Статьи выпуска № 3, год 2024

Особенности понимания эмоций, отражённых в сюжетном и пейзажном произведениях живописи, младшими школьниками с задержкой психического развития

Автор(ы):

Алена Владимировна Урожаева, дефектолог-психолог, аспирант кафедры специального образования и комплексной реабилитации, https://orcid.org/0009-0002-2620-6835, Институт специального образования и психологии, Московский городской педагогический университет

127287, Россия, г. Москва, Петровско-Разумовский пр-д, 27, тел.: +7 (495) 6121436,

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация: Введение. В статье рассматривается специфика понимания младшими школьниками с задержкой психического развития различных эмоций, отражённых в сюжетном и пейзажном произведениях живописи по единой теме визуального (живописного) текста «Дождь». С теоретических позиций исследование опирается на положение о специфическом пути развития ребёнка как особом процессе присвоения социально-культурного опыта, где эмоции выступают функциональным органом индивида, символом субкультуры ребёнка. Актуальность изучения особенностей понимания эмоций, изображённых в сюжетных и пейзажных живописных произведениях, обосновывается, с одной стороны, недостаточностью психологических исследований вопросов понимания живописного текста в пейзажной и сюжетной живописи детьми данной категории, а с другой – значимостью изучения проблемы осознания эмоций как когнитивной функции для социализации младших школьников с задержкой психического развития. Цель исследования – выявить особенности понимания языка выражения эмоций, отражённых в разножанровых живописных произведениях (пейзажном и сюжетном) по единой теме «Дождь», младшими школьниками с задержкой психического развития и сравнить их с особенностями понимания нормально развивающимися сверстниками.

Материалы и методы. Диагностическим инструментом выступает констатирующий эксперимент, строящийся на применении методики «Изучение восприятия картин», адаптированной для младших школьников с задержкой психического развития, беседе по картине, количественном и качественном анализе, использовании методов математико-статистической обработки и интерпретации данных по методике Манна – Уитни. Результаты исследования. Эмпирическое исследование, направленное на изучение понимания эмоций, отражённых в сюжетном и пейзажном произведениях на одну тему «Дождь», позволило раскрыть психологические особенности данного процесса у младших школьников с задержкой психического развития (при сравнении с нормально развивающимися сверстниками), который характеризуется: неоднородностью, разноуровневостью количественных и критериально обоснованных качественных характеристик, выражающих понимание художественного языка разных эмоций (радости и грусти) в репродукциях. Использование одновременно сюжетного и пейзажного произведений в диагностике понимания эмоций оказалось информативным и дало возможность провести сравнительный анализ средств выразительности, представленных в данных разножанровых живописных картинах, младшими школьниками с задержкой психического развития.

Заключение. Проведённый эксперимент подтвердил выдвинутую гипотезу о наличии особенностей понимания младшими школьниками с задержкой психического развития разных эмоций (радости и грусти), отражённых в пейзажном и сюжетном живописном произведениях, объединённых общей темой («Дождь»), которые раскрыты в критериально обоснованных, разноуровневых качественных характеристиках. Показана возможность использования в диагностике понимания эмоций не только сюжетных, но и пейзажных живописных произведений. Привлечение к эксперименту сюжетной и пейзажной картин одной темы «Дождь» позволило определить степень понимания младшими школьниками с задержкой психического развития сходства и различия выражения разных эмоций (радости и грусти) в разножанровых живописных произведениях. Исследование также подтвердило теоретическое положение о единстве закономерностей психического развития нормально развивающихся дошкольников и детей с задержкой психического развития, которое проявляется в контексте понимания эмоций, отражённых в живописном произведении одной тематики, на этапе школьного детства.

Ключевые слова: диагностика, понимание, эмоции, пейзажные, сюжетные картины, младшие школьники с задержкой психического развития

Для цитирования: Урожаева А. В. Особенности понимания эмоций, отражённых в сюжетном и пейзажном произведениях живописи, младшими школьниками с задержкой психического развития // Педагогический ИМИДЖ. 2024. Т. 18, № 3. C. 421–435. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-3-421-435

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-3-421-435

УДК: 159.9+376.4

Статья поступила в редакцию 09.06.2024, одобрена после рецензирования 31.07.2024,

принята к публикации 02.08.2024.

Список источников:

1. Выготский Л. С. Эмоции и их развитие в детском возрасте. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 2. М. : Педагогика, 1982. С. 416–436.

2. Раппопорт С. Х. Искусство и эмоции ; 2-е изд. М. : Музыка, 1972. 168 с.

3. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы, эмоции // Психология эмоций: тексты / под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М. : изд-во МГУ, 1984. С. 115–119.

4. Вилюнас В. К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций / под ред. В.К. Вилюнас, Ю.Б. Гиппенрейтер. М. : Изд-во МГУ, 1984. С. 3–28.

5. Запорожец А. В. Избранные психологические труды в 2 т. Т. 1. М. : Педагогика, 1986. С. 320.

6. Додонов Б. И. Эмоция как ценность. М. : Политиздат, 1978. 272 с.

7. Неменский Б. М. Культура – искусство – образование: цикл бесед. М. : Московский центр художественной культуры и образования, 1993. 79 с.

8. Полуянов Ю. А. Формирование способности целостного восприятия цвета у детей. Вопросы психологии. 1980. № 1. С 101–112

9. Симонов П. В. Потребностно-информационная теория эмоций // Вопросы психологии. 1982. № 6. С. 44–56.

10. Юлдашев Л. Г. Эстетическое чувство и произведение искусства. М. : Мысль, 1969. 183 с.

11. Гуружапов В. А. Как учить детей понимать изобразительное искусство: Очерки психологии порождения смысла произведений живописи и графики. М. : Мы и МИР, 1999. 105 с.

12. Лабунская В. А. Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям : коллективная монография. М. : Институт психологии РАН, 2009. С. 228–263.

13. Якобсон П. М. Психология художественного восприятия. М. : Искусство, 1964. С. 85.

14. Житная И. В. Эмоция как знак и символ внутреннего мира ребенка / Ребенок в мире культуры. Ставрополь : Ставрополь – сервис – школа, 1998. С. 230.

15. Кузин В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе : учеб. для студентов сред. спец. учеб. заведений и худож.-граф. фак. пед. ин-тов и ун-тов. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Агар, 1998. 334 с.

16. Павлик К. В. Изобразительное искусство в начальной школе : учебные материалы по методике преподавания. М. : Флинта : Наука, 1999. 86 с.

17. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: рисунок, живопись, народное искусство, декоративное искусство, дизайн : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Педагогика и методика начального образования» ; 4-е изд., стер. М. : Академия, 2008. 364 c.

18. Богачек И. С. Своеобразие понимания наглядно-образного материала детьми с задержкой психического развития // Теоретические и прикладные проблемы образования лиц с интеллектуальной недостаточностью : мат-лы междунар. нуч. конф. (Санкт-Петербург, 18–20 октября 2000 г.). СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. С. 25–28.

19. Медведева Е. А. Формирование личности ребенка с проблемами психического развития средствами искусства в артпедагогическом и арттерапевтическом пространстве. М. : Ин-т консультирования и системных решений, 2009. 268 с.

20. Стернина Т. З. Понимание эмоциональных состояний другого человека детьми с нарушением умственного развития // Дефектология : научно-методический журнал / ред. В. И. Лубовский. 1988. № 3. С. 8–15.

21. Грошенков И. А. Изобразительная деятельность во вспомогательной школе. М. : Просвещение, 1982. 168 с.

22. Намазбаева Ж. И. Изучение развития самооценки умственно отсталых школьников V и VIII классов // Дефектология : научно-методический журнал Академии педагогических наук / ред. В. И. Лубовский, В. В. Бирюков. 1971. № 1. С. 24–30.

23. Гудонис В. П. Основы и перспективы социальной адаптации лиц с пониженным зрением : монография. М. : Моск. Психол.-соц. ин-т ; Воронеж : МОДЭК, 1999. 276 с.

24. Ермакова В. П., Егорова О. И. Обучение слепых специальной графике. М. : Просвещение, 1978. 120 с.

25. Крючкова А. Р., Медведева Е. А. Особенности восприятия живописных произведений детьми с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста // Современные аспекты комплексного сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью: мат-лы Межрегион. научн.-прак. конф. с междунар. участием. М. : Добрый мир, 2019. С. 164–169.

26. Шулекина Ю. А. Визуальное чтение в современном обществе // Современные проблемы книжной культуры: основные тенденции и перспективы развития : мат-лы XIV Белорус.-Рос. науч. семинара-конф. (Москва, 24–25 ноября 2021 г.). Минск : Центральная научная библиотека НАН Беларуси; М. : Наука, 2021. С. 520–523.

27. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии : пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / под ред. Г. А. Урунтаевой. М. : Просвещение, 1995. 288 с.

Скачать статью в формате pdf.

Особенности коммуникативно-эмоциональной составляющей родительско-детского взаимодействия в семье, воспитывающей ребёнка c задержкой психического развития

Автор(ы):

Юлия Николаевна Данилова, психолог, аспирант, ассистент кафедры общей и практической психологии, https://orcid.org/0000-0002-9964-0256, Институт специального образования и психологии, Московский городской педагогический университет

127287, г. Москва, Петровско-Разумовский пр-д, 27, тел.: +7 (495) 6121436, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация: Введение. Рассматривается коммуникативно-эмоциональная составляющая специфики родительско-детского взаимодействия в семьях, воспитывающих дошкольников с задержкой психического развития. Подтверждается значимость изучения такого взаимодействия в рамках культурно-исторической концепции Л. С. Выготского, в том числе различных его сторон: эмоциональной, коммуникативной, когнитивной и практической. Подчёркивается, что для успешной социализации детей с задержкой психического развития важна сформированность коммуникативной и эмоциональной стороны взаимодействия. Целью исследования является представление результатов сравнительного анализа коммуникативно-эмоциональной составляющей родительско-детского взаимодействия в двух группах семей – воспитывающих детей с задержкой психического развития и их нормально развивающихся сверстников.

Материалы и методы. Респондентами стали 100 семей, посещающие массовые дошкольные организации (50 семей, воспитывающих детей 5–7 лет с задержкой психического развития, 50 семей, воспитывающих нормально развивающихся детей 5–7

лет).

Методы исследования: эксперимент, включающий в себя психодиагностическую методику «Совместный тест Роршаха», методы статистического анализа U-критерий Манна – Уитни и кластерный анализ.

Результаты исследования. Обнаружены статистические различия в выделенных критериях взаимодействия семей, воспитывающих дошкольников с задержкой психического развития, и семей, где растут нормально развивающиеся дети; показана неоднородность, проявившаяся в трёх уровнях взаимодействия, для которых определена и описана качественная характеристика психологических особенностей коммуникативной и эмоциональной стороны родительско-детского взаимодействия.

Заключение. Результаты исследования позволяют говорить о необходимости определения пути коррекции коммуникативно-эмоциональной стороны взаимодействия родителей и детей в процессе психологического сопровождения семьи, в которой воспитывается дошкольник c задержкой психического развития.

Ключевые слова: семья; ребёнок с задержкой психического развития; диагностика; коммуникативно-эмоциональная составляющая родительско-детского взаимодействия

Для цитирования: Данилова Ю. Н. Особенности коммуникативно-эмоциональной составляющей родительско-детского взаимодействия в семье, воспитывающей ребёнка c задержкой психического развития // Педагогический ИМИДЖ. 2024. Т. 18, № 3. C. 410–420. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-3-410-420

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-3-410-420

УДК: 376.4

Статья поступила в редакцию 20.07.2024, одобрена после рецензирования 24.08.2024,

принята к публикации 30.08.2024.

Список источников:

1. Ульенкова У. В., Лебедева О. В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии ; 5-е изд. М. : Академия, 2011. 175 с.

2. Дмитриева Е. Е., Двуреченская О. Н. Коммуникативный подход к изучению речевого развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2018. № 8. С. 118–122.

3. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. Воронеж : МОДЭК, 1997. 383 с.

4. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студентов высш. проф. образования / под ред. Б. Д. Эльконина; 6-е изд. М. : Академия, 2011. 383 с.

5. Ильина И. Б. Формирование социокультурной направленности общения младших школьников c задержкой психического развития средствами арттехнологий: автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.01. Нижний Новгород, 2009. 25 с.

6. Медведева Е. А. Теоретические основы и диагностика социокультурного развития личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья : монография. М., 2022. С. 75–80.

7. Медведева Е. А., Павлова А. С. Изучение особенностей социально значимых компонентов личности младших школьников c задержкой психического развития в художественной деятельности // Казанский педагогический журнал. 2017. № 2 (121). С. 161–166.

8. Данилова Ю. Н. Особенности эмоциональной стороны родительско-детского взаимодействия в семьях с детьми с задержкой психического развития // МИР специальной педагогики и психологии. М. : ЛОГОМАГ, 2023. Вып. 16. С. 14–20

9. Медведева Е. А., Данилова Ю. Н. Системно-историческая ретроспектива социального статуса семьи ребенка c ограниченными возможностями здоровья // Системная психология и социология. 2022. № 4 (44). С. 81–94. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.44.4.07

10. Тригер Р. Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. СПб. : Питер, 2008. 192 с.

11. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. М. : Изд-во МГУ, 1976. 142 с.

12. Кочетова Ю. А. Страхи современных дошкольников и их связь с особенностями детско-родительских отношений : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.13. М., 2012. 24 с.

13. Неволина В. В. Психологические условия развития способности к эмоциональному взаимодействию младших школьников, воспитывающихся вне семьи : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07. Самара, 2008. 198 с.

14. Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. В 2 т. Т. 2. М. : Апрель Пресс ; ЭКСМО-Пресс, 2000. 464 с.

15. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. М. : Педагогика, 1989. 160 с.

16. Холодкова О. Г., Кабанченко Е. А. Особенности психологической компетентности родителей подростков // Мир науки, культуры, образования, 2018. № 4 (71). С. 358–362.

17. Бодалев А. А. Восприятие человека человеком. Л. : Изд-во Ленинград. ун-та, 1965. 123 с.

18. Дорохина Н. А. Взаимодействие старшего поколения семьи с детьми дошкольного возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07. М., 2009. 16 с.

19. Обозов Н. Н. Психология межличностного взаимодействия : автореф. дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.05. Л., 1979. 35 с.

20. Дубовицкая Т. Д., Тулитбаева Г. Ф. Формирование коммуникативной культуры родителей как условие оптимизации детско-родительских отношений и конструктивного развития личности ребенка // Современная семья: традиции и инновации : сб. науч. статей. Уфа : БГПУ им. М. Акмуллы, 2014. С. 18–24.

21. Самохвалова А. Г. Коммуникативные трудности ребенка: феноменология, факторы возникновения, динамика. Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2014. 357 с.

22. Крючева Я. В. Педагогическая помощь родителям в организации взаимодействия c детьми, имеющими задержку психического развития : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. Тюмень, 2004. 26 с.

23. Кисова В. В., Малахова Т. В. Исследование эмоционального компонента родительского отношения к детям с задержкой психического развития // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61–4. С. 291–294.

24. Доронина И. Н., Мосина Н. А. Развитие эмоционального принятия родителями младших школьников с задержкой психического развития // Медицинская психология в России. 2021. T. 13, № 1 (66). C. 11. DOI: 10.24412/2219-8245-2021-1-11

25. Ушакова В. Р. Эмоциональное отношение матери к ребенку с ограниченными возможностями здоровья // Живая психология. 2020. Т. 7, № 4(28). С. 9–18.

26. Крушная Н. А. Отношения в семьях, воспитывающих детей с задержкой психического развития : монография. Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ, 2017. 210 с.

27. Степанова Н. А., Ануфриева М. А. Взаимодействие родителей и ребенка с ЗПР как условие успешного формирования коммуникативных навыков // Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки : сб. мат-лов VII Междунар. науч.-практ. конф. (Тула, 17 ноября 2021 года). Чебоксары : Среда, 2021. С. 170–172.

28. Бодалев А. А., Столин В. В. Общая психодиагностика. СПб. : Речь, 2000. 440 с.

Скачать статью в формате pdf.

Формирование готовности педагогов к реализации основных идей федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в процессе повышения квалификации

Автор(ы):

Максим Александрович Костенко, и. о. директора, кандидат социологических наук, https://orcid.org/0009-0001-9682-9387, Институт стратегии развития образования

101000, Россия, г. Москва, Жуковского, 16, тел.: +7 (495) 6213374, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация:

Проблема исследования и обоснование её актуальности. Актуализируется проблема научно-методического сопровождения педагогов общего образования в условиях обновлённых федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных основных образовательных программ в контексте обеспечения единого образовательного пространства на всей территории Российской Федерации. В качестве пути решения задачи по формированию у современных учителей специальных знаний и умений в области реализации федеральных рабочих программ, проектирования рабочих программ для углублённого изучения предмета рассматривается постдипломное педагогическое образование. Цель исследования – представить характеристику структуры и содержания программы повышения квалификации, раскрывающего особенности реализации федеральных основных образовательных программ и обеспечивающего формирование у педагогов специальных знаний и умений, необходимых для работы в соответствии с обновлёнными федеральными государственными образовательными стандартами. Научная новизна исследования состоит в разработке подхода к формированию содержания инвариантного модуля программы повышения квалификации, раскрывающего особенности реализации федеральных основных образовательных программ.

Методология (материалы и методы). В статье представлены теоретические методы, заключающиеся в анализе нормативных документов, методических материалов по внедрению обновлённых федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных основных образовательных программ, программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров. Основу исследования составляют положения системно-деятельностного и компетентностного подходов, которые формируют методологическую рамку основных нормативных документов, определяющих требования к современному учителю.

Результаты исследования. Представлен подход к формированию содержания инвариантного модуля программы повышения квалификации, раскрывающего особенности реализации федеральных основных образовательных программ. Охарактеризованы онлайн-сервисы для педагогического состава и управленческих команд образовательных организаций.

Результаты исследования позволяют сделать вывод, что для системного решения проблемы формирования готовности учителей к реализации идей обновлённых федеральных основных образовательных программ наряду с формальным образованием требуется включение ресурса неформального и информального образования. Теоретическая значимость исследования заключается в разработке подхода к формированию содержания инвариантного модуля программы повышения квалификации, раскрывающего особенности реализации федеральных основных образовательных программ. Практическая значимость состоит в возможности использования представленного подхода к формированию содержания инвариантного модуля программы повышения квалификации, раскрывающего особенности реализации федеральных основных образовательных программ, а также онлайн-сервисов для формирования готовности учителей к осуществлению идей обновлённых федеральных государственных образовательных стандартов в рамках дополнительного образования.

Ключевые слова: педагог, образовательные программы, готовность к реализации ФГОС, повышение квалификации, неформальное и информальное образование

Для цитирования: Костенко М. А. Формирование готовности педагогов к реализации основных идей федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в процессе повышения квалификации // Педагогический ИМИДЖ, 2024. № 3. С. 381–394. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-3-381-394

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-3-381-394

УДК: 371.14

Статья поступила в редакцию 01.07.2024, одобрена после рецензирования 25.08.2024, принята к публикации 30.08.2024.

Список источников:

1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [Электронный ресурс] // Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028 (дата обращения: 20.05.2024).

2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [Электронный ресурс] // Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287. URL: http://publication.pravo.gov. ru/Document/View/0001202107050027 (дата обращения: 20.05.2024).

3. Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования [Электронный ресурс] // Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16.11.2022 № 992. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/

View/0001202212220053 (дата обращения: 20.05.2024).

4. Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования [Электронный ресурс] // Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16.11.2022 № 993. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/

View/0001202212220024 (дата обращения: 20.05.2024).

5. Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования [Электронный ресурс] // Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23.11.2022 № 1014. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/

View/0001202212220051 (дата обращения: 20.05.2024).

6. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина. М. : Академия, 2002. 576 с.

7. Кетриш Е. В. Готовность педагога к работе в условиях инклюзивного образования [Электронный ресурс]: монография. Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2018. 120 с. URL: http://elar.rsvpu.ru/978-5-8050-0653-2 (дата обращения: 16.07.2024).

8. Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М. : Логос, 1999. 272 с.

9. Суртаева Н. Н., Ройтблат О. В. О понимании и признании неформального образования взрослых // Академия профессионального образования. 2015. № 4. С. 34–42.

10. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс] // Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н. URL: https://

base.garant.ru/70535556/ (дата обращения: 05.06.2024).

11. Табаровская К. А., Мансурова С. Е. К вопросу об унификации подходов в системе повышения квалификации учителей // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. 2023. Т. 6, № 3(22). С. 13–20.

12. Варющенко В. И., Гайкова О. В. Модульный курс «Дидактические основы формирования готовности учителя к преподаванию дискуссионных вопросов социально-гуманитарной науки» // Наука и образование: новое время. 2016. № 5(16). С. 281–285.

13. Волынчук Н. И. Проектирование дополнительных профессиональных программ на основе модульного подхода как инструмент индивидуализации повышения квалификации учителя // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. 2022. № 4(86). С. 145–152.

14. Петрова Н. П., Вязьмин А. А. Применение модульного подхода в разработке программы повышения квалификации по робототехнике для учителей школ // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 81-3. С. 239–242.

15. Выготский Л. С. Мышление и речь. Психологические исследования. М. ; Л. : Соцэкгиз 1934. 326 с.

16. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М. : Смысл, 2005. 431 с.

17. Эльконин Д. Б. Психология игры ; 2-е изд. М. : ВЛАДОС, 1999. 358 с.

18. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М. : Изд-во МГУ, 1985. 45 с.

19. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М. : ИНТОР, 1996. 541 с.

20. Хомский Н. Язык и мышление. М. : МГУ, 1972. 123 с.

21. Вершловский С. Г. Воспитание активной позиции личности. Л. : Лениздат, 1981. 141 с.

22. Громкова М. Т. Педагогические основы образования взрослых. М. : Изд-во Моск. с.-х. акад., 1993. 163 с.

23. О направлении информации (Методические рекомендации по введению федеральных основных общеобразовательных программ) : письмо Минпросвещения России от 03.03.2023 № 03–327 [Электронный ресурс] // Информационная-правовая система ГАРАНТ. URL: https://base.garant.ru/406521913/ (дата обращения: 05.06.2024).

24. Рабочие программы [Электронный ресурс] // Единое содержание общего образования. URL: https://edsoo.ru/rabochie-programmy/ (дата обращения: 20.05.2024).

25. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2021 № 273-ФЗ // Российская газета. 30 декабря 2012 г.

26. Единое содержание общего образования [Электронный ресурс] // сайт. URL: https://edsoo.ru/ (дата обращение: 20.05.2024).

Скачать статью в формате pdf.

Формирование эмоционального благополучия у подростков из дисфункциональных семей

Автор(ы):

 

Людмила Ивановна Бочанцева, кандидат психологических наук, доцент кафедры философии и социально-гуманитарных наук, https://orcid.org/0009-0002-9597-7588, Государственный аграрный университет Северного Зауралья

625003, Россия, г. Тюмень, ул. Республики, 7, тел.: +7 (3452) 461643, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация: Введение. Статья посвящена изучению проблемы формирования эмоционального благополучия у подростков из дисфункциональных семей. Анализ исследований показал несоответствие между ростом числа подростков из дисфункциональных, дезорганизованных и проблемных семей с очевидными проявлениями эмоционального неблагополучия и потребностью социума в гармоничном развитии молодого поколения. Изучение особенностей эмоционального благополучия подростков из дисфункциональных семей и поиск эффективных психологических средств его формирования подчёркивает актуальность проблемы. Цель этого исследования заключается в постановке проблемы и определении подходов к изучению процесса формирования эмоционального благополучия у подростков из дисфункциональных семей.

Материалы и методы. Подростки, воспитывающиеся в дисфункциональных семьях, являются объектом нашего исследования. Предмет исследования – процесс формирования эмоционального благополучия у подростков из дисфункциональных семей. С учётом обозначенной проблемы и цели решались следующие задачи: проанализировать состояние проблемы эмоционального благополучия личности в научной литературе; выявить особенности эмоционального благополучия подростков из дисфункциональных семей; теоретически обосновать и эмпирически проверить эффективность психологического тренинга с элементами арт-терапии, направленного на формирование эмоционального благополучия у подростков из дисфункциональных семей. Применялся комплекс психодиагностических методик, позволяющий выявить особенности эмоционального благополучия у подростков. Использован непараметрический метод статистического анализа – критерий знаков G.

Результаты исследования. Представлены результаты теоретического изучения психологического, субъективного и эмоционального благополучия личности, проанализированы ключевые компоненты и показатели детского благополучия. Описана специфика проявлений эмоционального благополучия подростков из дисфункциональных семей. Подчёркивается, что психологическая атмосфера дисфункциональных семей, отсутствие гармонии и поддержки во взаимоотношениях негативно сказываются на психоэмоциональной и поведенческой сферах подростка. Представлены результаты эмпирического исследования по внедрению тренинговой программы с использованием элементов арт-терапии в качестве психологического метода по формированию эмоционального благополучия подростков из дисфункциональных семей.

Обсуждение и заключение. Реализованная программа позволила улучшить показатели эмоционального благополучия у подростков. Полученные данные могут представлять интерес для специалистов в области психологии, педагогики и социальной работы по сопровождению детей.

Ключевые слова: эмоциональное благополучие, подростки, формирование, эмоциональное неблагополучие, дисфункциональные семьи, проблемные семьи

Для цитирования: Бочанцева Л. И. Формирование эмоционального благополучия у подростков из дисфункциональных семей // Педагогический ИМИДЖ. 2024. Т. 18, № 3. C. 395–409. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-3-395-409

 

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-3-395-409

УДК: 159.922.8:376.63

Статья поступила в редакцию 23.07.2024, одобрена после рецензирования 12.08.2024,

принята к публикации 15.08.2024.

Список источников:

1. Неблагополучные семьи : кто виноват и что делать? [Электронный ресурс] // Всероссийский центр изучения общественного мнения. 8 июля 2018 года. URL: https:// wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/neblagopoluchnye-semi-kto-vinovat-ichto-delat (дата обращения: 20.01.2024).

2. Бочанцева Л. И., Городилова М. А. Психологические средства коррекции агрессивного поведения у подростков, воспитывающихся в проблемных семьях // Проблемы современного образования. 2019. № 5. С. 48-62. DOI: 10.31862/2218-8711-2019-5-48-62

3. Доманецкая Л. В. Общение и эмоциональное благополучие ребенка дошкольного возраста. Учебное пособие к спецкурсу по психологии. Красноярск : Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2008. 160 с.

4. Тумашов Е. Н., Бочанцева Л. И. Оценка субъективного благополучия магистрантов аграрного вуза: гендерные различия // Социально-педагогические вопросы образования и воспитания : мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 16 февраля 2024 г.). Чебоксары : Среда, 2024. С. 297–299.

5. Григорова Ю. Б. Структура эмоционального благополучия // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8, № 1(26). С. 331–334. DOI: 10.26140/anip-2019-0801-0082

6. Куликов Л. В. Здоровье и субъективное благополучие личности // Психология здоровья / под ред. Г. С. Никифорова. СПб. : СПбГУ, 2000. С. 405–442.

7. Брук Ж. Ю., Игнатжева С. В., Фроленкова А. Л. Детский мир. Субъективное благополучие детей Тюменской области. М. : Знание-М, 2021. 194 с.

8. Брук Ж. Ю., Телицына А. Ю. Актуальные вопросы, результаты и перспективы развития исследований международного проекта по изучению субъективного благополучия детей «Детские Миры» (обзор по итогам междунар. науч.-практ. конф. «Перспективы внедрения индекса детского благополучия в России») // Социальные науки и детство. 2022. Т. 3, № 2. С. 148–158. DOI: 10.17759/ssc.2022030211

9. Брук Ж. Ю., Игнатжева С. В., Волосникова Л. М., Семеновских Т. В. Когнитивный компонент в структуре субъективного благополучия детей // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26, № 5. С. 85–100. DOI: 10.17759/pse.2021260507

10. Проблемы психологического благополучия : мат-лы Междунар. науч.-практ. онлайн-конф. (Екатеринбург, Фергана, 7 апреля 2023 года). Екатеринбург : Уральский гос. пед. ун-т, 2023. 417 с.

11. Данилова М. А., Панина Н. Т. Теоретическое осмысление феномена «Психологическое благополучие» // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 60-7. С. 20–25. DOI: 10.18411/lj-04-2020-134

12. Иванова Е. В., Шаповаленко И. В. Проблема психологического и эмоционального благополучия детей и жизнестойкости их родителей в современных зарубежных исследованиях // Современная зарубежная психология. 2023. Т. 12, № 3. С. 52–63. DOI: 10.17759/jmfp.2023120305

13. Дубровина И. В. Феномен «психологическое благополучие» в контексте социальной ситуации развития // Вестник практической психологии образования. 2020. Т. 17, № 3. С. 9–21. DOI: 10.17759/bppe.2020170301

14. Ослон В. Н., Семья Г. В., Прокопьева Л. М., Колесникова У. В. Операциональная модель и инструментарий для изучения субъективного благополучия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25, № 6. С. 41–50. DOI: 10.17759/pse.2020250604

15. Иванова Е. В. Эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста и жизнестойкость родителей // Вестник Костромского государственного университета. Серия : Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 1. С. 96–103. DOI: 10.34216/2073-1426-2020-26-1-96-103

16. Никулина Д. С. Подходы к определению эмоционального благополучия // Известия ЮФУ. Технические науки. 2008. № 6(83). С. 73–76.

17. Наливайко Т. Е., Шинкорук М. В. Эмоциональное благополучие личности: от психологического здоровья к качеству жизни // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. 2014. Т. 2, № 3(19). С. 28–32.

18. Белов А. Г. Эмоциональное благополучие девиантных подростков // Конструктивные педагогические заметки. 2024. № 12-1(21). С. 219–222.

19. Данилова М. В., Рыкман Л. В. Психоэмоциональное благополучие и особенности саморазвития подростков с разным семейным статусом // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23, № 5. C. 40–50. DOI: 10.17759/pse.2018230505

20. Исаева О. М., Дунаева Н. И. Возможности программы ICDP в формировании эмоционального благополучия детей // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2019. № 2. С. 299–305. DOI: 10.33910/herzenpsyconf-2019-2-36

21. Дмитриева Н. Б. Психология здоровья личности. Учебное пособие. Казань : ТГ-ГПУ, 2010. 61 с.

22. Духновский С. В. Диагностика межличностных отношений: психологический практикум. СПб. : Речь, 2010. С. 66–70.

23. Шамионов Р. М., Бескова Т. В. Методика диагностики субъективного благополучия личности // Психологические исследования. 2018. Т. 11, № 60. С. 8.

24. Бочанцева Л. И. Возможности групповых и индивидуальных средств психокоррекции поведенческих нарушений у подростков в условиях средней общеобразовательной школы // Вестник Государственного университета просвещения. Серия : Психологические науки. 2023. № 4. С. 35–52. DOI: 10.18384/2949-5105-2023-4-35-52

Скачать статью в формате pdf.

Переосмысление значения дистанционного обучения в дополнительном профессиональном образовании медицинских специалистов

Автор(ы):

Светлана Михайловна Горбачева, доктор медицинских наук, профессор, заместитель директора по учебной работе, заведующий кафедрой скорой медицинской помощи и медицины катастроф, https://orcid.org/0000-0003-3235-0374, Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования – филиал Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования Министерства здравоохранения Российской Федерации

664049, г. Иркутск, м/р Юбилейный, 100, тел.: +7 (3952) 465326, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Марина Алексеевна Алферова, старший преподаватель кафедры педагогических и информационных технологий, https://orcid.org/0000-0003-4494-177X, Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования – филиал Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования Министерства здравоохранения Российской Федерации

664049, г. Иркутск, м/р Юбилейный, 100, тел.: +7 (3952) 465326, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Андрей Петрович Ногин, старший преподаватель кафедры педагогических и информационных технологий, специалист по учебно-методической работе, https://orcid.org/0009-0001-8274-2168, Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования – филиал Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования Министерства здравоохранения Российской Федерации

664049, г. Иркутск, м/р Юбилейный,100, тел.: +7 (3952) 465326, sm-nogin@\yandex.ru

Аннотация: Введение. В настоящее время в дополнительном профессиональном образовании медицинских работников наряду с традиционными формами обучения практикуется дистанционное обучение. Исследование, представленное в статье, было направлено на выявление степени значимости и уместности дистанционного обучения в дополнительном профессиональном образовании медицинских работников, на определение возможности использования новых технологий обучения в профессиональной среде медицинских работников. Статья призвана показать степень готовности слушателей и их восприимчивости к дистанционному обучению, выявить условия, при которых дистанционное обучение полезно и даже необходимо в обучении состоявшихся специалистов.

Материалы и методы. Проводимое авторами статьи исследование является прикладным. В ходе исследования был применён системный подход с анализом различных сторон и аспектов готовности слушателей к дистанционной работе при освоении профессиональной образовательной программы. В качестве наиболее адекватного метода исследования было избрано анкетирование, которое осуществлялось в реально организованном учебном процессе на площадке дистанционного обучения академии. Для части обучающихся и обучающих это стало одновременным получением и изучением нового педагогического опыта. Вопросники составлялись поэтапно по всем правилам их разработки. В исследовании рассмотрены результаты анкетирования, которое проводилось в течение учебного семестра с сентября по январь 2023 г.

Результаты исследования. Дистанционное обучение в дополнительном профессиональном образовании медицинских работников, как показал наш опрос, востребовано. Более того, с расширением процесса цифровизации различных областей жизни общества и совершенствованием информационных систем технология дистанционного обучения будет развиваться.

Обсуждение и заключение. Так как дистанционное обучение, как свидетельстуют результаты исследования, для медицинских специалистов актуально и будет вострбовано, в системе дополнительного профессионального образования и на уровне руководства медицинских организаций, принимающих решение об обучении специалиста,

требуется пересмотр важных вопросов, в том числе по предоставлению гибкого индивидуального графика обучения и работы специалисту, обучающемуся без отрыва от своей производственной практики.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, дистанционные образовательные технологии, система дистанционного обучения, медицинское образование, Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования

Для цитирования: Горбачева С. М., Алферова М. А., Ногин А. П. Переосмысление значения дистанционного обучения в дополнительном профессиональном образовании медицинских специалистов // Педагогический ИМИДЖ, 2024. № 3. С. 364–380 DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-3-364-380

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-3-364-380

УДК: 378.046.4:61:004

Статья поступила в редакцию 09.07.2024, одобрена после рецензирования 29.08.2024,

принята к публикации 10.09.2024.

Список источников:

1. Исакович А. П. Трактовка термина «смешанное обучение» с точки зрения технологического и содержательного подходов: теоретический обзор // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 8, Вып. 6. С. 589–598.

2. Владзимирский А. В. История телемедицины: люди, факты, технологии. Донецк : Цифровая типография, 2008. 82 с.

3. Гаспарян С. А., Пашкина Е. С. Страницы истории информатизации здравоохранения России. М., 2002. 303 с.

4. Пашкина Е. С., Зарубина Т. В. О программах информатизации здравоохранения России (обзор) // Врач и информационные технологии. 2009. № 6. С. 46–57.

5. Марухно В. М. Дистанционное образование в медицине [Электронный ресурс] // Международный журнал экспериментального образования. 2012. № 4-2. С. 154–156. URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4005 (дата обращения: 20.07.2024).

6. Агранович Н. В., Ходжаян А. Б. Возможности и эффективность дистанционного обучения в медицине [Электронный ресурс] // Фундаментальные исследования. 2012.

№ 3-3. С. 545–547. URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=29752 (дата обращения: 20.07.2024).

7. Создание учебных модулей для дистанционного обучения врачей общей практики (семейных врачей) : медицинские рекомендации / сост. И. Н. Денисов, А. И. Иванов,

Е. И. Черниенко, А. В. Мыльников, Н. В. Топчий, И. А. Мискарян, В. К. Дьячковский. М. : ВУНМЦ, 2019. 31 с.

8. Кудрина В. Г. Информационно-коммуникационные технологии в развитии непрерывного медицинского образования // Врач и информационные технологии. 2008. № 5. С. 71–74.

9. Алфёрова М. А. Опыт внедрения дистанционного обучения в Иркутском государственном институте усовершенствования врачей // XIV регион. науч.-практ. конф.

преподавателей математики и информатики школ, инновационных учебных заведений и вузов (Иркутск, 27 марта 2007 г.). Иркутск : Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2007. С. 237–239.

10. Алфёрова М. А. Новые технологии обучения в системе последипломной подготовки врачей и провизоров // Подготовка кадров для области – потребности и инновационные подходы: мат-лы круглого стола форума-выставки «Инновационный форум» / под науч. ред. М. А. Винокурова, В. И. Самарухи. Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2008. С. 130–132.

11. Голубчикова М. Г., Алферова М. А. Концепция развития учреждения дополнительного профессионального образования в контексте реализации идеи непрерывности обучения // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 3 (14). С. 74–76.

12. . Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2021

№ 273-ФЗ // Российская газета. 30 декабря 2012 г.

13. Гинзбург И. В., Трошкина Т. Н. Дистанционное образование в Российской Федерации: понятие и вопросы правового регулирования // Реформы и право. 2013. № 2. С. 50–56.

14. Терентьев Р. В. К вопросу о правовом регулировании дистанционного обучения

[Электронный ресурс] // Вестник МГПУ. Серия: Юридические науки. 2021. № 1(41).

С. 78–85. URL: https://doi.org/10.25688/2076-9113.2021.41.1.09 (дата обращения: 20.07.2024).

15. Об утверждении Концепции развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2021 года [Электронный ресурс] // Приказ Минздрава России от 21.11.2017 № 926. URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=320600&ysclid=m1acxfbtik46278744 (дата обращения: 22.06.2024).

16. Все силы на подготовку специалистов нового поколения! // Сеченовские вести. 2011. № 5. 4 апреля. С. 6.

17. Кузнецов М. Ю., Лишко Т. Н. Некоторые аспекты дистанционного обучения в системе непрерывного медицинского образования врачей в России // Здоровье мегаполиса. 2022. Т. 3, № 2. С. 65–71.

18. Ленок Г. В., Пивень Д. В., Алфёрова М. А. Инновационные технологии в непрерывном последипломном образовании врача // Сибирский педагогический журнал.

Новосибирск. 2009. № 3. С. 294–299.

19. Зернова Н. И., Плешкова Е. М., Парменова Л. П., Васильева Л. С., Яйленко А. А. Непрерывное медицинское образование и возможности практического врача [Электронный ресурс] // Смоленский медицинский альманах. 2018. № 3. С. 75–78. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/nepreryvnoe-meditsinskoe-obrazovanie-i-vozmozhnosti-

(дата обращения: 20.07.2024).

20. Пенькова Л. В., Дилдабекова Н. Т., Асмагамбетова М. Т., Романова А. Р. Дистанционный метод образования в медицине – перспективы, достоинства и недостатки. Особенности в условиях самоизоляции и карантина. [Электронный ресурс] // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2020. № 5. С. 73–76. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=13072 (дата обращения: 20.07.2024).

21. Сергеев Н. С., Онбыш Т. Е., Сергеева А. В. Реализация дистанционной формы обучения в медицинском вузе [Электронный ресурс] // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. Ч. 4. № 7(109). С. 105–109. URL: https://doi.org/10.23670/

IRJ.2021.109.7.127/ (дата обращения: 20.07.2024).

22. Голубчикова М. Г. Практический аспект проблемы сопровождения индивидуальной педагогической траектории преподавателя в системе дополнительного профессионального медицинского образования (на примере Иркутской государственной медицинской академии последипломного образования) // Сибирский медицинский журнал. 2012. № 7. С. 143–145.

23. Хасанов Р. Ш., Юсупова Н. З., Игнашина Е. Г., Антропова Е. Ю., Данилова О. В., Юпатов Е. Ю., Хайруллина А. И. Дистанционное обучение – современные реалии

[Электронный ресурс] // Педагогика профессионального медицинского образования.

2020. № 2. С. 101–116. URL: https://www.profmedobr.ru/articles/distancionnoe-obucheniesovremennye-realii/ (дата обращения: 20.07.2024).

24. Алексеева А. Ю., Балкизов З. З. Медицинское образование в период пандемии

COVID-19: проблемы и пути решения [Электронный ресурс] // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11, № 2 (38). С. 8–24. URL: https://www.

rosmedobr.ru/journal/2020-god/meditsinskoe-obrazovanie-v-period-pandemii-covid-19-

problemy-i-puti-resheniya-/ (дата обращения: 20.07.2024).

25. Дистанционное обучение в экстремальных условиях [Электронный ресурс] // Интерфакс. Образование. 15.04.2020. URL: https://academia.interfax.ru/ru/analytics/

research/4491/ (дата обращения: 20.07.2024).

26. COVID-2019. Медицинские вузы в условиях пандемии [Электронный ресурс] // Ассоциация «Совет ректоров медицинских и фармацевтических высших учебных заведений». 14.04.2020. URL: http://sovetrektorov.ru/novosti/2020/covid-2019-meditsinskievuzy-v-usloviyakh-pandemii/ (дата обращения: 20.07.2024).

27. Алферова М. А. Пересмотр стратегии и тактики реализации дистанционного обучения в ИГМАПО после опыта работы в период пандемии. [Электронный ресурс] // Педагогика профессионального медицинского образования. 2020. № 4. С. 45–57. URL:

https://www.profmedobr.ru/articles/peresmotr-strategii-i-taktiki-realizacii-distancionnogo-

obuchenija-v-igmapo-posle-opyta-raboty-v-period-pandemii/ (дата обращения: 20.07.2024).

28. Грищук А. С., Алфёрова М. А., Новикова Е. С. Использование платформы Moodle в дистанционной образовательной деятельности в системе непрерывного медицинского образования [Электронный ресурс] // Педагогика профессионального медицинского образования. 2023. № 1. С. 32–45. URL: https://www.profmedobr.ru/articles/

ispolzovanie-platformy-moodle-dlya-distanczionnoj-obrazovatelnoj-deyatelnosti-v-sistemenepreryvnogo-mediczinskogo-obrazovaniya/ (дата обращения: 20.07.2024).

29. Белохвостикова Т. С., Алферова М. А. Реализация дистанционного обучения в период пандемии // Клиническая лабораторная диагностика. 2021. Т. 66, № 4. С. 15.

30. Ахвердиев К. Н. Основные методологические подходы в педагогике // Молодой ученый. 2010. № 6 (17). С. 308–310.

31. Tomlinson B., Whittaker C. Blended Learning in English Language Teaching: Course Design and Implementation. L. : British Council, 2013. P. 12.

32. Глыбочко П. В. Перспективы развития в РФ дистанционной и симуляционной форм обучения // Hi+Med. Высокие технологии в медицине. 2014. № 7(24). С. 28–32.

33. Баженова Ю. В. Пустозеров В. Г., Михалевич И. М., Подашев Б. И. Качество дополнительного профессионального образования в условиях дистанционного обучения. [Электронный ресурс] // Педагогика профессионального медицинского образования.

2023. № 1. С. 18–31. URL: https://www.profmedobr.ru/articles/kachestvo-dopolnitelnogoprofessionalnogo-obrazovaniya-v-usloviyah-distanczionnogo-obucheniya/ (дата обращения: 20.07.2024).

34. Алферова М. А., Ногин А. П. Профессиональная помощь преподавателю в организации дистанционного обучения. [Электронный ресурс] // Педагогика профессионального медицинского образования. 2023. № 2. С. 84–94. URL: https://www.profmedobr.ru/articles/professionalnaya-pomoshh-prepodavatelyu-v-organizaczii-distanczionnogoobucheniya/(дата обращения: 20.07.2024).

Скачать статью в формате pdf.