Копинг-стратегии будущих педагогов
Автор(ы):
Киселева Анастасия Андреевна
методист кафедры развития образовательных систем и инновационного проектирования, Институт развития образования Иркутской области
664007, г. Иркутск, ул. Красноказачья, 10 А, тел.: +7(3952)500904, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Козлов Владимир Васильевич
доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной и политической психологии, Ярославский государственный университет имени П. Г. Демидова
150003, г. Ярославль, ул. Советская, 14, тел.: +7(4852)478666, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Малых Татьяна Александровна
кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой развития образовательных систем и инновационного проектирования, Институт развития образования Иркутской области
664007, г. Иркутск, ул. Красноказачья, 10 А, тел.: +7(3952)500904, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация. В статье представлено исследование, направленное на выяснение особенностей копинг-стратегий студентов – будущих педагогов. Полученные результаты копинг-стратегий будущих педагогов сравниваются с результатами копинг-стратегий студентов других специальностей. Проанализировав эмпирические данные, авторы приходят к выводу о том, что для будущих педагогов характерны в равной степени как продуктивные копинг-стратегии, так и непродуктивные, что позволяет студентам – будущим педагогам реагировать на широкий спектр стрессовых ситуаций, однако не всегда продуктивно разрешать их.
Ключевые слова: копинг-стратегии, будущие педагоги, студенты, жизнестойкость, стресс.
Для цитирования: Киселева А. А., Козлов В. В., Малых Т. А. Копинг-стратегии будущих педагогов // Педагогический ИМИДЖ. 2018. Т. 12. № 4 (41). С. 118–129. DOI: 10.32343/2409-5052-2018-12-4-118-129
УДК: 159.99
DOI: 10.32343/2409-5052-2018-12-4-118-129
Дата поступления в редакцию: 26.09.2018.
Список литературы:
1. Арендачук И. В. Копинг-стратегии студентов как факторы преодоления рисков образовательной среды вуза // Национальная ассоциация ученых. 2015. № 5-5 (10). С. 87–90.
2. Бовть О. Б., Мишин А. А. Эмпирическое изучение связи стратегий совладания и психологических защит с разными типами виктимного поведения будущих педагогов // Учёные записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология. 2017. № 4 (10). С. 30–34.
3. Вассерман Л. И., Абабков, В. А. Трифонова Е. А. Совладание со стрессом: теория и психодиагностика. СПб. : Речь, 2010. 192 с.
4. Вассерман Л. И., Иовлев Б. В., Исаева Е. Р., Трифонова Е. А., Щелкова О. Ю. и др. Методика для психологической диагностики совладающего поведения в стрессовых и проблемных для личности ситуациях. СПб. : Психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева, 2008. 35 с.
5. Благов И. А., Есенкова Н. Ю., Мангушев Ф. Ю. Особенности копинг-стратегий и поведенческой саморегуляции у лиц с соматоформными расстройствами // Психология XXI века: системный подход и междисциплинарные исследования: сборник научных трудов участников международной научной конференции молодых ученых. В 2 т. Т. 2. 2017. С. 104–110.
6. Киселева А. А., Кузьмин М. Ю. Особенности копинг-стратегий у лиц с ограниченными возможностями здоровья // Acta Biomedica Scientifica. 2017. Т. 2. № 5-1 (117). С. 129–135.
7. Козлов В. В. Интегративная психология: пути духовного поиска, или освящение повседневности. М. : Психотерапия, 2007. 528 с.
8. Козлов В. В. Психология кризиса : монография. М. : Институт консультирования и системных решений, 2014. 250 с.
9. Кузьмин М. Ю., Игумнов И. А., Сутурина Л. В. Проблемы совладающего поведения у женщин с синдромом поликистозных яичников // Современные исследования социальных проблем. 2017. Т. 8. № 11-1. С. 60–75.
10. Конопак И. А., Кузьмин М. Ю., Миронова Е. И. Связь жизнестойкости и принятия решений в ситуации неопределённости различного рода у студентов экономических и неэкономических специальностей // Экономическая психология: прошлое, настоящее, будущее. 2016. № 3-1. С. 199–206.
11. Левкова Т. В. Личностные ресурсы развития продуктивных копинг-стратегий у студентов вуза // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 1-3 (45). С. 157–163 [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23149904 (дата обращения: 23.09.2018).
12. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. М. : Смысл, 2006. 63 с.
13. Макарова А. А. Взаимосвязь копинг-стратегий и нарушений поведения подростков // Материалы докладов 46 республиканской научно-технической конференции преподавателей и студентов. 2013. С. 59–60.
14. Реан А. А., Кудашев А. Р., Баранов А. А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. 479 с.
15. Удалова Т. Ю., Мордык А. В., Иванова О. Г., Пузырева Л. В., Никифорова Ю. С., Шикенева Е. С. Сравнительная характеристика мотивации к избеганию неудач и стратегий поведения в стрессовых ситуациях студентов медицинского и педагогического вузов // Вестник Смоленской государственной медицинской академии. 2017. Т. 16. № 3. С. 11–17.
16. Федотенко И. Л., Югфельд И. А., Яковлева А. А. Конфликтность личности буду будущих учителей как психологический фактор их профессионального самоопределения // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 5. С. 120–125.
17. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М. : Изд-во Института Психотерапии, 2002. 490 с.
18. Шамшикова О. А., Клепикова Н. М., Гришин А. М. Эмпирические характеристики копинг-стратегий студентов педагогического вуза // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 5. С. 268–272.
19. Ширалиева Г. И. Особенности копинг-стратегий у студентов педагогического колледжа // Молодой ученый. 2016. № 12 (116). С. 806–809.
20. Anitei M., Cojocaru F., Burtaverde V., Mihaila T. Differences in Academic Specialization regarding Stressor Perception, Coping and Stress Effects Perception in Young Students // Social and Behavioral Sciences. 2015. Issue 203. P. 433–437.
21. Deasy C., Pironom J., Coughlan B., Jourdan D., Mannix-McNamara P. Psychological Distress and Coping amongst Higher Education Students: A Mixed Method Enquiry / C. Deasy, B. Coughlan, J. Pironom, Deasy C. Psychological Distress and Coping amongst Higher Education Students: A Mixed Method Enquiry [Electronic resource] // Plos one. 2014. Issue 15. URL: https://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371/journal.pone.0115193 (mode of access: 23.09.2018).
22. Kepalaite A. Stress coping strategies of first year students of social pedagogy // Specialusis Ugdymas. 2013. Issue 29 (2). P. 101–108.
23. Frydenberg E., Lewis R. Adolescent Coping Scale: Manual // ACER Press. Melbourne, 1993. P. 15–20.