Статьи выпуска № 2, год 2024

Оценка эффективности использования мобильного приложения для снижения уровня профессионального выгорания педагогических работников

Автор(ы):

Анастасия Андреевна Киселева, преподаватель кафедры начального и дошкольного образования, https://orcid.org/0000-0002-1131-2654, Институт развития образования

Иркутской области

664007, Россия, г. Иркутск, ул. Красноказачья, 10А, тел.: +7 (3952) 500904, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Михаил Юрьевич Кузьмин, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии, https://orcid.org/0000-0002-7538-8375, Иркутский государственный университет

664003, Россия, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, тел.: +7 (3952)243244

доцент кафедры начального и дошкольного образования, Институт развития образования

Иркутской области

664007, Россия, г. Иркутск, ул. Красноказачья, 10А, тел.: +7 (3952) 500904, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Аннотация

Введение. В статье рассмотрена проблема апробации мобильной версии программы снижения уровня профессионального выгорания на основе осознанности «ОсНОВА» для педагогических работников.

Материалы и методы. В исследовании приняли участие 60 педагогических работников с разным стажем педагогической деятельности и разных специальностей. Использовались: тест выгорания Маслач, методика изучения копинг-стратегий Лазаруса и Фолкман, Опросник депрессии Бека (BDI), Шкала воспринимаемого стресса PSS-10, опросник SF-12, опросники Five Facet Mindfulness Questionnaire и Шкала MAAS для изучения осознанности. Для обработки результатов применялся t-критерий Стьюдента.

Результаты. Подтверждено, что средний балл обучающихся по дисциплине, преподаваемой педагогическим работником, демонстрирующим высокий уровень выгорания, значимо ниже, чем средний балл обучающихся по предмету, который ведёт педагог с низким уровнем выгорания. При реализации программы снижения уровня профессионального выгорания у педагогических работников, представленной в мобильном формате, установлено его значимое снижение у тех испытуемых, у которых изначально показатель профессионального выгорания был высоким. Этот процесс сопровождается ростом осознанности (прежде всего таких её компонентов, как «безоценочность», «наблюдение» и «осознанность действий»), преобладанием продуктивных копинг-стратегий. У педагогических работников с относительно низким уровнем выгорания произошло улучшение ряда показателей, отражающих уровень выгорания, а также повышение качества жизни. Достигнутый эффект сохранялся по крайней мере один месяц после окончания активного пользования мобильным приложением «ОсНОВА».

Заключение. Мобильное приложение с онлайн-версией программы «ОсНОВА» может использоваться для профилактики профессионального выгорания педагогических работников. Планируется дополнительная работа по его совершенствованию.

Ключевые слова: выгорание, качество жизни, осознанность, мобильное приложение, педагогические работники

Для цитирования: Киселева А. А., Кузьмин М. Ю. Оценка эффективности использования мобильного приложения для снижения уровня профессионального выгорания педагогических работников // Педагогический ИМИДЖ. 2024. Т. 18, № 2. C. 259–279. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-2-259-279

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-2-259-279

УДК: 159.923.2

Статья поступила в редакцию 18.03.2024, одобрена после рецензирования 29.04.2024, принята к публикации 02.05.2024.

Список источников:

1. Егорова С. Ю. Роль личности педагога и культура его общения в образовательном процессе [Электронный ресурс] // Обучение и воспитание: методики и практика. 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-lichnosti-pedagoga-i-kultura-ego-obscheniya-v-obrazovatelnom-protsesse (дата обращения: 23.02.2024).

2. Гусева Ю. Е., Николаева К. М. Личность педагога и психологический климат в коллективе [Электронный ресурс] // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2020. № 1 (42). С. 58–70. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnost-pedagoga-i-psihologicheskiy-klimat-v-kollektive (дата обращения: 20.03.2024).

3. Salmela-Aro K., Upadyaya K., Hakkarainen K., Lonka K., Alho K. The Dark Side of Internet Use: Two Longitudinal Studies of Excessive Internet Use, Depressive Symptoms, School Burnout and Engagement Among Finnish Early and Late Adolescents // Journal of Youth end Adolescence. 2017. Vol. 46(2). Pp. 343–357. DOI: 10.1007/s10964-016-0494-2

4. Кондратьева О. Г. Структура синдрома эмоционального выгорания у педагогов в зависимости от стажа профессиональной деятельности [Электронный ресурс] // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6, № 3 (20). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-sindroma-emotsionalnogo-vygoraniya-u-pedagogov-v-zavisimosti-ot-stazha-professionalnoy-deyatelnosti (дата обращения: 22.04.2024).

5. Кашапов М. М., Сурина Н. В. Особенности ресурсности мышления профессионалов социономического типа [Электронный ресурс] // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2023. Т. 12. № 1 (45). С. 40–48. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-resursnosti-myshleniya-professionalov-sotsionomicheskogo-tipa (дата обращения: 12.03.2024).

6. Кашапов М. М., Сурина Н. В. Психология ресурсности мышления педагогических работников // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28, № 3. С. 84–92. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/psihologiya-resursnosti-myshleniya-pedagogicheskih-rabotnikov (дата

обращения: 14.02.2024).

7. Косаренко, Ю. А. Копинг-стратегии как фактор профессионального выгорания педагогов школы и дошкольных учреждений // Молодёжь третьего тысячелетия : сб. науч. статей (Омск, 10–28 апреля 2017 года). Омск : Омский гос. ун-т им. Ф. М. Достоевского, 2017. 1561-1566. URL: https://elibrary.ru/item.asp?edn=zthwsd (дата обращения: 12.03.2024).

8. Первитская А. М. Анализ связей показателей эмоционального выгорания и копинг-стратегий у педагогов с разным стажем работы // Новый университет. Серия: Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук. 2013. № 1 (22). С. 24–27.

9. Киселева А. А., Кузьмин М. Ю., Козлов В. В. Особенности совладающего поведения педагогов различного стажа и специальности // Интеграция образования. 2020. Т. 24. № 4. 641–655. DOI 10.15507/1991-9468.101.024.202004.641-655

10. Киселева А. А. Особенности профессионального выгорания педагогических работников и роль осознанности в его профилактике // Педагогический ИМИДЖ. 2023. Т. 17. № 2(59). 238-260. DOI 10.32343/2409-5052-2023-17-2-238-260

11. Мерзлякова Д. Р. Опыт проведения программы профилактики и коррекции психического выгорания у учителей начальных классов // Начальная школа плюс До и После. 2013. № 3. С. 81–86.

12. Водопьянова Н. Е, Густелева А. Н., Минин Д. С., Ихия А. Опыт психологического консультирования, ориентированного на коррекцию и профилактику профессионального выгорания учителей арабских школ Израиля // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2018. № 2. С. 56–69.

13. Киселева А. А., Козлов В. В. Групповое психологическое консультирование как способ развития продуктивных копинг-стратегий у педагогов // Учитель создает нацию : сб. мат-лов III междунар. науч.-практ. конф. Грозный. 2018. С. 486–494.

14. Латина А. А. Производственная гимнастика как способ коррекции профессионального выгорания учителей в условиях общеобразовательных школ // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2009. № 9. С. 71–75.

15. Строкова Т. А. Нужен ли современной школе учитель-исследователь? // Образование и наука. 2016. № 7(136). С. 11–25. DOI 10.17853/1994-5639-2016-7-11-25

16. Петров Е. Н., Беликов В. А., Романов П. Ю., Васева Н. С. Исследование отношения педагогов и обучающихся к цифровой трансформации образовательной среды // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2023. Т. 15, № 4. С. 69–81. DOI 10.14529/ped230406

17. Ditton E., Knott B., Hodyl N., Horton G., Oldmeadow C., Walker F. R., Nilsson M. Evaluation of an App-Delivered Psychological Flexibility Skill Training Intervention for Medical Student Burnout and Well-being: Randomized Controlled Trial // JMIR Mental Health. 2023. Vol. 10. Pp.: e42566. DOI: 10.2196/42566

18. Godia J., Pifarré M., Vilaplana J., Solsona F., Abella F., Calvo A., Mitjans A., Gonzalez- Olmedo M. P. A Free App for Diagnosing Burnout (BurnOut App): Development Study // JMIR Med Inform. 2022. Vol. 10(9). Pp. :e30094. DOI: 10.2196/30094

19. Gómez-Gascón T., Martín-Fernández J., Gálvez-Herrer M., Tapias-Merino E., Beamud- Lagos M., Mingote-Adán J. C.; Grupo EDESPROAP-Madrid. Effectiveness of an intervention for prevention and treatment of burnout in primary health care professionals // BMC

Fam Pract. 2013. Vol. 14. P. 173. DOI: 10.1186/1471-2296-14-173

20. Lebares C. C., Hershberger A. O., Guvva E. V., Desai A., Mitchell J., Shen W., Reilly L. M., Delucchi K. L., O’Sullivan P. S., Ascher N. L., Harris H. W. Feasibility of Formal Mindfulness-Based Stress-Resilience Training Among Surgery Interns: A Randomized Clinical Trial // JAMA Surg. 2018. Vol. 153(10). P. e182734. DOI: 10.1001/jamasurg.2018.2734

21. Luken M., Sammons A. Systematic Review of Mindfulness Practice for Reducing Job Burnout // Am J Occup Ther. 2016. Vol. 70(2). 7002250020p1–7002250020p10. DOI: 10.5014/ajot.2016.016956

22. Taylor S. G., Roberts A. M., Zarrett N. A Brief Mindfulness-Based Intervention (bMBI) to Reduce Teacher Stress and Burnout // Teach Teach Educ. 2021. Vol. 100. P. 103284. DOI: 10.1016/j.tate.2021.103284

23. Лозинская Е. И. Системный индекс синдрома перегорания (на основе теста MBI) : методические рекомендации. СПб. : СПб. науч.-исслед. психоневрол. ин-т им. В. М. Бехтерева. 2007. 19 с.

24. Вассерман Л. И., Иовлев Б. В., Исаева Е. Р., Трифонова Е. А., Щелкова О. Ю., Новожилова М. Ю. Методика для психологической диагностики способов совладания со стрессовыми и проблемными для личности ситуациями : пособие для врачей и медицинских психологов. СПб. : НИПНИ им. Бехетерева. 2009. 38 с.

25. Абабков В. А., Барышникова К., Воронцова-Венгер О. В., Горбунов И. А., Капранова С. В., Пологаева Е. А., Стуклов К. А. Валидизация русскоязычной версии опросника «Шкала воспринимаемого стресса-10» // Вестник СПбГУ. Серия 16: Психология. Педагогика. 2016. № 2. С. 6–15. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/validizatsiya-russkoyazychnoy-versii-oprosnika-shkala-vosprinimaemogo-stressa-10 (дата обращения: 23.04.2024). DOI: 10.21638/11701/spbu16.2016.202

26. Hoffmann C., McFarland B. H., J., Kinzie J. D., Bresler L., Rakhlin D., Wolf S., Kovas A. E. Psychometric properties of a Russian version of the SF-12 Health Survey in a refugee population // Comprehensive Psychiatry. 2005. № 46 (5). Рр. 390–397. DOI:10.1016/j. comppsych.2004.12.002

27. Голубев А. М, Дорошева Е. А. Особенности применения русскоязычной версии пятифакторного опросника осознанности // Сибирский психологический журнал. 2018. № 69. С. 46–68. DOI: 10.17223/17267080/69/3

28. Кузьмин М. Ю., Сутурина Л. В. Развитие стратегий совладающего поведения: основные подходы // Acta Biomedica Scientifica (East Siberian Biomedical Journal). 2020. Vol. 5. № 6. Pp. 188–193. DOI 10.29413/ABS.2020-5.6.22

29. Kuzmin M. Yu., Tyumentseva D. P., Rashidova M. A., Sholokhov L. F., Marianian A. Yu. Subjective Assessment of Stress and its Relationship with Neuroendocrine Mechanisms of its Development in Obstetricians-Gynecologists against the Background of Professional Burnout // International Journal of Biomedicine. 2021. Vol. 11. No. 4. 551-557. DOI 10.21103/Article11(4)_OA25

30. Gold E., Smith A., Hopper I., Herne D., Tansey G., Hulland C. Mindfulness-Based Stress Reduction (MBSR) for Primary School Teachers // Journal of Child and Family Studies. 2010. Vol. 19 (2). Pp. 184–189. DOI: 10.1007/s10826-009-9344-0

31. Anderson V., Levinson E., Barker W., Kiewra K. The Effects of Meditation on Teacher Perceived Occupational Stress, State and Trait Anxiety, and Burnout // School Psychology Quarterly. 1999. Vol. 14 (1). № 3. DOI: 10.1037/h0088995

32. Dowling M., Rickwood D. Online Counseling and Therapy for Mental Health Problems: A Systematic Review of Individual Synchronous Interventions Using Chat // Journal of Technology in Human Services. 2013. Vol. 31(1). Pp. 1–21. DOI:10.1080/15228835.2012.728508

33. Heber E., Lehr D., Ebert D. D., Berking M., Riper H. Web-Based and Mobile Stress Management Intervention for Employees: A Randomized Controlled Trial // J Med Internet Res. 2016. Vol. 18(1). P. e21. DOI: 10.2196/jmir.5112

34. Fainstad T., Mann A., Suresh K., Shah P., Dieujuste N., Thurmon K., Jones C. D. Effect of a Novel Online Group-Coaching Program to Reduce Burnout in Female Resident Physicians: A Randomized Clinical Trial // JAMA Netw Open. 2022. Vol. 5(5). Р. e2210752. DOI: 10.1001/jamanetworkopen.2022.10752

Скачать статью в формате pdf.

 

Связь конфликтологической компетентности и психологического благополучия студентов-психологов

Автор(ы):

Любовь Александровна Фомина, аспирант, https://orcid.org/0009-0000-0430-5889, Иркутский государственный университет,

664003, Россия, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, тел.: +7 (3952) 426417, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Елена Александровна Кедярова, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогической и возрастной психологии, https://orcid.org/0000-0001-9124-9503,

Иркутский государственный университет

664003, Россия, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, тел.: +7 (3952) 426417, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Надежда Игоревна Чернецкая, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры педагогической и возрастной психологии, https://orcid.org/0000-0001-7082-5444,

AuthorID: 472536; Scopus ID: 57216888358, Иркутский государственный университет

664003, Россия, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, тел.: +7 (3952) 426417, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация

Введение. Конфликтологическая компетентность и психологическое благополучие являются важными факторами, обусловливающими профессиональную успешность психолога. Но часто к моменту окончания обучения студентами – будущими психологами они оказываются несформированными. Это обстоятельство определило цель исследования – выявить связи между конфликтологической компетентностью и психологическим благополучием будущих психологов, ведь их значимость для процесса психолого-педагогического сопровождения студентов при получении ими психологического образования очень велика. Представлены результаты корреляционного анализа с учётом компонентов конфликтологической компетентности студентов-психологов (когнитивного, эмоционально-личностного, рефлексивно-поведенческого).

Материалы и методы. В выборку исследования вошло 360 студентов психологических направлений подготовки из трёх вузов Российской Федерации. Использовано семь психодиагностических методик, из которых шесть были направлены на оценку конфликтологической компетентности: методика для оценки семантического индекса негативного восприятия конфликтов А. И. Тащевой, «Диагностика личностной креативности» Е. Е. Туник, «Личностная агрессивность и конфликтность» Е. П. Ильина и П. А. Ковалева, методика диагностики помех в установлении эмоциональных контактов В. В. Бойко, методика оценки рефлексивности личности А. В. Карпова и тест «Стратегии поведения в конфликте» Томаса – Килманна. С помощью седьмой методики оценивалось психологическое благополучие личности студента (шкала К. Рифф).

Результаты исследования. Корреляционный анализ показал наличие существенного количества связей как между индексом психологического благополучия и показателями конфликтологической компетентности будущих психологов, так и между конфликтологической компетентностью и конкретными параметрами теста К. Рифф, среди которых корреляционным ядром оказалась автономия личности.

Обсуждение и заключение. Многочисленные связи между психологическим благополучием студентов-психологов и их конфликтологической компетентностью позволяютговорить о разнообразных возможностях экспериментальной работы с этими явлениями, которые могут быть реализованы в развивающих программах.

Ключевые слова: конфликтологическая компетентность, компоненты конфликтологической компетентности, психологическое благополучие, студенты-психологи, психологическое образование

Для цитирования: Фомина Л. А, Кедярова Е. А., Чернецкая Н. И. Связь конфликтологической компетентности и психологического благополучия студентов-психологов // Педагогический ИМИДЖ. 2024. Т. 18, № 2. C. 241–258. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-2-241-258

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-2-241-258

УДК: 159.9

Статья поступила в редакцию 16.04.2024, одобрена после рецензирования 04.06.2024, принята к публикации 06.06.2024.

Список источников:

1. Габдулина Л. И., Москалёва Н. А. Психологическое благополучие студентов-психологов на завершающем этапе их профессиональной подготовки [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. Т. 9, № 6. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/psihologicheskoe-blagopoluchie-studentov-psihologov-na-zavershayuschem-etape-ih-professionalnoy-podgotovki (дата обращения: 26.06.2023).

2. Солодова Е. Психологическое благополучие специалистов помогающих профессий на примере клинических психологов и логопедов // Образовательный портал «Справочник». Дата последнего обновления статьи: 08.01.2023. URL: https://spravochnick.ru/psihologiya/psihologicheskoe_blagopoluchie_specialistov_pomogayuschih_professiy_na_primere_klinicheskih_psihologov_i_logopedov/ (дата обращения: 26.06.2023).

3. Хасан Б. И. Конструктивная психология конфликта : учебное пособие для вузов ; 2-е изд., М. : Юрайт, 2024. 204 с.

4. Бережная Г. С. Формирование конфликтологической компетентности педагогов общеобразовательной школы : автореф. дис. … д-ра пед. наук. 13.00.08. Калининград, 2009. 46 с.

5. Кашапов М. М., Башкин М. В. Психология конфликтной компетентности : учебное пособие для вузов ; 2-е изд. М. : Юрайт, 2024. 124 с.

6. Шемятихин В. А. Педагогические условия формирования конфликтологической компетентности преподавателей вузов : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. Екатеринбург, 2008. 172 с.

7. Серебровская Н. Е. Становление и развитие конфликтологической культуры будущего специалиста социономической профессии в вузовский период : дис. … д-ра психол. наук 19.00.07. Н. Новгород, 2012. 414 с.

8. Ингуран О. В. Психологическое благополучие специалистов помогающих профессий: теоретические предпосылки исследования [Электронный ресурс] // Проблемы науки. 2019. № 4 (40). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-blagopoluchie-spetsialistov-pomogayuschih-professiy-teoreticheskie-predposylki-issledovaniya (дата обращения: 26.06.2023)

9. Бородовицына Т. О. Особенности психологического благополучия студентов различных профилей подготовки [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика ипсихология. 2020. Т. 8, № 4. URL: https://mir-nauki.com/PDF/45PSMN420.pdf (дата обращения: 26.06.2023).

10. Козьмина Л. Б. Динамика психологического благополучия студентов-психологов в период обучения в вузе // Теория и практика общественного развития. 2013. № 11. С. 118–120. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-psihologicheskogo-blagopoluchiya-studentov-psihologov-v-period-obucheniya-v-vuze (дата обращения: 26.06.2023).

11. Dijkstra M. T. M., Beersma B., Cornelissen R. A. W. M. The emergence of the Activity Reduces Conflict Associated Strain (ARCAS) model: A test of a conditional mediation model of workplace conflict and employee strain. Journal of Occupational Health Psychology. 2012. Vol. 17(3). Pp. 365–375. DOI: 10.1037/a0028550

12. Rillo-Albert A., Lavega-Burgues P., Prat Q., Costes A., Munoz-Arroyave V., de Ocariz U. S. The Transformation of Conflicts into Relational Well-Being in Physical Education: GIAM Model // International journal of environmental research and public health. 2021. Vol. 18 (3). P. 1071. DOI: 10.3390/ijerph18031071

13. Кашапов М. М. Психология конструктивной конфликтности личности на основе системогенетического подхода // Системогенез учебной и профессиональной деятельности : мат-лы VI всерос. науч.-практ. конф. (Ярославль, 19 –21 ноября, 2013 г.). Ярославль : Ярослав. гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского, 2013. С. 38–44.

14. Вербицкий А. А., Щербакова О. И. Конфликтологическая культура специалиста: технологии формирования : монография. М. : Моск. пед. гос. ун-т, 2016. 413 с.

15. Palaniswamy U., Illango P. Psychological Wellbeing among College Students. Journal of Social Work Education and Practice. 2022. Vol. 3(2). Pp. 79 –89.

16. Walker J. Ch. A longitudinal study on the psychological well-being of college students [Electronic resource] // Psychology. 2009. URL: https://www.semanticscholar.org/ paper/A-Longitudinal-Study-on-the-Psychological-of-Walker/82622840c14311477a9f-71fa76880667c20052e5 (accessed: 22.02.2024).

17. Unterrainer H. F., Ladenhauf K. H., Wallner-Liebmann S. J., Fink A. (2010). Dimensions of Religious/Spiritual Well-Being and their relation to personality and psychological well-being.Personality and Individual Differences. 2010. Vol. 49. Pp. 192–197.

18. MCculloch B. J. A Longitudinal investigation of the factor structure of objective well-being: the case of the Philadelphia Geriatric Center Morale Scale. Journals of Gerontology. 1991. Vol. 46, Is. 5. Pp. 251–258. DOI: 10.1093/geronj/46.5.p251

19. Abiddin N. Z., Ismail A. Attrition and completion issues in postgraduate studies for student development. International Review of Social Sciences and Humanities. 2011. Vol 1, № 1. Pp. 15–29

20. Yang Y.-T.T. Stress, coping, and psychological well-being: Comparison among American and Asian international graduate students from Taiwan, China, and South Korea : Dissertation, University of Kansas. 2010. 100 р.

Скачать статью в формате pdf.

Содержание исследовательской деятельности педагогов профессионального образования

Автор(ы):

Антон Андреевич Коновалов, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики, https://orcid.org/0000-0003-4134-665X, eLibrary SPIN-код: 4585-2215;

ResearcherID: ABD-2865-2021; Scopus AuthorID: 57325487000, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина

620002, Россия, Екатеринбург, ул. Мира, 19, тел.: +7 (343) 3754507, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Антон Игоревич Лыжин, кандидат педагогических наук, доцент, директор, https://orcid.org/0000-0002-3973-0073, eLibrary SPIN-код: 4712-0758; ResearcherID: JJF-7111-2023; Scopus AuthorID: 57211950196, Учебный центр Уралмашзавода (Екатеринбург)

620039, Россия, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 33а, тел.: +7 (343) 3275712, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация

Введение. Активное вовлечение обучающихся колледжей России в процесс создания и реализации инновационных технологических и социальных проектов со стороны государства актуализирует вопрос развития исследовательских компетенций самих педагогов системы среднего профессионального образования. Цель исследования: научно обосновать содержание исследовательской деятельности педагога профессионального образования и представить модель такой деятельности, включающую в себя все необходимые компоненты.

Методология и методы. Методологической основой для моделирования структуры рассматриваемой деятельности стала теория деятельности (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн), которая авторами была обогащена спецификой исследовательской деятельности педагогов посредством анализа научных публикаций по данной тематике. Исследовательскими методами были выбраны системный анализ и синтез, а также моделирование.

Результаты исследования. Научная новизна исследования определяется представленным в статье содержанием структурной модели исследовательской деятельности педагога профессионального образования, которая включает в себя пять компонентов: потребности, мотив, цель, операционные действия и результат. Практическая значимость работы видится в постановке содержания исследовательской деятельности в качестве отправной точки и возможности определения векторов проектирования содержания, форм и других необходимых условий для развития исследовательских компетенций педагогов профессионального образования в ходе их профессионального развития.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, исследовательские компетенции, педагог профессионального образования, колледж, профессиональное развитие, непрерывное образование

Для цитирования: Коновалов А. А., Лыжин А. И. Содержание исследовательской деятельности педагогов профессионального образования // Педагогический ИМИДЖ. 2024. Т. 18, № 2. C. 218–227. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-2-218-227

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-2-218-227

УДК: 377.1:001.8

Статья поступила в редакцию 03.04.2024, одобрена после рецензирования 07.05.2024, принята к публикации 10.05.202

Список источников:

1. Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий [Электронный ресурс] : Указ Президента Российской Федерации В. Путина от 25.04.2022 № 231. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/404436068 (дата обращения: 21.03.2024).

2. Министр просвещения Сергей Кравцов рассказал об успехах системы образования на выставке «Россия» [Электронный ресурс] : Оренбургский государственный педагогический университет : сайт. 10.11.2023. URL: https://ospu.ru/novosti/ministrprosveshheniya-sergej-kravczov-rasskazal-ob-uspexax-sistemyi-obrazovaniya-navyistavke-rossiya?ysclid=loshit1otz254021636 (дата обращения: 14.02.2024)

3. Пенкина О. Студенты создали модель оптимизации грузоперевозок [Электронный ресурс] : Цифровая трансформация РЖД : сайт. 7 ноября 2023 г. URL: https://rzddigital.ru/world/studenty-sozdali-model-optimizatsii-gruzoperevozok-/?ysclid=losim9huh1531402232 (дата обращения: 14.02.2024).

4. Коновалов А. А., Щипанова Д. Е., Лыжин А. И. Чернышов Б. А. О дефицитеисследовательских компетенций у педагогов СПО: результаты исследования // Профессиональное образование и рынок труда. 2021. № 2 (45). С. 112–125. DOI: 10.52944/PORT.2021.45.2.009

5. Ашкинова Л. П. Научно-исследовательская деятельность педагога // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2013. № 19. С. 23–26.

6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. 2-е изд. М. и др. : Питер, 2012. 712 с.

7. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Политиздат, 1977. 304 с.

8. Пачикова Л. П., Филипповская Т. В. Педагогическая деятельность и наука: сопряженность, созависимость, совместимость // Педагогическое образование в России. 2020. № 6. С. 16–21.

9. Абрамова И. В., Вечтомов Е. М., Шилова З. В. Инновационные аспекты организации проектно-исследовательской деятельности педагогов в вузе // Перспективы науки и образования. 2020. № 3 (45). С. 488–507. DOI: 10.32744./pse.2020.3.35

10. Назарова О. Л., Кондрух В. И. Особенности исследовательской деятельности педагогов профессиональной школы // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 2. С. 148–153.

11. Abu-Rumman A. The Role of Researcher Competencies in Delivering Successful Research // Information and Knowledge Management. 2019. Vol. 9, № 1. Pр. 29–32. DOI: 10.7176/IKM

12. Лыжин А. И., Коновалов А. А. Компетентностный портрет современного исследователя в VUCA-мире // Высшее образование сегодня. 2021. № 4. С. 14–19. DOI: 10.25586/RNU.HET.21.04.P.14

13. Смирнов В. И. Общая педагогика ; 2-е изд. М. : Логос, 2003. 304 с.

14. Зырянова Н. И. Введение в профессионально-педагогическую деятельность [Электронный ресурс] : учебное пособие. Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2019. 153 с. URL: http://elar.rsvpu.ru/ 978-5-8050-0679-2.pdf (дата обращения: 18.02.2024).

15. Осипова О. Ю. Профессиональные компетенции, ценности и социальный статус молодых ученых региона // Регионология. 2011. № 2 (75). С. 140–146.

Скачать статью в формате pdf.

Формирование психологической готовности студентов к журналистской деятельности на начальном этапе обучения

Автор(ы):

Вероника Петровна Дзвоник, аспирант, https://orcid.org/0000-0002-4322-2442, Кемеровский государственный университет

650000, Россия, г. Кемерово, ул. Красная, 6, тел.: +7 (3842) 583885, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ирина Станиславовна Морозова, доктор психологических наук, профессор, директор Института образования, заведующий кафедрой педагогики и психологии,  https://orcid.org/0000-0002-0862-7225, Кемеровский государственный университет

650000, Россия, г. Кемерово, ул. Красная, 6, тел.: +7 (3842) 583885, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация

Введение. В статье рассматривается проблематика психологической готовности к будущей профессиональной деятельности как интегрального образования, динамические трансформации содержательных характеристик которого осуществляются в процессе специально организованного воздействия. Анализ современных исследований позволяет констатировать наличие позитивных изменений изучаемого феномена под влиянием игровых технологий на различных этапах обучения в вузе, которые обеспечивают осознание собственных возможностей студентов и обогащают их опыт адекватного оценивания выбранных способов достижения цели.

Материалы и методы. Участниками исследования стали 82 студента первого курса направления «Журналистика» Кемеровского государственного университета (г. Кемерово), Российского государственного гуманитарного университета (г. Москва), Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта (г. Калининград). В качестве диагностического инструментария были использованы анкета оценки личностных качеств, необходимых для осуществления журналистской деятельности, методика «Мотивация профессиональной деятельности» К. Замфир в модификации А. А. Реана, методика на определение уровня эмоционального интеллекта, разработанная Н. Холлом, методика «Профессиональная готовность» А. П. Чернявской. Полученные данные были проанализированы с использованием программы Statistica 10.0. Для проведения формирующего эксперимента разработана настольная профориентационная игра «Игра в зачёт», сочетающая в себе элементы тестовой сдачи зачёта по учебной дисциплине «Техника и технология телевидения» и игровые вставки телепроектов «Слабое звено» и «Кто хочет стать миллионером?».

Результаты исследования. Представлен анализ подходов к сущности и структурным компонентам психологической готовности к профессиональной деятельности в психологии: описана специфика, рассмотрены интерпретации исследователями содержательных характеристик компонентов готовности будущих журналистов, определены возможности воздействия профориентационных игр на содержательные характеристики готовности. Приведены обобщённые результаты экспериментального исследования использования игровых технологий в процессе формирования психологической готовности к журналистской деятельности студентов на начальном этапе обучения. Обсуждение и заключение. Обосновано, что формирование психологической готовности студентов-журналистов к будущей профессиональной деятельности обеспечивается посредством использования игровых технологий, вариативность содержания и технологического обеспечения которых определяются этапом овладения профессиональными компетенциями и обогащения опыта практической деятельности студентов на начальный период обучения в вузе.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, журналистика, готовность к профессиональной деятельности, профориентационная игра, психологическая готовность, компоненты готовности, игровые технологии

Для цитирования: Дзвоник В. П., Морозова И. С. Формирование психологической готовности студентов к журналистской деятельности на начальном этапе обучения // Педагогический ИМИДЖ. 2024. Т. 18, № 2. C. 228–240. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-2-228-240

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-2-228-240

УДК: 159.9

Статья поступила в редакцию 17.04.2024, одобрена после рецензирования 06.05.2024, принята к публикации 10.05.2024.

Список источников:

1. Дзвоник В. П., Морозова И. С. Роль проектной деятельности в формировании представлений о будущей профессии у студентов-журналистов (на примере спецпроекта КемГУ «Прямая линия с ректором») // Профессиональное образование в России и за рубежом. Кемерово. 2021. № 2 (42). С. 77–86.

2. Ухтомский А. А. Избранные труды. Л. : Наука, Ленинградское отделение, 1978. 369 с.

3. Труд и развитие личности : сб. статей / ред.-сост. А. Г. Здравомыслов, В. А. Ядов. Л. : Лениздат, 1965. 192 с.

4. Мясищев В. Н. Психология отношений. Избранные психологические труды /под ред. А. А. Бодалева. Воронеж : изд-во Института практической психологии ; МОД ЭК,

1995. 356 с.

5. Maslow A. Self-actualizing and Beyond // Challenges of Humanistic Psychology. New York, 1967. 300 p.

6. Белогай К. Н., Варакина Т. Е., Морозова И. С., Бугрова Н. А., Крецан З. В. Готовность к образовательному выбору в разных группах студентов вуза: к постановке проблемы // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 11 (103). С. 60–71. DOI: 10.24158/spp.2022.11.9k-

7. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения ; 4-е изд. М. : Академия, 2010. 304 с.

8. Hirschi A., Laege D. The Relation of Secondary Students’ Career-Choice Readiness to a Six-Phase Model of Career Decision Making // Journal of Career Development. 2007. № 34(2). Pp. 164–191. DOI:10.1177/0894845307307473

9. Узнадзе Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси : Изд-во АН ГрузССР, 1961. 210 с.

10. Нерсесян Л. С., Пушкин В. Н. Психологическая структура готовности оператора к экстренному действию // Вопросы психологии. 1969. № 5. С. 60–69.

11. Санжаева Р. Д. Готовность и ее психологические механизмы // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2016. № 2. С. 3–12.

12. Щербаков Ю. И., Могилевская В. Ю. Теоретический анализ феномена психологической готовности студентов к педагогической деятельности // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 5 (60). С. 299–301.

13. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Смысл, 2005. 431 с.

14. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск : Изд-во БГУ, 1976. 175 с.

15. Boitzova A.V., Simonova, N. N. “Psychological readiness”. Definition and approaches // Proceedings of the II International Scientific-Practical Conference «Psych

16. Шестеркина Л. П., Николаева, Т. Д. Методика телевизионной журналистики : учеб. пособие для студентов вузов. М. : Аспект Пресс, 2012. 224 с.

17. Fowler-Watt K., Allan S. Journalism: New Challenges. Centre for Journalism & Communication Research. Routledge, 2015. 352 с.

18. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики : учебник для студентов вузов : 8-е изд., испр. и доп. М. : Аспект Пресс, 2011. 351 с.

19. Цвик В. Л. Телевизионная журналистика : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030601 «Журналистика» ; 2-е изд. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 495 c.

20. Зверева Н. В. Школа тележурналиста. Н. Новгород : Изд. дом Минакова, 2009. 270 c.

21. Запорожец А. В. Избранные психологические труды. В 2 т. Т. 1. Психическое развитие ребенка. М. : Педагогика, 1986. 320 с.

22. Устюгова С. В. Игра как средство воспитания: от А. С. Макаренко до наших дней // А. С. Макаренко – человек, педагог, ученый, писатель: СССР, Россия, Урал : мат-лы 10-х Всерос. Макаренковских студенческих педагогических чтений (Екатеринбург, 18 апреля 2013 г.), Екатеринбург : Раритет, 2013. С. 259–263.

23. Авилов Г. М., Серый А. В., Яницкий М. С. Ролевая игра : теория, методология, практика: учебное пособие. Кемерово : Кузбассвузиздат, 2008. 107 с.

24. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М. : Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. 490 с.

25. Чернявская А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М. : Владос-Пресс, 2004. 96 с.

26. Попов Л. М., Пучкова И. М., Устин П. Н. Психологическая готовность к профессиональной деятельности и методы ее формирования // Ученые записки Казан. Ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2015. № 4. С. 215–224.

27. Ганичева И. А., Мирук А. В. Развитие психологической готовности студентов к будущей профессиональной деятельности // Russian Journal of Education and Psychology. 2016. № 3-2 (59). С. 325–241. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-psihologicheskoy-gotovnosti-studentov-k-buduschey-professionalnoy-deyatelnosti (дата обращения: 04.16.2024).

28. Захарова Е. А., Ежова Ю. М. Мотивационная готовность как компонент психологической готовности к профессиональной деятельности студентов-медиков // Медицинский альманах. 2018. № 1 (52). С. 14–18.

29. Ожогова Е. Г. Проблема психологической готовности будущих учителей начальных классов к профессиональной деятельности // Вестник практической психологии образования. 2023. Т. 20. № 1. С. 18–26. DOI: 10.17759/bppe.2023200102

Скачать статью в формате pdf.

 

Учебно-методическое обеспечение процесса формирования ориентировки во времени у учащихся с интеллектуальной недостаточностью при получении профессии

Автор(ы):

 

Оксана Вячеславовна Фомина, старший преподаватель кафедры теории и методики специального образования, https://orcid.org/0009-0004-3253-6325, Author ID в РИНЦ: 3595-7658, Гродненский государственный университет имени Янки Купалы,

230003, Республика Беларусь, г. Гродно, ул. Захарова, 32, тел.: + 375 (1522) 450280, тел.: + 375 (1522) 450280, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация

Введение. В статье раскрывается актуальность исследования вопросов формирования ориентировки во времени у учащихся с интеллектуальной недостаточностью в период получения ими профессии: в XI–XII классах углублённой социальной и профессиональной подготовки, учреждениях профессионально-технического образования. Описываются этапы и направления методики формирования ориентировки во времени у учащихся с лёгкой интеллектуальной недостаточностью, дана подробная характеристика учебно-методического обеспечения процесса формирования ориентировки во времени у лиц с интеллектуальной недостаточностью.

Материалы и методы. Использовались методы анализа и синтеза педагогической литературы по проблеме исследования, систематизации учебного материала, педагогического тестирования, контрольного эксперимента, статистической обработки данных.

Результаты исследования. По результатам констатирующего эксперимента определены основные трудности, возникающие у лиц с интеллектуальной недостаточностью в овладении навыками ориентировки во времени, среди которых: сложности применения знаний в новых условиях при решении задач бытового и профессионально-трудового характера, наполнения мер времени конкретным содержанием, сложности ориентировки в календаре, расписании движения общественного транспорта и др. Апробация учебно-методического обеспечения показала его эффективность, о чём свидетельствуют результаты итоговой диагностики учащихся, составивших экспериментальную группу, в сравнении с результатами учащихся, вошедших в контрольную группу.

Ключевые слова: ориентировка во времени, учащиеся с интеллектуальной недостаточностью, профессия, учебно-методическое сопровождение, методика

Для цитирования: Фомина О. В. Учебно-методическое обеспечение процесса формирования ориентировки во времени у учащихся с интеллектуальной недостаточностью при получении профессии // Педагогический ИМИДЖ. 2024. Т. 18, № 2. C. 201–217. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-2-201-217

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-2-201-217

УДК: 376.43+37.048.4

Статья поступила в редакцию 15.05.2024, одобрена после рецензирования 30.05.2024, принята к публикации 02.06.2024.

Список источников:

1. Воронина М. В. Представления о мерах времени у учащихся вспомогательной школы // Дефектология. 1996. № 3. С. 28–31.

2. Цуканов Б. И. Особенности восприятия времени у умственно отсталых учащихся // Дефектология. 1990. № 3. С. 28–32.

3. Финкельштейн И. И. Представления и понятия о времени у детей-олигофренов // Известия АПН РСФСР. 1961. Вып. 114. С. 135–180.

4. Эк В. В. Обучение математике учащихся младших классов специальных (коррекцонных) образовательных учреждений VIII вида ; 2-е изд. М. : Просвещение, 2005. 221 с.

5. Аристотель. Физика / пер. В. П. Карпова. М. : Юрайт, 2024. 228 с.

6. Сеченов И. М. Рефлексы головного мозга. М. : АСТ, 2015. 352 с.

7. Павлов И. П. Полное собрание трудов. М.; Л. : Изд-во Академии наук СССР, 1940–1949. В 5 т. Т. 3 : Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных – условные рефлексы. 607 с.

8. Ухтомский А. А. Доминанта. Статьи разных лет 1887–1939. СПб. : Питер, 2002. 448 с.

9. Анохин П. К. Системные механизмы высшей нервной деятельности. М. : Наука, 1979. 454 с.

10. Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1960. 486 с.

11. Рубинштейн С. Л. О восприятии времени и пространства // Мир психологии. 1999. № 4. С. 16–25.

12. Элькин Д. Г. Восприятие времени. М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1962. 311 с.

13. Флейвелл Д. Х. Генетическая психология Жана Пиаже ; пер. с англ. М. : Просвещение, 1967. 623 с.

14. Ералиева С. Г. Особенности временных представлений и ориентировки во времени у умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста // Дефектология. 1983. № 2. С. 63–66.

15. Лещинская Т. Л. Особенности формирования знаний о мерах времени и их коррекция на основе наглядно-практической деятельности учащихся. В помощь учителям специальных школ. Минск : [б. и.], 1981. 9 с.

16. Пумпутис Ю. Ю. Особенности усвоения мер длины, веса и времени учащимися V–VI классов вспомогательной школы // Дефектология. 1975. № 1. С. 36–41.

17. Перова М. Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида. М. : Владос, 2001. 408 с.

18. Кузьмина-Сыромятникова Н. Ф. Особенности обучения математике во вспомогательной школе. М. : Гос. учеб.-пед. изд-во, 1934. 80 с.

19. Эк В. В. Обучение математике учащихся младших классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида ; 2-е изд. М. : Просвещение, 2005. 221 с.

20. Давыдов В. В. Деятельностная теория мышления. М. : Научный мир, 2005. 239 с.

21. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Политиздат, 1977. 304 с.

22. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Акад. пед. наук РСФСР; под ред. Ж. И. Шиф. М. : Просвещение, 1965. 343 с.

23. Петрова В. Г., Белякова И. В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? М. : Флинта, 2000. 103 с.

24. Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство. СПб. : Речь, 2007. 390 с.

25. Алтынцева Е. Н., Захарова Ю. В., Конюх О. В. Подготовка к самостоятельной жизни учащихся с интеллектуальной недостаточностью: теоретические аспекты // Спецыяльная адукацыя. 2020. № 3 (134). С. 3–7.

26. Пинский Б. И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития учащихся вспомогательной школы. М. : Педагогика, 1985. 128 с.

27. Дульнев Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. М. : Педагогика, 1969. 216 с.

28. Старобина Е. М. Специфика профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. 2014. Т. 3, № 1. С. 60–68. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-professionalnogo-obrazovaniya-lits-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (дата обращения: 07.02.2024).

29. Фомина О. В. Методика формирования способов измерения времени у учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью в процессе профессионально-трудового обучения // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. 2022. № 2. С. 350–365. DOI: 10.35231/18186653_2022_2_350

30. Фомина О. В. Формирование ориентировки во времени у учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью: пособие для студентов специальности «Олигофренопедагогика». Гродно: ГрГУ, 2022. 70 c.

31. Лисовская Т. В., Скивицкая М. Е., Фомина О. В. Математика: учеб. пособие для 12 класса 1-го отделения вспомогательной школы с русским языком обучения. Минск : Народная асвета, 2019. 232 с.

32. Лисовская Т. В., Скивицкая М. Е., Фомина О. В. Специальные методики школьного обучения. Методика преподавания математики: рабочая тетрадь. Минск : БГПУ, 2022. 60 с.

33. Учебная программа по учебному предмету «Математика» для XI–XII классов первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) с белорусским и русским языками обучения / Министерство образования Республики Беларусь, Национальный институт образования. Минск : НИО, 2016. 18 с.

34. Учебная программа по учебному предмету «Социальное ориентирование» (для XI–XII классов углубленной социальной и профессиональной подготовки первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) / Министерство образования Республики Беларусь, Национальный институт образования. Минск : НИО, 2017. 26 с.

35. Учебная программа по учебному предмету «Элементы экономических знаний» для XI‒XII классов углубленной социальной и профессиональной подготовки первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) с русским языком обучения / Министерство образования Республики Беларусь, Национальный институт образования. Минск : НИО, 2016. 35 с.

36. О защите прав потребителей: Закон Респ. Беларусь от 9 янв. 2002 г. № 90-З: [Электронный ресурс] // Pravo. bi. сайт. URL: https://pravo.by/document/?guid=3871&p 0=H10200090

37. Трудовой кодекс Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 26 июля 1999 г. № 296-З [Электронный ресурс] // Pravo. bi. сайт. URL: https://pravo.by/document/?guid=

3871&p0=hk9900296

38. Лисовская Т. В., Скивицкая М. Е., Войткевич М. И. Математика: учеб. пособие для 11-го класса 1-го отделения вспомогательной школы с русским языком обучения. Минск: Народная асвета, 2018. 232 с.

39. Перечень квалификаций, рекомендованных для обучения лиц с особенностями психофизического развития, в том числе инвалидов (из таблицы10 Общегосударственного классификатора Республики Беларусь Специальности и квалификации (ОКРБ 011-2009), утвержденного и введенного в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь 2 июня 2009 № 36) [Электронный ресурс] // Asabliva. by. Сайт управления специального образования Министерства образования Республики Беларусь. URL: http://www.asabliva.by/ru/main.aspx?guid=15485 (дата обращения: 18.03.2018).

40. Лисовская Т. В., Скивицкая М. Е. Реализация актуальных научных подходов в содержании учебника математики XI класса для учащихся с интеллектуальной недостаточностью // Проблеми сучасного підручника: зб. наук. праць. 2018. Вип. 20.

С. 212–222.

Скачать статью в формате pdf.