Определение условий обучения на расстоянии и их характеристика

Автор(ы):

Юлия Александровна Хлебникова, преподаватель, https://orcid.org/0000-0002-1033-3103, Канский технологический колледж 

663600, Россия, г. Канск, ул. Кайтымская, 56, тел.: +7 (39161) 23952, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Наталия Владимировна Гафурова, доктор педагогических наук, профессор, https://orcid.org/0000-0002-0987-7381, Сибирский федеральный университет

660041, Россия, Красноярск, пр. Свободный, 79, тел.: +7 (391) 2062222, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация.

Введение. Настоящая публикация представляет анализ сложившейся ситуации в условиях «обучения на расстоянии» при реализации образовательного процесса, развитию которого способствуют исторические, социально-экономические аспекты появления дистанционного обучения и пандемия, вызванная Covid-19.

Научная новизна данной статьи заключается в попытке определить и охарактеризовать условия «обучения на расстоянии», способствующие корректному проектированию и реализации современного учебного процесса.

Материалы и методы. Для достижения цели исследования используются общетеоретические методы: анализ теоретических источников, обобщение и систематизация полученных данных; эмпирические метод – наблюдение. Материалами исследования являются исторические факты, научные статьи, диссертационные исследования, данные практиков и экспертов, мнения лидеров развития образования в России и других авторов.

Результаты исследования. Определён перечень условий, в которых осуществляется нынешний учебный процесс, и их характеристики. Для этого проведён анализ нормативно-правовой базы по организации образовательного процесса с возможностью внедрения в него электронной составляющей как одного из условий сочетания реальной и виртуальной академической деятельности; представлены исторические

социально-экономические аспекты появления «обучения на расстоянии»; учтены характеристики реализации современного учебного процесса; выявлена необходимость

формирования ИТ-компетентности у преподавателей как условие развития «обучения на расстоянии».

Ключевые слова: обучение на расстоянии, электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, учебный процесс, цифровая образовательная среда, цифровой образовательный контент

Для цитирования: Хлебникова Ю. А., Гафурова Н. В. Определение условий обучения на расстоянии и их характеристика // Педагогический ИМИДЖ. 2022. Т. 16. № 1 (54). С. 14–27. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-1-14-27

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-1-14-27

УДК: 371.3; 004

Статья поступила в редакцию 17.07.2021, одобрена после рецензирования 27.07.2021, принята к публикации 24.02.2022.

Список источников:

1. Вайндорф-Сысоева М. Е. Многоуровневая подготовка педагогических кадров к профессиональной деятельности в условиях цифрового обучения: дис. … д-ра. пед. наук : 13.00.08. М., 2019. 461 с.

2. Lewis Mates, Adrian Millican& Erin Hanson. Coping with covid; understanding and mitigating disadvantages experienced by first generation scholars studying online // British Journal of Educational Studies // 2021. 1-22. DOI:10.1080/00071005.2021.1966382

3. Бегалинова К. К., Ашилова М. С., Бегалинов А. С. Основные тренды «постковидного» образования // Философия образования. 2021. Т. 21. № 1. С. 39–53.

4. Tsai-Yun Mou. Online learning in the time of the COVID-19 crisis: Implications for the self-regulated learning of university design students // Active Learning in Higher Education // 2021.October. P. 1–21. DOI: 10.1177/14697874211051226

5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». М. : Нормативка, 2020. 144 с.

6. Всё об образовании: сборник нормативных правовых актов / сост. Г. Б. Романовский М. : Проспект, 2017. 544 с.

7. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы [Электронный ресурс] : Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года № 203. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919 (дата обращения: 06.01.2021).

8. Паспорт национального проекта «Образование» [Электронный ресурс] : утв. на заседании Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 3 сентября 2018 г. № 10. URL: https://base. garant.ru/72192486/ (дата обращения: 06.01.2021).

9. Стратегия социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года [Электронный ресурс] : Приложение к постановлению Правительства Красноярского края от 30.10.2018. URL: http://econ.krskstate.ru/dat/bin/art_attach/11637_647_p.pdf (дата обращения: 06.01.2021).

10. Об утверждении требований к функциональным, техническим характеристикам и параметрам единиц цифрового образовательного контента, к образовательным сервисам [Электронный ресурс] : Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11.08.2021 № 545. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202112130036 (дата обращения: 15.10.2021).

11. Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных

технологий при реализации образовательных программ [Электронный ресурс] : Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 года № 816. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201709200016 (дата обращения: 23.09.2021).

12. Об особенностях проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования в 2019/20 учебном году [Электронный ресурс]: Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21 мая 2020 года № 257. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202005250060 (дата обращения: 22.05.2021).

13. Об особенностях проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования в 2019/20 учебном году : Приказ Министерства образования Красноярского края от 29 мая 2020 года № 208-11-05.

14. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» [Электронный ресурс] : утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 1642. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/3a928e13b4d292f8f

71513a2c02086a3/download/1337/ (дата обращения: 23.08.2021).

15. Сильные идеи для нового времени, трансляция от 12.11.2020 [Электронный ресурс]. URL: https://ideas-forum.ru/programme/business-programme/ (дата обращения: 07.11.2021).

16. Петькова Ю. Р. История развития дистанционного образования. Положительные и отрицательные стороны МООС // Успехи современного естествознания. 2015. № 3. С. 199–204. URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=34763 (дата обращения: 19.01.2021).

17. Плаксина Н. В. Развитие открытого и дистанционного обучения в странах Западной Европы в конце ХХ – начале ХХI века // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016. Вып. 26. № 7 (228).

С. 208–212.

18. Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. Отчет о деятельности за 2012–2013 гг. [Электронная версия] // ИИТО ЮНЕСКО. М., 2013. 22 с. URL: https://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214725.pdf (дата обращения:

19.01.2020).

19. Информатизация образования: взгляд ЮНЕСКО // Высшее образование в России. 2014. № 10. С. 113–118.

20. Сакулина Ю. В., Масабикова Э. Г. Использование дистанционных технологийв вузе, на примере использования учебной среды MOODLE // European Social Science Journal. 2018. № 7-2. С. 262–269. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41265330 (дата обращения: 19.11.2020).

21. Открытые курсы Йельского университета [Электронный ресурс] // 30 ноября 2011 г. // URL: https://oyc.yale.edu/ (дата обращения: 21.09.2017).

22. Таринова Н. В. Формирование педагогической компетентности студентов-заочников средствами дистанционных форм обучения : дис. … канд. пед. наук : 13.00.08. Казань, 2018. 201 с.

23. Григорьева И. В. Развитие и внедрение технологии смешанного обучения (Blended Learning) и онлайн-обучения, как важной составляющей цифровизации образования // Вестник Университета Российской академии образования. 2021. № 3. С. 34–45. DOI 10.24411/2072-5833-2020-10080

24. Китайгородский М. Д. Методическая система опережающего образования учителя технологии в области современных цифровых технологий : дис. … д-ра пед. наук : 13.00.02. М., 2020. 354 с.

25. Егоров А. А., Карлов И. А., Терентьев Е. А., Малиновский С. С., Романенко К. Р., Авдеева С. М., Захарова У. С., Савицкий К. Л., Лешуков О. В., Шибанова Е. Ю., Карданова Е. Ю., Платонова Д. П. Экспертно-аналитический доклад. Цифровой переход: опыт педагогов и образовательных организаций в России и мире : Совместный доклад Фонда Сегаловича и Института образования НИУ ВШЭ. М. : 2021. 98 с.

26. Malissa Maria Mahmud, Othman Ismail. Measuring Quality in Blended Learning: A Multimodal of the Sloan Consortium, Key Success Indicators and Transformative Driven Mechanism // Conference: IC4E 2020: Proceedings of the 2020 11th International Conference on E-Education, E-Business, E-Management, and E-Learning // 2020. January. P. 20–24. DOI:10.1145/3377571.3379438

27. Осипова С. И., Гафурова Н. В., Ущеко Е. В. Реализация программы «Обучение взрослых» в рамках федерального проекта «Новые возможности для каждого» // Современное педагогическое образование. 2021. № 2. С. 34–37.

 

Скачать статью в формате pdf


Просмотров: 51 | Скачиваний: 21