Художественная рефлексия как условие понимания
Сосновская Ирина Витальевна Доктор педагогически наук профессор кафедры филологии и методики Педагогический институт Иркутского государственного университета Иркутский государственный университет 664003, г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, 9 тел.: 8(3952)240700
Ситникова Екатерина Романовна аспирант Педагогический институт Иркутского государственного университета Иркутский государственный университет 664003, г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, 9 тел.: 8(3952)240700 e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация. В статье обосновывается актуальность обращения к рефлексии как к условию более глубокого и адекватного понимания художественного произведения современными школьниками, как к понятию, помогающему реализовать одну из ключевых идей ФГОСов – идею смыслового и рефлексивного чтения. Рассматривается дефиниция «художественная рефлексия», подчёркивается её своеобразие, исследуется её специфика, формулируются основные направления устремлённости рефлексии в художественном тексте. В статье формулируется основная цель художественной рефлексии – развитие у школьников читательской способности видеть и осваивать другие смыслы в текстах через себя с целью обогащения личностных смыслов и глубокого понимания авторских. Реализация методического аспекта применения художественной рефлексии показана на примере создания разных видов рефлексивных ситуаций в процессе анализа и интерпретации художественного текста на уроках литературы.
Для цитирования: Сосновская И. В., Ситникова Е. Р. Художественная рефлексия как условие понимания читателем-школьником литературного произведения // Педагогический ИМИДЖ. 2018. № 2 (39). С. 38–47.
УДК: 371.302.2 DOI:
Список литературы:
1. Ахматова А. А. Лирика. М. : Худож. лит., 1989. 415 с. 2. Бабенко И. И. Художественная рефлексия как фактор становления творческой языковой личности // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. № 4. С. 107–111. 3. Бах Р. Чайка по имени Джонатан Ливингстон [Электронный ресурс]. URL: https://livingston.bib.bz/chast-pervaya (дата обращения: 03.03.2018). 4. Богин Г. И. Филологическая герменевтика : учеб пособие. Калинин : Изд-во КГУ, 1982. 86 с. 5. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М. : Прогресс, 1988. 704 с. 6. Давыдов Т. В. Теория развивающего обучения. М. : ИНТОР, 1996. 544 с. 7. Даренский В. Ю. Диалогическая структура художественной рефлексии // Известия Саратовского университета. 2014. № 1. С. 14–18. 8. Лавлинский С. П. Технология литературного образования: Коммуникативно-деятельностный подход : Учеб. пособ. для студентов-филологов. М. : Прогресс-Традиция ; ИНФРА-М, 2003. 384 с. 9. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Политиздат, 1975. 304 с. 10. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М. : Прогресс Культура, 1992. 416 с. 11. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб. : Евразия, 1999. 479 с. 12. Ромашенкова Е. С. Теоретические основы исследования лингвориторической рефлексии литературной личности // Лингвориторическая парадигма: Теоретические и прикладные аспекты. 2009. № 13. С. 133–138. 13. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2000. 712 с. 14. Сент-Экзюпери А. Маленький принц. М. : АВИГ, 1992. 79 с. 15. Сосновская И. В. Проблемы анализа художественного произведения на уроках литературы в средних классах. Южно-Сахалинск : СахГУ, 2007. 240 с. 16. Тюпа В. И., Бак Д. И. Эволюция художественной рефлексии как проблема исторической поэтики. Кемерово : Изд-во Кемеров. гос. ун-та, 1988. 11 с. 17. Щедровицкий Г. П. Избранные труды. М. : Шк. культ. полит., 1995. 800 с.
|