Особенности жизнестойкости младших школьников с низкой физической активностью

Автор(ы):

Ксения Андреевна Пиджакова, учитель начальных классов, https://orcid.org/0000-0003-2964-8233, средняя общеобразовательная школа № 22 г. Тюмени

625001, Россия, г. Тюмень ул. Садовая, 121, тел.: +7 (3452) 432205, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Галина Владимировна Кухтерина, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики детства, https://orcid.org/0000-0003-3919-5469, AuthorID: 362966, Тюменский государственный университет

625003, Россия, г. Тюмень ул. Володарского, 6, тел.: +7 (3452) 597429, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация.

Введение. В статье рассматривается роль физической активности детей в формировании жизнестойкости. В младшем школьном возрасте создаются условия для интенсивного формирования свойств личности. Смена ведущей деятельности и расширение взаимодействия с социумом обусловливают в этом возрасте возникновение большего количества трудных, стрессовых ситуаций, требующих от ребёнка активных реакций: совладания, адаптации и проявления жизнестойкости личности. Систематические физические занятия способствуют преодолению трудностей. Младшие школьники, ведущие малоподвижный образ жизни, имеют более низкий уровень сформированности жизнестойкости и её компонентов, чем физически активные сверстники.

Материалы и методы. В исследовании были использованы методики по выявлению компонентов жизнестойкости у младших школьников: «Социализированность личности учащегося» М. И. Рожкова, «Проба на внимание» П. Я. Гальперина и С. Л. Кабыльницкой, «Многофакторный личностный опросник» Р. Кеттела в адаптации Э. М. Александровской (фактор F). Респондентами выступили ученики третьих классов в количестве 43 человек. В контрольную группу вошли 26 человек, которые стабильно и в системе занимаются физически активной деятельностью, экспериментальная группа состояла из 17 школьников, имеющих низкую физическую активность.

Результаты исследования. В ходе исследования было установлено, что уровень сформированности жизнестойкости и таких её компонентов, как вовлечённость, контроль и принятие риска, у группы малоподвижных учеников начальных классов статистически значимо ниже, чем у их физически активных сверстников. Такие дети социально менее активны и адаптивны, они не проявляют выраженного интереса к новому опыту, не склонны принимать ответственность за свои действия, сдержанны в общении и склоны всё усложнять.

Заключение. Полученные выводы о сниженном уровне жизнестойкости и её компонентов у малоподвижных младших школьников определили направление нашей развивающей работы в дальнейшем. Планируется продолжить исследование по целенаправленному формированию жизнестойкости младших школьников с помощью организации и проведения программы физических занятий во внеурочной деятельности.

Ключевые слова: жизнестойкость, вовлечённость, контроль, принятие риска, физическая активность, младший школьный возраст

Для цитирования: Пиджакова К. А., Кухтерина Г. В. Особенности жизнестойкости младших школьников с низкой физической активностью // Педагогический ИМИДЖ. 2023. Т. 17. № 1 (58). С. 91–102. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-1-91-102

DOI: doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-1-91-102

УДК: 372.4

Статья поступила в редакцию 04.12.2023, одобрена после рецензирования 27.02.2023, принята к публикации 02.03.2023.

Список источников:

1. Мадди С. P. Смыслообразование в процессе принятия решений // Психологический журнал. 2005. Т. 26. № 6. С. 87–101.

2. Солонченко С. С. Развитие жизнестойкости младших школьников // Молодой учёный. 2017. № 18 (152). С. 338–339.

3. Александрова Л. А. К концепции жизнестойкости в психологии // Сибирская психология сегодня : сборник статей. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. С. 82–90.

4. Овчарова Р. В. Методология исследования жизнестойкости личности // Вестник Курганского государственного университета. 2019. № 2(53). С. 59–65.

5. Шамардина М. В., Матерова Т. А., Першина Н. А. Формирование жизнестойкости и совладания с трудными жизненными и стрессовыми ситуациями детей и подростков в образовании. Бийск : АГГПУ им. В. М. Шукшина, 2016. 190 с.

6. Кухтерина Г. В., Брук Ж. Ю. Взаимосвязь жизнестойкости подростков и стратегий защитно-совладающего поведения [Электронный ресурс] // Письма в Эмиссия. Оффлайн. 2015. № 9. С. 2406. URL: http://www.emissia.org/offline/2015/2406.htm (дата обращения: 22.09.2022).

7. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. М. : Смысл, 2006. 63 с.

8. Кузьмишина Т. Л. Формирование жизнестойкости у детей младшего школьного возраста // Психология жизнеспособности личности: научные подходы, современная практика и перспективы исследований : сб. трудов конф. Москва, 18 декабря 2020 г. М. : МПГУ, 2021. С. 123–125.

9. Березкина О. А. Актуализация и развитие жизнестойких качеств личности будущих специалистов: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. Комсомольск-на-Амуре, 2006. 305 с.

10. Иванова В. П., Толмачева Д. В. Взаимосвязь учебной деятельности с жизнестойкостью школьников // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. 2019. Т. 19. № 2. С. 136–141.

11. Стресс как неотъемлемая часть постиндустриальной эпохи : комментарий Надежды Соловьёвой // ВЦИОМ. Новости. 8 августа 2022 г. URL: https://wciom.ru/ expertise/stress (дата обращения: 19.11.2022).

12. Авилова И. В., Гильманова Е. Д., Маслакова Т. В. Особенности формированияних: методические рекомендации. Ханты-Мансийск: Институт развития образования, 2020. 71 с.

13. Фоминова А. Н. Развитие жизнестойкости учащегося в школе. М. : Сентябрь, 2014. 159 с.

14. Фоминова А. Н. Жизнестойкость личности: монография. М. : МПГУ: Прометей, 2012. 151 с.

15. Гуляева А. О., Мягкая И. А. Влияние семейного воспитания на формирование компонентов «hardiness» и жизнестойкости в целом // Вопросы современной науки: проблемы, тенденции и перспективы : мат-лы V Междунар. науч.-практ. конф. Таганрог, 28 февраля 2017 г. М : Перо, 2017. С. 25–27.

16. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [Электронный ресурс] // Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287. Акт министерств и ведомств Собрание законодательства Российской Федерации. 2021 г. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/?ysclid=lefddfdto3874870662 (дата обращения: 21.09.2022).

17. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] // Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р Акт правительства Российской Федерации Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1677052101&tld (дата обращения: 22.03.2022).

18. Пресс-релизы [Электронный ресурс] // ВОЗ URL: https://www.who.int/ru/news/item/22-11-2019 (дата обращения: 19.11.2022).

19. Байер Е. А. Педагогическая система формирования жизнестойкости детей-сирот средствами физической культуры и спорта в условиях детского дома: дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04. Краснодар, 2013. 367 с.

 

Скачать статью в формате pdf.


Просмотров: 27 | Скачиваний: 30