Автор(ы):
Екатерина Станиславовна Пяткина, кандидат медицинских наук, заведующий кафедрой реабилитационных технологий, https://orcid.org/0000-0003-4897-5803, AuthorID:899782, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
410012, Россия, г. Саратов, ул. Астраханская, 83, тел. : +7 (8452) 228586, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Елена Сергеевна Гринина, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры реабилитационных технологий, https://orcid.org/0000-0002-8766-9668, AuthorID:683090, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
410012, Россия, г. Саратов, ул. Астраханская, 83, тел. : +7 (8452) 228586, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Лариса Валентиновна Шипова, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры реабилитационных технологий, https://orcid.org/0000-0002-6741-4748, AuthorID: 651650,
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
410012, Россия, г. Саратов, ул. Астраханская, 83, тел. : +7 (8452) 228586, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация: Введение. В статье анализируется опыт применения аудиокоррекции в комплексной реабилитации лиц с ментальными нарушениями. Аудиокоррекция по методу Томатис в настоящее время представляется эффективной технологией гармонизации психического развития людей с инвалидностью путём целенаправленного воздействия на слуховой анализатор. В центре внимания – динамика психических состояний молодых людей с ментальными особенностями разной степени выраженности.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 36 клиентов Центра адаптации и реабилитации инвалидов – молодые люди с ментальными нарушениями в возрасте от 18 до 35 лет. Динамика психических состояний оценивалась путём анализа результатов констатирующего и контрольного эксперимента с применением комплекса психодиагностических методов и методик: беседы с молодыми инвалидами с ментальными особенностями, а также с их родственниками, методика «Самочувствие. Активность. Настроение», Опросник актуального психического состояния, Тест цветовых выборов. На формирующем этапе эксперимента была реализована комплексная реабилитация лиц с ментальными нарушениями, которая включала в себя проведение трёх курсов аудиокоррекции, индивидуальных и подгрупповых коррекционно-развивающих занятий, психологических консультаций, тренингов, занятий танцетерапией, музыкотерапией и др.
Результаты исследования. У молодых инвалидов с ментальными нарушениями в результате комплексной реабилитации с применением аудиокоррекции отмечалось улучшение самочувствия, настроения, повышение активности, работоспособности, снижение тревожности, напряжения, гетерономности, более совершенной стала саморегуляция участников исследования.
Заключение. Полученные данные позволяют говорить о целесообразности реализации аудиокоррекции в рамках психологического сопровождения и реабилитации молодых инвалидов с ментальными нарушениями в процессе комплексной реабилитации.
Ключевые слова: инвалиды, ментальные нарушения, психическое состояние, диагностика, психологическая реабилитация, аудиокоррекция
Для цитирования: Пяткина Е. С., Гринина Е. С., Шипова Л. В. Динамика психических состояний лиц с ментальными нарушениями в процессе психологической реабилитации с применением аудиокоррекции // Педагогический ИМИДЖ. 2024. Т. 18, № 4. С. 589–602. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-4-589-602
DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-4-589-602
УДК: 159.9
Статья поступила в редакцию 20.11.2023, одобрена после рецензирования 07.12.2023, принята к публикации 15.12.2024.
Список литературы:
1. Vervoort J., de Voigt M. LISTEN to LIVE-our Brain and Music: The Tomatis Listening training and therapy. Paragon Publishing, 2018. 232 р.
2. Ефимова В. Л., Лысова И. А. Акустические стволовые вызванные потенциалы у детей с аутизмом и расстройствами речевого развития до и после тренинга по методу А. Томатиса // Комплексные исследования детства, 2019. Т. 1 № 2. С. 98–106 DOI: 10.33910/2687-0223-2019-1-2-98-106
3. Тимошникова Н. Н. Опыт применения комплексной терапии у больных с алалией и аутизмом в условиях «Томатис-центра» г. Барнаула // Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики : мат-лы II Междунар. конгресса по сложным нарушениям речи т поведения. Вып. 3. (Москва, 1 –3 апреля 2016 года). М. : Изд-во МПСУ, 2016. С. 177–182.
4. Shahrudin F. A., Dzulkarnain A. A., Hanafi A. M., Jamal F. N., Basri N. A., Sidek S. N., Yusof H. M., Khalid M. Music and Sound-Based Intervention in Autism Spectrum Disorder: A Scoping Review // Psychiatry Investigation. 2022. No 19(8). Рр. 626-636. DOI:10.30773/ pi.2021.0382
5. Микфельд Я. О. Динамика преодоления языкового расстройства по типу сенсомоторной алалии с применением неинвазивной слуховой терапии по методу А. Томатиса // Педагогика и современность. 2016. No. 2. (22) С. 72–74.
6. Kim E., & Song S. (2016). The effects on intervening of dyslexia high-risk group middle and high school students in Childcare Facilities : Apply the intervention program improves auditory processing. Journal of Digital Convergence, 14 (7), 1-10.
7. Rahmani N., Estak, M., Niusha B. The Effectiveness of Sound Therapy by Tomatis Method on Executive Functions in Dyslexic Students in Academic Years 2018-19 in Tehran’ // Journal of Paramedical Sciences & Rehabilitation. 2019. № 8(3). Рp. 34–44. DOI:10.22038/ jpsr.2019.34440.1843
8. Стельмах С.А., Барабанова Е. И., Тарасова В., Лихонина А. Возможности применения психофизиологического прибора «Томатис» для коррекции тревожно-депрессивных и стрессовых состояний людей // Экстремальная психология в экстремальном мире : мат-лы I Междунар. молодежного форума (Москва, 12–13 апреля 2019 года). М. : МГППУ, 2019. № 4. С. 238–245.
9. Ефремова О. А., Андронникова О. О. Возможности применения метода Томатис для коррекции психоэмоционального состояния подростков в конфликте с законом // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2020. Т. 9. № 3-1. С. 20–27.
10. Cheng J., Wang Q., Dong L., Wang W. Effect of Tomatis listening therapy on sleep structure in patients with acute cerebral hemorrhage // Chinese General Practice. 2019. № 22(26). Рр. 3165–3170. DOI:10.12114/j.issn.1007-9572.2019.00.077
11. Jóźwiak K., Bujacz M., Królak A. The Design of Digital Filter System Used in Stimulation with Tomatis Method. 2018 Federated Conference on Computer Science and Information Systems (FedCSIS), 2018, pp. 1069–1072.
12. Butler T., Schueler J., Lucker J. R. Changes in Auditory Processing After Completing The Listening Program Training, International Journal of Listening, 2002. 36 (4):1-9. DOI: 10.1080/10904018.2020.1772071
13. Пяткина Е.С., Гринина Е.С., Шипова Л.В., Тезикова Е.А. Программа комплексной реабилитации молодых людей с ментальными особенностями с применением аудиокоррекции «Возрождение» // Научное мнение. 2023. № 5. С. 35–40. DOI: https://doi. org/10.25807/22224378_2023_5_35
14. Пяткина Е.С., Гринина Е.С., Шипова Л.В., Тезикова Е.А. Возможности применения системы аудиокоррекции РуЛисен в комплексной реабилитации взрослых с ментальными нарушениями // Специальное образование и социокультурная интеграция. 2022. № 5. С. 503–510.
15. Доскин В. А., Лаврентьева Н. А., Мирошников М. П., Шарай В. Б. Тест дифференцированной самооценки функционального состояния // Вопросы психологии. 1973. Т. 19. № 6. С. 141–145.
16. Куликов Л. В. Психология настроения : монография. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1997. 225 с.
17. Собчик Л. Н. Метод цветовых выборов. Модифицированный цветовой тест Люшера : практическое руководство. СПб. : Речь, 2001. 112 с.
Скачать статью в формате pdf.
Автор(ы):
Любовь Александровна Фомина, аспирант кафедры педагогической и возрастной психологии факультета психологии, https://orcid.org/0009-0000-0430-5889, Иркутский государственный университет
664003, Россия, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, тел. : +7 (3952) 202349, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Елена Александровна Кедярова, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогической и возрастной психологии факультета психологии, https://orcid.org/0000-0001-9124-9503, Иркутский государственный университет
664003, Россия, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, тел. : +7 (3952) 202349, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Надежда Игоревна Чернецкая, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры педагогической и возрастной психологии факультета психологии, https://orcid.org/0000-0001-7082-5444, AuthorID: 472536, Scopus ID: 57216888358, Иркутский государственный университет
664003, Россия, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, тел.: +7 (3952) 202349, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация: Введение. Конфликтологическая компетентность является одним из профессионально важных качеств психолога, однако практика высшего психологического образования далеко не всегда предусматривает целенаправленное формирование этой компетентности, и выпускники-психологи часто оказываются неготовыми к решению профессиональных задач, связанных с конфликтами. Авторами предлагаются результаты исследования тенденций в динамике формирования конфликтологической компетентности в рамках программы, реализуемой на базе психологического факультета Иркутского государственного университета.
Материалы и методы. Выборку исследования составили 20 студентов, которые участвовали в экспериментальной программе лонгитюдно – в течение всех четырёх лет обучения по профилю «Психология». Из арсенала психодиагностических методик были применены следующие: тест Е. Е. Туник для оценки личностной креативности, тест А. И. Тащевой для расчёта семантического индекса негативного восприятия конфликтов, тест Е. П. Ильина и П. А. Ковалева на выявление личностной агрессивности и конфликтности, тест В. В. Бойко на выявление эмоциональной эффективности в общении, тест рефлексивности А. В. Карпова и тест Томаса – Килманна на выявление стратегий поведения в конфликтных ситуациях.
Результаты исследования. Было доказано, что в результате четырёхлетней формирующей программы у студентов-психологов произошли следующие изменения: снижение семантического индекса негативного восприятия конфликтов, возрастание позитивной агрессивности и снижение негативной агрессивности, снижение общей конфликтности, снижение нетерпимости к мнению других людей, снижение подозрительности, снижение индекса эмоциональных помех в установлении контактов, уменьшение частоты применения стратегий избегания конфликтов и приспособления к ним.
Обсуждение и заключение. Оценка тенденций динамических изменений в результате лонгитюдных срезов позволила доказать эффективность программы для всех трёх компонентов конфликтологической компетентности, а также выделить для каждого компонента самые результативные составляющие программы.
Ключевые слова: конфликтологическая компетентность, компоненты конфликтологической компетентности, студенты-психологи, психологическое образование
Для цитирования: Фомина Л. А., Кедярова Е. А., Чернецкая Н. И. Динамика формирования конфликтологической компетентности студентов-психологов в экспериментальной программе // Педагогический ИМИДЖ. 2024. Т. 18, № 4. С. 557–573. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-4-557-573
DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-4-557-573
УДК: 159.99+378
Статья поступила в редакцию 25.09.2024, одобрена после рецензирования 24.11.2024, принята к публикации 30.11.2024.
Список литературы:
1. Бережная Г. С. Методологические основы формирования профессионально-кон- фликтологической компетентности педагога [Электронный ресурс] // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2007. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-osnovy-formirovaniya-professionalno-konfliktologicheskoy-kompetentnosti-pedagoga (дата обращения: 20.08.2024).
2. Шемятихин В. А. Педагогические условия формирования конфликтологической компетентности преподавателя вузов : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. Екатеринбург, 2008. 172 с.
3. Митяева А. М. Конфликтологическая компетентность будущего специалиста как предмет научного исследования // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2012. No 2. (46). С. 273–280.
4. Kovalevskaya E. V., Ivanova, S. P., Gribanova D. Ya. Psychological Structure of Humanities Students Conflictological Competence. Proceedings of the First International Volga Region Conference on Economics, Humanities and Sports (FICEHS 2019) 2019. 10.2991/ aebmr.k.200114.109
5. Бережная Г. С. Формирование конфликтологической компетентности педагогов общеобразовательной школы : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08. Калининград, 2009. 46 с.
6. Бершедова Л. И., Рычихина Э. Н. Конфликтологическая компетентность в структуре профессиональной компетентности учителя и классного руководителя // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 7 (123). С. 116–121.
7. Беляева Т. Б. Активные методы формирования конфликтологической компетентности у студентов // Психология обучения. 2008. No 7. С. 34–49.
8. Баранова Т. А. Формирование конфликтологической компетенции как фактор развития социально-полезной личности в системе высшего профессионального образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб, 2010. 20 с.
9. Markova N., Yakovleva E., Krasnova E., Gerasimova O. Forming conflictological competence of a would-be teacher in the multicultural educational space of a university. Elementary Education Online. 2021. Is. 20(4). Pp. 139–148.
10. Бисембаева А. К., Сиврикова Н. В. Формирование конфликтологической компетентности будущих педагогов-психологов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2018. № 4. С. 147–154.
11. Дормидонтов Р. А. Педагогическая конфликтология [Электронный ресурс] : учебное пособие Липецк : Липецкий ГПУ, 2021. 91 с. URL: https://e.lanbook.com/ book/193648 (дата обращения: 18.08.2023).
12. Бисембаева А. К. Вопросы формирования конфликтологической компетентности будущих педагогов-психологов в процессе профессиональной подготовки в вузе // Педагогическое образование в России. 2016. № 6. С. 172–177.
13. Mulika K. Conflictological competence: attitude component // Scientific studios on social and political psychology. 2021. Vol. 50. Рp. 228–241.
14. Башкин М. В. Конфликтная компетентность личности : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2009. 26 с.
15. Петровская Л. А. Общение-компетентность-тренинг : избранные труды / ред.- сост. О. В. Соловьева. М. : Смысл, 2007. 686 с.
16. Manek T. Leading Teams Through Productive Conflict Engagement [Electronic resource] Master of Science in organizational Dynamics Theses, 96. 2020. 60 р. URL: reposi- tory.upenn.edu/handle/20.500.14332/41968 (accessed: 21.08.2024).
17. Ташетов А. А., Бисембаева А. К., Назмутдинов Р. А., Исмаилов С. С. Конфликтологическая подготовка будущих педагогов-психологов средствами медиаобразования // Membership in the WTO: Prospects of Scientific Researches and International Technology Market : Materials of the international scientific-practical conference (Bangkok, Thailand, 19–21 октября 2016 года). Том Volume II. Bangkok, Thailand : Общественный фонд «Региональная Академия Менеджмента», 2016. С. 220–225.
18. Харланова Е. М., Сиврикова Н. В., Бисембаева А. К., Моисеева Е. В. Взаимодействие формального и неформального образования в формировании конфликтологической готовности будущих педагогов // ЦИТИСЭ. 2019. No 5 (22). С. 118–128. DOI: http:// doi.org/10.15350/24097616.2019.5.11
Скачать статью в формате pdf.