Развитие речевого дыхания в коррекции дефектов звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией
Автор(ы):
Ирина Юрьевна Мурашова, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры комплексной коррекции нарушений детского развития, https://orcid.org/ 0000-0002-0001-5208, Иркутский государственный университет
664003, Россия, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1, тел.: +7 (3952) 521900, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Вера Ярославовна Черных, учитель-логопед, https://orcid.org/0000-0002-5302-6939, Детский сад комбинированного вида № 117, г. Ангарск
665826, Россия, Иркутская область, г. Ангарск, 12а мкр-н, 16, тел.: +7 (3955) 510935, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация.
Введение. Актуальность нашего исследования определена поиском результативных путей логопедического воздействия через развитие речевого дыхания в коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников с дизартрией. В науке и практике существуют разногласия, поскольку в теории априори считается устоявшимся признание важности развития речевого дыхания в коррекции дефектов звукопроизношения. При этом логопеды в практической деятельности коррекционные возможности речевого дыхания используют поверхностно из-за недостаточно чётко прописанных последовательных рекомендаций логопедического воздействия в работе над постановкой звуков речи. Цель статьи – обозначить проблемы развития речевого дыхания в коррекции звукопроизношения у детей с дизартрией, проанализировать состояние навыков речевого дыхания, важных для произнесения фонем у детей 5–6 лет с дизартрией, предложить последовательные рекомендации логопедической коррекции его недостатков в работе над постановкой звуков речи.
Материалы и методы. Методами исследования стали теоретический, анамнестический – изучение документации дошкольного образовательного учреждения, диагностический метод (диагностика речевого дыхания старших дошкольников с дизартрией) со скринингом (изучение логопедического статуса старших дошкольников с дизартрией); методы количественной и качественной обработки результатов.
Результаты исследования. Для получения подробных данных о степени тяжести дизартрии, а также интеллектуальном и неврологическом статусе, состоянии слуха испытуемых, составивших выборку, были изучены медицинские карты дошкольного образовательного учреждения на каждого ребёнка и речевые карты логопеда. Для определения психоречевого статуса заключения логопеда позднее были соотнесены с проведённым логопедическим скринингом и данными медкарт. Проведено исследование состояния речевого дыхания детей со средней тяжестью дизартрии и с минимальными дизартрическими расстройствами. Установлено, что при средней тяжести дизартрии состояние речевого дыхания, так же, как и звукопроизношения, страдает в большей степени, чем при минимальных дизартрических расстройствах. Обнаружено, что у детей с дизартрией состояние речевого дыхания соотносится с состоянием звукопроизношения: чем больше дефектов произношения, тем ниже уровень состояния речевого дыхания. Представлены подробные последовательные рекомендации коррекционной работы по развитию речевого дыхания дошкольников с дизартрией в зависимости от того, какой звук речи корригируется.
Ключевые слова: речевое дыхание, средняя тяжесть дизартрии, минимальные дизартрические расстройства, дефекты звукопроизношения
Для цитирования: Мурашова И. Ю., Черных В. Я. Развитие речевого дыхания в коррекции дефектов звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией // Педагогический ИМИДЖ. 2023. Т. 17. № 1 (58). С. 103–119. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-1-103-119
DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-1-103-119
УДК: 159.9.072+ 376.37
Статья поступила в редакцию 27.12.2022, одобрена после рецензирования 24.02.2023, принята к публикации 05.03.2023.
Список источников:
1. Красногорский Н. И. К физиологии становления детской речи [Электронный ресурс] / Труды по изучению высшей нервной деятельности человека и животных. Т.1. 1954. С. 471–482. URL: http://books.e-heritage.ru/book/10086995 (дата обращения: 20.12.2022).
2. Нейман Л. В., Богомильский М. Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. И. Селиверстова. М. : ВЛАДОС, 2001. 224 с.
3. Приходько О. Г. Дизартрические нарушения речи у детей раннего и дошкольного возраста // Специальное образование. 2010. № 2. С. 68–81. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/dizartricheskie-narusheniya-rechi-u-detey-rannego-i-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 09.10.2022).
4. Гвоздев А. Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка. СПб. : Акцидент, 1995. 64 с.
5. Максаков А. И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений ; 2-е изд. М. : Мозаика-Синтез, 2005. 57 с.
6.Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Практикум по логопедии : учебное пособие для учащихся педагогических училищ. М. : Просвещение, 1989. 239 с.
7. Винарская Е. Н. Дизартрия. М. : АСТ : Хранитель, 2006. 141 с.
8. Асланова. С. Р., Беглова О. А., Белякова Л. И., Болдырева Т. А., Дьякова Е. А., Канари А. П., Крапивина Л. М., Леонова С. В., Мерзлякова В. П., Осиповская М. П., Рау Е. Ю., Саитбаева Э. Р., Филатова Ю. О., Харенкова А. В., Хатнюкова-Шишкова Т. Г. Заикание: проблемы теории и практики: коллективная монография / под ред. Л. И. Беляковой. М. : Национальный книжный центр, 2016. 182 с.
9. Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. Дизартрия // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений: в 2 т. Т. 1 / под редакцией Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. М. : ВЛАДОС, 1997. С. 227–254.
10. Архипова Е. Ф. Стёртая дизартрия у детей. М. : АСТ : Астрель, 2008. 254 с.
11. Анохин П. К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем: монография. М. : Директ-медиа. 2008. 131 с.
12. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. Учеб пособие. М. : Академия, 2003. 384 с.
13. Выготский Л. С. Мышление и речь. М. : АСТ, 2022. 576 с.
14. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии / ред. Р. Е. Левина ; репр. изд. М. : Альянс, 2013. 367 с.
15. Лубовский В. И., Лонина В. А, Басилова Т. А., Левченко И. Ю. Валявко С. М., Кожалиева Ч. Б., Кузнецова Л. В., Курбанов Р. А., Петрова В. Г., Розанова Т. В., Солнцева Л. А. Специальная психология. В 2 т. / Под ред. В. И. Лубовского ; 7-е изд., перераб. и доп. М. : Юрайт, 2014. 1 т. – 428 с. 2 т. – 274 с.
16. Андронеску А. Анатомия ребенка ; пер. Э. Флореску. Бухарест : Меридиане, 1970. 363 с.
17. Петрова-Брюханова Л. K. Особенности внешнего дыхания у практически здоровых детей в возрасте от рождения до 14 лет [Электронный ресурс] // Труды Пятой науч. конф. по возрастной морфологии, физиологии и биохимии. М. : Изд-во АПН РСФСР, 1962. С. 162–164. URL: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_006463632/ (дата обращения: 11.10.2022).
18. Cook C. D. Respiratory physiology in infants and children // Smith R.M. Anesthesia for infants and children. St. Louis: Mosby Co., 1959. Pp. 50–74.
19. Engel S. L. The child’s lung: developmental anatomy, physiology and pathology. London : Arnold, 1947. 332 p.
20. Graham G. R. Circulatory and respiratory physiology of infancy and childhood // Brit. J. Anaesth., 1960. Vol. 32. N 2. P. 97 105. DOI: 10.1093/bja/32.3.97
21. Белякова Л. И., Волоскова Н. Н. Логопедия. Дизартрия. М. : ВЛАДОС, 2009. 287 с.
22. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург : АРД ЛТД, 1998. 320 с.
23. Хватцев М. Е. Логопедия. Работа с дошкольниками. М. : ВЛАДОС, 2009. 292 с.
24. Филичева Т. Б. Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М. : Айрис-пресс, 2004. 212 с.
25. Правдина О. В. Логопедия. М. : Просвещение, 1973. 272 с.
26. Инденбаум Е. Л., Мурашова И. Ю. Экспресс-диагностика психоречевого развития дошкольников в подготовительной группе // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2021. № 7. С. 62–72.
27. Мурашова И. Ю. Логопедическая экспресс-диагностика дошкольников // Дошкольное воспитание. 2022. № 8. С. 8–15.