Статьи выпуска № 4, год 2024

О необходимости психолого-педагогического сопровождения развития половой идентификации у старшеклассников с нарушениями интеллектуального развития

Автор(ы):

Анастасия Олеговна Уланова, учитель-дефектолог, https://orcid.org/0009-0002-6659-4625, Author ID в RSCI: 9069-0163, Тульский областной центр образования

300034, Россия, г. Тула, ул. Бундурина, 56, тел. :+7 (4872) 318159, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Сергей Курбанович Хаидов, кандидат психологических наук, доцент, https://orcid.org/0000-0002-1969-7376, Author ID в РИНЦ: 5542-2651 Researcher ID, Scopus ID: АДД-5905-2020

300026, Россия, г. Тула, пр-т Ленина, 125, тел. : +7 (4872) 657807, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация: Введение. Процесс развития и становления половой идентификации у старшеклассников с нарушениями интеллектуального развития требует особого внимания в перспективе работы по их социальной адаптации и интеграции в социум. Необходимость нашего исследования обусловлена поиском путей оказания помощи обучающимся в осознании и принятии ими своих гендерных характеристик, социальной роли и мини- мизацией влияния неблагоприятных факторов. Цели исследования: выявить особенности половой идентификации у старшеклассников с нарушениями интеллектуального развития, определить содержание работы по психолого-педагогическому сопровождению данного процесса.

Материалы и методы. В исследовании принимали участие учащиеся с лёгкой степенью умственной отсталости в возрасте от 15 до 18 лет. Эмпирические данные были получены на базе отделения адаптированного общего образования обучающихся с нарушением интеллектуальной сферы г. Тулы. В процессе исследования и подготовки статьи использовались методы теоретического анализа литературных источников, экспериментальные методики изучения половой идентификации, метод качественно-количественного анализа результатов исследования.

Результаты исследования. В результате исследования были описаны компоненты развития изучаемого процесса, выявлены особенности половой идентификации у старшеклассников с нарушениями интеллектуального развития, которые заключаются в ограниченных и искажённых представлениях об особенностях мужчин и женщин и их социальном взаимодействии. Эмпирическое исследование позволило не только определить качественную характеристику личностного развития данной категории учащихся, но и обозначить содержание дальнейшей работы по психолого-педагогическому сопровождению.

Обсуждение и заключение. Проведённое эмпирическое исследование позволило сформулировать вывод о необходимости организации работы специалистов образовательного учреждения по психолого-педагогическому сопровождению значимого для личности учащихся гендерного и полового развития. Полученные экспериментальные данные могут быть учтены при определении содержания психологической, воспитательной, а также внеурочной работы образовательного учреждения.

Ключевые слова: старшеклассники, нарушения интеллектуального развития, пол, половая идентификация, психолого-педагогическое сопровождение

Для цитирования: Уланова А. О., Хаидов С. К. О необходимости психолого-педагогического сопровождения развития половой идентификации у старшеклассников с нарушениями интеллектуального развития // Педагогический ИМИДЖ. 2024. Т. 18, № 4. С. 603– 620. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-4-603-620

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-4-603-620

УДК: 376.42

Статья поступила в редакцию 11.09.2024, одобрена после рецензирования 24.11.2024, принята к публикации 30.11.2024.

Список литературы:

1. Newman L. K. Sex, Gender and Culture: Issues in the Definition, Assessment and Treatment of Gender Identity Disorder. Clinical Child Psychology and Psychiatry. 2002. 7(3). Pp. 352–359 https://doi.org/10.1177/1359104502007003033 (дата обращения: 15.02.2024).

2. McCann E., Marsh L., Brown M. J. People with intellectual disabilities, relationship and sex education programmes: A systematic review. Health Education Journal. 78(8). 2019. Pp. 885–900. URL: https://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/0017896919856047 (дата обращения: 25.03.2024).

3. Maccoby E. E., Jacklin C. N. The psychology of sex differences. Stanford : Stanford University Press, 1974. Pp. 416 URL: https://www.scirp.org/reference/referencespapers?ref- erenceid=683205 (дата обращения: 09.03.2024).

4. Perry D. G., Cooper P., Pauletti R. Gender identity in childhood: A review of the literature. International Journal of Behavioral Development. 2019. 43(4). Pp. 289–304. URL: https://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/0165025418811129 (дата обращения: 15.03.2024).

5. Исаев Д. Д. Психологическое понимание и измерение пола. Учебное пособие. СПб. : Изд-во СПб. ГПМУ, 2012. 63 с.

6. Ильин Е. П. Пол и гендер. СПб. : Питер. 2010. 688 с.

7. Каган В. Е. Половая идентичность у детей и подростков в норме и патологии : автореф. ... дис. д-ра мед. наук : 19.00.04. Л., 1991. 33 с.

8. Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство. СПб. : Речь., 2007. 389 с.

9. Нугаева О. Г. Особенности половой идентичности у подростков с интеллектуальной недостаточностью : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.10. Н. Новгород, 2003. 228 с. 10. Белопольская Н. Л. Психологическое исследование половозрастной идентификации у детей со сниженным интеллектом // Дефектология. 1992. No 1. С. 5–11.

11. Заиграева Н. В. Генезис и особенности полоролевых представлений у подростков с интеллектуальной недостаточностью // Альманах Института коррекционной педагогики. 2008. № 12. C. 78–87.

12. Городилова С. А., Тукмачева А. С. Особенности половой идентичности у подростков с умственной отсталостью разной степени [Электронный ресурс] // Вест- ник Шадринского государственного педагогического университета. 2021. No 3 (51).

С. 98–103. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-polovoy-identichnosti-u- podrostkov-s-umstvennoy-otstalostyu-raznoy-stepeni (дата обращения: 07.04.2024).

13. Мачильская А. П. Полоролевое развитие подростков с умственной отсталостью [Электронный ресурс] // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2011. № 2. С. 136–140. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/polorolevoe-razvitie-podrostkov-s-umstvennoy-otstalostyu (дата обращения: 08.04.2024).

14. Скрипниченко В. В. Проблема гендерного воспитания обучающихся с интеллектуальными нарушениями [Электронный ресурс] // Гуманитарные науки. 2020. № 3 (51). С. 93–100. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-gendernogo-vospitaniya- obuchayuschihsya-s-intellektualnymi-narusheniyami (дата обращения: 09.04.2024).

15. Практикум по гендерной психологии / под ред. И. С. Клециной. СПб. : Питер. 2003. 479 с.

16. Романова Н. М. Тест «Рисунок мужчины и женщины» // Журнал прикладной психологии. 2004. № 3. С. 27–34.

17. Шипицына Л. М., Казакова Е. И., Жданова М. А. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога. М. : ВЛАДОС, 2003. 528 с.

Скачать статью в формате pdf.

Динамика психических состояний лиц с ментальными нарушениями в процессе психологической реабилитации с применением аудиокоррекции

Автор(ы):

Екатерина Станиславовна Пяткина, кандидат медицинских наук, заведующий кафедрой реабилитационных технологий, https://orcid.org/0000-0003-4897-5803, AuthorID:899782, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского

410012, Россия, г. Саратов, ул. Астраханская, 83, тел. : +7 (8452) 228586, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Елена Сергеевна Гринина, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры реабилитационных технологий, https://orcid.org/0000-0002-8766-9668, AuthorID:683090, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского

410012, Россия, г. Саратов, ул. Астраханская, 83, тел. : +7 (8452) 228586, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Лариса Валентиновна Шипова, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры реабилитационных технологий, https://orcid.org/0000-0002-6741-4748, AuthorID: 651650,

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского

410012, Россия, г. Саратов, ул. Астраханская, 83, тел. : +7 (8452) 228586, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация: Введение. В статье анализируется опыт применения аудиокоррекции в комплексной реабилитации лиц с ментальными нарушениями. Аудиокоррекция по методу Томатис в настоящее время представляется эффективной технологией гармонизации психического развития людей с инвалидностью путём целенаправленного воздействия на слуховой анализатор. В центре внимания – динамика психических состояний молодых людей с ментальными особенностями разной степени выраженности.

Материалы и методы. В исследовании приняли участие 36 клиентов Центра адаптации и реабилитации инвалидов – молодые люди с ментальными нарушениями в возрасте от 18 до 35 лет. Динамика психических состояний оценивалась путём анализа результатов констатирующего и контрольного эксперимента с применением комплекса психодиагностических методов и методик: беседы с молодыми инвалидами с ментальными особенностями, а также с их родственниками, методика «Самочувствие. Активность. Настроение», Опросник актуального психического состояния, Тест цветовых выборов. На формирующем этапе эксперимента была реализована комплексная реабилитация лиц с ментальными нарушениями, которая включала в себя проведение трёх курсов аудиокоррекции, индивидуальных и подгрупповых коррекционно-развивающих занятий, психологических консультаций, тренингов, занятий танцетерапией, музыкотерапией и др.

Результаты исследования. У молодых инвалидов с ментальными нарушениями в результате комплексной реабилитации с применением аудиокоррекции отмечалось улучшение самочувствия, настроения, повышение активности, работоспособности, снижение тревожности, напряжения, гетерономности, более совершенной стала саморегуляция участников исследования.

Заключение. Полученные данные позволяют говорить о целесообразности реализации аудиокоррекции в рамках психологического сопровождения и реабилитации молодых инвалидов с ментальными нарушениями в процессе комплексной реабилитации.

Ключевые слова: инвалиды, ментальные нарушения, психическое состояние, диагностика, психологическая реабилитация, аудиокоррекция

Для цитирования: Пяткина Е. С., Гринина Е. С., Шипова Л. В. Динамика психических состояний лиц с ментальными нарушениями в процессе психологической реабилитации с применением аудиокоррекции // Педагогический ИМИДЖ. 2024. Т. 18, № 4. С. 589–602. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-4-589-602

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-4-589-602

УДК: 159.9

Статья поступила в редакцию 20.11.2023, одобрена после рецензирования 07.12.2023, принята к публикации 15.12.2024.

Список литературы:

1. Vervoort J., de Voigt M. LISTEN to LIVE-our Brain and Music: The Tomatis Listening training and therapy. Paragon Publishing, 2018. 232 р.

2. Ефимова В. Л., Лысова И. А. Акустические стволовые вызванные потенциалы у детей с аутизмом и расстройствами речевого развития до и после тренинга по методу А. Томатиса // Комплексные исследования детства, 2019. Т. 1 № 2. С. 98–106 DOI: 10.33910/2687-0223-2019-1-2-98-106

3. Тимошникова Н. Н. Опыт применения комплексной терапии у больных с алалией и аутизмом в условиях «Томатис-центра» г. Барнаула // Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики : мат-лы II Междунар. конгресса по сложным нарушениям речи т поведения. Вып. 3. (Москва, 1 –3 апреля 2016 года). М. : Изд-во МПСУ, 2016. С. 177–182.

4. Shahrudin F. A., Dzulkarnain A. A., Hanafi A. M., Jamal F. N., Basri N. A., Sidek S. N., Yusof H. M., Khalid M. Music and Sound-Based Intervention in Autism Spectrum Disorder: A Scoping Review // Psychiatry Investigation. 2022. No 19(8). Рр. 626-636. DOI:10.30773/ pi.2021.0382

5. Микфельд Я. О. Динамика преодоления языкового расстройства по типу сенсомоторной алалии с применением неинвазивной слуховой терапии по методу А. Томатиса // Педагогика и современность. 2016. No. 2. (22) С. 72–74.

6. Kim E., & Song S. (2016). The effects on intervening of dyslexia high-risk group middle and high school students in Childcare Facilities : Apply the intervention program improves auditory processing. Journal of Digital Convergence, 14 (7), 1-10.

7. Rahmani N., Estak, M., Niusha B. The Effectiveness of Sound Therapy by Tomatis Method on Executive Functions in Dyslexic Students in Academic Years 2018-19 in Tehran’ // Journal of Paramedical Sciences & Rehabilitation. 2019. № 8(3). Рp. 34–44. DOI:10.22038/ jpsr.2019.34440.1843

8. Стельмах С.А., Барабанова Е. И., Тарасова В., Лихонина А. Возможности применения психофизиологического прибора «Томатис» для коррекции тревожно-депрессивных и стрессовых состояний людей // Экстремальная психология в экстремальном мире : мат-лы I Междунар. молодежного форума (Москва, 12–13 апреля 2019 года). М. : МГППУ, 2019. № 4. С. 238–245.

9. Ефремова О. А., Андронникова О. О. Возможности применения метода Томатис для коррекции психоэмоционального состояния подростков в конфликте с законом // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2020. Т. 9. № 3-1. С. 20–27.

10. Cheng J., Wang Q., Dong L., Wang W. Effect of Tomatis listening therapy on sleep structure in patients with acute cerebral hemorrhage // Chinese General Practice. 2019. № 22(26). Рр. 3165–3170. DOI:10.12114/j.issn.1007-9572.2019.00.077

11. Jóźwiak K., Bujacz M., Królak A. The Design of Digital Filter System Used in Stimulation with Tomatis Method. 2018 Federated Conference on Computer Science and Information Systems (FedCSIS), 2018, pp. 1069–1072.

12. Butler T., Schueler J., Lucker J. R. Changes in Auditory Processing After Completing The Listening Program Training, International Journal of Listening, 2002. 36 (4):1-9. DOI: 10.1080/10904018.2020.1772071

13. Пяткина Е.С., Гринина Е.С., Шипова Л.В., Тезикова Е.А. Программа комплексной реабилитации молодых людей с ментальными особенностями с применением аудиокоррекции «Возрождение» // Научное мнение. 2023. № 5. С. 35–40. DOI: https://doi. org/10.25807/22224378_2023_5_35

14. Пяткина Е.С., Гринина Е.С., Шипова Л.В., Тезикова Е.А. Возможности применения системы аудиокоррекции РуЛисен в комплексной реабилитации взрослых с ментальными нарушениями // Специальное образование и социокультурная интеграция. 2022. № 5. С. 503–510.

15. Доскин В. А., Лаврентьева Н. А., Мирошников М. П., Шарай В. Б. Тест дифференцированной самооценки функционального состояния // Вопросы психологии. 1973. Т. 19. № 6. С. 141–145.

16. Куликов Л. В. Психология настроения : монография. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1997. 225 с.

17. Собчик Л. Н. Метод цветовых выборов. Модифицированный цветовой тест Люшера : практическое руководство. СПб. : Речь, 2001. 112 с.

Скачать статью в формате pdf.

Динамика формирования конфликтологической компетентности студентов-психологов в рамках экспериментальной программы

Автор(ы):

Любовь Александровна Фомина, аспирант кафедры педагогической и возрастной психологии факультета психологии, https://orcid.org/0009-0000-0430-5889, Иркутский государственный университет

664003, Россия, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, тел. : +7 (3952) 202349, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Елена Александровна Кедярова, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогической и возрастной психологии факультета психологии, https://orcid.org/0000-0001-9124-9503, Иркутский государственный университет

664003, Россия, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, тел. : +7 (3952) 202349, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Надежда Игоревна Чернецкая, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры педагогической и возрастной психологии факультета психологии, https://orcid.org/0000-0001-7082-5444, AuthorID: 472536, Scopus ID: 57216888358, Иркутский государственный университет

664003, Россия, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, тел.: +7 (3952) 202349, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация: Введение. Конфликтологическая компетентность является одним из профессионально важных качеств психолога, однако практика высшего психологического образования далеко не всегда предусматривает целенаправленное формирование этой компетентности, и выпускники-психологи часто оказываются неготовыми к решению профессиональных задач, связанных с конфликтами. Авторами предлагаются результаты исследования тенденций в динамике формирования конфликтологической компетентности в рамках программы, реализуемой на базе психологического факультета Иркутского государственного университета.

Материалы и методы. Выборку исследования составили 20 студентов, которые участвовали в экспериментальной программе лонгитюдно – в течение всех четырёх лет обучения по профилю «Психология». Из арсенала психодиагностических методик были применены следующие: тест Е. Е. Туник для оценки личностной креативности, тест А. И. Тащевой для расчёта семантического индекса негативного восприятия конфликтов, тест Е. П. Ильина и П. А. Ковалева на выявление личностной агрессивности и конфликтности, тест В. В. Бойко на выявление эмоциональной эффективности в общении, тест рефлексивности А. В. Карпова и тест Томаса – Килманна на выявление стратегий поведения в конфликтных ситуациях.

Результаты исследования. Было доказано, что в результате четырёхлетней формирующей программы у студентов-психологов произошли следующие изменения: снижение семантического индекса негативного восприятия конфликтов, возрастание позитивной агрессивности и снижение негативной агрессивности, снижение общей конфликтности, снижение нетерпимости к мнению других людей, снижение подозрительности, снижение индекса эмоциональных помех в установлении контактов, уменьшение частоты применения стратегий избегания конфликтов и приспособления к ним.

Обсуждение и заключение. Оценка тенденций динамических изменений в результате лонгитюдных срезов позволила доказать эффективность программы для всех трёх компонентов конфликтологической компетентности, а также выделить для каждого компонента самые результативные составляющие программы.

Ключевые слова: конфликтологическая компетентность, компоненты конфликтологической компетентности, студенты-психологи, психологическое образование

Для цитирования: Фомина Л. А., Кедярова Е. А., Чернецкая Н. И. Динамика формирования конфликтологической компетентности студентов-психологов в экспериментальной программе // Педагогический ИМИДЖ. 2024. Т. 18, № 4. С. 557–573. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-4-557-573

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-4-557-573

УДК: 159.99+378

Статья поступила в редакцию 25.09.2024, одобрена после рецензирования 24.11.2024, принята к публикации 30.11.2024.

Список литературы:

1. Бережная Г. С. Методологические основы формирования профессионально-кон- фликтологической компетентности педагога [Электронный ресурс] // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2007. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-osnovy-formirovaniya-professionalno-konfliktologicheskoy-kompetentnosti-pedagoga (дата обращения: 20.08.2024).

2. Шемятихин В. А. Педагогические условия формирования конфликтологической компетентности преподавателя вузов : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. Екатеринбург, 2008. 172 с.

3. Митяева А. М. Конфликтологическая компетентность будущего специалиста как предмет научного исследования // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2012. No 2. (46). С. 273–280.

4. Kovalevskaya E. V., Ivanova, S. P., Gribanova D. Ya. Psychological Structure of Humanities Students Conflictological Competence. Proceedings of the First International Volga Region Conference on Economics, Humanities and Sports (FICEHS 2019) 2019. 10.2991/ aebmr.k.200114.109

5. Бережная Г. С. Формирование конфликтологической компетентности педагогов общеобразовательной школы : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08. Калининград, 2009. 46 с.

6. Бершедова Л. И., Рычихина Э. Н. Конфликтологическая компетентность в структуре профессиональной компетентности учителя и классного руководителя // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 7 (123). С. 116–121.

7. Беляева Т. Б. Активные методы формирования конфликтологической компетентности у студентов // Психология обучения. 2008. No 7. С. 34–49.

8. Баранова Т. А. Формирование конфликтологической компетенции как фактор развития социально-полезной личности в системе высшего профессионального образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб, 2010. 20 с.

9. Markova N., Yakovleva E., Krasnova E., Gerasimova O. Forming conflictological competence of a would-be teacher in the multicultural educational space of a university. Elementary Education Online. 2021. Is. 20(4). Pp. 139–148.

10. Бисембаева А. К., Сиврикова Н. В. Формирование конфликтологической компетентности будущих педагогов-психологов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2018. № 4. С. 147–154.

11. Дормидонтов Р. А. Педагогическая конфликтология [Электронный ресурс] : учебное пособие Липецк : Липецкий ГПУ, 2021. 91 с. URL: https://e.lanbook.com/ book/193648 (дата обращения: 18.08.2023).

12. Бисембаева А. К. Вопросы формирования конфликтологической компетентности будущих педагогов-психологов в процессе профессиональной подготовки в вузе // Педагогическое образование в России. 2016. № 6. С. 172–177.

13. Mulika K. Conflictological competence: attitude component // Scientific studios on social and political psychology. 2021. Vol. 50. Рp. 228–241.

14. Башкин М. В. Конфликтная компетентность личности : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2009. 26 с.

15. Петровская Л. А. Общение-компетентность-тренинг : избранные труды / ред.- сост. О. В. Соловьева. М. : Смысл, 2007. 686 с.

16. Manek T. Leading Teams Through Productive Conflict Engagement [Electronic resource] Master of Science in organizational Dynamics Theses, 96. 2020. 60 р. URL: reposi- tory.upenn.edu/handle/20.500.14332/41968 (accessed: 21.08.2024).

17. Ташетов А. А., Бисембаева А. К., Назмутдинов Р. А., Исмаилов С. С. Конфликтологическая подготовка будущих педагогов-психологов средствами медиаобразования // Membership in the WTO: Prospects of Scientific Researches and International Technology Market : Materials of the international scientific-practical conference (Bangkok, Thailand, 19–21 октября 2016 года). Том Volume II. Bangkok, Thailand : Общественный фонд «Региональная Академия Менеджмента», 2016. С. 220–225.

18. Харланова Е. М., Сиврикова Н. В., Бисембаева А. К., Моисеева Е. В. Взаимодействие формального и неформального образования в формировании конфликтологической готовности будущих педагогов // ЦИТИСЭ. 2019. No 5 (22). С. 118–128. DOI: http:// doi.org/10.15350/24097616.2019.5.11

Скачать статью в формате pdf.

Объективные факторы, определяющие конфликтоустойчивость педагогов образовательных учреждений

Автор(ы):

Анна Владимировна Бакина, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей психологии, https://orcid.org/0000-0002-6772-3743, AuthorID: 267448, SPIN-код: 7261-1748 ResearcherID: AAI-1917-2020, Уфимский университет науки и технологий

450076, Россия, г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32, тел. : +7 (347) 2299616, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Светлана Владимировна Яремчук, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии образования, https://orcid.org/0000-0003-1036-6826, AuthorID: 489797, SPIN-код: 1673-8024, Scopus Author ID: 56111955900, ResearcherID: A-3599-2017, Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет

681000, Россия, г. Комсомольск-на-Амуре, пр. Кирова, 17/2, тел. : +7 (4217) 591430, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация: Введение. Конфликтоустойчивость представляет собой важнейшую компетентность, необходимую педагогу для всей педагогической деятельности, и в частности для успешного осуществления профессиональной деятельности в конфликтных ситуациях. Данная компетенция может рассматриваться как ориентир для профессионального развития современного учителя. Вместе с тем факторы, влияющие на конфликтоустойчивость педагога, и переменные, на основе которых можно было бы спрогнозировать наличие групп педагогов, требующих дополнительного сопровождения и развития их способностей реагирования в конфликте, изучены недостаточно. Цель нашей работы – исследовать объективные факторы, влияющие на конфликтоустойчивость педагога, которые включают в себя пол и возраст, стаж педагогической деятельности, квалификационную категорию, занимаемую должность, занятость (с учётом числа занимаемых ставок и дополнительной нагрузки в виде классного руководства).

Материалы и методы. Исследование осуществлялось на выборке 1 785 педагогов Хабаровского края в возрасте от 19 до 77 лет (женщины – 1 661 чел., мужчины – 124 чел.), проходивших опрос посредством Google Форм. Конфликтоустойчивость испытуемых оценивалась с помощью методики определения уровня конфликтоустойчивости (Н. П. Фетискин и др.), на основе которой педагоги были разделены на четыре группы в соответствии с выявленными уровнями конфликтоустойчивости. Объективные факторы были выявлены путём прямых вопросов. При статистической обработке были использованы критерий Манна – Уитни и коэффициент корреляции Пирсона. Обработка данных осуществлялась в программе STATISTICA.

Результаты исследования. Обнаружены значимые различия между педагогами- мужчинами и педагогами-женщинами: женщины демонстрировали более высокую степень конфликтоустойчивости. Корреляционный анализ показал наличие положительной связи конфликтоустойчивости педагога с возрастом и стажем работы: с возрастом и стажем работы уровень конфликтоустойчивости педагогов увеличивается. Значимых взаимосвязей между конфликтоустойчивостью и квалификационной категорией педагогов не обнаружено. При сравнении конфликтоустойчивости педагогов, занимающих разные должности и имеющих разную нагрузку, также значимых различий обнаружено не было.

Обсуждение и заключение. Выявленные закономерности помогают обнаружить группу риска педагогов, для которой характерна наиболее низкая конфликтоустойчивость: это молодые педагоги с небольшим стажем работы. Более вероятно попадание в эту группу педагогов-мужчин. Такие данные указывают на необходимость осуществления психологического сопровождения педагогов указанной группы с целью повышения их конфликтологической компетентности.

Ключевые слова: конфликтоустойчивость, педагоги, образование, факторы, пол, возраст, стаж педагогической деятельности, квалификационная категория, должность, занятость, классное руководство

Для цитирования: Бакина А. В., Яремчук С. В. Объективные факторы, определяющие конфликтоустойчивость педагогов образовательных учреждений // Педагогический ИМИДЖ. 2024. Т. 18, № 4. С. 574–588. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-4-574-588

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-4-574-588

УДК: 159.944.4

Статья поступила в редакцию 09.09.2024, одобрена после рецензирования 01.11.2024, принята к публикации 05.11.2024.

Список литературы:

1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. СПб. : Питер, 2023. 560 с.

2. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Словарь конфликтолога ; 4-е изд. М. : Проспект, 2022. 536 с.

3. Глазл Ф. Самопомощь в конфликтах. Концепции – упражнения – практические методы. Калуга : Духовное познание, 2000. 192 с.

4. Алимова Н. А., Гареев О. Р. Конфликтологическая культура педагога образовательного учреждения // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 63–6. С. 21–24. DOI: 10.18411/lj-07-2020-196

5. Калашникова М. Б. Аутопсихологическая компетентность учителя как условие психологической безопасности учащихся // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2018. № 1–2. С. 81–87.

6. Кашапов М. М. Психология творческого процесса в конфликте. Ярославль, 2011. 292 с.

7. Яремчук С. В., Бакина А. В. Взаимосвязь конфликтоустойчивости педагогов и их удовлетворенности отношениями с разными субъектами профессиональной деятельности // Проблемы психологического благополучия : мат-лы междунар. науч. конф. (Екатеринбург; Фергана, 1 апреля 2022 г.). Екатеринбург; Фергана : [б. и.]. С. 189–197.

8. Петровская Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М. : Изд-во МГУ, 1982. 154 с.

9. Мусинов П. А. К вопросу о сущности конфликтной компетентности руководителя образовательного учреждения как компонента нравственно-правовой культуры // Crede Experto : транспорт, общество, образование, язык. 2015. № 1. С. 88–98.

10. Бурлаков С. В., Хлебников А. С. Конфликтоустойчивость учителя в поликультурном образовательном пространстве // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6, No 11. С. 390–395. DOI: 10.33619/2414-2948/60/48

11. Маркова Н. Г. Конфликтоустойчивость личности как индикатор безопасности в поликультурном мире // Международный научно-исследовательский журнал. 2013. № 12–3 (19). С. 25–26.

12. Хасан Б. И. Конструктивная психология конфликта. М. : Юрайт, 2024. 204 с.

13. Морозов А. В. Деловая психология. СПб. : Союз, 2000. 571 с.

14. Бузмакова А. В., Пошехонова Ю. В. Структурные характеристики конфликтоустойчивости учителей школ // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Сер. Гуманитарные науки. 2013. № 4 (26). С. 113‒116.

15. Жуковская Н. А. Развитие конфликтоустойчивости педагога // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2016. Т. 16, Вып. 2. С. 216–220. DOI: 10.18500/1819-7671-2016-16-2-216-220

16. Valente S. and Lourenço A. A. Conflict in the Classroom: How Teachers’ Emotional Intelligence Influences Conflict Management // Frontiers in Education. 2020. Vol. 5 (5). DOI: 10.3389/feduc.2020.00005

17. McCormick M. P., O’Connor E. E. Teacher-child relationship quality and academic achievement in elementary school: Does gender matter? // Journal of Educational Psychology. 2014. Vol. 107 (2). Pp. 502–516. DOI: 10.1037/a0037457

18. Kurdi V., Archambault I. Student-Teacher Relationships and Student Anxiety: Moderating Effects of Sex and Academic Achievement // Canadian Journal of School Psychology. 2017. Vol. 33 (1). Pp. 212–226. DOI: 10.1177/0829573517707906

19. Morris-Rothschild B. K., Brassard M. R. Teachers’ conflict management styles: the role of attachment styles and classroom management efficacy // Journal of School Psychology. 2006. Vol. 44 (2). Pp. 105–121. DOI: 10.1016/j.jsp.2006.01.004

20. Blunk E. M., Russell E. M., Armga C. J. The role of teachers in peer conflict: implications for teacher reflections // Teacher Development. 2017. Vol. 21 (5). Pp. 597–608. DOI: 10.1080/13664530.2016.1273847

21. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М. : Изд-во Института Психотерапии, 2002. 490 c.

22. Зеер Э. Ф. Психология профессий. М. : Академический проект : Фонд «Мир», 2005. 330 с.

23. Климов Е. А. Педагогический труд: психологические составляющие. М. : Академия, 2004. 240 с.

24. Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя. М. : Флинта, 1998. 200 с.

25. Поваренков Ю. П. Введение в психологию труда. Киров, 2006. 134 c.

Скачать статью в формате pdf.

Сравнительное исследование инициативности младших школьников в обучении и свободной деятельности

Автор(ы):

Галина Александровна Мишина, доктор психологических наук, заведующий кафедрой специальной психологии и коррекционной педагогики, https://orcid.org/0000-0002-8406-2246, Институт коррекционной педагогики

119121, Россия, г. Москва, ул. Погодинская, 8, корп. 1, тел.: +7 (499) 2450452, mishina@ikp

Ирина Викторовна Довольнова, независимый исследователь, https://orcid.org/0000-0002-3596-7313

Россия, г. Москва, тел. : +7 (499) 2450452, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация: Введение. Государственные инициативы в сфере образования и культуры ориентируют на развитие инициативной, самостоятельной и ответственной личности, способной к творческому созиданию, конструктивному диалогу, занимающей проактивную позицию, позволяющую принимать нестандартные решения в условиях изменчивости современного мира. Возникают противоречия между социальным заказом общества и наличием пассивности, индивидуализма современных школьников. Педагоги и родители заинтересованы в технологиях развития базовых личностных качеств детей. В настоящее время существует два основных подхода в сфере личностного развития – в условиях обучения и в условиях свободной деятельности. Наше исследование было направлено на изучение инициативности младших школьников в свободной деятельности – в ситуации занятий любимым делом дома и в условиях школьных перемен. Полученные данные сравнивались с результатами изучения инициативности в процессе обучения – на уроках и в условиях выполнения домашних заданий дома.

Методы. В исследовании использовался метод косвенного наблюдения, метод шкальной оценки, статистические методы (критерий согласия Шапиро – Уилка, критерий различий Вилкоксона).

Результаты. Исследование показало, что у младших школьников группы высокой инициативности показатели инициативности в обучении и в свободной деятельности дома значимо выше, чем в условиях школьных перемен; у младших школьников группы низкой и средней инициативности показатели инициативности в обучении значимо ниже, чем в свободной деятельности дома и в условиях школьных перемен. По выбору занятий и форме их организации в свободной деятельности также имеются отличия.

Заключение. Результаты исследования позволили наметить ключевые моменты для личностного развития младших школьников: во-первых, наличие свободной самостоятельной деятельности, наполненной содержательным материалом и организованной по собственной инициативе ребёнка; во-вторых, повышение показателей учебной инициативности, важным условием развития которой является личность педагога, который организует образовательную среду.

Ключевые слова: инициативность, обучение, свободная деятельность, условия развития инициативности, младший школьный возраст

Для цитирования: Мишина Г. А., Довольнова И. В. Сравнительное исследование инициативности младших школьников в обучении и в свободной деятельности // Педагогический ИМИДЖ. 2024. Т. 18, № 4. С. 543–556. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-4-543-556

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-4-543-556

УДК: 159.9.07

Статья поступила в редакцию 24.09.2024, одобрена после рецензирования 10.12.2024, принята к публикации 12.12.2024.

Список литературы:

1. Уотсон Д. Б. Психология как наука о поведении / Э. Торндайк, Д. Б. Уотсон Бихевиоризм. М. : АСТ-ЛТД, 1998. С. 251‒672.

2. Бехтерев В. М. Объективная психология. М. : Юрайт, 2025. 551 с.

3. Фрейд З. Влечения и их судьбы [Электронный ресурс] / Психология бессознательного. М. : Фирма СТД, 2006. С. 81‒109. URL:

https://djvu.online/file/d73yHCpOJn95S?ysclid=m520quaky7924115518 (дата обращения: 04.08.2024).

4. Эриксон Э. Детство и общество ; изд. 2-е, перераб. и доп. ; пер. с англ. СПб. : Ленато, АСТ; Университетская книга, 1996. 592 с.

5. Франкл В. Э. Человек в поисках смысла: пер. с англ. и нем. / общ. ред. Л. Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева; вступ. ст. Д. А. Леонтьева. М. : Прогресс, 1990. 368 с.

6. Петровский В. А. ЕДИНОМНОЖИЕ «Я» («надситуативное интервью» с юбиляром о нем самом и его трудах) [Электронный ресурс]. URL: https://psy-journal.hse.ru (дата обращения: 13.09.2023).

7. Найссер У. Познание и реальность. М. : Прогресс, 1981. 232 с.

8. Жарикова А. С. Соотношение креативности и инициативности личности / А. С. Жарикова, Н. Ф. Шляхта [Электронный ресурс] // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2006. No 2 (4). С. 5‒12. URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 21.11.2023).

9. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. М. : Юрайт, 2024. 160 с.

10. Кудрявцев В. Т. Исследования детского развития на рубеже столетий [Электронный ресурс] : сайт В. Кудрявцева. URL: https://tovievich.ru (дата обращения: 05.12.2023).

11. Короткова Н. А., Нежнов П. Г. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах ; изд. 3-е, дораб. М. : Линка-Пресс, 2014. 49 с.

12. Трифонова Е. В. Инициативность и самостоятельность как базисные характеристики личности дошкольника // Исследователь. 2018. No 1‒2 (21‒22). С. 35‒45.

13. Новоселова С. Л. О новой классификации детских игр // Дошкольное воспитание. 1997. № 3. С. 84‒87.

14. Шур С. Е., Цукерман Г. А. Детско-взрослое взаимодействие: направленность детской инициативы // Психологическая наука и образование. 2022. Т. 27, № 1. С. 82‒91.

15. Клопотова Е. Е., Ягловская Е. К. Возрастные особенности проявления дошкольниками инициативы в образовательной деятельности // Вопросы образования. 2019. № 3. С. 224‒235.

16. Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е. Психология и педагогика обучения дошкольников: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки (специальности) ГОС ВПО 030300 «Психология», ФГОС ВПО [Электронный ресурс]. М. : Мозаика-Синтез, 2013. 261 с. URL: https://www.litres.ru (дата обращения: 05.02. 2024).

17. Рубцов В. В., Исаев Е. И., Конокотин А. В. Учебная деятельность как зона ближайшего развития рефлексивных и коммуникативных способностей детей 6‒10 лет // Культурно-историческая психология. 2022. Т. 18, № 1. C. 28‒40.

18. Чудновский В. Э. Психологические основы нравственной устойчивости личности школьника : дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.07. М., 1980. 387 с.

19. Смирнова Е. О., Солдатова Ю. С. Особенности проявления инициативы современных дошкольников // Психолого-педагогические исследования. 2019. No 1. С. 12‒26.

20. Лазарева М. А., Погудо С. Б. Развитие инициативности в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в условиях образовательного пространства ДОУ [Электронный ресурс] // Молодой учёный. 2020. No 28 (318). С. 97‒99. URL:

https://moluch.ru (дата обращения: 05.12.2022).

21. Заботкина К. Ю., Барышникова Г. Б. Организация досуговой деятельности младших школьников [Электронный ресурс] // Мат-лы VI Междунар. студенч. науч. конф. «Студенческий научный форум». 2014. URL: https://scienceforum.ru/2014 (дата обращения: 04.09. 2024).

22. Шевчук И. В., Гурнак М. А. Игра как форма досуга младших школьников [Элек- тронный ресурс] // Молодой ученый. 2017. No 12 (146). С. 567–569. URL: https://moluch. ru/archive/146/40970/ (дата обращения: 04.09.2024).

23. Плеханова А. В. Методика организации культурно-досуговой деятельности с детьми младшего школьного возраста во внеучебное время [Электронный ресурс] // Вестник ТГУ. 2009. No 10 (78). С. 313–317. URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 04.09.2024).

24. Щербина Н.Г. Свободное время подростков как предмет социально-педагогической деятельности [Электронный ресурс] // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки. 2017. No 15. С. 32–37. URL: https:// cyberleninka.ru/ (дата обращения: 04.10.2023).

25. Арцимович И. В. Современное поколение: вызовы обществу или времени? [Электронный ресурс] // Интерактивная наука. 2017. No 12 (2). С. 119‒121. URL: https:// cyberleninka.ru (дата обращения: 11.04.2023).

26. Довольнова И. В. Специфика проявлений инициативности мальчиками и девочками дошкольного и младшего школьного возраста в социокультурной среде // Современное дошкольное образование. 2023. No 1(115). С. 54-64. DOI: 10.24412/2782-4519-2023-1115-54-64

27. Мишина Г. А., Довольнова И. В. Изучение зоны ближайшего развития у детей младшего школьного возраста с разной степенью выраженности инициативности // Педагогический ИМИДЖ. 2022. Т. 16, № 4 (57). С. 517–529. DOI: https:// doi. org/10.32343/2409-5052-2022-16-4-517-529

28. Орлова Л. В. Психологический анализ интеллектуальной пассивности младших школьников : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07. М., 1992. 20 с.

29. Цукерман Г. А., Венгер А. В. Развитие учебной самостоятельности. М. : Авторский клуб, 2015. 432 с.

Скачать статью в формате pdf.