Формирование индивидуальной образовательной траектории как компонента практико-ориентированной среды обучения

Автор(ы):

 

Пожаркова Ирина Николаевна

 

кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры пожарно-технических экспертиз

Сибирская пожарно-спасательная академия Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

662972, Красноярский край, г. Железногорск, ул. Северная, 1, тел.: +7(3919)735405, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Носкова Елена Евгеньевна

 

кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры систем автоматики, автоматизированного управления и проектирования, Сибирский федеральный университет

660074, г. Красноярск, ул. Киренского, 26, тел.: +7(391)2912575, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Трояк Евгений Юрьевич

 

аспирант кафедры педагогики и психологии начального образования Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева

660049, г. Красноярск, ул. Ады Лебедевой, 89, тел.: +7(391)2171717, e-mail: trev191186@mail.ru

 

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы организации практико-ориентированной среды обучения в вузе на основе адаптивных электронных обучающих ресурсов. Представлена структура типового адаптивного электронного обучающего ресурса. Описаны особенности построения индивидуальных образовательных траекторий в рамках изучения дисциплин инженерно-технического профиля с учётом особенностей обучаемого, в том числе доминирующего типа восприятия информации, уровня остаточных знаний по дисциплинам, предшествующим изучаемой, индивидуальных целей обучения, профориентации. Обобщён опыт создания адаптивных электронных обучающих ресурсов на базе среды электронного обучения Moodle. Представлены результаты экспериментов по внедрению в учебный процесс адаптивных электронных обучающих ресурсов. На основе объективных показателей в виде баллов за выполнение итогового теста сделан вывод о более высоких результатах освоения дисциплины контрольной группой студентов c индивидуальной образовательной траекторией, по сравнению с аналогичной группой обучающихся по традиционной модели. Отмечена более высокая самостоятельность, мотивация, вовлечённость и ответственное отношение к обучению у студентов, проходивших подготовку в формате адаптивного электронного обучающего ресурса.

 

Ключевые слова: практико-ориентированная среда обучения, адаптивное обучение, электронная информационная образовательная среда, электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, LMS Moodle.

 

Для цитирования: Пожаркова И. Н., Носкова Е. Е., Трояк Е. Ю. Формирование индивидуальной образовательной траектории как компонента практико-ориентированной среды обучения // Педагогический ИМИДЖ. 2018. № 3 (40). С. 179–192. DOI: 10.32343/2409-5052-2018-11-3-179-192

 

УДК: 378.147-322

 

DOI: DOI: 10.32343/2409-5052-2018-11-3-179-192

 

Дата поступления в редакцию: 04.06.2018

 

Заявленный вклад авторов:

Пожаркова И. Н.:

– разработка, описание методов и алгоритмов построения индивидуальных образовательных траекторий с учётом психофизиологических особенностей обучаемого, уровня начальных знаний, индивидуальных целей обучения, профориентации;

– реализация подсистем и компонентов адаптивного электронного обучающего ресурса в среде электронного обучения Moodle;

– разработка, описание методики формирования и измерения умений/навыков при использовании адаптивного электронного обучающего ресурса в учебном процессе;

– внедрение и апробация адаптивного электронного обучающего ресурса в учебном процессе, корректировка адаптивного электронного обучающего ресурса по результатам апробации;

– приведение адаптивного электронного обучающего ресурса в соответствие с требованиями к учебно-методическому обеспечению дисциплин (модулей) на русском и иностранных языках ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет».

Носкова Е. Е.:

– анализ технологий адаптивного обучения, позволяющих реализовать персонификацию процесса обучения при организации практико-ориентированной среды обучения в вузе;

– описание структуры адаптивного электронного обучающего ресурса;

–разработка, описание алгоритма построения индивидуальной образовательной траектории с учётом профессиональных интересов обучающегося;

–разработка, описание структуры подсистемы выполнения практических заданий адаптивного электронного обучающего ресурса;

–анализ необходимых условий формирования индивидуальной образовательной траектории при выполнении практических заданий и/или лабораторных работ;

– внедрение и апробация адаптивного электронного обучающего ресурса в учебном процессе, корректировка адаптивного электронного обучающего ресурса по результатам апробации.

Трояк Е. Ю.:

– анализ сред электронного обучения (E-learning), использующихся в образовательных учреждениях РФ, с точки зрения возможности реализации автоматизированной навигации по адаптивному электронному обучающему ресурсу;

– анализ Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ в части реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;

– сбор и анализ статистических данных, полученных по результатам обучения контрольной группы студентов с использованием адаптивного электронного обучающего ресурса: распределения по индивидуальным образовательным траекториям, вовлечённости в учебный процесс, итоговой оценки за курс.

 

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

 

Список литературы:

 

1. Вайнштейн Ю. В., Носков М. В., Шершнева В. А. Построение адаптивных образовательных ресурсов // Информатизация образования: Теория и практика : сб. мат-лов междунар. науч.-практ. конф., 18–19 ноября 2016 г. ; под общ. ред. М. П. Лапчика. Омск : Омский государственный педагогический университет, 2016. С. 80–83.

2. Елисеева Е. В., Захарова Н. И., Злобина С. Н. и др. Информационные технологии в образовательном процессе : монография. Новосибирск : ЦРНС, 2015. 196 с.

3. Крившенко Л. П., Вайндорф-Сысоева М. Е. и др. Педагогика: учебник. М. : ТК Велби ; Проспект, 2010. 432 с.

4. Лучшие практики электронного обучения : мат-лы III метод. конф. Томск : НИ ТГУ, 2017. 62 с.

5. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 14.07.2018).

6. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры. Утверждён Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 апреля 2017 г. № 301 [Электронный ресурс]. URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_220229/

(дата обращения: 22.06.2018).

7. Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. Утверждён Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 [Электронный ресурс]. URL: https://minjust.consultant.ru/documents/36757 (дата обращения:

21.06.2018).

8. Пожаркова И. Н., Лагунов., А. Н., Трояк Е. Ю., Гапоненко М. В. Видеолекции в системе дистанционного обучения вузов МЧС России // Природные и техногенные риски (физико-математические и прикладные аспекты). СПб. : СПб. ун-т Гос. противопожарной службы Министерства Р. Ф. по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, 2017. № 3 (23). С. 59–66.

9. Положение о реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в СФУ [Электронный ресурс]. URL: http://about.sfukras.ru/docs/9739/pdf/693828 (дата обращения 26.05.2018).

10. Собчик Л. Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. СПб. : Речь, 2000. 187 с.

11. Талалаева Г. В., Демченко О. Ю, Газизова Ю. С., Контобойцева М. Г., Ферапонтова Ю. В. Особенности реализации приоритетных направлений современной системы образования РФ в образовательных организациях МЧС России // Техносферная безопасность. 2018. № 1 (18). С. 98–113.

12. Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры : мат-лы Всерос. науч.-метод. конф., 31.01.–02.02. Оренбург : ОГУ, 2018 [Электронный ресурс]. URL: oren-psuti.ru/index.php/nov/228-vserossijskaya-nauchno-metodicheskaya-konferentsiya-universitetskij-kompleks-kak-regionalnyj-tsentrobrazovaniya-nauki-i-kult (дата обращения: 23.05.2018).

13. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп : уч. пособие. М. : Изд-во Института Психотерапии, 2002. C. 237–238.

14. Царев Р. Ю., Тынченко С. В., Гриценко С. Н. Адаптивное обучение с использованием ресурсов информационно-образовательной среды // Современные проблемы науки и образования. Пенза : Академия Естествознания. 2016. № 5. 219 с.

15. EDCRUNCH Ural: новые образовательные технологии в вузе-2017. [Электронный ресурс]. URL: http://notv.urfu.ru/ru (дата обращения: 26.05.2018).

Скачать статью в формате pdf


Просмотров: 5 | Скачиваний: 12