Тревожность и коммуникативные свойства личности

Автор(ы):

Оксана Владимировна Защиринская, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры педагогики и педагогической психологии факультета психологии, https://orcid.org/0000-0002-2666-3529, Author ID в РИНЦ 136879, Researcher ID O-9144-2019, Scopus ID 57203567704, Санкт-Петербургский государственный университет

199034, Россия, г. Санкт-Петербург, наб. Макарова, 6, тел.: +7 (812) 3242574;

профессор, заведующий кафедрой психотравматологии, Русская христианская гуманитарная академия им. Ф. М. Достоевского;

191023, Россия, Санкт-Петербург, Набережная реки Фонтанки, 15, тел.: +7 (812) 3143521

доцент кафедры клинической психологии и психологического консультирования, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

191186, Россия, г. Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, тел.: +7 (812) 3124492, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Екатерина Ивановна Огарева, кандидат психологических наук, доцент, кафедры социальных технологий, руководитель образовательного направления «Психология», https://orcid.org/0009-0003-4360-1615, Author ID в РИНЦ 814354, Северо-Западный институт управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы;

199178, Россия, г. Санкт-Петербург, Средний проспект Васильевского острова, 57/43, тел.: +7 (812) 3359494, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Алексей Анатольевич Никифоров, аспирант, https://orcid.org/0009-0005-0652-9962, Русская христианская гуманитарная академия им. Ф.М. Достоевского

191023, Россия, г. Санкт-Петербург, Набережная реки Фонтанки, 15, тел.: +7 (812) 3143521, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. Статья посвящена концептуализации тревожности в континууме коммуникативно-личностных свойств человека. Данный феномен учитывает психоисторию детства и наличие психотравмирующих ситуаций во взрослом возрасте. Источником тревоги и страха становятся реальные и воображаемые ситуации. Однако на личное восприятие и формирование тревожности как устойчивой психической реакции воздействует коммуникативный контекст. Отсутствие безопасной психоэмоциональной среды провоцирует развитие тревожности.

Методы исследования. Были использованы следующие теоретические методы исследования: анализ, синтез, обобщение, сравнение.

Результаты исследования. В статье представлена концептуализация феномена тревожности как коммуникативного свойства личности. Выделены основные подходы к её изучению, представленные в исследованиях на разных этапах развития психологической науки.

Заключение. В рамках стремления личности к преодолению дискомфорта вырабатываются специфические стратегии психологических защит. Возникает тревожность как личностный конструкт, который подразумевает склонность к переживанию дестабилизирующего характера. В сфере коммуникаций и личностного взаимодействия тревожность формирует коммуникативную дезадаптацию вне зависимости от этиологии возникновения тревожности. Опыт травматичной коммуникации закрепляется системой компенсаторных защитных проявлений, создавая основу для возникновения препятствий в общении и реализации в значимой деятельности. Тревожность становится системным свойством личности на фоне коммуникативной деструкции.

Ключевые слова: личность, коммуникативные свойства личности, ситуативная тревожность, личностная тревожность, психологические защиты, психическое состояние

Для цитирования: Защиринская О. В., Огарева Е. И., Никифоров А. А. Тревожность и коммуникативные свойства личности // Педагогический ИМИДЖ. 2023. Т. 17. № 2. C. 170–181. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-2-170-181

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-2-170-181

УДК: 159.923.2

Статья поступила в редакцию 10.05.2023, одобрена после рецензирования 20.06.2023, принята к публикации 21.06.2023.

Список источников:

1. Armfield J. Cognitive vulnerability: A model of the etiology of fear // Clinical psychology review, 2006. Vol. 26. Is. 6. P. 746–768. https://doi.org/10.1016/j.cpr.2006.03.007

2. Amir N., Foa E. B., Coles M. E. Implicit memory bias for threat-relevant information in individuals with generalized social phobia // Journal of Abnormal Psychology 2000. Vol. 109, Is. 4. Pp. 713–720. https://doi.org/10.1037/0021-843X.109.4.713

3. Сидоров К. Р. Тревожность как психологический феномен // Вестник Удмуртского университета. 2013. № 2. C. 42–52.

4. Левченко Е. В., Кравцов И. С. Анализ понятия «тревога» в истории психологии // История образования и психологии. Специальное образование. 2011. № 2. С. 69–75.

5. Деларю В. В. Защитные механизмы личности : методические рекомендации // Волгоград : ВолгГАСА, 2004. 48 с.

6. Киршбаум Э., Еремеева А. Психологическая защита ; 3-е изд. СПб. : Питер, 2005.

175 с.

7. Савенко А. Личностная и ситуативная тревожность [Электронный ресурс]. URL: https://brainmod.ru/tests/manual/anxiety/ (дата обращения: 25.04.2020).

8. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применение ; пер. с англ. ; 3-е изд. СПб. : Питер, 2019. 606 с.

9. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М. : Айрис-пресс, 2004. 464 с.

10. Мэй Р. Р. Салливан: тревога как боязнь неодобрения // Смысл тревоги. М. : Класс. М., 2001. C. 46.

11. Скуднова Т. Д., Бех Е. В. Актуальность идей Эриха Фрома в современных условиях трансформации общества и образования // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2022. № 1. С. 117–123.

12. Лобза О. В., Короткова В. О. Взаимосвязь самоактуализации с индивидуально-типологическими свойствами личности [Электронный ресурс] // Психологические проблемы смысла жизни и акме : электрон. сб. мат-лов XXVI Междунар. симпозиума (Москва, 13–14 апреля 2021 г.). М, : Психол. ин-т РАО, 2021. С. 76–80. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_45769818_36663491.pdf (дата обращения: 23.03.2023).

13. Лапкина Е. В. Психологическая защита и совладание: защитная система личности // Ярославский педагогический вестник. 2011. № 2. С. 232–236.

14. Riskind J. H., Williams N. L., Joiner T. E. The Looming Cognitive Style: A Cognitive Vulnerability for Anxiety Disorders // Journal of Social and Clinical Psychology 2006. Vol. 25, № 7. Pp. 779–801. https://doi.org/10.1521/jscp.2006.25.7.779

15. Ильин Е. П. Психология страха. СПб. : Питер, 2017. 352 с.

16. Брель Е. Ю. Стоянова И. Я. Характеристики алекситимии в контексте психического здоровья // Вестник Кемеровского государственного университета, 2018. № 1 (73). С. 102–108. DOI: https://doi.org/10.21603/2078-8975-2018-1-102-108

17. Немов Р. С. Психология. В 2 ч. М. : Юрайт, 2023.1 ч. – 243 с. 2 ч. – 259 с.

18. Петровский А. Ф. Введение в психологию. М. : Академия, 1996. 496 с.

19. Петросянц В. Р. Особенности проявления механизмов психологической защиты студентов-психологов в вузе в зависимости от жизнестойкости / // Известия Саратовского университета. Новая Серия. Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5, № 3 (19). C. 250–254. DOI: 10.18500/2304-9790-2016-5-3-250-254

20. Вергунов Е. Г., Николаева Е. И., Боброва Ю. В. К вопросу о психометрической надежности некоторых психологических методик // Теоретическая и экспериментальная психология. 2019. Т. 12, № 1. C. 61–68.

21. Lysiak M. Inner Dialogical Communication and Pathological Personality Traits. Frontiers in Psychology. 2019. Vol. 10. P. 1663. doi: 10.3389/fpsyg.2019.01663

22. Křeménková, L., Cakirpaloglu, S. D., Kvintová, J., Zouharová, M. The Relationship Between Personality Traits and Anxiousness [Electronic resource] In Z. Bekirogullari, M. Y. Minas, R. X. Thambusamy (Eds.), ICEEPSY 2018: Education and Educational Psychology, vol. 53. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences, 2019. Pp. 171–181. https://doi.org/10.15405/epsbs.2019.01.17 URL: https://www.europeanproceedings.com/book-series/EpSBS/books/vol53-iceepsy-2018 (mode of access: 21.02.2023).

23. Norton P. J., Weiss B. J. The Role of Courage on Behavioral Approach in a Fear-Eliciting Situation: A Proof-of-Concept Pilot Study // Journal of anxiety disorders. 2008. Vol. 23, Is. 2. Pp. 212–217. https://doi.org/10.1016/j.janxdis.2008.07.002

24. Field А. P. The behavioral inhibition system and the verbal information pathway to children’s fears // Journal of abnormal psychology 2006. Vol. 115, Is. 4. Pp. 742–752. https:// doi.org/10.1037/0021-843X.115.4.742

25. Брель Е. Ю. К проблеме изучения особенностей взаимосвязи алекситимии, агрессивности и тревожности в структуре личности // Социальная работа в Сибири : сб. науч. трудов. Кемерово : Кузбассвузиздат, 2004. С. 174–178.

26. Гончарова Н. А. Психологические особенности переживания тревожности в зависимости от уровня нервно-психической адаптации личности // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2022. № 12 (214). С. 634–638.

Скачать статью в формате pdf.


Просмотров: 26 | Скачиваний: 30