Связь конфликтологической компетентности и психологического благополучия студентов-психологов

Автор(ы):

Любовь Александровна Фомина, аспирант, https://orcid.org/0009-0000-0430-5889, Иркутский государственный университет,

664003, Россия, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, тел.: +7 (3952) 426417, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Елена Александровна Кедярова, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогической и возрастной психологии, https://orcid.org/0000-0001-9124-9503,

Иркутский государственный университет

664003, Россия, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, тел.: +7 (3952) 426417, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Надежда Игоревна Чернецкая, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры педагогической и возрастной психологии, https://orcid.org/0000-0001-7082-5444,

AuthorID: 472536; Scopus ID: 57216888358, Иркутский государственный университет

664003, Россия, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, тел.: +7 (3952) 426417, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация

Введение. Конфликтологическая компетентность и психологическое благополучие являются важными факторами, обусловливающими профессиональную успешность психолога. Но часто к моменту окончания обучения студентами – будущими психологами они оказываются несформированными. Это обстоятельство определило цель исследования – выявить связи между конфликтологической компетентностью и психологическим благополучием будущих психологов, ведь их значимость для процесса психолого-педагогического сопровождения студентов при получении ими психологического образования очень велика. Представлены результаты корреляционного анализа с учётом компонентов конфликтологической компетентности студентов-психологов (когнитивного, эмоционально-личностного, рефлексивно-поведенческого).

Материалы и методы. В выборку исследования вошло 360 студентов психологических направлений подготовки из трёх вузов Российской Федерации. Использовано семь психодиагностических методик, из которых шесть были направлены на оценку конфликтологической компетентности: методика для оценки семантического индекса негативного восприятия конфликтов А. И. Тащевой, «Диагностика личностной креативности» Е. Е. Туник, «Личностная агрессивность и конфликтность» Е. П. Ильина и П. А. Ковалева, методика диагностики помех в установлении эмоциональных контактов В. В. Бойко, методика оценки рефлексивности личности А. В. Карпова и тест «Стратегии поведения в конфликте» Томаса – Килманна. С помощью седьмой методики оценивалось психологическое благополучие личности студента (шкала К. Рифф).

Результаты исследования. Корреляционный анализ показал наличие существенного количества связей как между индексом психологического благополучия и показателями конфликтологической компетентности будущих психологов, так и между конфликтологической компетентностью и конкретными параметрами теста К. Рифф, среди которых корреляционным ядром оказалась автономия личности.

Обсуждение и заключение. Многочисленные связи между психологическим благополучием студентов-психологов и их конфликтологической компетентностью позволяютговорить о разнообразных возможностях экспериментальной работы с этими явлениями, которые могут быть реализованы в развивающих программах.

Ключевые слова: конфликтологическая компетентность, компоненты конфликтологической компетентности, психологическое благополучие, студенты-психологи, психологическое образование

Для цитирования: Фомина Л. А, Кедярова Е. А., Чернецкая Н. И. Связь конфликтологической компетентности и психологического благополучия студентов-психологов // Педагогический ИМИДЖ. 2024. Т. 18, № 2. C. 241–258. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-2-241-258

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-2-241-258

УДК: 159.9

Статья поступила в редакцию 16.04.2024, одобрена после рецензирования 04.06.2024, принята к публикации 06.06.2024.

Список источников:

1. Габдулина Л. И., Москалёва Н. А. Психологическое благополучие студентов-психологов на завершающем этапе их профессиональной подготовки [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. Т. 9, № 6. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/psihologicheskoe-blagopoluchie-studentov-psihologov-na-zavershayuschem-etape-ih-professionalnoy-podgotovki (дата обращения: 26.06.2023).

2. Солодова Е. Психологическое благополучие специалистов помогающих профессий на примере клинических психологов и логопедов // Образовательный портал «Справочник». Дата последнего обновления статьи: 08.01.2023. URL: https://spravochnick.ru/psihologiya/psihologicheskoe_blagopoluchie_specialistov_pomogayuschih_professiy_na_primere_klinicheskih_psihologov_i_logopedov/ (дата обращения: 26.06.2023).

3. Хасан Б. И. Конструктивная психология конфликта : учебное пособие для вузов ; 2-е изд., М. : Юрайт, 2024. 204 с.

4. Бережная Г. С. Формирование конфликтологической компетентности педагогов общеобразовательной школы : автореф. дис. … д-ра пед. наук. 13.00.08. Калининград, 2009. 46 с.

5. Кашапов М. М., Башкин М. В. Психология конфликтной компетентности : учебное пособие для вузов ; 2-е изд. М. : Юрайт, 2024. 124 с.

6. Шемятихин В. А. Педагогические условия формирования конфликтологической компетентности преподавателей вузов : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. Екатеринбург, 2008. 172 с.

7. Серебровская Н. Е. Становление и развитие конфликтологической культуры будущего специалиста социономической профессии в вузовский период : дис. … д-ра психол. наук 19.00.07. Н. Новгород, 2012. 414 с.

8. Ингуран О. В. Психологическое благополучие специалистов помогающих профессий: теоретические предпосылки исследования [Электронный ресурс] // Проблемы науки. 2019. № 4 (40). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-blagopoluchie-spetsialistov-pomogayuschih-professiy-teoreticheskie-predposylki-issledovaniya (дата обращения: 26.06.2023)

9. Бородовицына Т. О. Особенности психологического благополучия студентов различных профилей подготовки [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика ипсихология. 2020. Т. 8, № 4. URL: https://mir-nauki.com/PDF/45PSMN420.pdf (дата обращения: 26.06.2023).

10. Козьмина Л. Б. Динамика психологического благополучия студентов-психологов в период обучения в вузе // Теория и практика общественного развития. 2013. № 11. С. 118–120. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-psihologicheskogo-blagopoluchiya-studentov-psihologov-v-period-obucheniya-v-vuze (дата обращения: 26.06.2023).

11. Dijkstra M. T. M., Beersma B., Cornelissen R. A. W. M. The emergence of the Activity Reduces Conflict Associated Strain (ARCAS) model: A test of a conditional mediation model of workplace conflict and employee strain. Journal of Occupational Health Psychology. 2012. Vol. 17(3). Pp. 365–375. DOI: 10.1037/a0028550

12. Rillo-Albert A., Lavega-Burgues P., Prat Q., Costes A., Munoz-Arroyave V., de Ocariz U. S. The Transformation of Conflicts into Relational Well-Being in Physical Education: GIAM Model // International journal of environmental research and public health. 2021. Vol. 18 (3). P. 1071. DOI: 10.3390/ijerph18031071

13. Кашапов М. М. Психология конструктивной конфликтности личности на основе системогенетического подхода // Системогенез учебной и профессиональной деятельности : мат-лы VI всерос. науч.-практ. конф. (Ярославль, 19 –21 ноября, 2013 г.). Ярославль : Ярослав. гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского, 2013. С. 38–44.

14. Вербицкий А. А., Щербакова О. И. Конфликтологическая культура специалиста: технологии формирования : монография. М. : Моск. пед. гос. ун-т, 2016. 413 с.

15. Palaniswamy U., Illango P. Psychological Wellbeing among College Students. Journal of Social Work Education and Practice. 2022. Vol. 3(2). Pp. 79 –89.

16. Walker J. Ch. A longitudinal study on the psychological well-being of college students [Electronic resource] // Psychology. 2009. URL: https://www.semanticscholar.org/ paper/A-Longitudinal-Study-on-the-Psychological-of-Walker/82622840c14311477a9f-71fa76880667c20052e5 (accessed: 22.02.2024).

17. Unterrainer H. F., Ladenhauf K. H., Wallner-Liebmann S. J., Fink A. (2010). Dimensions of Religious/Spiritual Well-Being and their relation to personality and psychological well-being.Personality and Individual Differences. 2010. Vol. 49. Pp. 192–197.

18. MCculloch B. J. A Longitudinal investigation of the factor structure of objective well-being: the case of the Philadelphia Geriatric Center Morale Scale. Journals of Gerontology. 1991. Vol. 46, Is. 5. Pp. 251–258. DOI: 10.1093/geronj/46.5.p251

19. Abiddin N. Z., Ismail A. Attrition and completion issues in postgraduate studies for student development. International Review of Social Sciences and Humanities. 2011. Vol 1, № 1. Pp. 15–29

20. Yang Y.-T.T. Stress, coping, and psychological well-being: Comparison among American and Asian international graduate students from Taiwan, China, and South Korea : Dissertation, University of Kansas. 2010. 100 р.

Скачать статью в формате pdf.


Просмотров: 32 | Скачиваний: 19