Моделирование мотивационного управления инновационной деятельностью педагогов в условиях становления резильентной школы
Автор(ы):
Кузнецов Вячеслав Михайлович
кандидат исторических наук, заведующий кафедрой общественных и художественно-эстетических дисциплин, доцент, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования
454091, г. Челябинск, ул. Красноармейская, 88, тел.: +7(351)2634371, e-mail: kraeved_74@mail.ru
Соловьева Татьяна Васильевна
кандидат филологических наук, заведующий кафедрой языкового и литературного образования, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования
454091, г. Челябинск, ул. Красноармейская, 88, тел.: +7(351)2640129, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Трошков Сергей Николаевич
кандидат педагогических наук, заместитель директора, Средняя общеобразовательная школа № 84
454085, г. Челябинск, ул. Хохрякова, д. 26а, тел.: +7(351)7723929, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация. Актуализируется проблема реализации регионального инновационного проекта в общеобразовательной организации как замысла инновационных изменений с обоснованием их целесообразности для основных участников образовательных отношений. Рассматривается конкретное общеобразовательное учреждение с позиции резильентной школы, функционирующей в социально неблагополучном окружении, но достигающей результатов, превосходящих ожидания. Выделены и охарактеризованы мотивационный, системный, деятельностный и акмеологический подходы в качестве методологического основания моделирования мотивационного управления инновационной деятельностью педагогов. Исследованы факторы внешней и внутренней мотивации готовности и желания педагогов участвовать в реализации инновационного проекта. Обозначены, исходя из содержания теории Ф. Герцберга, мотивирующие факторы, оказывающие влияние на инновационную деятельность педагогов общеобразовательной организации. Определены и аргументированы главные компоненты и элементы системы мотивационного управления инновационной педагогической деятельностью в школе. К числу таких компонентов отнесены: структура управления, кадры аппарата управления, содержание управления, процесс управления и методы управления. Представлены следующие показатели оценки эффективности управления реализацией инновационного проекта: целевой, ресурсный и социально-психологический.
Ключевые слова: инновационная деятельность педагогов, региональная инновационная площадка, резильентная школа, мотивационный подход, мотивационное управление, теория мотивации Ф. Герцберга, системный подход, система управления, деятельностный подход, акмеологический подход, эффективность управления.
Для цитирования: Кузнецов В. М., Соловьева Т. В., Трошков С. Н. Моделирование мотивационного управления инновационной деятельностью педагогов в условиях становления резильентной школы // Педагогический ИМИДЖ. 2018. Т. 12. № 4 (41). С. 5–17. DOI: 10.32343/2409-5052-2018-12-4-5-17
УДК: 370.177
DOI: 10.32343/2409-5052-2018-12-4-5-17
Дата поступления в редакцию: 27.09.2018.
Список литературы:
1. Гостев А. Г. Теоретические основы управления развитием муниципального лицея: личностно-ориентированный аспект. Челябинск : Урал-ГАФК, 1996. 216 с.
2. Котлярова И. О. Инновации в образовательных учреждениях: науч-метод. рекомендации для руководителей. Челябинск : Образование, 1998. 89 с.
3. Кузнецов В. М., Трошков С. Н. Содействие педагогам в изучении социальной среды при конструировании образовательной программы // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2015. № 4 (25). С. 61–68.
4. Пинская М. А., Хавенсон Т. Е., Чиркина Т. А. «Резильентные» школы и школьники. Билет на ковчег: вносит ли школа вклад в резильентность ученика? // Образование и социальная дифференциация : монография / отв. ред. М. Карной, И. Д. Фрумин, Н. Н. Кармаева. М. : НИУ ВШЭ, 2017. С. 183–202.
5. Поташник М. М. Инновационные школы России: становление и развитие. Опыт программно-целевого управления : пособие для руководителей образовательных учреждений. М. : Новая школа, 1996. 320 с.
6. Поташник М. М., Лоренсов А. В., Хомерики О. Т. Управление инновационными процессами в образовании. М. : Педагогическое сообщество России, 2008. 352 с.
7. Третьяков П. И. Практика управления современной школой: опыт педагогического менеджмента. М. : Педагогический поиск, 1995. 204 с.
8. Третьяков П. И., Шамова Т. И. Управление качеством образования – основное направление в развитии системы: сущность, подходы, проблемы // Управление качеством образования : сб. мат-лов науч. сессии ФПКиППРО. М. : Бакалавр, 2001. С. 4–8.
9. Трошков С. Н., Красюн Г. А. Развитие общеобразовательной организации и личностная удовлетворённость как результат эффективной инновационной деятельности педагогов // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2017. № 4 (33). С. 81–86.
10. Управление качеством подготовки слушателей в системе дополнительного профессионально-педагогического образования : монография / М. И. Солодкова, Д. Ф. Ильясов и др. ; на уч. ред. В. Н. Кеспиков. М. : ВЛАДОС, 2009. 320 с.
11. Херцберг Ф., Моснер Б., Снидерман Б. Мотивация к работе / пер. с англ. Д. А. Куликов. М. : Вершина, 2007. 240 с.
12. Хридина Н. Н. Понятийно-терминологический словарь: управление образованием как социальной системой. Екатеринбург : УКИ, 2003. 384 с.
13. Шалаев И. К. Инновационный потенциал мотивационного программно-целевого управления образованием как предмет диссертационных исследований и передового опыта // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 2 (33). С. 223–226.
14. Эшби У. Р. Введение в кибернетику. М. : Иностранная литература, 1959. 432 с.