Особенности отношения к наставнической деятельности субъектов системы дополнительного образования детей

Автор(ы):

Татьяна Владимировна Глазкова, кандидат педагогических наук, руководитель центра развития дополнительного образования, https://orcid.org/0000-0001-9718-4544, AuthorID: 297888, Институт развития образования Иркутской области

664007, Россия, г. Иркутск, ул. Красноказачья, 10А, тел.: +7 (3952) 500904, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. Возрождение института наставничества включено в федеральные проекты «Современная школа», «Успех каждого ребёнка», «Учитель будущего», «Социальные лифты для каждого», «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование». Стратегические направления и методология реализации наставничества

в образовательных организациях определены нормативной и методической базой на федеральном уровне, однако каждый вид образования (общее, профессиональное, дополнительное) имеет свою специфику, следовательно, и введение института наставничества в системе дополнительного образования детей имеет свои особенности и требует дополнительного рассмотрения. В связи с этим было проведено констатирующее исследование с целью выявления специфики отношения к наставничеству участников образовательного процесса в системе дополнительного образования детей. Данная статья содержит описание проведённого исследования, полученных результатов и рекомендаций для дальнейшей работы, направленной на организацию наставнической деятельности в учреждениях дополнительного образования детей.

Материалы и методы. Объектом проведённого исследования является отношение участников образовательного процесса (педагогических работников системы дополнительного образования детей, обучающихся и их родителей) к наставнической деятельности, осуществляемой в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ. В процессе исследования решались следующие задачи: теоретический анализ научных подходов к наставничеству через призму дополнительного

образования детей; разработка анкеты-опросника для участников образовательного процесса в системе дополнительного образования детей, направленного на выявление их отношения к наставнической деятельности; анализ результатов анкетирования и подготовка рекомендаций к последующему внедрению форм наставничества, оптимальных для дополнительного образования детей.

Результаты исследования. В результате опроса было выявлено положительное отношение субъектов образовательного процесса к наставнической деятельности в системе дополнительного образования детей и мотивационная готовность к внедрению наставничества в образовательный процесс; определены требования к личностно-профессиональным характеристикам педагога; сформулированы основные направления наставнической деятельности, осуществляемой в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ.

Обсуждение и заключение. Результаты исследования позволили определить способ организации наставничества с привлечением детей и родителей в роли наставников в наставнических парах «ученик – ученик», «ученик – педагог», «ученик – носитель профессии» как специфику наставнической деятельности в системе дополнительного образования и сформулировать её основные направления при реализации дополнительной общеобразовательной программы: подготовка к конкурсным мероприятиям, событиям и построение межличностных отношений в творческом объединении (при наличии запросов). С учётом полученных результатов, раскрывающих специфику мотивации, содержания и направления наставнической деятельности в системе дополнительного образования детей, а также требований к личностно-профессиональным характеристикам педагога предполагается поэтапное решение задач моделирования и внедрения региональной модели наставничества в систему дополнительного образования детей.

Ключевые слова: наставник, наставничество, наставническая деятельность, наставническая пара, дополнительное образование детей, педагогическая поддержка, тьюторское сопровождение

Для цитирования: Глазкова Т. В. Особенности отношения к наставнической деятельности субъектов системы дополнительного образования детей // Педагогический ИМИДЖ. 2023. Т. 17. № 3. C. 317–329. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-3-317-329

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-3-317-329

УДК: 374

Статья поступила в редакцию 21.07.2023, одобрена после рецензирования 24.07.2023, принята к публикации 30.07.2023.

Список источников:

1. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 (ред. от 30.12.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) // КОДЕКСЫ и ЗАКОНЫ : правовая навигационная система. URL: https:// www.zakonrf.info/zakon-ob obrazovanii-v-rf/ (дата обращения: 23.05.2023).

2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года [Электронный ресурс]: Концепция утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202204040022 (дата обращения: 14.05.2023).

3. Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей [Электронный ресурс]: Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/561232576 (дата обращения: 15.03.2023).

4. Газман О. С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. 1995. Вып. 3. С. 58–64.

5. Гиль С. С. Муниципальная система социально-педагогической поддержки молодежных инициатив: теория и практика : дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01. Оренбург, 2001. 349 с.

6. Крылова Н. Б. Педагогическая, психологическая и нравственная поддержка как пространство личностных изменений ребенка и взрослого // Классный руководитель. 2000. № 3. С. 92–103.

7. Михайлова Н. Н., Юсфин С. М., Александрова Е. А. Педагогическая поддержка ребенка в образовании / под ред. В. А. Сластенина. М. : Academia, 2006. 288 с.

8. Ковалева Т. М., Климова Т. А., Лазарева Л. И., Митрошина Т. М., Тюмина М. В. Личностно-ресурсное картирование как средство работы тьютора. И не только… : коллективная монография / науч. ред. Т. М. Ковалева. М. : МТА, 2018. 100 с.

9. Логинов Д. А. Тьюторское сопровождение образовательного процесса : учебно-методическое пособие. Саратов : СОИРО, 2017. 87 с.

10. Блинов В. И., Есенина Е. Ю., Сергеев И. С. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. № 3. С. 4–18.

11. Журавлева Н. Н., Талышинская И. А. Организация наставничества как необходимое условие управления качеством образования // Вестник педагогических инноваций. 2022. № 2 (66). С. 14–22. DOI: 10.15293/1812-9463.2202.02

12. Ермакова Н. И., Хлебалина Т. Н. Практика наставничества в системе работы с детьми группы социального риска в условиях подростковых клубов по месту жительства // Методист. 2018. № 2. С. 24–30.

13. Волкова Н. А., Сычева И. В. Наставничество в школе как ресурсная среда для развития компетенций обучающихся [Электронный ресурс] // Академический вестник. Вестник СПб АППО. 2022. № 2 (56). С. 18–21. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=

bjiido&ysclid=lm600yfo4896856705 (дата обращения: 12.05.2023).

14. Рыжкова И. В., Чурсина С. А. Наставничество как пространство развития исследовательских компетенций обучающихся (форма «студент-ученик») [Электронный

ресурс] // Академический вестник. Вестник СПб АППО. 2022. № 2 (56). С. 7–12. URL:

https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49618292&ysclid=lm607axofc645402513 (дата обращения: 23.05.2023).

15. Дехтяренко В. В. Специфика субъектов и объекта наставничества в системе педагогического образования // Методист. 2019. № 1. С. 50–52.

16. Качина Т. В. Фестиваль практик наставничества: обмен опытом и идеями, экспертиза содержания, совместное продвижение к пониманию сути понятия и многообразия наставничества // Методист. 2022. № 7. С. 2–4.

17. Лубенникова С. А., Кузьмина С. А., Шмакова С. В. Наставнические практики в школьных экологических проектах [Электронный ресурс] // Академический вестник. Вестник СПб АППО. 2022. № 2 (56). С. 13–17. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?

id=49618293&ysclid=lm60fvuyqi110573593 (дата обращения: 12.04.2023).

Скачать статью в формате pdf.

 


Просмотров: 0 | Скачиваний: 20