.2022).

31. Almazova N., Krylova E., Rubtsova A., Odinokaya M. Challenges and opportunities for Russian higher education amid COVID-19: Teachers’ perspective. Education Sciences. 2020. 10(12). Pp. 368. DOI:10.3390/educsci10120368

32. Okada A., Sheehy K. Factors and Recommendations to Support Students’ Enjoyment of Online Learning With Fun: A Mixed Method Study During COVID-19. Frontiers in Education. 2020. Vol. 5. P. 225. DOI: 10.3389/feduc.2020.584351

33. Борщенко Г. М. Использование дополнительных творческо-исследовательских заданий при обучении иностранному языку в неязыковом вузе // Письма в Эмиссия.Оф-флайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. 2021. № 2. C. 2928.

(февраль). ART 2928. URL: http://emissia.org/offline/2021/2928.htm

Скачать статью в формате pdf


Просмотров: 34 | Скачиваний: 15