Статьи выпуска № 2, год 2023(EN)

Особенности родительско-детского взаимодействия в семье ребёнка c задержкой психического развития

Автор(ы):

Юлия Николаевна Данилова, психолог, ассистент кафедры общей и практической психологии, https://orcid.org/0000-0002-9964-0256, Институт специального образования и психологии, Московский городской педагогический университет

127287, Россия, г. Москва, Петровско-Разумовский пр-д, 27, тел.: +7 (495) 6121436, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. В данной статье рассматривается родительско-детское взаимодействие в семье со старшими дошкольниками с задержкой психического развития и в семье с нормально развивающимися сверстниками на материале эмпирического исследования. Обосновывается актуальность изучения психологических особенностей родительско-детского взаимодействия с дошкольниками с задержкой психического развития, c одной стороны, недостаточностью психологических исследований, изучающих данную проблему, a c другой – значимостью данной тематики для социализации детей исследуемой категории. Целью исследования является выявление психологических особенностей родительско-детского взаимодействия в семьях дошкольников с задержкой психического развития на основе сравнения с семьями с нормально развивающимися сверстниками.

Материалы и методы. Основным методом исследования являлся констатирующий эксперимент, включающий в себя диагностическую методику «Изучения взаимодействия родителей с детьми» И. М. Марковской, методы математико-статистической обработки и интерпретации данных по методике Манна-Уитни и кластерный анализ.

Результаты исследования. Эмпирическое исследование показало наличие в семьях с дошкольниками с задержкой психического развития психологических особенностей родительско-детского взаимодействия, которые характеризовались неоднородностью и уровневыми различиями количественных и качественных критериально обоснованных характеристик взаимодействия родителей и дошкольников с задержкой психического развития на основе сравнения с семьями с нормально развивающимися сверстниками.

Заключение. Проведённый эксперимент подтвердил выдвинутую гипотезу о наличии психологических особенностей родительско-детского взаимодействия в семье ребёнка с задержкой психического развития, проявляющихся в незрелости, дисгармоничности, неоднородности, что, в свою очередь, отражает специфику внутрисемейной атмосферы, обусловленную рождением ребёнка данной категории. А также подтвердил теоретическое положение о единстве закономерностей психического развития нормально развивающихся дошкольников и с задержкой психического развития, реализующееся в контексте взаимодействия родителей и ребёнка данной категории на этапе дошкольного детства.

Ключевые слова: семья, родительско-детское взаимодействие, дошкольники с задержкой психического развития, шкалы взаимодействия

Для цитирования: Данилова Ю. Н. Особенности родительско-детского взаимодействия в семье ребёнка c задержкой психического развития // Педагогический ИМИДЖ. 2023. Т. 17. № 2. C. 286–299 . DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-2-286-299

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-2-286-299

УДК: 376.4

Статья поступила в редакцию 14.04.2023, одобрена после рецензирования 16.05.2023, принята к публикации 01.06.2023.

Список источников:

1. Ульенкова У. В., Лебедева О. В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии ; 5-е изд. М. : Академия, 2011. 175 с.

2. Медведева Е. А, Югова О. В. Особенности ресурсных возможностей семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-1. С. 198–201.

3. Ткачева В. В. Семья ребенка c ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование. М. : Нац. кн. центр, 2014. 149 с.

4. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. Ростов н/Д. : Феникс, 1998. 412 с.

5. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. М. : Академ. проект, 2006. 238 с.

6. Варга А. Я. Структура и типы родительского отношения : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01. М., 1986. 206 с.

7. Галасюк И. Н., Шинина Т. В. Семейная психология: методика «оценка детско-родительского взаимодействия». Evaluation of child-parent interaction (ECPI-2.0) : практ. пособие ; 2-е изд. М. : Юрайт, 2023. 223 с.

8. Maccoby, E. E.; Martin, J. A. Socialization in the context of the family: parent-child interaction. Handbook of child psychology : formerly Carmichael’s Manual of child psychology / P. H. Mussen, editor. New York : Wiley, 1983. Pp. 1–101.

9. Марковская И. М. Психология детско-родительских отношений: монография. Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2007. 92 с.

10. Медведева Е. А., Данилова Ю. Н. Системно-историческая ретроспектива категории «семья» в социологии и психологии // Системная психология и социология, 2022. № 2 (42). С. 53–64.

11. Медведева Е. А., Данилова Ю. Н. Системно-историческая ретроспектива социального статуса семьи ребенка c ограниченными возможностями здоровья // Системная психология и социология. 2022. № 4 (44). С. 81–94. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.44.4.07

12. Мелентьева Е. В. Психологические особенности взаимодействия родителей c детьми дошкольного возраста в современной семье // Ярославский педагогический вестник. 2014. Т. II. № 4.С. 259–263.

13. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека ; пер. с англ. / общ. ред. и предисл. Е. И. Исениной ; 2-е изд. М. : Прогресс, 1998. 480 с.

14. Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. В 2 т. Т. 2. М. : Апрель Пресс ; ЭКСМО-Пресс, 2000. 464 с.

15. Фромм Э. Кризис психоанализа ; пер. с англ. СПб. : Академ. проект, 2000. 215 с.

16. Хитрина И. Ю. Внутрисемейное взаимодействие в психологически благополучной семье : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05. СПб., 2008. 216 с.

17. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. М. : Педагогика, 1989. 157 с.

18. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи ; 4-е изд. СПб. : Питер, 1999. 656 c.

19. Эриксон Э. Г. Идентичность: юность и кризис. М. : Прогресс, 1996. 344 с.

20. Вишневский В. А. О динамике психогенных депрессивных расстройств, вызванных рождением в семье больного ребенка // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1984. Т. 84. Вып. 4. С. 563–567.

21. Вишневский В. А., Воскресенский Б. А. Некоторые аспекты медико-педагогической работы с родителями больных ДЦП // Вопросы клинической психиатрии : тезисы докладов науч.-практ. конф. / под ред. А. Д. Ткачева. Кемерово, 1985. С. 42–44.

22. Никишина В. Б. Социально-психологическая детерминация нарушений психического развития детей : автореф. дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.05 ; 19.00.10. Ярославль, 2004. 54 с.

23. Пастухова Л. А. Детско-родительские отношения в семьях с детьми, имеющими недоразвитие интеллекта : дис. … канд. психол. наук : 19.00.07. Ярославль, 2006. 217 с.

24. Реан А. А., Баранов А. А. Махмутова Р. К. Оптимизация внутрисемейного эмоционального взаимодействия в диаде мать – ребенок дошкольного возраста с нарушением интеллекта // Национальный психологический журнал 2016. № 4 (24). С. 108–114.

25. Ляксо Е. Е., Фролова О.В. Речевое поведение матерей при взаимодействии детьми с синдромом Дауна // Теоретическая и прикладная лингвистика, 2020. Т. 6. № 1.

С. 103–124. DOI: 10.22250/2410-7190_2020_6_1_103_124

26. Чекушина М. В. Особенности эмоционального взаимодействия матерей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с психосоматическими расстройствами // Молодой учёный. 2021. № 48 (390). С. 514–517.

27. Высотина Т. Н. Особенности родительского отношения к детям с атипичным аутизмом : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.10. СПб., 2013. 22 с.

28. Печникова Л. С. Материнское отношение к ребенку-аутисту в зависимости от наличия в семье здорового сибса // Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь : мат-лы всерос. науч.-практ. конф. : тезисы докладов. М. : МГУ, 1998. С. 173–174.

29. Котова Е. В. Особенности родительского отношения к соматически больным детям старшего дошкольного возраста: на примере часто болеющих детей и детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13 ; 19.00.04. Казань, 2003. 179 с.

30. Крючева Я. В. Педагогическая помощь родителям в организации взаимодействия с детьми, имеющими задержку психического развития : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. Тюмень, 2004. 26 с.

31. Крушная Н. А. Социально-психологическая специфика отношения родителей к детям старшего дошкольного возраста c задержкой психического развития : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.05. Ярославль, 2010. 25 с.

32. Маркина А. Ю., Герасимова О. Ю., Семченко Л. Н. Детско-родительские отношения в семьях детей с задержкой психического развития // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области, 2015. № 3(10). С. 19–22

33. Стреленко А. А. Гендерная идентичность в культуре родительско-детского взаимодействия в замещающих семьях // Право. Экономика. Психология, 2021. № 2(22).

С. 83–98.

34. Красильникова Е. Н., Дериш Ф. В. Взаимосвязи характеристик сиблинговых и детско-родительских отношений // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2014. № 1. С. 47–56.

35. Кузьмишина Т. Л. Манипулятивное общение между детьми дошкольного возраста и их родителями в современной семье // Проблемы современного образования. 2018. № 3. С. 80–88.

36. Карабанова О. А., Поскребышева Н. Н. Развитие личностной автономии подростков в отношениях с родителями и сверстниками // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2011. № 2. С. 36–47.

Скачать статью в формате pdf.

Изучение представлений лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, а также специалистов помогающих профессий о феномене экстрабилити и его связи с творческой самореализацией

Автор(ы):

Надия Шамильевна Тюрина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и комплексной реабилитации, https://orcid.org/0000-0002-2226-3595, Author ID в РИНЦ – 765177, Институт специального образования и психологии, Московский городской педагогический университет

119261, Россия, г. Москва, ул. Панферова, 8, корп. 2, тел.: +7 (499) 1349468, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Надежда Петровна Полякова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и комплексной реабилитации, https://orcid.org/0000-0002-2374-2686, Author ID в РИНЦ – 820090, Институт специального образования и психологии, Московский городской педагогический университет

119261, Россия, г. Москва, ул. Панферова, 8, корп. 2, тел.: +7 (499) 1349468, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ольга Юрьевна Соколова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и комплексной реабилитации, https://orcid.org/0000-0002-0913-7009, Author ID в РИНЦ – 815176, Институт специального образования и психологии, Московский городской педагогический университет

119261, Россия, г. Москва, ул. Панферова, 8, корп. 2, тел.: +7 (499) 1349468, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. Данные, полученные в ходе изучения восприятия различными общественными группами людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья и, в частности, понятия «экстрабилити», позволили поставить вопрос о сущности этого понятия. Условиями для творческой самореализации людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья являются: наличие у указанных категорий людей способностей, превосходящих минимально необходимые для успешной адаптации; просвещённое общество; инклюзивная среда.

Цель статьи заключается в изучении феномена экстрабилити, экспериментальном исследовании представлений о данном феномене и его связи с творческой самореализацией у целевой аудитории (люди с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, специалисты сопровождения).

Материалы и методы. При работе над статьёй своё применение нашли аналитические методы (ретроспективный анализ научной литературы), практические методы (личный опыт подготовки студентов в системе специального образования, работа с одарёнными детьми, в том числе с особыми образовательными потребностями).

Результаты исследования. Опираясь на свой научно-исследовательский опыт, авторы статьи предложили научное обоснование необходимости переосмысления сущности творческой самореализации лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, условиями чего являются способности, которые нельзя свести к совокупности компенсаторных механизмов. Изучение экстрабилити как социально-культурного явления осуществлялось в два этапа: первый этап носил просветительский характер, в рамках второго этапа происходило изучение динамики изменения представлений об экстрабилити у людей разных социальных групп, предложены условия, позволяющие решать проблемы самореализации людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.

Заключение. Предложенный подход к осмыслению феномена способностей, превосходящих минимально необходимые для успешной социализации, как экстрабилити, может найти своё применение у педагогов специального, общего и дополнительного образования, специалистов сопровождения, работающих с различными категориями людей с психофизическими нарушениями.

Ключевые слова: творческая самореализация; экстрабилити; инвалидность; инклюзия, ограниченные возможности здоровья, подготовка студентов в системе специального образования, работа с одарёнными детьми с особыми образовательными потребностями

Для цитирования: Тюрина Н. Ш., Полякова Н. П., Соколова О. Ю. Изучение представлений лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, а также специалистов помогающих профессий о феномене экстрабилити и его связи с творческой самореализацией // Педагогический ИМИДЖ. 2023. Т. 17. № 2 (59). С. 273–285. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-2-273-285

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-2-273-285

УДК: 159.99

Статья поступила в редакцию 03.01.2023, одобрена после рецензирования 24.05.2023, принята к публикации 27.05.2023.

Список источников:

1. Baldwin J. M. The Diсtionary of Psyсhology and Philosophy. London, Macmillan & Company, Limited, 1902. P. 97.

2. Моздокова Ю. С. Реабилитационный компонент социально-культурной интеграции// Международный научный альманах : сб. статей. Таганрог-Актюбинск : Изд-во РГСУ, 2009. Т. 5. С. 335–354.

3. Шарковская Н. В. Формирование социально-культурной активности личности в учреждениях культуры и образования: структурно-функциональный подход : автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.05 ; 13.00.08. М., 2009. 48 с.

4. Шеманов А. Ю. Формирование инклюзивной культуры при реализации инклюзивного образования: вызовы и достижения [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология: электрон. журнал. 2018. Т. 7, № 1. С. 29–37. URL: http://www. inсlusive-edu.ru/wp-сontent/uploads/2018/12/jmfp_2018_n_1_Shemanov_Ekushevskaya.

pdf (дата обращения: 10.01.2023). DOI: 10.17759/jmfp.2018070103

5. Черняк Л. С. «Воплощенность личности и инклюзия»: медитации постороннего // Обсерватория культуры. 2015. №. 3. С. 4–12. DOI: 10.25281/2072-3156-2015-0-3-4-12

6. Ярошенко Н. Н. История и методология теории социально-культурной деятельности. М. : МГУКИ, 2013. 456 с.

7. Колпащиков О. Б. Экстабилити людей с инвалидностью в инклюзивном и социальном проектировании // Экстрабилити как феномен инклюзивной культуры: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Екатеринбург, 12 декабря 2018 года). Екатеринбург : Изд-во Уральского университета, 2019. 124 с.

8. Адлер А. О нервическом характере / под ред. Э. В. Соколова ; пер. с нем. И. В. Стефанович. СПб. : Университетская книга, 1997. 385 с.

9. Адлер А. Понять природу человека. СПб. : Академический проект, 2000. 254 с.

10. Выготский Л. С. Дефект и сверхкомпенсация / Проблемы дефектологии / сост., авт. вступ. ст. и библиогр. Т. М. Лифанова; авт. коммент. М. А. Степанова. М. : Просвещение, 1995. С. 82–97.

11. Выготский Л. С. К психологии и педагогике детской дефективности / Проблемы дефектологии / сост., авт. вступ. ст. и библиогр. Т. М. Лифанова; авт. коммент. М. А. Степанова. М. : Просвещение, 1995. С. 19–40.

12. Касацкая И. Ф., Колпащиков О. Б., Баранников К. В. Теория и практика экстрабилити в изменении концепции подхода «не мы инвалиду, а инвалид – обществу и государству» // Инклюзия в образовании. 2020. Т. 5, № 1(17). С. 40–59.

13. Колпащиков О. Б., Баранников К. В. Организация инклюзивного взаимодействия для реализации скрытых талантов и способностей людей // Преемственная система инклюзивного образования: взаимодействие специалистов разного профиля: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. (Казань, 1–2 марта 2018 г.). Казань : Познание, 2018. 583 с.

14. Лугвина Т. О. Опыт использования экстрабилити неслышащих людей в проведении психологической диагностики // Экстрабилити как феномен инклюзивной культуры: формирование инклюзивной культуры в организациях: мат-лы II Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Екатеринбург, 12–13 декабря 2019 г.). Екатеринбург : Ажур. 2020. С. 156–162.

15. Полякова Н. П. Универсальные учебные действия в аспекте социально-личностного развития слепых подростков // Развитие образования. 2019. № 2 (4). С. 66–68. DOI 10.31483/r-32341

16. Исаев Е. И., Галушкин П. А. Самореализация личности с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивных практиках // «Вестник Российского нового университета». 2018. № 2. С. 68–74. 17. Галушкин П. А. Модель самореализации личности с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] // Прикладная юридическая психология. 2014. № 1. C. 84–91. URL: https://сyberleninka.ru/artiсle/n/model-samorealizatsii-liсhnosti-sograniсhennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (дата обращения: 28.01.2023).

18. Дорохова Т. С., Галагузова Ю. Н., Хольм П. Методологические основания реализации сопровождаемого проживания людей с инвалидностью [Электронный ресурс] //

Педагогическое образование в России. 2020. № 6. С. 230–235. URL: https://сyberleninka. ru/artiсle/n/metodologiсheskie-osnovaniya-realizatsii-soprovozhdaemogo-prozhivaniyalyudey-s-invalidnostyu (дата обращения: 28.01.2023).

19. Цой Л. П. Самореализация лиц с ограниченными возможностями в современных социокультурных условиях. [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2017. № 13.2 (147.2). С. 22–25. URL: https://moluсh.ru/arсhive/147/42015/ (дата обращения: 28.01.2023).

20. Баранников К. В., Колпащиков О. Б., Кохан С. Т., Скалий А., Сикора Ф. Экстрабилити: методика инклюзивного взаимодействия незрячих людей : монография / под ред. С. Т. Кохана. Чита : ЗабГУ, 2020. 313 с.

21. Тюрина Н. Ш., Соколова О. Ю. Медиа как ресурс для самореализации особенных людей // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 74-2. С. 220–223.

22. Tyurina N. Sh., Sokolova O. Y. Training manuals foсused defeсtology // TSNI 2021 – Textbook: Foсus on Students’ National Identity. М. : ARPHA Proceedings. 2021. Pp. 1018–1028.

Скачать статью в формате pdf.

Особенности профессионального выгорания педагогических работников и роль осознанности в его профилактике

Автор(ы):

Анастасия Андреевна Киселева, преподаватель кафедры начального и дошкольного образования, https://orcid.org/0000-0002-7538-8375, Институт развития образования Иркутской области

664007, Россия, г. Иркутск, ул. Красноказачья, 10А, тел.: +7 (3952) 500904, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Кузьмин Михаил Юрьевич

кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии, https://orcid.org/0000-0002-7538-8375, Иркутский государственный университет

664003, Россия, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, тел.: +7 (3952) 243244;

доцент кафедры начального и дошкольного образования, Институт развития образования Иркутской области

664007, Россия, г. Иркутск, ул. Красноказачья, 10А, тел.: +7 (3952) 500904, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. В статье рассмотрена проблема профессионального выгорания педагогических работников в связи с эффективностью педагогической деятельности, его особенности и роль осознанности при его профилактике.

Материалы и методы. В сравнительном исследовании приняли участие 88 педагогических работников разного стажа и специальности и группа медицинских работников (96 человек). Использовались: тест выгорания Маслач, методика изучения копинг-стратегий Лазаруса и Фолкман, опросник депрессии Бека (BDI), Шкала воспринимаемого стресса PSS-10, опросник SF-12, опросники Five Facet Mindfulness Questionnaire и шкала MAAS для изучения осознанности. Для обработки применялись t-критерий Стьюдента и регрессионный анализ.

Результаты. Установлено, что существует связь между уровнем профессионального выгорания и эффективностью педагогической деятельности. Определено, что педагогические работники по сравнению с медицинскими демонстрируют больше признаков профессионального выгорания, что выражается как в специализированных шкалах, так и в уровне воспринимаемого стресса. Педагогические работники с высоким уровнем выгорания опираются на иные, нежели медицинские работники (с более низким уровнем осознанности), стратегии совладающего поведения, у них ниже уровень осознанности. Установлены факторы, препятствующие развитию выгорания у педагогических работников, а именно стратегия Планирования решения проблем, высокий уровень осознанности и наличие семейных отношений.

Заключение. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы для адаптации тренинговых программ по снижению профессионального выгорания.

Ключевые слова: профессиональное выгорание, педагогические работники, осознанность

Для цитирования: Киселева А. А., Кузьмин М. Ю. Особенности профессионального выгорания педагогических работников и роль осознанности в его профилактике // Педагогический ИМИДЖ. 2023. Т. 17. № 2 (59). С. 238–260. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-2-238-260

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-2-238-260

УДК: 159.923.2+37.015.32:37.08

Статья поступила в редакцию 02.02.2023, одобрена после рецензирования 22.06.2023, принята к публикации 23.06.2023.

Список источников:

1. Егорова С. Ю. Роль личности педагога и культура его общения в образовательном процессе // Обучение и воспитание: методики и практика. 2012. № 1. С. 333–337. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-lichnosti-pedagoga-i-kultura-ego-obscheniya-v obrazovatelnom-protsesse (дата обращения: 22.05.2023).

2. Гусева Ю. Е., Николаева К. М. Личность педагога и психологический климат в коллективе // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2020. № 1(42). С. 58–70.

3. QD85 Burnout // ICD-11 for Mortality and Morbidity Statistics [Electronic resource]. URL: https://icd.who.int/browse11/l-m/en#/http%3a%2f%2fid.who.int%2ficd%2fentity%

2f129180281 (mode of access: 23.02.2023).

4. Кашапов М. М., Иванова Ю. О. Взаимосвязь психологического благополучия и копинг-поведения в процессе профессионализации педагогов // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2017. № 2 (40). С. 89–94.

5. Косаренко Ю.А., Чернобровкина С.В. Копинг-стратегии как фактор профессионального выгорания педагогов школы и дошкольных учреждений // Молодёжь третьего тысячелетия Сборник научных статей. (Омск, 10–28 апреля 2017 г.). Омск : Изд-во ОмГУ, 2017. С. 1561–1566.

6. Кондратьева О. Г. Структура синдрома эмоционального выгорания у педагогов в зависимости от стажа профессиональной деятельности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 304–306.

7. Первитская А.М. Анализ связей показателей эмоционального выгорания и копинг-стратегий у педагогов с разным стажем работы // Новый университет. Серия: Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук. 2013. №1 (22). С. 24-27.

8. Киселева А. А., Кузьмин М. Ю., Козлов В. В. Особенности совладающего поведения педагогов различного стажа и специальности. Интеграция образования. 2020. Т. 24. № 4. С. 641–655. DOI: 10.15507/1991-9468.101.024.202004.641-655

9. Luken M, Sammons A. Systematic Review of Mindfulness Practice for Reducing Job Burnout. The American Journal of Occupational Therapy. 2016. Vol. 70. Is. 2. 7002250020p1- 7002250020p10. doi: 10.5014/ajot.2016.016956

10. Herman K. C., Reinke W. M., Eddy C. L. Advances in understanding and intervening in teacher stress and coping: The Coping-Competence-Context Theory // Journal School Psychology. 2020. Vol. 78. Pp. 69–74. DOI: 10.1016/j.jsp.2020.01.001

11. Anama-Green C. Intrapersonal mindfulness is associated with reduced risk of burnout among Central Appalachian educators // Explore. 2022. Vol. 18. Is. 1. Pp. 64–69. DOI: 10.1016/j.explore.2020.10.003

12. Тулегенова А. Г. Эмоциональное выгорание как один из рисков педагогической карьеры // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2013. Т. 26–65. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnoe-vygoranie-kak-odin-iz-riskov-pedagogicheskoy-kariery (дата обращения: 22.05.2023).

13. Kuzmin M. Yu., Kiseleva A. A., Mironova E. I. Teacher coping strategies as factor of child’s success in educational process [Electronic resource] // SHS Web of Conferences. 2021. Vol. 117. 03004. Psychology of Giftedness and Creativity 2020. URL: https://www. shs-conferences.org/articles/shsconf/pdf/2021/28/shsconf_pgc2021_03004.pdf (mode of access:

23.02.2023). DOI: 10.1051/shsconf/202111703004

14. Мерзлякова Д. Р. Опыт проведения программы профилактики и коррекции психического выгорания у учителей начальных классов // Начальная школа плюс До и После. 2013. № 3. С. 81–86.

15. Водопьянова Н. Е., Густелева А. Н., Минин Д. С., Ихия А. Опыт психологического консультирования, ориентированного на коррекцию и профилактику профессионального выгорания учителей арабских школ Израиля // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2018. № 2. С. 56–69.

16. Киселева А. А., Козлов В. В. Групповое психологическое консультирование как способ развития продуктивных копинг-стратегий у педагогов // Учитель создает нацию : сб. мат-лов III междунар. науч.-практ. конф. (Грозный, 20 ноября 2018 г.). Махачкала : Алеф. 2018. С. 486–494.

17. Латина А. А. Производственная гимнастика как способ коррекции профессионального выгорания учителей в условиях общеобразовательных школ // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2009. № 9. С. 71–75.

18. Суров Д. Е., Скрипачева Е. Н., Бенелли Л. Н. Программа профилактики синдрома эмоционального выгорания у педагогов коррекционных образовательных учреждений на базе телесно-ориентированной терапии // Вестник Московского информационно-технологического университета - Московского архитектурно-строительного института. 2022. № 2. С. 94–100. DOI 10.52470/2224669X_2022_2_94

19. Губина С. Т., Мерзлякова Д. Р. Профилактика и коррекция психического выгорания учителей начальных классов с помощью музыкальных средств // Начальная школа плюс До и После. 2012. № 3. С. 52–55.

20. Скользков А. В. Применение программ развития «осознанности» в российских вузах // Вестник Белгородского института развития образования. 2021. Т. 8. № 3(21). С. 17–27.

21. Bishop S. R., Lau M., Shapiro Sh., Carlson L., Anderson N. D., Carмody J., Segal Z. V., Abbey S., Speca M., Velting D., Devins G. Mindfulness: A proposed operational definition // Clinical Psychology: Science and Practice. 2004. Vol. 11. № 3. Pp. 230–241. DOI:10.1093/clipsy/bph077

22. Baer R. A., Smith G. T., Lykins E., Button D., Krietemeyer J., Sauer S., Walsh E., Duggan D., Wiliams J. M. G. Construct Validity of the Five Facet Mindfulness Questionnaire in Meditating and Nonmeditating Samples // Assessment. 2008. № 15 (3). Pp. 329–342. DOI:

10.1177/1073191107313003

23. Carlson L. E., Brown K. W. Validation of the mindful attention awareness scale in a cancer population. // Journal of psychosomatic research. 2005. № 58 (1). Рp. 29–33. DOI: 10.1016/j.jpsychores.2004.04.366

24. Кузьмин М. Ю., Сутурина Л. В. Развитие стратегий совладающего поведения: основные подходы // Acta biomedica scientifica. 2020. № 5(6). С. 188–193. DOI: 10.29413/ ABS.2020-5.6.22

25. Gómez-Gascón T, Martín-Fernández J, Gálvez-Herrer M, Tapias-Merino E, Beamud-Lagos M, Mingote-Adán JC; Grupo EDESPROAP-Madrid. Effectiveness of an intervention for prevention and treatment of burnout in primary health care professionals // BMC Family Practice. 2013. Vol. 14 (1). P. 173. DOI: 10.1186/1471-2296-14-173

26. Lebares C. C., Hershberger A. O., Guvva E. V., Desai A., Mitchell J., Shen W., Reilly L. M., Delucchi K. L., O’Sullivan P. S., Ascher N. L., Harris H. W. Feasibility of Formal Mindfulness- Based Stress-Resilience Training Among Surgery Interns: A Randomized Clinical Trial // JAMA Surgery. 2018. Vol.153. Is. 10 : e182734. DOI: 10.1001/jamasurg.2018.2734

27. Ветошкина В. С. Практики осознанности для профилактики синдрома эмоционального выгорания у тьюторов // Профильное образование и специализированное обучение: современные подходы, модели и практики : Всероссийская научно-методическая конференция. Новосибирск, 12–13 декабря 2020 года. Новосибирск : Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, 2020. С. 25–28.

28. Попова Н. С. Осознанность как основа организации образовательного процесса в вузе в период пандемии // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. 2021. № 17. С. 111–116.

29. Попова Т. А., Мазанова А. Е. Осмысленность жизни и ответственность личности волонтёров // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2021. № 4. С. 21–39. DOI: 10.18384/2310-7235-2021-4-21-39

30. Лозинская Е. И., Лутова Н. Б., Вид В. Д. Системный индекс синдрома перегорания (на основе теста MBI). Методические рекомендации. СПб. : НИПНИ им. В. М. Бехтерева, 2007. 19 с.

31. Вассерман Л. И., Иовлев Б. В., Исаева Е. Р., Трифонова Е. А., Щелкова О. Ю. Методика для психологической диагностики способов совладания со стрессовыми и проблемными для личности ситуациями // Учебное пособие. СПб. : Изд-во НИПНИ им. В.М. Бехтерева. 2009. 38 с.

32. Абабков В.А, Барышникова Ковилка, Воронцова-Венгер О.В, Горбунов И.А, Капранова С.В, Пологаева Е.А, Стуклов К.А. Валидизация русскоязычной версии опросника«Шкала воспринимаемого стресса-10» // Вестник СПбГУ. Серия 16: Психология. Педагогика. 2016. № 2. С. 6–15. DOI: https://doi.org/10.21638/11701/spbu16.2016.202

33. Hoffmann C., McFarland B. H., J., Kinzie D., Bresler L., Rakhlin D., Wolf S., Kovas A. E. Psychometric properties of a Russian version of the SF-12 Health Survey in a refugee population // Comprehensive Psychiatry. 2005. № 46(5), Рр. 390–397. DOI:10.1016/j. comppsych.2004.12.002

34. Голубев А. М, Дорошева Е. А. Особенности применения русскоязычной версии пятифакторного опросника осознанности // Сибирский психологический журнал. 2018. № 69. С. 46–68. DOI: 10.17223/17267080/69/3

35. Lanners M. S. Are Teachers More Affected by Burnout than Physicians, Nurses and Other Professionals? A Systematic Review of the Literature / Lightner N. J., Kalra J. Advances in Human Factors and Ergonomics in Healthcare and Medical Devices. Advances inIntelligent Systems and Computing Vol. 957. Proceedings of the AHFE 2019 International Conference on Human Factors and Ergonomics in Healthcare and Medical Devices, July 24–28, 2019. Pp. 147–155. Washington D.C., USA. DOI:10.1007/978-3-030-20451-8_14

36. Matiz A., Fabbro F., Paschetto A., Cantone D., Paolone, A. R, Crescentini C. Positive Impact of Mindfulness Meditation on Mental Health of Female Teachers during the COVID-19 Outbreak in Italy // International Journal of Environmental Research and Public Health, (2020). № 17(18), Pp. 6450. doi:10.3390/ijerph17186450

37. Griffith J., Steptoe A., Cropley M. An Investigation of Coping Strategies Associated with Job Stress in Teachers // British Journal of Educational Psychology. 1999. № 69(4). Pp. 517–531. DOI: https://doi. org/10.1348/000709999157879

38. Yayli D. Coping Strategies of Pre-Service Teachers of Turkish with Tensions in Achieving Agency // Eurasian Journal of Educational Research. 2017. № 68. Pp. 187–202. DOI: https://doi.org/10.14689/ ejer.2017.68.10

39. Martínez JP, Méndez I, Ruiz-Esteban C, Fernández-Sogorb A, García-Fernández JM. Profiles of Burnout, Coping Strategies and Depressive Symptomatology // Frontiers in Psychology. 2020. Vol. 11:591. DOI: 10.3389/fpsyg.2020.00591

40. Schnaider-Levi L., Ganz A. B., Zafrani K., Goldman Z., Mitnik I., Rolnik B., Lev-Ari Sh. The Effect of Inquiry-Based Stress Reduction on Teacher Burnout: A Controlled Trial // Brain Sciences. 2020. № 10(7). Pp. 468. doi:10.3390/brainsci10070468

41. Sun J., Wang X., Wang Y., Du X., Zhang Ch. The mediating effect of perceived social support on the relationship between mindfulness and burnout in special education teachers // Journal of Community Psychology. 2019. Vol. 47. Is. 7. Pp. 1799–1809. doi: 10.1002/jcop.22229

42. Dave DJ, McClure LA, Rojas SR, De Lavalette O, Lee DJ. Impact of Mindfulness Training on the Well-Being of Educators // The Journal of Alternative and Complementary Medicine. 2020. Vol. 26. Is. 7. Pp. 645–651. DOI: 10.1089/acm.2019.0451

43. Kuzmin M. Yu., Tyumentseva D. P., Rashidova M. A., Sholokhov L. F., Marianian A. Yu. Subjective Assessment of Stress and its Relationship with Neuroendocrine Mechanisms of its Development in Obstetricians-Gynecologists against the Background of Professional Burnout // International Journal of Biomedicine. 2021. № 11. Is. 4. Pp. 551–557. DOI: 10.21103/Article11(4)_OA25

Скачать статью в формате pdf.

Показатели эмоционального благополучия дошкольника

Автор(ы):

Мария Дмитриевна Кукушкина, заместитель директора по инновационной деятельности и стратегическому развитию системы образования Невского района, методист Информационно-методический центра Невского района Санкт-Петербурга, https://orcid.org/0000-0003-4382-7748, Author ID в РИНЦ: 40449722, SPIN-код: 5228-2831

192171, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Бабушкина, 42, корп. 4, тел.: +7 (812) 5601306,

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. Статья посвящена исследованию показателей эмоционального благополучия дошкольников, а также представлений педагогов дошкольных образовательных учреждений о показателях эмоционального благополучия детей дошкольного возраста. На основе теоретического анализа предложено определение эмоционального благополучия дошкольника и выявлены его компоненты, обусловленные возрастными особенностями и потребностями воспитанника старшей группы детского сада. Проведён опрос с целью выявления представлений педагогов дошкольных образовательных учреждений о показателях эмоционального благополучия дошкольников. Цель статьи: рассмотреть структуру эмоционального благополучия дошкольника, выявить компоненты и показатели эмоционального благополучия и представления о них у педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Материалы и методы. В ходе исследования использовались следующие методы: обобщающий анализ научной и научно-методической литературы по проблемам эмоционального благополучия дошкольника, статистический анализ результатов опроса, контент-анализ.

Результаты исследования. С помощью теоретического анализа научной литературы предложены показатели эмоционального благополучия дошкольника на эмоциональном, когнитивном и поведенческом уровнях. Было проведено эмпирическое исследование представлений педагогов дошкольных образовательных учреждений, которое позволило определить наиболее значимые, по мнению педагогов, показатели эмоционального благополучия дошкольника.

Заключение. Проведённое исследование позволяет прийти к выводу, что специфика структуры эмоционального благополучия дошкольника определяется, с одной стороны, удовлетворённостью таких возрастных потребностей, как потребность в безопасности, в доброжелательном общении, позитивной оценке личности ребёнка окружающими и им самим, а с другой стороны, такими факторами и характеристиками социальной среды, как принятие ребёнка детским коллективом, принятые в группе стратегии общения и выхода из конфликта. Представления педагогов о показателях эмоционального благополучия дошкольника включают в себя показатели, относящиеся как к эмоциональной, так и поведенческой, и когнитивной сферам личности ребёнка. Отсутствие единства в представлениях педагогов об эмоциональном благополучии дошкольника говорит о необходимости включения знаний о показателях эмоционального благополучия в содержание психологического просвещения педагогов дошкольных образовательных учреждений, а также включения мероприятий по формированию представлений о показателях эмоционального благополучия дошкольника, проявляющихся на эмоциональном, когнитивном и поведенческом уровнях. Данные исследования будут полезны не только при разработке системы мероприятий, направленных на информирование и психологическое просвещение педагогов, но и при формировании планов групповой и индивидуальной профилактической и психокоррекционной работы педагогов-психологов, направленной на формирование и поддержание эмоционального благополучия воспитанников.

Ключевые слова: эмоциональное благополучие дошкольника, возрастные потребности дошкольника, психологическое здоровье дошкольника, дошкольное образовательное учреждение

Для цитирования: Кукушкина М. Д. Показатели эмоционального благополучия дошкольника // Педагогический ИМИДЖ. 2023. Т. 17. № 2 (59). С. 261–272. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-2-261-272

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-2-261-272

УДК: 37.015.31

Статья поступила в редакцию 18.11.2022, одобрена после рецензирования 10.05.2023, принята к публикации 20.05.2023.

Список источников:

1. Мириманова М. С. Паспорт экспертизы психологической безопасности дошкольного образовательного учреждения. М. : [б. и.], 2012. 51 с.

2. Одинцова В. В., Горчакова Н. М. Эмоциональное благополучие как интегративная характеристика эмоциональной сферы [Электронный ресурс] // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. Социология. 2014. № 1 С. 69–77. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnoe-blagopoluchie-kak-integrativnaya-harakteristikaemotsionalnoy-sfery (дата обращения: 16.10.2022).

3. Репина, Т., Башлакова Л. Воспитатели и дети, их общение // Дошкольное воспитание. 1989. № 10. С. 63–65.

4. Рояк А. А. Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада // Дошкольное воспитание. 1977. № 2. С. 12–19.

5. Чикова И. В. Особенности внутренней жизни ребенка дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Актуальные вопросы и перспективы развития науки и образования : мат-лы междунар. (заочной) науч.-практ. конф. (Минск, 25 ноября 2015 г.). Минск : Навуковы свет ; Нефтекамск : Мир науки, 2016. С. 134–137. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_27562839_77225015.pdf (дата обращения: 24.03.2023).

6. Elfer P., Dearnley K. Nurseries and emotional well-being. Evaluating an emotionally containing model of professional development // Early Years. An International Research Journal. 2007. Vol. 27(3). Pp. 267–279. DOI: https://doi.org/10.1080/09575140701594418

7. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. Вопросы психологии. 1971. № 4. С. 6–20.

8. Hamilton M., Redmond G. Conceptualisation of social and emotional wellbeing for children and young people, and policy implications. Publisher: Australian Research Alliance on Children and Youth. 2010. 75 p.

9. Weare K., Gray G. What works in developing children’s emotional and social competence and wellbeing? [Electronic resource]. 2003. Pp. 26–27. URL: https://www.researchgate. net/publication/242610650_What_Works_in_Developing_Children’s_Emotional_and_Social_Competence_and_Wellbeing/link/5698f39e08aeeea985944a9a/download (accessed: 22.10.2022).

10. Гаспарова Е. А. Особенности работы педагогов, психологов ДОУ с трудными детьми и их родителями // Дошкольное воспитание. 1999. № 3. С. 44–57.

11. Гребенщикова Т. В. Педагогическое сопровождение эмоционального благополучия ребенка в дошкольной образовательной организации // Известия ВГПУ. 2018. № 4 (127). C. 72–78. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-soprovozhdenieemotsionalnogo-blagopoluchiya-rebenka-v-doshkolnoy-obrazovatelnoy-organizatsii (дата обращения: 11.12.2022).

12. Глотова Г. А. Структура и индикаторы субъективного благополучия // Международная научная школа психологии и педагогики. 2014. № 7(15). Ч. 2. С. 22–25.

13. Доманецкая Л. В. Общение и эмоциональное благополучие ребенка дошкольного возраста : учебное пособие. Красноярск : КГПУ им. В. П. Астафьева, 2008. 160 с.

14. Кошелева А. Д., Кулаковская В. И., Лопатина О. Г. Эмоциональное благополучие ребенка в ДОУ // Ребенок в детском саду, 2010. № 4. С. 9–12

15. Карапетян Л. В. Типологическое исследование эмоционально-личностного благополучия [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2018. Т. 11. № 57.

С. 11. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 15.10.2022).

16. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании: монография. СПб. : Союз, 2002. 271 с.

Скачать статью в формате pdf.

Проблемы обновления содержания дисциплин и сопровождения классов психолого-педагогической направленности

Автор(ы):

Ольга Викторовна Каракулова, кандидат психологических наук, декан факультета психологии и специального образования, https://orcid.org/0000-0001-5319-3377, AuthorID: 590724, Томский государственный педагогический университет

634061, Россия, г. Томск, ул. Киевская, 60, тел.: +7 (382) 311340, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Галина Юрьевна Титова, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой социальной педагогики, https://orcid.org/0000-0001-7757-5329, AuthorID: 451300, Томский государственный педагогический университет

634061, Россия, г. Томск, ул. Киевская, 60, тел.: +7 (382) 311340, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Алла Анатольевна Лыба, старший преподаватель кафедры социальной педагогики, https://orcid.org/0000-0003-2131-6840, AuthorID: 904087, Томский государственный педагогический университет

634061, Россия, г. Томск, ул. Киевская, 60, тел.: +7 (382) 311340, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. В статье рассмотрена актуальность открытия классов психолого-педагогической направленности, приведены основные положения документов, регламентирующих работу в этих классах.

Материалы и методы. Использовались аналитические методы, а также анализ ответов, полученных в ходе группового обсуждения в процессе стратегической сессии.

Результаты исследования. В ходе стратегической сессии с участием представителей образовательных организаций города Томска и Томской области были выявлены дефициты, трудности при реализации мероприятий и учебного плана классов/групп психолого-педагогической направленности: недостаточное понимание сути открытия психолого-педагогических классов, проблема содержания инвариативных курсов и методики преподавания, недостаточная вовлечённость других педагогических работников, проблемы хронической усталости, дефицита времени, распространённые среди многих.

Ключевые слова: концептуально-технологическое обновление, классы психолого-педагогической направленности, профессиональное самоопределение, проблемы, дефициты учителей, пути решения, методические разработки, практико-ориентированность

Для цитирования: Каракулова О. В., Титова Г. Ю., Лыба А. А. Проблемы обновления содержания дисциплин и сопровождения классов психолого-педагогической направленности // Педагогический ИМИДЖ. 2023. Т. 17. № 2. C. 227–237. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-2-227-237

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-2-227-237

УДК: 159.99+371.214.1

Статья поступила в редакцию 07.04.2023, одобрена после рецензирования 20.04.2023, принята к публикации 25.04.2023.

Список источников:

1. В российских школах появятся психолого-педагогические классы : новость [Электронный ресурс] // Вести образования. 25 августа 2022 года. URL: https://vogazeta.ru/ articles/2022/8/25/quality_of_education/20597-Kravtsov_rasskazal_o_sozdanii_psihologo_ pedagogicheskih_klassov_dlya_detey (дата обращения: 14.02.2023).

2. Ушинский К. Д. Материалы к третьему тому «Педагогической антропологии» [Электронный ресурс] / Собрание сочинений. В 11 т. Т. 10. / ред. кол.: Е. Н. Медынский, В. Я. Струминский ; гл. ред. А. М. Еголин ; ред. Н. А. Сундуков [и др.]. М. ; Л. : Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1950. С. 19–49. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=434877 (дата обращения: 28.04.2023).

3. Шамахов Ф. Ф. Педагогические (восьмые) классы женских гимназий Западной Сибири // Ученые записки Томского государственного педагогического института. 1953. Т. 10. С. 47–102.

4. Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР [Электронный ресурс] : Закон СССР от 24 декабря 1958 года. URL: https://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_5337.htm (дата обращения 20.04.2023).

5. Об утверждении Временного положения об одногодичных педагогических классах при средних общеобразовательных школах по подготовке воспитателей дошкольных учреждений [Электронный ресурс] : Приказ Министерства просвещения СССР от 14.01.1981. № 6. URL: https://base.garant.ru/70592744/ (дата обращения 20.04.2023).

6. Ревякина В. И. Историческое взаимодействие образовательной политики государства и реальной подготовки учительских кадров на примере развития педагогических классов // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2022. Вып. 3 (43). С. 133–141. DOI: https://doi.org/10.23951/2307-6127-2022-3-133-141

7. О Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования напериод до 2030 года [Электронный ресурс] : Распоряжение Правительства РФ от 24 июня 2022 г. № 1688-р. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/404830447/?y sclid=lhjxa8h4qr658647353 (дата обращения 14.02.2023).

8. Методические рекомендациях для общеобразовательных организаций по открытию классов «Психолого-педагогической направленности» в рамках различных профилей для реализации образовательных программ среднего общего образования [Электронный ресурс] : письмо Министерства просвещения РФ от 30.03.2021 № ВБ- 511/08. URL: https://togirro.ru/assets/files/2021/cnppmpr_tyumen/met_rek_klassy_ppn.pdf (дата обращения 14.02.2023).

9. Брель Е. Ю., Смышляева Л. Г. Концептуально- технологическое обновление практики психолого-педагогических классов // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2022. № 3 С. 95–110. DOI: https://doi.org/10.51314/2073-2635-2022-3-95-110

Скачать статью в формате pdf.