Статьи выпуска № 1, год 2023

Развитие речевого дыхания в коррекции дефектов звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией

Автор(ы):

Ирина Юрьевна Мурашова, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры комплексной коррекции нарушений детского развития, https://orcid.org/ 0000-0002-0001-5208, Иркутский государственный университет

664003, Россия, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1, тел.: +7 (3952) 521900, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Вера Ярославовна Черных, учитель-логопед, https://orcid.org/0000-0002-5302-6939, Детский сад комбинированного вида № 117, г. Ангарск

665826, Россия, Иркутская область, г. Ангарск, 12а мкр-н, 16, тел.: +7 (3955) 510935,  Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация.

Введение. Актуальность нашего исследования определена поиском результативных путей логопедического воздействия через развитие речевого дыхания в коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников с дизартрией. В науке и практике существуют разногласия, поскольку в теории априори считается устоявшимся признание важности развития речевого дыхания в коррекции дефектов звукопроизношения. При этом логопеды в практической деятельности коррекционные возможности речевого дыхания используют поверхностно из-за недостаточно чётко прописанных последовательных рекомендаций логопедического воздействия в работе над постановкой звуков речи. Цель статьи – обозначить проблемы развития речевого дыхания в коррекции звукопроизношения у детей с дизартрией, проанализировать состояние навыков речевого дыхания, важных для произнесения фонем у детей 5–6 лет с дизартрией, предложить последовательные рекомендации логопедической коррекции его недостатков в работе над постановкой звуков речи.

Материалы и методы. Методами исследования стали теоретический, анамнестический – изучение документации дошкольного образовательного учреждения, диагностический метод (диагностика речевого дыхания старших дошкольников с дизартрией) со скринингом (изучение логопедического статуса старших дошкольников с дизартрией); методы количественной и качественной обработки результатов.

Результаты исследования. Для получения подробных данных о степени тяжести дизартрии, а также интеллектуальном и неврологическом статусе, состоянии слуха испытуемых, составивших выборку, были изучены медицинские карты дошкольного образовательного учреждения на каждого ребёнка и речевые карты логопеда. Для определения психоречевого статуса заключения логопеда позднее были соотнесены с проведённым логопедическим скринингом и данными медкарт. Проведено исследование состояния речевого дыхания детей со средней тяжестью дизартрии и с минимальными дизартрическими расстройствами. Установлено, что при средней тяжести дизартрии состояние речевого дыхания, так же, как и звукопроизношения, страдает в большей степени, чем при минимальных дизартрических расстройствах. Обнаружено, что у детей с дизартрией состояние речевого дыхания соотносится с состоянием звукопроизношения: чем больше дефектов произношения, тем ниже уровень состояния речевого дыхания. Представлены подробные последовательные рекомендации коррекционной работы по развитию речевого дыхания дошкольников с дизартрией в зависимости от того, какой звук речи корригируется.

Ключевые слова: речевое дыхание, средняя тяжесть дизартрии, минимальные дизартрические расстройства, дефекты звукопроизношения

Для цитирования: Мурашова И. Ю., Черных В. Я. Развитие речевого дыхания в коррекции дефектов звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией // Педагогический ИМИДЖ. 2023. Т. 17. № 1 (58). С. 103–119. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-1-103-119

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-1-103-119

УДК: 159.9.072+ 376.37

Статья поступила в редакцию 27.12.2022, одобрена после рецензирования 24.02.2023, принята к публикации 05.03.2023.

Список источников:

1. Красногорский Н. И. К физиологии становления детской речи [Электронный ресурс] / Труды по изучению высшей нервной деятельности человека и животных. Т.1. 1954. С. 471–482. URL: http://books.e-heritage.ru/book/10086995 (дата обращения: 20.12.2022).

2. Нейман Л. В., Богомильский М. Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. И. Селиверстова. М. : ВЛАДОС, 2001. 224 с.

3. Приходько О. Г. Дизартрические нарушения речи у детей раннего и дошкольного возраста // Специальное образование. 2010. № 2. С. 68–81. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/dizartricheskie-narusheniya-rechi-u-detey-rannego-i-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 09.10.2022).

4. Гвоздев А. Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка. СПб. : Акцидент, 1995. 64 с.

5. Максаков А. И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений ; 2-е изд. М. : Мозаика-Синтез, 2005. 57 с.

6.Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Практикум по логопедии : учебное пособие для учащихся педагогических училищ. М. : Просвещение, 1989. 239 с.

7. Винарская Е. Н. Дизартрия. М. : АСТ : Хранитель, 2006. 141 с.

8. Асланова. С. Р., Беглова О. А., Белякова Л. И., Болдырева Т. А., Дьякова Е. А., Канари А. П., Крапивина Л. М., Леонова С. В., Мерзлякова В. П., Осиповская М. П., Рау Е. Ю., Саитбаева Э. Р., Филатова Ю. О., Харенкова А. В., Хатнюкова-Шишкова Т. Г. Заикание: проблемы теории и практики: коллективная монография / под ред. Л. И. Беляковой. М. : Национальный книжный центр, 2016. 182 с.

9. Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. Дизартрия // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений: в 2 т. Т. 1 / под редакцией Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. М. : ВЛАДОС, 1997. С. 227–254.

10. Архипова Е. Ф. Стёртая дизартрия у детей. М. : АСТ : Астрель, 2008. 254 с.

11. Анохин П. К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем: монография. М. : Директ-медиа. 2008. 131 с.

12. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. Учеб пособие. М. : Академия, 2003. 384 с.

13. Выготский Л. С. Мышление и речь. М. : АСТ, 2022. 576 с.

14. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии / ред. Р. Е. Левина ; репр. изд. М. : Альянс, 2013. 367 с.

15. Лубовский В. И., Лонина В. А, Басилова Т. А., Левченко И. Ю. Валявко С. М., Кожалиева Ч. Б., Кузнецова Л. В., Курбанов Р. А., Петрова В. Г., Розанова Т. В., Солнцева Л. А. Специальная психология. В 2 т. / Под ред. В. И. Лубовского ; 7-е изд., перераб. и доп. М. : Юрайт, 2014. 1 т. – 428 с. 2 т. – 274 с.

16. Андронеску А. Анатомия ребенка ; пер. Э. Флореску. Бухарест : Меридиане, 1970. 363 с.

17. Петрова-Брюханова Л. K. Особенности внешнего дыхания у практически здоровых детей в возрасте от рождения до 14 лет [Электронный ресурс] // Труды Пятой науч. конф. по возрастной морфологии, физиологии и биохимии. М. : Изд-во АПН РСФСР, 1962. С. 162–164. URL: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_006463632/ (дата обращения: 11.10.2022).

18. Cook C. D. Respiratory physiology in infants and children // Smith R.M. Anesthesia for infants and children. St. Louis: Mosby Co., 1959. Pp. 50–74.

19. Engel S. L. The child’s lung: developmental anatomy, physiology and pathology. London : Arnold, 1947. 332 p.

20. Graham G. R. Circulatory and respiratory physiology of infancy and childhood // Brit. J. Anaesth., 1960. Vol. 32. N 2. P. 97 105. DOI: 10.1093/bja/32.3.97

21. Белякова Л. И., Волоскова Н. Н. Логопедия. Дизартрия. М. : ВЛАДОС, 2009. 287 с.

22. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург : АРД ЛТД, 1998. 320 с.

23. Хватцев М. Е. Логопедия. Работа с дошкольниками. М. : ВЛАДОС, 2009. 292 с.

24. Филичева Т. Б. Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М. : Айрис-пресс, 2004. 212 с.

25. Правдина О. В. Логопедия. М. : Просвещение, 1973. 272 с.

26. Инденбаум Е. Л., Мурашова И. Ю. Экспресс-диагностика психоречевого развития дошкольников в подготовительной группе // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2021. № 7. С. 62–72.

27. Мурашова И. Ю. Логопедическая экспресс-диагностика дошкольников // Дошкольное воспитание. 2022. № 8. С. 8–15.

 

Скачать статью в формате pdf.

Особенности жизнестойкости младших школьников с низкой физической активностью

Автор(ы):

Ксения Андреевна Пиджакова, учитель начальных классов, https://orcid.org/0000-0003-2964-8233, средняя общеобразовательная школа № 22 г. Тюмени

625001, Россия, г. Тюмень ул. Садовая, 121, тел.: +7 (3452) 432205, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Галина Владимировна Кухтерина, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики детства, https://orcid.org/0000-0003-3919-5469, AuthorID: 362966, Тюменский государственный университет

625003, Россия, г. Тюмень ул. Володарского, 6, тел.: +7 (3452) 597429, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация.

Введение. В статье рассматривается роль физической активности детей в формировании жизнестойкости. В младшем школьном возрасте создаются условия для интенсивного формирования свойств личности. Смена ведущей деятельности и расширение взаимодействия с социумом обусловливают в этом возрасте возникновение большего количества трудных, стрессовых ситуаций, требующих от ребёнка активных реакций: совладания, адаптации и проявления жизнестойкости личности. Систематические физические занятия способствуют преодолению трудностей. Младшие школьники, ведущие малоподвижный образ жизни, имеют более низкий уровень сформированности жизнестойкости и её компонентов, чем физически активные сверстники.

Материалы и методы. В исследовании были использованы методики по выявлению компонентов жизнестойкости у младших школьников: «Социализированность личности учащегося» М. И. Рожкова, «Проба на внимание» П. Я. Гальперина и С. Л. Кабыльницкой, «Многофакторный личностный опросник» Р. Кеттела в адаптации Э. М. Александровской (фактор F). Респондентами выступили ученики третьих классов в количестве 43 человек. В контрольную группу вошли 26 человек, которые стабильно и в системе занимаются физически активной деятельностью, экспериментальная группа состояла из 17 школьников, имеющих низкую физическую активность.

Результаты исследования. В ходе исследования было установлено, что уровень сформированности жизнестойкости и таких её компонентов, как вовлечённость, контроль и принятие риска, у группы малоподвижных учеников начальных классов статистически значимо ниже, чем у их физически активных сверстников. Такие дети социально менее активны и адаптивны, они не проявляют выраженного интереса к новому опыту, не склонны принимать ответственность за свои действия, сдержанны в общении и склоны всё усложнять.

Заключение. Полученные выводы о сниженном уровне жизнестойкости и её компонентов у малоподвижных младших школьников определили направление нашей развивающей работы в дальнейшем. Планируется продолжить исследование по целенаправленному формированию жизнестойкости младших школьников с помощью организации и проведения программы физических занятий во внеурочной деятельности.

Ключевые слова: жизнестойкость, вовлечённость, контроль, принятие риска, физическая активность, младший школьный возраст

Для цитирования: Пиджакова К. А., Кухтерина Г. В. Особенности жизнестойкости младших школьников с низкой физической активностью // Педагогический ИМИДЖ. 2023. Т. 17. № 1 (58). С. 91–102. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-1-91-102

DOI: doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-1-91-102

УДК: 372.4

Статья поступила в редакцию 04.12.2023, одобрена после рецензирования 27.02.2023, принята к публикации 02.03.2023.

Список источников:

1. Мадди С. P. Смыслообразование в процессе принятия решений // Психологический журнал. 2005. Т. 26. № 6. С. 87–101.

2. Солонченко С. С. Развитие жизнестойкости младших школьников // Молодой учёный. 2017. № 18 (152). С. 338–339.

3. Александрова Л. А. К концепции жизнестойкости в психологии // Сибирская психология сегодня : сборник статей. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. С. 82–90.

4. Овчарова Р. В. Методология исследования жизнестойкости личности // Вестник Курганского государственного университета. 2019. № 2(53). С. 59–65.

5. Шамардина М. В., Матерова Т. А., Першина Н. А. Формирование жизнестойкости и совладания с трудными жизненными и стрессовыми ситуациями детей и подростков в образовании. Бийск : АГГПУ им. В. М. Шукшина, 2016. 190 с.

6. Кухтерина Г. В., Брук Ж. Ю. Взаимосвязь жизнестойкости подростков и стратегий защитно-совладающего поведения [Электронный ресурс] // Письма в Эмиссия. Оффлайн. 2015. № 9. С. 2406. URL: http://www.emissia.org/offline/2015/2406.htm (дата обращения: 22.09.2022).

7. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. М. : Смысл, 2006. 63 с.

8. Кузьмишина Т. Л. Формирование жизнестойкости у детей младшего школьного возраста // Психология жизнеспособности личности: научные подходы, современная практика и перспективы исследований : сб. трудов конф. Москва, 18 декабря 2020 г. М. : МПГУ, 2021. С. 123–125.

9. Березкина О. А. Актуализация и развитие жизнестойких качеств личности будущих специалистов: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. Комсомольск-на-Амуре, 2006. 305 с.

10. Иванова В. П., Толмачева Д. В. Взаимосвязь учебной деятельности с жизнестойкостью школьников // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. 2019. Т. 19. № 2. С. 136–141.

11. Стресс как неотъемлемая часть постиндустриальной эпохи : комментарий Надежды Соловьёвой // ВЦИОМ. Новости. 8 августа 2022 г. URL: https://wciom.ru/ expertise/stress (дата обращения: 19.11.2022).

12. Авилова И. В., Гильманова Е. Д., Маслакова Т. В. Особенности формированияних: методические рекомендации. Ханты-Мансийск: Институт развития образования, 2020. 71 с.

13. Фоминова А. Н. Развитие жизнестойкости учащегося в школе. М. : Сентябрь, 2014. 159 с.

14. Фоминова А. Н. Жизнестойкость личности: монография. М. : МПГУ: Прометей, 2012. 151 с.

15. Гуляева А. О., Мягкая И. А. Влияние семейного воспитания на формирование компонентов «hardiness» и жизнестойкости в целом // Вопросы современной науки: проблемы, тенденции и перспективы : мат-лы V Междунар. науч.-практ. конф. Таганрог, 28 февраля 2017 г. М : Перо, 2017. С. 25–27.

16. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [Электронный ресурс] // Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287. Акт министерств и ведомств Собрание законодательства Российской Федерации. 2021 г. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/?ysclid=lefddfdto3874870662 (дата обращения: 21.09.2022).

17. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] // Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р Акт правительства Российской Федерации Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1677052101&tld (дата обращения: 22.03.2022).

18. Пресс-релизы [Электронный ресурс] // ВОЗ URL: https://www.who.int/ru/news/item/22-11-2019 (дата обращения: 19.11.2022).

19. Байер Е. А. Педагогическая система формирования жизнестойкости детей-сирот средствами физической культуры и спорта в условиях детского дома: дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04. Краснодар, 2013. 367 с.

 

Скачать статью в формате pdf.

Технология «перевёрнутый класс» в обучении студентов с особыми образовательными потребностями

Автор(ы):

Ольга Юрьевна Муллер, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики профессионального и дополнительного образования, https://orcid.org/000-0002-8938-5386, Сургутский государственный университет

628401, Россия, г. Сургут, пр. Ленина, 1, тел.: +7 (3462) 762800, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация.

Введение. Актуальность педагогических технологий сегодня неоспорима благодаря прогрессу в кибернетической педагогике, информационно-образовательных технологиях и множестве других научно-педагогических направлений. Автор рассматривает сущность технологии перевёрнутого обучения, в результате внедрения которой преподаватель вместо лектора становится организатором учебного процесса, а обучающийся вместо пассивного слушателя становится субъектом, самостоятельно проектирующим процесс своего обучения.

Цель статьи: определение эффективности технологии «перевёрнутый класс» в образовательном процессе при обучении лиц с особыми образовательными потребностями.

Методы исследования. В своей работе автор использовал следующие методы исследования: теоретические (анализ, синтез, сравнение, обобщение) и эмпирические (метод наблюдения, анкетирование).

Результаты исследования. Результаты внедрения технологии «перевёрнутый класс» при обучении студентов с особыми образовательными потребностями, выявленные в данном исследовании методом анкетирования, показывают повышение общего уровня лояльности студентов к учебному процессу.

Заключение. Эффективность применения данной технологии направлена на развитие творческих способностей обучающихся, усиление мотивации, повышение результативности обучения, а также на улучшение когнитивных функций – внимания, памяти, мышления.

Ключевые слова: образовательные технологии, особые образовательные потребности, «перевёрнутый класс», инклюзивное образование, перевёрнутое обучение, студенты

Для цитирования: Муллер О. Ю. Технология «перевёрнутый класс» в обучении студентов с особыми образовательными потребностями // Педагогический ИМИДЖ. 2023. Т. 17. № 1 (58). С. 59–67. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-1-59-67

DOI: 10.32343/2409-5052-2023-17-1-59-67

УДК: 378.14

Статья поступила в редакцию 11.11.2022, одобрена после рецензирования 20.02.2023, принята к публикации 23.02.2023.

Список источников:

1. Богданова М. А. Когнитивная наука как успешный проект междисциплинарного синтеза наук // Всероссийская конференция по когнитивной науке КИСЭ-2017 : мат-лы Всерос. конф. Казань, 30 октября – 3 ноября 2017 г. Казань : КФУ, 2017. С. 292–297.

2. Григорьева О. Н. Перевернутое обучение в образовательном процессе: сущность, преимущества, ограничения // Электронная библиотека БГУ. Минск: РИВШ, 2018. № 6. С. 50–53.

3. Dauletbayeva L. K. «Flipped classroom» technology in foreign language teaching // Вulletin of the M. Kozybayev NKU. 2020. № 1 (46). С. 152–155.

4. Tucker B. The Flipped Classroom: Online Instruction at Home Frees Class Time For Learning // Education Next. 2012. No 1. Pp. 82–83.

5. Christensen C. M., Horn M. B., Staker H. Is K–12 blended learning disruptive? An introduction to the theory of hybrids.. [Electronic resource] // Boston: Clayton Christensen Institute, 2013. URL: https://www.christenseninstitute.org/wp-content/uploads/2014/06/Is-K-12-blended-learning-disruptive.pdf (accessed: 20.10.2022).

6. Гнутова И. И. От «перевернутого класса» к «перевернутому обучению»: эволюция концепции и её философские основания // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 3. С. 86–95.

7. Каде А. Х., Занин С. А., Поляков П. П., Богданова Ю. А., Вчерашнюк С. П., Быстров Н. О., Занина Е. С. Опыт применения технологии «перевернутого класса» (flipped classroom) в условиях дистанционного обучения // Инновации в образовании : мат-лы XI Междунар. учеб.-метод. конф. Краснодар, 24 марта 2021 года. Краснодар : КГМУ, 2021. С. 177–180.

8. Муллер О. Ю., Шакирова Ю. А. Использование модели «перевернутый класс» при разработке сайта программы дополнительного образования // Заметки ученого. 2021. № 12-1. С. 186–190.

9. Груздева М. Л., Ткачева М. А., Булганина А. Е. Результаты внедрения технологии «flipped classroom» в образовательный процесс вуза // Современные наукоемкие технологии. 2021. № 5. С. 165–169.

10. Мухаметзянова А. Г., Гумерова Г. Х. Сопровождение профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Казанском национальном исследовательском технологическом университете // Вестник Марийского государственного университета. 2020. Т. 14. № 1 (37). С. 41-46.

11. Сущев С. С. «Переворот» образовательного процесса с помощью модели смешанного обучения «Flipped Classroom» // Наука в мегаполисе Science in a Megapolis. 2020. № 5 (21). С. 18.

12. Перевернутое обучение: преимущества и недостатки [Электронный ресурс] // Российский учебник : сайт. URL: https://rosuchebnik.ru/material/flipped-classroom /(дата обращения: 29.10.2022).

13. Борзова Т. А. Теоретико-методические и практические аспекты траекторного обучения студентов в технологии «перевернутый класс» // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2020. Т. 12. № 2. С. 168–182.

 

Скачать статью в формате pdf.

К вопросу о содержании и проявлениях психологического благополучия педагога

Автор(ы):

Ольга Сергеевна Крапчетова, директор, https://orcid.org/0000-0003-0878-9379, AuthorID: 1097675, Ангарский образовательный центр Иркутского государственного университета 664003, Россия, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, тел.: +7 (3955) 532643, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Надежда Игоревна Чернецкая, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры педагогической и возрастной психологии, https://orcid.org/0000-0001-7082-5444, Иркутский государственный университет

664003, Россия, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, тел.: +7 (3952) 426417, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Елена Геннадьевна Щукина, старший преподаватель кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики, https://orcid.org/0000-0002-7449-4790, Забайкальский государственный университет

672007, Россия, Чита, ул. Бабушкина, 129, тел.: +7 (924) 3779959, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация.

Введение. В статье рассматривается проблематика психологического благополучия личности как сложного конструкта. Теоретические и эмпирические работы доказывают, что психологическое благополучие педагогов взаимосвязано как с академическими достижениями учащихся, так и с образовательной средой. В научной литературе данный феномен рассматривается, в том числе, как фактор психологической безопасности образовательной среды.

Материалы и методы. Участниками исследования стали более 400 воспитателей из 21 дошкольного образовательного учреждения Забайкальского края и Иркутской области. Задействованы «Шкала психологического благополучия» C. Ryff, «Шкала субъективного благополучия» А. Perrudet-Badoux, G. Mendelssohn, J. Chiche, «Шкала удовлетворённости жизнью» E. Diener.

Результаты исследования. Представлен анализ подходов к феномену благополучия в психологии: определена специфика, раскрыто содержание и соотношение отдельных понятий в рамках проблематики благополучия; раскрыты концептуальные источники психологических исследований благополучия; выделены ключевые проявления благополучия педагогов. Приведены обобщённые результаты эмпирического исследования субъективного благополучия воспитателей.

Обсуждение и заключение. В связи с выявленной неоднозначностью понятия, отсутствием достаточного количества исследований по рассмотрению психологического благополучия педагога как фактора представляется актуальным выявление особенностей психологического благополучия в контексте проблемы психологической безопасности образования и с точки зрения психологического сопровождения педагогов.

Ключевые слова: психологическое благополучие, психоэмоциональное благополучие, субъективное благополучие, благополучие педагога, профессиональное благополучие педагога

Для цитирования: Крапчетова О. С., Чернецкая Н. И., Щукина Е. Г. К вопросу о содержании и проявлениях психологического благополучия педагога // Педагогический

ИМИДЖ. 2023. Т. 17. № 1 (58). С. 68–90. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-1-68-90

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-1-68-90

УДК: 159.9

Статья поступила в редакцию 15.12.2022, одобрена после рецензирования 31.01.2023, принята к публикации 05.02.2023.

Список источников:

1. Bradburn N. M. The Structure of psychological well-being. Aldine Publishing Company, Chicago. 1969. С. 9.

2. Schwarz N., Clore, G. L. Mood, misattribution, and judgments of well-being: Informative and directive functions of affective states // Journal of Personality and Social Psychology, 1983. 45(3). 513–523. DOI: https://doi.org/10.1037/0022-3514.45.3.513

3. Kahneman D., Diener E., Schwarz N. (Eds.). Well-being: The Foundations of Hedonic Psychology. New York: Russell Sage Foundation. 1999. 608 p. (in English)

4. Pavot W. (2008). The Assessment of Subjective Well-Being: Successes and Shortfalls. In M. Eid end R. J. Larsen. The Science of Subjective Well-Being New York, London : The Guilford Press. 2008. Pp. 124–140. https://doi.org/10.1016/S0191-8869(03)00213-7

5. Diener E., Pressman S. D., Hunter J., Delgadillo D. If, Why, and When Subjective Well-Being Influences Health, and Future Needed Research // Applied Psychology: Health and Well-Being. 2017. Vol. 9(2). Pp. 133–167. https://doi.org/10.1111/aphw.12090

6. Diener E., Emmons R. A., Larsen R. J., & Griffin S. (1985). The Satisfaction with Life Scale // Journal of Personality Assessment. 1985. Vol. 49. Is. 1. Pp. 71–75. https://doi. org/10.1207/s15327752jpa4901_13

7. Diener E., Oishi S. and Lucas R. E. Personality, Culture, and Subjective Well-Being: Emotional and Cognitive Evaluations of Life // Annual Review of Psychology. 2003. Vol. 54. Pp. 403–425. https://doi.org/10.1146/annurev.psych.54.101601.145056

8. Li Z.-Q., Wang L., Zhang H.-M. Personality Traits and Subjective Well-Being: The Mediating Role of Emotion Regulation // Psychological Science. 2010. Vol. 33. Pp. 165–167. doi: 10.3389/fpubh.2022.901686

9. Diener E., Pavot W. Review of the Satisfaction With Life Scale // Psychological Assessment. 1993. Vol. 5. Is. 2. Pp. 164–172. https://doi.org/10.1037/1040-3590.5.2.164

10. Sweta Srivastava Malla Cross-cultural Validity of Ryff’s Well-being Scale in India // Asia-Pacific Journal of Management Research and Innovation. 2013. Vol. 9(4). Pp. 379–387. https://doi.org/10.1177/2319510X14523107

11. Garrosa E., Ladstätter F., Moreno B., Gan Y., Carmona I. The Experience of Work Engagement, Hardy Personality, Optimism and Subjective Well-Being among Nurses from China and Spain // Open Journal of Social Sciences,. 2014. Vol. 2. № 5. Pp. 106–109. doi: 10.4236/jss.2014.25021

12. Deepa Tanksale. Big Five personality traits: Are they really important for the subjective well-being of Indians? // International Journal of Psychology. 2014. Vol. 50, Is. 1. Pp. 64–69. https://doi.org/10.1002/ijop.12060

13. Yang D., Yang X., Chen H., Sun D. Relationship between Personality Traits and Course Subjective Well-Being: Mediating Effect of Self-Efficacy // Open Access Library Journal. 2020. Vol. 7. Is. 1–9. doi: 10.4236/oalib.1106010

14. Waterman A. S, Schwartz S. J, Zamboanga B. L, Ravert R. D, Williams M. K, Agocha V. B, Kim S. Y, Donnellan M. B. (2010) The Questionnaire for Eudaimonic Well-Being: Psychometric properties, demographic comparisons, and evidence of validity // The Journal of Positive Psychology. Vol. 5. Is. 1. Pp. 41–61. doi: 10.1080/17439760903435208

15. Ryff C. (1989) Happiness is Everything, or is it? Explorations on the Meaning of Psychological Well-Being. Journal of Personality and Social Psychology. 1989. Vol. 57. № 6. Pp. 1069–1081

16. Ryff C. D., Keyes M. Corey Lee (1995) The Structure of Psychological Well-Being Revisited // Journal of Personality and Social Psychology. 1995. Vol. 69. № 4. Pp. 719–727. DOI: 10.1037/0022-3514.69.4.719

17. Ryan R. M., Frederick C. On Energy, Personality, and Health: Subjective Vitality as a Dynamic Reflection of Well-Being // Journal of Personality. 1997. Vol. 65. № 3. Pp. 529– 565. DOI:10.1111/j.1467-6494.1997.tb00326.x

18. Ryff C. D., Singer B. (2008) Know thyself and become what you are: A eudaimonic approach to psychological well-being. Journal of Happiness Studies. 2008. Vol. 9. № 1. Pp. 13–39. DOI: 10.1007/s10902- 006-9019-0

19. Воронина А. В. Проблема психического здоровья и благополучия человека: обзор концепций и опыт структурно-уровневого анализа // Сибирский психологический журнал. 2005. № 21. С. 142–147.

20. Фесенко П. П. Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности : автореф. дис. … канд. психол. наук :19.00.01. М., 2005. 24 с.

21. Водяха С. А. Проблема психологического благополучия в начале 21 века // Психологическое благополучие современного человека : Мат-лы Междунар. заочной науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 11 апреля 2018 года) /отв. ред. С. А. Водяха. Екатеринбург : УрГПУ, 2018. С. 6–21.

22. Минюрова С. А., Заусенко И. В. Личностные детерминанты психологического благополучия педагога // Педагогическое образование в России. 2013. № 1. С. 94–101.

23. Куликов Л. В. Детерминанты удовлетворенности жизнью / Общество и политика / ред. В. Ю. Большаков. СПб. : Изд-во СПбГУ, 2000. С. 476–510.

24. Шамионов Р. М. Критерии субъективного благополучия личности: социокультурная детерминация // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4. № 3. С. 213–219. DOI: 10.18500/2304-9790-2015-4-3-213-218

25. Шамионов Р. М. Субъективное благополучие в контексте развития субъекта // Психология человека как субъекта познания, общения и деятельности : сб. статей / отв. ред. В. В. Знаков, А. Л. Журавлев. М. : Институт психологии РАН, 2018. С. 1757–1763.

26. Шамионов Р. М. Эмпирическая модель многоуровневой детерминации субъективного благополучия личности // Социальная психология личности и акмеология : сб. мат-лов Междунар. науч.-практ. конф. (Саратов, 19–20 октября 2017 года) / под ред. Р. М. Шамионова, М. А. Кленовой. Саратов : Перо, 2017. С. 355–360.

27. Бояркин М. Ю., Долгополова О. А., Зиновьева Д. М., Крутова В. В., Романенко Е. В., Субочев Н. С., Юнда А. В. Психологическое и профессиональное благополучие государственных служащих. Волгоград : Изд-во ВАГС, 2007. 216 с.

28. Данилова М. В., Рыкман Л. В. Психоэмоциональное благополучие и особенности самоосуществления в подростковом возрасте // Петербургский психологический журнал. 2017. № 20. С. 66–88. DOI: 10.17759/pse.2018230505

29. Голованова Н. Ф., Дерманова И. Б. Самооценка эффективности самоосуществления как фактор психологического благополучия личности // Вестник Кемеровского государственного университета. 2018. № 3(75). С. 85–92. DOI: 10.21603/2078-8975-2018-3-85-92

30. Головей Л. А., Манукян В. Р., Трошихина Е. Г., Александрова О. В., Рыкман Л. В. Психоэмоциональное благополучие человека в трудных жизненных ситуациях // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. Гуманитарные и общественные науки. 2019. № 4(97). С. 90–102. DOI: 10.22204/2587-8956-2019-097-04-90-102

31. Манукян В. Р., Трошихина Е. Г., Данилова М. В., Дерманова И. Б., Голованова Н. Ф., Рыкман Л. В., Александрова О. В., Ануфриюк К. Ю. Психоэмоциональное благополучие: интегративный подход : монография. Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. 360 с.

32. Батурин Н. А., Башкатов С. А., Гафарова Н. В. Теоретическая модель личностного благополучия // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2013. Т. 6. № 4. С. 4–14.

33. Башкатов С. А. Влияние характеристик темперамента и базовых свойств личности на компоненты позитивности как основы личностного благополучия // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2013. Т. 6. № 1. С. 4–13.

34. Башкатов С. А., Гафарова Н. В. Теоретические основания и эмпирическое исследование способов и приемов повышения характерологической позитивности и личностного благополучия с позиции позитивной психологии // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2015. Т. 8. № 2. С. 78–87.

35. Карапетян Л. В. Психологические корреляты эмоционально-личностного благополучия // Вестник Кемеровского государственного университета. 2017. № 4(72).

С. 132–140.

36. Бородкина Е. В. К вопросу изучения субъективного благополучия в профессионально-педагогической деятельности // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2012. № 28. С. 31–34.

37. Костина Е. Ю. Социальное благополучие и социальная безопасность в условиях глобализации современного общества // Universum: общественные науки. 2015. № 6(16). С. 11.

38. Locke E. A. The nature and causes of job satisfaction. Handbook of industrial and organizational psychology Chicago: Rand McNally. 1976. Pp. 1297–1349.

39. Warr P. The measurement of well-being and other aspects of mental health // Journal of Occupational and Organizational Psychology. 1990. Vоl. 63. № 3. Pp. 193–210. DOI:10.1111/j.2044-8325.1990.tb00521.x

40. Warr P., Nielsen K. Wellbeing and work performance [Electronic resource]. 2018. URL: https://www.researchgate.net/publication/323268004_Wellbeing_and_work_performance (accessed: 20.10.2022).

41. Заусенко И. В. Психологическое благополучие педагога // Педагогическое образование в России. 2012. № 2. С. 28–31.

42. Лактионова Е. Б., Матюшина М. Г. Психологические детерминанты и личностные ресурсы субъективного благополучия участников образовательной среды // Научное мнение. 2018. № 1. С. 63–72.

43. Жданова Н. Е., Мухлынина О. В. Исследование психологического благополучия педагогов // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. № 14(2). С. 14–17. DOI: 10.24411/2307-4264-2019-10202

44. Fedorov А., Ilaltdinova Е., Frolova S. Teachers’ Professional Well-Being: State and Factors. Universal Journal of Educational Research. 2020. № 8(5). Pp. 1698–1710. DOI:10.13189/ujer.2020.080506

45. Илалтдинова Е. Ю., Фролова С. В., Седых Е. П. Профессиональное благополучие педагога как индикатор качества педагогического взаимодействия // Педагогика. 2021. Т. 85. № 7. С. 81–90. DOI:10.13189/ujer.2020.080506

46. Дубровина И. В. Психическое и психологическое здоровье в контексте психологической культуры личности // Вестник практической психологии образования. 2009. № 3. С. 17–21.

47. Butt R., Retallick J. Professional well-being and learning: a study of administratorteacher workplace relationships // Journal of Educational Enquiry. 2002. Vol. 3. № 1. Pp. 17–34.

48. Fiorilli C., Paul W. Y. H., De Stasio S., Castro F. V., Benevene P., eds. Well-Being of School Teachers in Their Work Environment. Lausanne: Frontiers Media SA. 2002. 286 p. DOI: 10.3389/978-2-88966-064-3

49. Antoniou A.-S., Ploumpi A., Ntalla M. (2013) Occupational stress and professional burnout in teachers of primary and secondary education: The role of coping strategies // Psychology. Vol. 4. № 3A. Pp. 349–355. D0I:10.4236/psych.2013.43A051

50. Kwon K.-A., Horm D. M., Amirault C. (2021) Early childhood teachers’ well-being: What We Know and Why We Should Care // Zero to three Journal. 2021. Vol. 41. № 3. Pp. 35–44.

51. Тюлькина В. А. Удовлетворенность жизнью как составляющая субъективного благополучия мужчин и женщин [Электронный ресурс] // Концепт. 2016. Т. 32. С. 203– 212. URL: http://e-koncept.ru/2016/56686.htm (дата обращения: 23.11.2022).

52. Лактионова Е. Б., Орлова А. В., Кондакова И. В., Тузова А. С. Отношение к образовательной среде и психологическое благополучие учащихся специализированных и общеобразовательных школ // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 14. № 3(48). С. 500–515. DOI 10.32343/2409-5052-2020-14-3-500-515

 

Скачать статью в формате pdf.

Готовность педагогов профессионального образования к исследовательской деятельности в зависимости от типа организации

Автор(ы):

Антон Андреевич Коновалов, кандидат педагогических наук, директор научно-образовательного центра исследования перспектив кадрового обеспечения системы профессионального образования, https://orcid.org/0000-0003-4134-665X, eLibrary SPIN-код: 4585-2215; ResearcherID: ABD-2865-2021; Scopus AuthorID: 57325487000, Российский государственный профессионально-педагогический университет

620143, Россия, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11, тел.: +7 (343) 3384447, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Дина Евгеньевна Щипанова, кандидат психологических наук, доцент, заведующий лабораторией развития исследовательских компетенций (Doctoral Training Center), доцент кафедры психологии образования и профессионального развития, https://orcid.org/0000-0003-2823-3765, eLibrary SPIN-код: 7325-9937; ResearcherID: O-9179-2016; Scopus AuthorID: 57191168742, Российский государственный профессионально-педагогический университет

620143, Россия, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11, тел.: +7 (343) 3384447,

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация.

Стремление педагогов профессионального образования следовать инновационным трендам в системе профессионального образования и рынка труда актуализирует вопрос об уровне квалификации, необходимом для осуществления исследовательской деятельности как ключевого компонента, обеспечивающего профессиональное развитие. Цель исследования: выяснить, существуют ли статистически значимые различия в уровне сформированности исследовательских компетенций у педагогов профессионального образования в зависимости от типа образовательной организации (индустриальные, сервисные, гуманитарные и др.).

Методы. Ключевой метод сбора эмпирических данных – метод опроса педагогов на основе самооценки собственных исследовательских компетенций по 5-балльной шкале с помощью разработанного авторами инструментария. Методы анализа данных с использованием специализированного программного обеспечения для расчёта статистических показателей (SPSS 20): методика расчёта параметров дескриптивной статистики и методика сравнительного анализа независимых выборок с помощью критерия Краскелла-Уоллеса.

Результаты исследования. Представлена модель исследовательских компетенций (связанные с этапами проведения научного исследования и различными видами данной деятельности), необходимых педагогам в их профессионально-педагогической деятельности. Представлены результаты исследования, в ходе которого выявлены специфические особенности в реализации исследовательской деятельности и различия в дефицитах исследовательских компетенций у педагогов профессионального образования (n = 573) в зависимости от типа образовательной организации (индустриальные, сервисные, гуманитарные и др.): наименьший уровень сформированности выявлен у педагогов политехникумов и многопрофильных колледжей, наибольший – у преподавателей и мастеров производственного обучения гуманитарных и педагогических колледжей. Названы успешные практики в восполнении выявленных дефицитов исследовательских компетенций.

Ключевые слова: исследовательские компетенции, научная деятельность, педагог профессионального образования, СПО, колледжи разного типа

Для цитирования: Коновалов А. А., Щипанова Д. Е. Готовность педагогов профессионального образования к исследовательской деятельности в зависимости от типа организации // Педагогический ИМИДЖ. 2023. Т. 17. № 1 (58). С. 40–58. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-1-40-58

DOI: 10.32343/2409-5052-2023-17-1-40-58

УДК: 377.112.4:377.3:001.8

Статья поступила в редакцию 16.12.2022, одобрена после рецензирования 02.02.2023, принята к публикации 28.02.2023.

Список источников:

1. Кузнецова А. Г., Яровая Е. Б. Проектирование горизонтальной карьеры педагога на основе дополнительных видов педагогической деятельности и профессиональных достижений: отечественный и зарубежный опыт // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: психология и педагогика. 2021. Т. 18. № 1. С. 174–193. http:// dx.doi.org/10.22363/2313-1683-2021-18-1-174-193

2. Щипанова Д. Е., Коновалов А. А. Развитие исследовательских компетенций у педагогов СПО // Среднее профессиональное образование. 2021. № 6 (310). С. 33–38.

3. Васильев А. А. О подготовке педагога профессионального обучения к исследовательской деятельности // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Сер. Профессиональное образование, теория и методика обучения. 2016. Т. 11. № 6. С. 6–12.

4. Веселкова Н. В., Вандышев М. Н., Прямикова Е. В. Профессиональное образование в моногородах: производство мобильности // Вопросы образования. 2021. № 3. С. 8–32. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-3-8-32

5. Разработка профессиональных стандартов в сфере управления СПО и ДПО // Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации: сайт. URL: https://firo.ranepa.ru/obrazovanie/fgos/87-specialistam-spo/372-razrabotka-prof-stand-upravl-spo-i-dpo (дата обращения: 21.12.2022).

6. ФГОС [Электронный ресурс] : сайт. Главная. URL: https://fgos.ru/?ysclid=lemit8xxqw25450860 (дата обращения: 03.02.2023).

7. Власова О. И. Актуальные проблемы современных магистрантов: опыт социологического исследования // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2020. № 1 (1). С. 124–132. URL: http://edinsight.ru/article/72 (дата обращения: 15.12.2022).

8. International Professional Teacher Education [Electronic resource] // Studyinfo.fi: website. URL: https://opintopolku.fi/konfo/en/koulutus/1.2.246.562.13.00000000000000003016 (accessed: 16.12.2022).

9. Hauser F., Reuter R., Gruber H., Mottok J. Research competence: Modification of a questionnaire to measure research competence at universities of applied scienes. 2018 IEEE Global Engineering Education Conference (EDUCON), 17-20 April 2018. Pp. 109-117. DOI: 10.1109/EDUCON.2018.8363216

10. Swank J. M., Lambie G. W. Development of the Research Competencies Scale. Measurement and Evaluation in Counseling and Development. 2016. Vol. 49. Is. 2, 91-108. DOI: 10.1177/0748175615625749

11. Yaw M. S. G., Serrano A. S. Research Leadership as a Predictor of Research Competence. International Journal of Humanities and Education Development (IJHED). 2022. 4(4). Pp. 23–29. https://doi.org/10.22161/jhed.4.4.4

12. Örsal Ö., Duru P. Development of the Scientific Research Competency Scale for Nurses. Journal of Research in Nursing. 2021. Vol. 26. Is. 7. Pp. 684–700. DOI: 10.1177/17449871211020061

13. Коновалов А. А., Лыжин А. И. Компетентностный портрет мастера 2.0 как основа развития кадрового потенциала Профессионалитета // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10. № 2. С. 2. DOI: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-2-2

14. Коновалов А. А. Щипанова Д. Е., Лыжин А. И., Чернышов Б. А. О дефиците исследовательских компетенций у педагогов СПО: результаты исследования // Профессиональное образование и рынок труда. 2021. № 2 (45). С. 112–125. https://doi.org/10.52944/PORT.2021.45.2.009

15. Бактхаватчаалам В., Майлз М., Мачадо-Тейлор М. Л., Са М. Х. Исследовательская продуктивность и академическая недобросовестность в условиях меняющегося ландшафта высшего образования. на примере технических вузов Индии // Вопросыобразования. 2021. № 2. С. 126–151. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-2-126-151

16. Мальцева В. А., Шабалин А. И. Не-обходной маневр, или Бум спроса на среднее профессиональное образование в России // Вопросы образования. 2021. № 2. С. 10–42. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-2-10-42

17. Есенина Е. Ю., Сатдыков А. И., Коновалов А. А. Методология и инструментарий современной оценки профессиональной компетентности педагогических работников системы среднего профессионального образования // Мир психологии. 2022. № 4 (111). С. 116–133. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50109100 (дата обращения: 22.12.2022) https://doi.org/10.51944/20738528_2022_4_116

18. Зимняя И. А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании // Ученые записки национального общества прикладной лингвистики. 2013. № 4 (4). С. 16–31.

19. Koenen А-К., Dochy F., Berghmans I. A phenomenographic analysis of the implementation of competence-based education in higher education // Teaching and Teacher Education. 2015. № 50. С. 1–12. DOI: 10.1016/j.tate.2015.04.001

20. Lambrechts W., Mulà I., Ceulemans K., Molderez I., Gaeremynck V. The integration of competences for sustainable development in higher education: an analysis of bachelor programs in management // Journal of Cleaner Production. 2013. № 48. С. 65–73. DOI: 10.1016/j.jclepro.2011.12.034

21. Романцев Г. М., Ронжина Н. В. Профессиональная педагогика и профессионально-педагогическое образование как единство теории и практики образовательного процесса // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет имени В. П. Горячкина». 2013. № 4 (60). С. 111–115.

22. Choi S. J., Jeong J. C., Kim S. N. Impact of vocational education and training on adult skills and employment: An applied multilevel analysis // International Journal of Educational Development. 2019. Vol. 66. (1). С. 129–138. DOI: 10.1016/j.ijedudev.2018.09.007

23. Федоров В. А., Кубрушко П. Ф., Дубицкий В. В., Феоктистов А. В. Профессионально-педагогическое образование в России на современном этапе: концептуальный аспект // Образование и наука. 2022. Т. 24, № 7. С. 11–44. DOI: 10.17853/1994-5639-2022-7-11-44

24. Oswald-Egg M. E., Renold U. No experience, no employment: The effect of vocational education and training work experience on labour market outcomes after higher education [Electronic resource] // Economics of Education Review. 2021. Vol. 80 (3). URL: file:///C:/ Users/z.kustova/Downloads/No_experience_no_employment_The_effect_of_vocation.pdf. DOI: 10.1016/j.econedurev.2020.102065 (accessed: 16.12.2022).

 

Скачать статью в формате pdf.