Организационно-содержательные аспекты психолого-педагогической диагностики слепых детей

Автор(ы):

Надежда Петровна Полякова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и комплексной реабилитации института специального образования и психологии, https://orcid.org/0000-0002-2374-2686, Московский городской педагогический университет

19261, Россия, г. Москва, ул. Панферова, 8, корп. 2, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., тел.: +7 (499) 1349468

Аннотация. Введение. На основе данных, полученных в ходе психолого-педагогической диагностики слепых детей, осуществляется построение их индивидуальной коррекционно-образовательной траектории. Имеющиеся у слепых детей специфические особенности, обусловленные глубоко нарушенным или отсутствующим зрением, оказывают существенное влияние как на объективность оценки, так и на продуктивность самой процедуры психолого-педагогической диагностики в целом.

Цель статьи: раскрыть организационно-содержательные аспекты психолого-педагогической диагностики слепых детей. Для её достижения требовалось решить следующие задачи:

– изучить теоретические аспекты рассматриваемой проблемы;

– раскрыть специфику психолого-педагогической диагностики слепых детей, определяющую содержание диагностического инструментария и характер полученных результатов;

– представить механизм организации психолого-педагогической диагностики и порядок отбора стимульного материала.

Материалы и методы. При работе над статьёй своё применение нашли аналитические методы (ретроспективный анализ научной литературы), практические методы (личный многолетний опыт подготовки и повышения квалификации педагогических кадров в системе специального образования).

Результаты исследования. Опираясь на свой многолетний научно-исследовательский опыт, автор статьи предложил порядок построения и реализации психолого-педагогической диагностики слепых детей. Процедура обследования, реализуемая в ходе занятия, подразделяется на два этапа. В рамках первого (основного) этапа у обследуемых формируются элементарные представления о материалах и предметах, с которыми им далее предстоит выполнять манипуляции. Детей знакомят с алгоритмом работы. Такая необходимость обусловлена ограниченностью их чувственного опыта и формируемых на его основе представлений, препятствующих развитию предметно-практических действий. На втором (тестовом) этапе занятия происходит непосредственная диагностика слепых детей.

Заключение. Предложенный подход к осуществлению психолого-педагогической диагностики слепых детей может найти своё применение у специалистов сопровождения (учителей-дефектологов, тифлопедагогов, учителей-логопедов и психологов), работающих со слепыми детьми на всех уровнях образования.

Ключевые слова: слепые дети; специалисты сопровождения; психолого-педагогическая диагностика; структура занятия; процедура обследования

Для цитирования: Полякова Н. П. Организационно-содержательные аспекты психолого-педагогической диагностики слепых детей // Педагогический ИМИДЖ. 2022. Т. 16. № 4 (57). С. 398–407. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-4-398-407

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-4-398-407

УДК: 376.3

Статья поступила в редакцию 11.10.2022, одобрена после рецензирования 24.11.2022, принята к публикации 30.11.2022.

Список источников:

1. Бабина Е. С. Развитие значения слова в системе логопедической работы по формированию лексики у дошкольников с функциональным нарушением зрения // Фундаментальные исследования. 2012. № 9. Ч. 3. С. 607–612.

2. Ермолович З. Г. Тифлопсихология. Особенности чувственного отражения мира слепыми и слабовидящими (часть 1). // Учебно-методическое пособие. – Минск : Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка, 2004. 67 с.

3. Земцова М. И. Учителю о детях с нарушениями зрения. М. : Просвещение, 1973. 159 с.

4. Земцова М. И. Пути компенсации слепоты в процессе познавательной и трудовой деятельности. М. : Изд-во АПН РСФСР, 1956. 419 с.

5. Зотов А. И. Дефект зрения и психическое развитие личности // Психологические особенности слепых и слабовидящих школьников. Л. : ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1981. С. 161.

6. Зотов А. И. Фазовая динамика формирования представлений у нормально и аномальных школьников // Дефектология. Краткое содержание докладов. Октябрь, 1967. Л. : [б. и.], 1967. С. 91–94.

7. Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих. СПб. : Изд-во РГПУ, 1998. 271 с.

8. Мёдова Н. А. Логопедическая работа с детьми, имеющими глубокие зрительныенарушения: методическое пособие. Томская обл. универсальная научная библиотека им. А. С. Пушкина; Центр библ. обслуживания людей с ограничениями жизнедеятельности; ОГБУЗ «Центр медицинской профилактики» / отв. за выпуск А. А. Коваленко. Томск, 2015. 39 с.

9. Никулина Г. В., Фомичева А. Г. Дети с нарушением зрения: своеобразие социального взаимодействия со сверстниками в образовательном процессе // Альманах Института коррекционной педагогики. 2021. № 46 (1). С. 35–51.

10. Плаксина Л. И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: учебное пособие. М. : РАОИКП, 1999 54 с.

11. Полякова Н. П., Трофимова В. И. Особые образовательные потребности учащихся с тяжелыми нарушениями зрения в условиях ФГОС ОВЗ: учебно-методическое пособие ; Чувашский республиканский институт образования; Свердловская областная специальная библиотека для слепых. Екатеринбург, 2019. 83 с.

12. Полякова Н. П. Формирование лингвистической компетенции у слепых подростков в процессе изучения русского языка : монография. СПб. : Реноме, 2018. 120 с.

13. Левченко И. Ю., Забрамная С. Д., Левченко И. Ю., Басилова Т. А., Богданова Т. Г., Волковская Т. Н., Солнцева Л. И., Ткачева В. В. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья учебник / под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной ; 6-е изд., перераб. и доп. М. : Академия, 2011. 333 с.

14. Солнцева Л. И. Психология лиц с нарушением зрения (тифлопсихология) // Основы специальной психологии: учебное пособие для студентов образоват. Учреждений сред.-проф. образования, обучающихся по специальностям: Специальное дошкольное образование, Коррекционная педагогика / под ред. Л. В. Кузнецовой / авт. Л. И. Переслени и др. ; 5-е изд., стер. М. : Академия, 2008. С. 187–226.

15. Солнцева Л. И. Тифлопсихология детства. М. : Полиграф сервис, 2000. 249 с.

16. Солнцева Л. И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста. М. : Полиграф сервис, 1997. 121 с.

17. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения: пособие для воспитателя дет. сада. ; 3-е изд., перераб. и доп. М. : Просвещение, 1981. 240 с.

18. Хватцев М. Е. Недостатки речи у слепых детей и подростков и методы предупреждения и устранения их // Ученые записки. Т. 13. Факультет особых школ / Ленингр. пед. ин-т им. А. И. Герцена. Л. : Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1938. С. 127–156.

19. Чеботова О. А Психолого-педагогическая диагностика в системе начального обучения детей с глубокими нарушениями зрения // Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушениями зрения: материалы Международной научно-педагогической конференции тифлопедагогов и незрячих учителей, посвященной 200-летию РГПУ им. А. И. Герцена. / авт.-сост. А. М. Витковская и др. М. :Логос, 1997. С. 57–63.

20. Шиффман Х. Р. Ощущение и восприятие ; пер. с англ. З. Замчук ; 5-е изд. СПб. : Питер, 2003. 924 с.

Скачать статью в формате pdf


Просмотров: 19 | Скачиваний: 23