Анализ методических материалов в сети «Интернет» по модулю Основ религиозных культур и светской этики «Основы буддийской культуры»
Автор(ы):
Доржигушаева Оюна Владимировна
кандидат философских наук, доцент кафедры философии, истории и культурологии, Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления
670013, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40 б, стр. 1, тел.: +7(3012)431415, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация. Актуальность статьи определяется развитием этнокультурных и этноконфессиональных взаимодействий в условиях современного культурного и религиозного многообразия России, что требует модернизации процесса обучения в соответствии с существующей образовательной политикой в области поликультурного образования. Автором дана оценка ситуации в сфере религиозных культур, сложившейся в современной Республике Бурятия, представлен краткий ретроспективный анализ развития буддийского религиозного образования в Республике Бурятия, а также национально-территориальные особенности реализации модуля Основ религиозных культур и светской этики «Основы буддийской религии» в Республике Бурятия. Показан образовательный потенциал методических материалов, разработанных по данной дисциплине и представленных в интернет-среде. Cтатья может быть полезна учёным-востоковедам, а также теоретикам и практикам в области общей педагогики, буддийского и поликультурного образования.
Ключевые слова: буддийское образование, буддийская культура, образовательная политика, Республика Бурятия, интернет-среда.
Для цитирования: Доржигушаева О. В. Анализ методических материалов в сети «Интернет» по модулю Основ религиозных культур и светской этики «Основы буддийской культуры» // Педагогический ИМИДЖ. 2018. Т. 12. № 4 (41). С. 36–50. DOI: 10.32343/2409-5052-2018-12-4-36-50
УДК: 379.349
DOI: 10.32343/2409-5052-2018-12-4-36-50
Дата поступления в редакцию: 30.08.2018.
Список литературы:
1. Амоголонова Д. Д., Содномпилова М. М., Батомункуев С. Д., Варнавский П. К., Белькова А. А. Церковь – общество – власть: религиозные процессы и практики в современной Бурятии : монография. Улан-Удэ : Изд-во Бурятского науч. центра СО РАН, 2016. 231 с.
2. Атлас религий и национальностей : материалы [Электронный ресурс] // Среда : исследовательская служба. URL: http://sreda.org/arena (дата обращения: 12.02.2018).
3. Бернюкевич Т. В. Религиозный синкретизм буддийских верований в России как следствие культурного пограничья // Буддийская культура: история, источниковедение, языкознание и искусство: Пятые Доржиевские чтения. Буддизм и современный мир : мат-лы конф. СПб. 13–15 июня 2012 года. СПб. : Гиперион. С. 57–62.
4. В монастырском университете в Индии построено общежитие для студентов из Бурятии. [Электронный ресурс] // Сохраним Тибет. 23.10.2013. URL: http://savetibet. ru/2013/10/23/india.html (дата обращения: 07.11.2018).
5. Гениатуллин Айрат-Хазрат Увидеть мечеть и умереть : интервью [Электронный ресурс] // Исламский портал. 13.06.2013. URL: http://www.islam-portal.ru/novosti/104/4150/ (дата обращения: 03.10.2018).
6. Жиронкина Ю. В тибетском монастыре Дрепунг Гоманг завершено строительство общежития для монахов из Тувы. [Электронный ресурс] // Сохраним Тибет. 08.12.2008. URL: http://savetibet.ru/2007/12/08/tuva_monks.html (дата обращения: 21.11.2018).
7. Концепция федеральной целевой образовательной программы на 2016–2020 годы : утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf (дата обращения: 14.07.2018).
8. Кузьмичева М. 715 тысяч российских буддистов: сравнительно молоды и считают, что религия – это важно. [Электронный ресурс] // Среда : исследовательская служба. 06.07.2014. URL: http://sreda.org/arena-news/715-tysyach-rossiyskih-buddistovsravnitelno-molody-i-schitaut-chto-relegiya-eto-vazhno (дата обращения: 20.08.2018).
9. Лоншакова В. В. Мультикультурное образование в России и Франции: сравнительный анализ // Гуманитарный вектор. 2010. № 2 (22). C. 18–20.
10. Министерство образования Республики Бурятия [Электронный ресурс] : сайт. URL: http://edu03.ru/orkse/materials-for-teachers/index.php?sphrase_id=45713 (дата обращения: 12.10.2018).
11. О Концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://mon.gov.ru/work/vosp/dok/6988/ (дата обращения: 16.09.2018).
12. Республика Бурятия [Электронный ресурс] // Мусульмане России. URL: http:// dumrf.ru/regions/3/history (дата обращения: 04.06.2018).
13. Сивоволов Д. Л. Интернет-сайт как предмет социологического исследования: метод анализа интерактивных документов // Вестник Челябинского государственного университета. 2007. № 16. С. 139–143.
14. Сколько православных, староверов и буддистов в Бурятии? [Электронный ресурс] // Новая Бурятия. 16.09.2012. URL: http://www.newbur.ru/articles/10352 (дата обращения: 23.09.2018).
15. Среда : исследовательская служба [Электронный ресурс]. URL: http://sreda.org/ arena/about-project (дата обращения: 14.05. 2018).
16. Тен Ю. П. Культурология и межкультурная коммуникация : учебник для студентов, обучающихся по дисциплине «Культурология» и направлению «Лингвистика и межкультурные коммуникации». Ростов н/Д : Феникс, 2007. 238 с.
17. Чимитдоржиев В. Л. Основы религиозных культур и светской этики. Основы буддийской культуры. 4–5 кл. : учеб. пособие для общеобр. учр. М. : Просвещение,79 с.
18. Янчеглов И. Монахи из Калмыкии, на которых возлагает надежды Далай-лама : фоторепортаж. [Электронный ресурс] // Сохраним Тибет. 02.01.2008. URL: http:// savetibet.ru/2008/01/02/kalmyk_monks.html (дата обращения: 01.10.2018).
19. Barzanò, G., Cortiana, P., Jamison, I., Lissoni, M. & Raffio, L. New means and new meanings for multicultural education in a global–Italian context. Multicultural Education Review, 2017. Vol. 9. № 3. P. 145–158.
20. Byker E. J., Marquardt Sh. Using Critical Cosmopolitanism to Globally Situate Multicultural Education in Teacher Preparation Courses. Journal of Social Studies Education Research, 2016. № 7(2). P. 30–50.
21. Forrest, J., Lean, G., Dunn, K. Challenging racism through schools: teacher attitudes to cultural diversity and multicultural education in Sydney, Australia. Race Ethnicity and Education. 2016. Vol. 19. № 3. P. 618–638.
22. Holland E. C. Religious practice and belief in the Republic of Buryatia: Comparing across faiths and national groups. Nationalities Papers. 2014. Vol. 4. № 1. P. 165–180.
23. Hyland T. Buddhist practice and educational endeavour: in search of a secular spirituality for state-funded education in England. Ethics and Education. 2013. № 8(3). P. 241–252.
24. Kim H. M., Choi, S. H. Engaged Buddhism for the curative self among young Jungto Buddhist practitioners in South Korea. Journal of Korean Religions. 2016. № 7(2). P. 11–36.
25. Kopish M. A. Preparing Globally Competent Teacher Candidates Through Cross- Cultural Experiential Learning. Journal of Social Studies Education Research. 2016. Vol. 7. № 2. P. 75–108.
26. Li J., Moore D. Reconsideration of the coexistence of Buddhist temple education and state education in Xishuangbanna, China. British Journal of Religious Education. 2014. № 36(2). P. 139–154.
27. Murakami T. Buddhism on the border: Shan Buddhism and transborder migration in Northern Thailand. Southeast Asian Studies. 2012. № 1(3). P. 365–393.
28. Ngo B. Doing “diversity” at dynamic high: Problems and possibilities of multicultural education in practice. Education and Urban Society. 2010. Vol. 42. № 4. P. 473–495.
29. Petrova M. Underground hindu and buddhist-inspired religious movements in Soviet Russia. Usuteaduslik Ajakiri. 2013. Vol. 64 № 1. P. 99–115.
30. Saint-Hilaire L. A. So, how do I teach them? Understanding multicultural education and culturally relevant pedagogy. Reflective practice. 2014. Vol. 15. № 5. P. 592–602.
31. Thanissaro P. N. A preliminary assessment of Buddhism's contextualisation to the English RE classroom. British Journal of Religious Education. 2011. Vol. 33(1). P. 61–74.
32. Yao W. (2006). Buddhist thought and several problems in the world today. Frontiers of Philosophy in China. 2005. № 1(1). P. 144–147.