|
С.
|
ОТ РЕДАКЦИИ
|
5
|
РАЗДЕЛ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ»
|
ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА
|
Мизова М. Х.
Типичные затруднения и способы методической помощи в освоении руководителями образовательных организаций гуманитарной стратегии управления
|
6
|
Аннотация. В статье исследуется процесс освоения руководителями образовательных организаций гуманитарной стратегии управления. Описаны критерии и показатели готовности руководителя к освоению гуманитарной стратегии управления; выявлены типичные затруднения, которые испытывают руководители образовательных организаций в процессе её освоения. Выделены четыре уровня освоения гуманитарной стратегии управления образовательной организацией. Сделан вывод, что разное восприятие материала порождает различные трудности в освоении; прослеживаются определённые закономерности, показывающие, что на каждом уровне освоения требуется помощь разного характера.
|
Ключевые слова: гуманитарная стратегия управления, руководитель образовательной организации, типичные затруднения, закономерности.
|
Скавитин А. В.
Профессиональный стандарт педагога: внедрение в образовательной организации
|
18
|
Аннотация. В статье анализируется опыт взаимодействия автора с педагогами Иркутской области в рамках семинаров, посвящённых внедрению профессиональных стандартов. Выявлены типичные установки и настроения контактной аудитории. Описаны последовательные шаги внедрения профессиональных стандартов в практику образовательной организации.
|
Ключевые слова: профессиональный стандарт, внедрение, педагог, школа, образовательное учреждение.
|
Тарасова Н. В., Пастухова И. П., Чигрина С. Г.
Преемственность педагогических технологий как условие реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования
|
27
|
Аннотация. В статье раскрывается сущность преемственности педагогических технологий как условия реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Рассматриваются понятия «преемственность в образовании», «педагогическая технология», а также обосновываются необходимость и особенности преемственности педагогических технологий на различных ступенях общего образования на примере технологии тьюторства. Статья является результатом изучения и анализа практики использования инновационных педагогических технологий в общеобразовательных школах различных регионов Российской Федерации в процессе введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования.
|
Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, общеобразовательная школа, преемственность в образовании, педагогическая технология, технология тьюторства.
|
Быков А. С.
Педагогический потенциал социальных сетей
|
36
|
Аннотация. В данной статье проанализированы современные тенденции развития информационного взаимодействия субъектов образования, в том числе посредством социальных сетей. Представлен обзор статистики и востребованности использования популярных соцсетей в России по различным критериям. Аргументированно приводятся тезисы о необходимости использования соцсетей непосредственно в образовательном процессе.
|
Ключевые слова: информатизация образования, социальные сети, педагогика, педагогическое взаимодействие.
|
Пантюхина Н. Н.
Моделирование научно-методического сопровождения введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования на основе процессного подхода
|
45
|
Аннотация. В статье рассматривается проблема моделирования научно-методического сопровождения введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования, актуальность которого обусловлена необходимостью создания совокупности условий, обеспечивающих эффективность обучения и воспитания обучающихся общеобразовательных школ. В качестве методологической основы разработки модели выбран процессный подход в образовании. Характеризуются основные компоненты процессной модели научно-методического сопровождения введения федерального государственного образовательного стандарта: цель, субъекты, входы, выходы, ресурсы, владельцы.
|
Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, общеобразовательная школа, научно-методическое сопровождение, процессный подход, процессная модель.
|
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
|
|
Гаращенко Л. В.
Школа Н. В. Сукачёвой в Иркутске
|
53
|
Аннотация. В статье представлены сведения об истории создания и деятельности частной женской школы, которая была открыта Н. В. Сукачёвой в Иркутске и содержалась на её средства в течение 34 лет. Особое внимание уделено вопросам организации образовательного процесса. В статью включены биографические сведения отдельных педагогов. В научный оборот вводятся вновь выявленные сведения и факты, которые призваны восполнить имеющийся информационный пробел.
|
Ключевые слова: история образования, благотворительность, частная школа, частное образование, образовательный процесс, Н. В. Сукачёва, Иркутск.
|
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
|
|
Беньковская Т. Е.
Тексты «новой природы» и возможность их использования в литературном образовании современных школьников
|
63
|
Аннотация. В статье проанализированы причины трудностей, связанных с освоением традиционных вербальных линейных текстов современными школьниками, представляющими поколение, родившееся в эпоху Интернета, а также особенности их мышления, направленного на восприятие визуализированной информации. Представлены понятие текстов «новой природы» и возможность их использования в качестве ресурса приобщения к чтению в литературном образовании, в том числе в учебниках, ориентированных на специфику мышления современного подростка.
|
Ключевые слова: центениалы, поколение Z, текст «новой природы», «новая грамотность», «клиповое» мышление, современное литературное образование.
|
Корбут А. Ю.
Буква, порождающая проблемы
|
71
|
Аннотация. В статье всесторонне анализируются проблемы, связанные с использованием буквы Ё русского алфавита. Представлен анализ графических, орфографических, методических и культурологических аспектов этой проблемы. Исторический анализ введения буквы Ё в русское письмо позволяет выявить причины факультативного использования этой буквы. Особое внимание уделяется влиянию буквы Ё на процесс обучения чтению и письму. Выявляется задержка понимания текста при замене буквы Ё буквой Е. Обнаружены проблемы, связанные с использованием буквы Ё в учебниках для средней общеобразовательной школы, а также в изданиях литературы для детей и подростков. В статье предлагается рациональный путь решения проблемы в педагогическом процессе.
|
Ключевые слова: алфавит, буква Ё, звуковой состав слова, буквенный состав слова, значение буквы, функция буквы, чтение, письмо.
|
Арская Ю. А., Мамедов А. А.
Анализ грамматики поэтического текста как инструмент обучения его интерпретации (на материале «маленьких» поэм С. А. Есенина)
|
81
|
Аннотация. В статье предлагается подход к обучению интерпретации поэтического текста, основанный на сопоставлении анализа лексических и грамматических средств. Изучаются обращения и императивы в «маленьких» поэмах С. А. Есенина с помощью метода статистического и семантического анализа, что приводит к выводу о преобладающем диалоге автора с поэтикой своих предыдущих текстов, нежели с революционными событиями 1917–1919 гг.
|
Ключевые слова: обучение анализу художественного текста, статистический анализ, семантический анализ, авторское сознание, обращение, императив, С. А. Есенин.
|
КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
|
|
Афанасьева Р. А., Шелкунова О. В.
Инклюзивная образовательная среда и семья, их возможности в повышении качества жизни обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
|
88
|
Аннотация. В статье изложены результаты исследования проблемы возможностей образовательной среды и семьи в повышении качества жизни обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
|
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, образовательная среда, семья, воспитывающая ребёнка с ОВЗ, повышение качества жизни.
|
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
|
|
Петрова С. М., Петрова М. Н.
Междисциплинарные связи как основа повышения профессиональной компетентности студентов-медиков Северо-Восточного федерального университета
|
103
|
Аннотация. В статье рассматривается проблема современного состояния высшей школы: указывается на важность установления междисциплинарных связей в учебном процессе будущих врачей, даётся установка на гуманизацию естественнонаучного образования. Представлены мероприятия междисциплинарного характера, проводимые студентами-медиками Северо-Восточного федерального университета. На примере жизни и творчества писателей-врачей – А. П. Чехова и др. кратко охарактеризованы различные виды внеаудиторных занятий студентов-медиков (научные и творческие конкурсы, кружковая работа и др.). В связи со 150-летним юбилеем В. В. Вересаева, известного писателя и медика, даётся анализ его произведения «Записки врача» в аспекте духовно-нравственного воспитания современных студентов-медиков.
|
|
Ключевые слова: высшая школа, студенты-медики, междисциплинарные связи, литература, врачи-писатели, В. В. Вересаев
|
|
Димова Е. В.
Педагогическая модель контекстного обучения безопасности жизнедеятельности в высшей школе
|
111
|
Аннотация. В статье представлены теоретико-методологические разработки контекстного обучения безопасности жизнедеятельности в высшей школе, обозначена актуальность обучения безопасности жизнедеятельности в условиях реализации компетентностного подхода. Произведённый анализ работ в сфере контекстного обучения в высшей школе позволил сформировать и представить педагогическую модель контекстного обучения безопасности жизнедеятельности в вузе. В статье описаны основные компоненты модели: целевой, содержательный и организационный, выделены базовая и вариативная составляющие, даны основные критерии эффективной сформированности компетенций безопасности жизнедеятельности (когнитивный, деятельностный, личностный).
|
|
Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, педагогическая модель, контекстное обучение, компетенции, высшее образование.
|
|
РАЗДЕЛ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ»
|
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
|
Бабинцева Л. Н.
Развитие социально-психологической компетентности как ресурс профилактики « эмоционального выгорания» у педагогов
|
118
|
Аннотация. В статье рассматривается роль социально-психологической компетентности в профилактике синдрома «эмоционального выгорания», раскрываются следующие понятия: «эмоциональное выгорание», «социально-психологическая компетентность». Представлены сведения об особенностях тренингов, направленных на развитие некоторых компонентов социально-психологической компетентности.
|
|
Ключевые слова: «эмоциональное выгорание», профессиональное «выгорание», социально-психологическая компетентность, коммуникативная компетентность, эмоциональная устойчивость, общительность, саморегуляция эмоциональных состояний, саморегуляция своей деятельности.
|
|