Динамика формирования конфликтологической компетентности студентов-психологов в рамках экспериментальной программы
Автор(ы):
Любовь Александровна Фомина, аспирант кафедры педагогической и возрастной психологии факультета психологии, https://orcid.org/0009-0000-0430-5889, Иркутский государственный университет
664003, Россия, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, тел. : +7 (3952) 202349, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Елена Александровна Кедярова, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогической и возрастной психологии факультета психологии, https://orcid.org/0000-0001-9124-9503, Иркутский государственный университет
664003, Россия, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, тел. : +7 (3952) 202349, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Надежда Игоревна Чернецкая, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры педагогической и возрастной психологии факультета психологии, https://orcid.org/0000-0001-7082-5444, AuthorID: 472536, Scopus ID: 57216888358, Иркутский государственный университет
664003, Россия, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, тел.: +7 (3952) 202349, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация: Введение. Конфликтологическая компетентность является одним из профессионально важных качеств психолога, однако практика высшего психологического образования далеко не всегда предусматривает целенаправленное формирование этой компетентности, и выпускники-психологи часто оказываются неготовыми к решению профессиональных задач, связанных с конфликтами. Авторами предлагаются результаты исследования тенденций в динамике формирования конфликтологической компетентности в рамках программы, реализуемой на базе психологического факультета Иркутского государственного университета.
Материалы и методы. Выборку исследования составили 20 студентов, которые участвовали в экспериментальной программе лонгитюдно – в течение всех четырёх лет обучения по профилю «Психология». Из арсенала психодиагностических методик были применены следующие: тест Е. Е. Туник для оценки личностной креативности, тест А. И. Тащевой для расчёта семантического индекса негативного восприятия конфликтов, тест Е. П. Ильина и П. А. Ковалева на выявление личностной агрессивности и конфликтности, тест В. В. Бойко на выявление эмоциональной эффективности в общении, тест рефлексивности А. В. Карпова и тест Томаса – Килманна на выявление стратегий поведения в конфликтных ситуациях.
Результаты исследования. Было доказано, что в результате четырёхлетней формирующей программы у студентов-психологов произошли следующие изменения: снижение семантического индекса негативного восприятия конфликтов, возрастание позитивной агрессивности и снижение негативной агрессивности, снижение общей конфликтности, снижение нетерпимости к мнению других людей, снижение подозрительности, снижение индекса эмоциональных помех в установлении контактов, уменьшение частоты применения стратегий избегания конфликтов и приспособления к ним.
Обсуждение и заключение. Оценка тенденций динамических изменений в результате лонгитюдных срезов позволила доказать эффективность программы для всех трёх компонентов конфликтологической компетентности, а также выделить для каждого компонента самые результативные составляющие программы.
Ключевые слова: конфликтологическая компетентность, компоненты конфликтологической компетентности, студенты-психологи, психологическое образование
Для цитирования: Фомина Л. А., Кедярова Е. А., Чернецкая Н. И. Динамика формирования конфликтологической компетентности студентов-психологов в экспериментальной программе // Педагогический ИМИДЖ. 2024. Т. 18, № 4. С. 557–573. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-4-557-573
DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-4-557-573
УДК: 159.99+378
Статья поступила в редакцию 25.09.2024, одобрена после рецензирования 24.11.2024, принята к публикации 30.11.2024.
Список литературы:
1. Бережная Г. С. Методологические основы формирования профессионально-кон- фликтологической компетентности педагога [Электронный ресурс] // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2007. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-osnovy-formirovaniya-professionalno-konfliktologicheskoy-kompetentnosti-pedagoga (дата обращения: 20.08.2024).
2. Шемятихин В. А. Педагогические условия формирования конфликтологической компетентности преподавателя вузов : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. Екатеринбург, 2008. 172 с.
3. Митяева А. М. Конфликтологическая компетентность будущего специалиста как предмет научного исследования // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2012. No 2. (46). С. 273–280.
4. Kovalevskaya E. V., Ivanova, S. P., Gribanova D. Ya. Psychological Structure of Humanities Students Conflictological Competence. Proceedings of the First International Volga Region Conference on Economics, Humanities and Sports (FICEHS 2019) 2019. 10.2991/ aebmr.k.200114.109
5. Бережная Г. С. Формирование конфликтологической компетентности педагогов общеобразовательной школы : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08. Калининград, 2009. 46 с.
6. Бершедова Л. И., Рычихина Э. Н. Конфликтологическая компетентность в структуре профессиональной компетентности учителя и классного руководителя // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 7 (123). С. 116–121.
7. Беляева Т. Б. Активные методы формирования конфликтологической компетентности у студентов // Психология обучения. 2008. No 7. С. 34–49.
8. Баранова Т. А. Формирование конфликтологической компетенции как фактор развития социально-полезной личности в системе высшего профессионального образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб, 2010. 20 с.
9. Markova N., Yakovleva E., Krasnova E., Gerasimova O. Forming conflictological competence of a would-be teacher in the multicultural educational space of a university. Elementary Education Online. 2021. Is. 20(4). Pp. 139–148.
10. Бисембаева А. К., Сиврикова Н. В. Формирование конфликтологической компетентности будущих педагогов-психологов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2018. № 4. С. 147–154.
11. Дормидонтов Р. А. Педагогическая конфликтология [Электронный ресурс] : учебное пособие Липецк : Липецкий ГПУ, 2021. 91 с. URL: https://e.lanbook.com/ book/193648 (дата обращения: 18.08.2023).
12. Бисембаева А. К. Вопросы формирования конфликтологической компетентности будущих педагогов-психологов в процессе профессиональной подготовки в вузе // Педагогическое образование в России. 2016. № 6. С. 172–177.
13. Mulika K. Conflictological competence: attitude component // Scientific studios on social and political psychology. 2021. Vol. 50. Рp. 228–241.
14. Башкин М. В. Конфликтная компетентность личности : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2009. 26 с.
15. Петровская Л. А. Общение-компетентность-тренинг : избранные труды / ред.- сост. О. В. Соловьева. М. : Смысл, 2007. 686 с.
16. Manek T. Leading Teams Through Productive Conflict Engagement [Electronic resource] Master of Science in organizational Dynamics Theses, 96. 2020. 60 р. URL: reposi- tory.upenn.edu/handle/20.500.14332/41968 (accessed: 21.08.2024).
17. Ташетов А. А., Бисембаева А. К., Назмутдинов Р. А., Исмаилов С. С. Конфликтологическая подготовка будущих педагогов-психологов средствами медиаобразования // Membership in the WTO: Prospects of Scientific Researches and International Technology Market : Materials of the international scientific-practical conference (Bangkok, Thailand, 19–21 октября 2016 года). Том Volume II. Bangkok, Thailand : Общественный фонд «Региональная Академия Менеджмента», 2016. С. 220–225.
18. Харланова Е. М., Сиврикова Н. В., Бисембаева А. К., Моисеева Е. В. Взаимодействие формального и неформального образования в формировании конфликтологической готовности будущих педагогов // ЦИТИСЭ. 2019. No 5 (22). С. 118–128. DOI: http:// doi.org/10.15350/24097616.2019.5.11