Самостоятельная учебная деятельность как средство преодоления познавательных барьеров студентов педагогического колледжа
Автор(ы):
Тимошенко Александр Иванович
доктор педагогических наук, профессор кафедры технологий, предпринимательства
и методик их преподавания, Педагогический институт, Иркутский государственный университет
664011, г. Иркутск, ул. Нижняя Набережная, 6, тел.: +7(3952)203141, e-mail: 2014a.i@mail.ru
Дорофеева Маргарита Сергеевна
аспирант, Педагогический институт, Иркутский государственный университет
664011, г. Иркутск, ул. Нижняя Набережная, 6, тел.: +7(3952)203141, e-mail: doro–rita@yandex.ru
Аннотация. В статье рассматриваются познавательные барьеры студентов педагогического колледжа, приводятся примеры таких барьеров и предлагаются практические рекомендации по их профилактике и коррекции. Технология выявления и преодоления познавательных барьеров представлена автором с помощью технологии организации самостоятельной работы студентов. Особенное внимание обращено на проблемы возникновения различного рода затруднений у обучающихся в учебно- познавательной деятельности во время выполнения самостоятельной работы.
Ключевые слова: познавательные барьеры, самостоятельная работа, барьер, среднее
профессиональное образование, затруднение, познавательные способности, ШТУР (школьный тест умственного развития), организация самостоятельной работы, общие и профессиональные компетенции, преодоление познавательных барьеров.
Для цитирования: Тимошенко А. И., Дорофеева М. С. Самостоятельная учебная деятельность как средство преодоления познавательных барьеров студентов педагогического колледжа // Педагогический ИМИДЖ. 2018. Т. 11. № 3 (40). С. 133–140. DOI: 10.32343/2409-5052-2018-11-3-133-140.
УДК: 373.82
DOI: 10.32343/2409-5052-2018-11-3-133-140
Дата поступления в редакцию: 19.06.2018
Заявленный вклад авторов:
Тимошенко А. И.:
– проверка правильности оформления, проработка рукописи публикации, литературная правка, утверждение рукописи для публикации.
Дорофеева М. С.:
– отбор и подготовка материала; разработка концепции и дизайна исследования; выполнение эксперимента и дизайна; анализ данных исследования; интерпретация результатов.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Список литературы:
1. Загвязинский В. И., Емельянова И. Н. Педагогика : учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования / под ред. В. И. Загвязинского ; 2-е изд., стер. М. : Академия, 2012. 352 с.
2. Зимняя И. А. Педагогическая психология : учебник ; изд. 2-е, доп., испр. и перераб. М. : Логос, 2009. 384 с.
3. Клепиков В. Н. Психологические барьеры на путях изучения математики в современной школе // Педагогика. 2017. № 6. С. 33–39.
4. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь : для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М. : Академия, 2003. 176 с.
5. Колпаков И. А. Исследование интеллектуальных особенностей студентов для формирования их индивидуальной образовательной траектории и готовности к самостоятельной работе // Актуальные проблемы развития образования в России и за рубежом : сб. мат-лов междунар. науч. конф. г. Волгоград, 24–25 мая 2013 г. Киров : МЦНИП, 2013. С. 167–174.
6. Логинова В. В., Плотникова Е. Г. Самостоятельная работа в малых группах при обучении математике в вузе // Педагогика. 2016. № 10. С. 55–59.
7. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М. : Педагогика, 1972. 170 с.
8. Махмутов М. И. Проблемное обучение : основные вопросы теории. М. : Педагогика, 1975. 368 с.
9. Пидкасистый П. И. Педагогика : учебное пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. М. : Российское педагогическое агентство, 1996. 602 с.
10. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога : учеб. пособие в 2 ч. Ч. 1. Система работы психолога с детьми разного возраста.; 2-е изд., перераб. и доп. М. : ВЛАДОС, 1999. 384 с.
11. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования [Электронный ресурс]. URL: https://минобрнауки.рф/документы/923 (дата обращения 23.04.2018).
12. Шакуров Р. Х. Барьер как категория и его роль в деятельности // Вопросы психологии. 2001. № 1. С. 3–18.