Особенности понимания эмоций, отражённых в сюжетном и пейзажном произведениях живописи, младшими школьниками с задержкой психического развития

Автор(ы):

Алена Владимировна Урожаева, дефектолог-психолог, аспирант кафедры специального образования и комплексной реабилитации, https://orcid.org/0009-0002-2620-6835, Институт специального образования и психологии, Московский городской педагогический университет

127287, Россия, г. Москва, Петровско-Разумовский пр-д, 27, тел.: +7 (495) 6121436,

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация: Введение. В статье рассматривается специфика понимания младшими школьниками с задержкой психического развития различных эмоций, отражённых в сюжетном и пейзажном произведениях живописи по единой теме визуального (живописного) текста «Дождь». С теоретических позиций исследование опирается на положение о специфическом пути развития ребёнка как особом процессе присвоения социально-культурного опыта, где эмоции выступают функциональным органом индивида, символом субкультуры ребёнка. Актуальность изучения особенностей понимания эмоций, изображённых в сюжетных и пейзажных живописных произведениях, обосновывается, с одной стороны, недостаточностью психологических исследований вопросов понимания живописного текста в пейзажной и сюжетной живописи детьми данной категории, а с другой – значимостью изучения проблемы осознания эмоций как когнитивной функции для социализации младших школьников с задержкой психического развития. Цель исследования – выявить особенности понимания языка выражения эмоций, отражённых в разножанровых живописных произведениях (пейзажном и сюжетном) по единой теме «Дождь», младшими школьниками с задержкой психического развития и сравнить их с особенностями понимания нормально развивающимися сверстниками.

Материалы и методы. Диагностическим инструментом выступает констатирующий эксперимент, строящийся на применении методики «Изучение восприятия картин», адаптированной для младших школьников с задержкой психического развития, беседе по картине, количественном и качественном анализе, использовании методов математико-статистической обработки и интерпретации данных по методике Манна – Уитни. Результаты исследования. Эмпирическое исследование, направленное на изучение понимания эмоций, отражённых в сюжетном и пейзажном произведениях на одну тему «Дождь», позволило раскрыть психологические особенности данного процесса у младших школьников с задержкой психического развития (при сравнении с нормально развивающимися сверстниками), который характеризуется: неоднородностью, разноуровневостью количественных и критериально обоснованных качественных характеристик, выражающих понимание художественного языка разных эмоций (радости и грусти) в репродукциях. Использование одновременно сюжетного и пейзажного произведений в диагностике понимания эмоций оказалось информативным и дало возможность провести сравнительный анализ средств выразительности, представленных в данных разножанровых живописных картинах, младшими школьниками с задержкой психического развития.

Заключение. Проведённый эксперимент подтвердил выдвинутую гипотезу о наличии особенностей понимания младшими школьниками с задержкой психического развития разных эмоций (радости и грусти), отражённых в пейзажном и сюжетном живописном произведениях, объединённых общей темой («Дождь»), которые раскрыты в критериально обоснованных, разноуровневых качественных характеристиках. Показана возможность использования в диагностике понимания эмоций не только сюжетных, но и пейзажных живописных произведений. Привлечение к эксперименту сюжетной и пейзажной картин одной темы «Дождь» позволило определить степень понимания младшими школьниками с задержкой психического развития сходства и различия выражения разных эмоций (радости и грусти) в разножанровых живописных произведениях. Исследование также подтвердило теоретическое положение о единстве закономерностей психического развития нормально развивающихся дошкольников и детей с задержкой психического развития, которое проявляется в контексте понимания эмоций, отражённых в живописном произведении одной тематики, на этапе школьного детства.

Ключевые слова: диагностика, понимание, эмоции, пейзажные, сюжетные картины, младшие школьники с задержкой психического развития

Для цитирования: Урожаева А. В. Особенности понимания эмоций, отражённых в сюжетном и пейзажном произведениях живописи, младшими школьниками с задержкой психического развития // Педагогический ИМИДЖ. 2024. Т. 18, № 3. C. 421–435. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-3-421-435

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-3-421-435

УДК: 159.9+376.4

Статья поступила в редакцию 09.06.2024, одобрена после рецензирования 31.07.2024,

принята к публикации 02.08.2024.

Список источников:

1. Выготский Л. С. Эмоции и их развитие в детском возрасте. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 2. М. : Педагогика, 1982. С. 416–436.

2. Раппопорт С. Х. Искусство и эмоции ; 2-е изд. М. : Музыка, 1972. 168 с.

3. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы, эмоции // Психология эмоций: тексты / под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М. : изд-во МГУ, 1984. С. 115–119.

4. Вилюнас В. К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций / под ред. В.К. Вилюнас, Ю.Б. Гиппенрейтер. М. : Изд-во МГУ, 1984. С. 3–28.

5. Запорожец А. В. Избранные психологические труды в 2 т. Т. 1. М. : Педагогика, 1986. С. 320.

6. Додонов Б. И. Эмоция как ценность. М. : Политиздат, 1978. 272 с.

7. Неменский Б. М. Культура – искусство – образование: цикл бесед. М. : Московский центр художественной культуры и образования, 1993. 79 с.

8. Полуянов Ю. А. Формирование способности целостного восприятия цвета у детей. Вопросы психологии. 1980. № 1. С 101–112

9. Симонов П. В. Потребностно-информационная теория эмоций // Вопросы психологии. 1982. № 6. С. 44–56.

10. Юлдашев Л. Г. Эстетическое чувство и произведение искусства. М. : Мысль, 1969. 183 с.

11. Гуружапов В. А. Как учить детей понимать изобразительное искусство: Очерки психологии порождения смысла произведений живописи и графики. М. : Мы и МИР, 1999. 105 с.

12. Лабунская В. А. Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям : коллективная монография. М. : Институт психологии РАН, 2009. С. 228–263.

13. Якобсон П. М. Психология художественного восприятия. М. : Искусство, 1964. С. 85.

14. Житная И. В. Эмоция как знак и символ внутреннего мира ребенка / Ребенок в мире культуры. Ставрополь : Ставрополь – сервис – школа, 1998. С. 230.

15. Кузин В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе : учеб. для студентов сред. спец. учеб. заведений и худож.-граф. фак. пед. ин-тов и ун-тов. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Агар, 1998. 334 с.

16. Павлик К. В. Изобразительное искусство в начальной школе : учебные материалы по методике преподавания. М. : Флинта : Наука, 1999. 86 с.

17. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: рисунок, живопись, народное искусство, декоративное искусство, дизайн : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Педагогика и методика начального образования» ; 4-е изд., стер. М. : Академия, 2008. 364 c.

18. Богачек И. С. Своеобразие понимания наглядно-образного материала детьми с задержкой психического развития // Теоретические и прикладные проблемы образования лиц с интеллектуальной недостаточностью : мат-лы междунар. нуч. конф. (Санкт-Петербург, 18–20 октября 2000 г.). СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. С. 25–28.

19. Медведева Е. А. Формирование личности ребенка с проблемами психического развития средствами искусства в артпедагогическом и арттерапевтическом пространстве. М. : Ин-т консультирования и системных решений, 2009. 268 с.

20. Стернина Т. З. Понимание эмоциональных состояний другого человека детьми с нарушением умственного развития // Дефектология : научно-методический журнал / ред. В. И. Лубовский. 1988. № 3. С. 8–15.

21. Грошенков И. А. Изобразительная деятельность во вспомогательной школе. М. : Просвещение, 1982. 168 с.

22. Намазбаева Ж. И. Изучение развития самооценки умственно отсталых школьников V и VIII классов // Дефектология : научно-методический журнал Академии педагогических наук / ред. В. И. Лубовский, В. В. Бирюков. 1971. № 1. С. 24–30.

23. Гудонис В. П. Основы и перспективы социальной адаптации лиц с пониженным зрением : монография. М. : Моск. Психол.-соц. ин-т ; Воронеж : МОДЭК, 1999. 276 с.

24. Ермакова В. П., Егорова О. И. Обучение слепых специальной графике. М. : Просвещение, 1978. 120 с.

25. Крючкова А. Р., Медведева Е. А. Особенности восприятия живописных произведений детьми с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста // Современные аспекты комплексного сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью: мат-лы Межрегион. научн.-прак. конф. с междунар. участием. М. : Добрый мир, 2019. С. 164–169.

26. Шулекина Ю. А. Визуальное чтение в современном обществе // Современные проблемы книжной культуры: основные тенденции и перспективы развития : мат-лы XIV Белорус.-Рос. науч. семинара-конф. (Москва, 24–25 ноября 2021 г.). Минск : Центральная научная библиотека НАН Беларуси; М. : Наука, 2021. С. 520–523.

27. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии : пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / под ред. Г. А. Урунтаевой. М. : Просвещение, 1995. 288 с.

Скачать статью в формате pdf.


Просмотров: 8 | Скачиваний: 6